Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 02:12, реферат
Вместо прежних 20 губерний, существовавших в 1766 г., по "учреждениям о губерниях", к 1795 г. в России появилась уже пятьдесят одна губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции - на уезды; теперь губернии делились прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно, почему и выходило так, что, например, Московская губерния имела 2230000 жителей, а Архангельская - только 438000(2), а между тем численный штат администрации был приблизительно одинаков и в той, и в другой губернии. Границы прежних губерний и областей устанавливались частью по географическим, частью по историческим признакам, или условиям, в основание губернского деления Екатерины принято было исключительно количество населения. При новом административном разделении, было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс.(4).
1. Территориальное преобразование губерний ______________________ 3 стр.
2. Администрация _______________________________________________ 4 стр.
3. Противоречия в строе губернских учреждений ____________________ 7 стр.
4. Роль дворянства в губернии ____________________________________ 9 стр.
5. Значение губернских учреждений 1775 г. _________________________ 11 стр.
6. Литература __________________________________________________ 15 стр.
Губернская реформа 1775 г. Укрепление диктатуры дворянства на местах
Содержание:
Перед началом изложения основной темы хотелось бы подчеркнуть что, областное управление было для Екатерины удобной почвой, на которой она могла сеять политические идеи заимствованные ей из либеральных учений европейских публицистов. Притом особые соображения побуждали ее обратить преимущественное внимание на переустройство областного управления. Вскоре после окончания работ Комиссии для составления проекта нового уложения, в 1773 - 1774 гг., разразился страшный пугачевский бунт, который местная администрация не умела ни предупредить, ни пресечь вовремя. Также на переустройстве именно областного управления с особенной силой настаивали дворянские депутаты кодификационной комиссии 1767 г. Этими побуждениями и вызвано было обнародованное 7 ноября 1775 г. «Учреждение для управления губернии». Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный и гражданский(1). На устранение этих недостатков и рассчитаны были новые губернские учреждения.
Вместо
прежних 20 губерний, существовавших
в 1766 г., по "учреждениям
о губерниях", к 1795 г. в России появилась
уже пятьдесят одна губерния. Прежде
губернии делились на провинции, а
провинции - на уезды; теперь губернии
делились прямо на уезды. Прежде областное
деление производилось случайно, почему
и выходило так, что, например,
Московская губерния имела 2230000
жителей, а Архангельская - только 438000(2),
а между тем численный штат администрации
был приблизительно одинаков и в той, и
в другой губернии. Границы прежних
губерний и областей устанавливались
частью по географическим, частью по историческим
признакам, или условиям, в основание
губернского деления Екатерины принято
было исключительно количество населения.
При новом административном разделении,
было принято за правило,
чтобы в каждой губернии было от
300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20
до 30 тыс.(4). В основу нового деления
было, таким образом, положены
статистическое данные, при проведении
которого в жизнь упускалось из виду,
как отмечает Платонов, что управлять
теми же 300 -- 400 тыс. душ
гораздо труднее, если они разбросаны
на больших пространствах. (2) При
большей дробности новых административных
округов нужно было и более административных
центров; поэтому возникло много новых
городов, созданных совершенно искусственно.
2.
Администрация.
Изменив областные границы, учреждение о губерниях изменило и устройство областного управления. До 1775 г. главным органом управления в губерниях, провинциях и уездах были губернаторы и воеводы со своими канцеляриями. Земский элемент, введенный в областное управление Петром I., удержался только в городском самоуправлении и исчез из губернского управления, почему местная администрация стала бюрократической. Суд, отделенный при Петре от администрации, вскоре снова слился с нею. Таким образом, бюрократизм и смешение ведомств стали отличительными признаками местного управления. При этом состав администрации был малочислен и администрация была слаба. Эта слабость ясно сказалась во время московского бунта 1771 г., происшедшего под впечатлением чумы. Московские сенаторы (в Москве было два департамента Сената) и прочие власти растерялись при первом же движении народа. Против мятежной толпы, убившей архиепископа Амвросия, не могли собрать и 500 солдат. Московский главнокомандующий граф Салтыков горько жаловался Екатерине на недостаточность своих средств для борьбы с чернью. «Я один в городе и Сенате, - писал он, - помощников нет, команды военной недостает... помочь мне некому».(2) Еще сильнее сказалась слабость администрации во время известного пугачевского бунта 1773 -- 1774 гг. По случаю турецкой войны у правительства было мало войск, а администрация не могла ни вовремя сдержать крестьянские волнения, ни принять должные меры, чтобы обезопасить не только общество, но и самих себя от всяких случайностей и опасностей. При таких условиях Пугачев под именем Петра III овладел громадными пространствами от Оренбурга до Казани, и борьба с ним обратилась в упорную войну. Только после ряда битв Пугачев был пойман и казнен в 1774 г. Шайки его рассеялись, но волнение утихало не сразу, и Екатерина выработала свои учреждения о губерниях , как уже и указывалось выше, под свежим впечатлением необыкновенного погрома.
Она стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы. В этом ее стремления напоминают стремления Петра Великого, но формы екатерининской администрации далеко разошлись с формами петровского времени, да и основания их были мало, в сущности, сходны. Учреждения Екатерины, прежде всего, были гораздо сложнее учреждений Петра.
В каждом губернском городе
были установлены: 1) Губернское правление
- главное губернское учреждение
с губернатором во
главе. Оно имело административный
характер, являлось ревизором всего
управления, представляло собой
правительственную власть в
Также,
в губернском городе были: 7) Совестный
суд - для полюбовного решения
тяжб и для суда над невменяемыми
преступниками и
В
каждом уездном городе находились:
1) Нижний земский суд - ведавший
уездную полицию
и администрацию, состоявший
из исправника (капитана-исправника)
и заседателей; и тот, и другие
избирались из дворян уезда. Исправник
считался начальником уезда и
был исполнительным органом губернского
управления. 2) Уездный суд - для
дворян, подчиненный Верхнему земскому
суду. 3) Городской магистрат
- судебное место для горожан,
подчиненное губернскому
Кроме перечисленных учреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском суде), а для призрения вдов и сирот горожан - сиротский суд (при каждом городовом магистрате). И в том, и в другом учреждении членами были сословные представители. В Дворянской Опеке председательствовал предводитель дворянства (они стали существовать со времени Екатерининской комиссии), а в сиротском суде - городской голова.
Такова
была система местных учреждений
Екатерины II. Мы видим, что
вместо довольно простых форм прежнего
времени теперь раскинута в
каждой губернии целая сеть
учреждений с многочисленным
составом, и эта многочисленная
администрация сосредоточена в
меньших административных округах.
При обилии новых учреждений замечаем,
что они стараются выдержать
модный в XVIII в. принцип разделения ведомств
и властей: администрация в них
отделена от суда, суд - от
финансового управления. Местные
общества получили на сословном принципе
широкое участие в делах
Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина сознавала это. Но она не тронула первоначально ничего в центральном управлении, а между тем перемены в нем должны были произойти, потому что Петр именно на петербургские коллегии возложил главную тяжесть управления. Перемены и произошли скоро: за неимением дел, коллегии мало-помалу стали уничтожаться.
За
водворением стройной системы
в местном управлении следовало
падение прежней системы в
управлении центральном. Оно... стало
требовать реформы и, пережив
окончательное расстройство при
императоре Павле, получило ее уже при
императоре Александре I (когда учреждены
были министерства).
3.
Противоречия в
строе губернских
учреждений.
Легко заметить прежде всего необычайную сложность созданного Екатериной губернского правительственного механизма. Мы видим здесь прежде всего сильное влияние, какое оказали на эти учреждения идеи, распространявшиеся тогдашней политической литературой Запада, преимущественно идея разделения властей. Без строгого разделения властей - законодательной, исполнительной (административной) и судебной - тогдашний передовой публицист не мыслил правильного государственного устройства. Екатерина заплатила очень щедрую дань этой идее в своих губернских учреждениях.
Из
иного источника вытекло
Информация о работе Губернская реформа 1775 г. Укрепление диктатуры дворянства на местах