Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:13, курсовая работа
Проблема грузино-осетинских или осетино-грузинских взаимоотношений - от дружественных до конфликтных - существовала всегда. Подобный политический расклад особенно проявился после распада СССР, когда на его бывшей территории начали формироваться суверенные республики-государства; результатом этого процесса стало принятие политически незрелых решений, ведших как к опасным межгосударственным, так и внутренним межэтническим конфликтам. Характерной особенностью политики новых суверенных государств стала антироссийская националистическая пропаганда. В этом отношении авангардное место занимала Грузия.
Тому примером стала, наряду
с другими республиками бывшего Союза,
Грузинская ССР конца 1980 - начала 1990 годов.
Для нее стало характерно резкое ухудшение
межнациональных отношений между титульным
грузинским и почти всеми негрузинскими
этносами. Наиболее кризисная ситуация
сложилась в автономиях, где произошли
два серьезных вооруженных конфликта:
грузино-осетинский 1991-1992 гг. и грузино-абхазский
1992-1993 гг.
Грузино-осетинский конфликт до последних
событий в Южной Осетии в августе 2008-го
оставался неурегулированным. Несмотря
на попытки обеих сторон, а также активную
помощь посредников (Россия и международные
организации, прежде всего ОБСЕ), переговорный
процесс за более чем десятилетний период
после окончания боевых действий так и
не смог перешагнуть результаты Московского
меморандума 1996 г. о неприменении насильственных
акций.
Неурегулированность конфликта
порождала серьезные проблемы для обеих
сторон, дестабилизировала обстановку
как в центральной части Грузии, так и
в Южной Осетии. Прежде всего это проблема
беженцев и вынужденных переселенцев
(31 800 человек в Северной Осетии и около
10 тысяч человек в Грузии). Их возвращение
в места прежнего проживания было затруднительным,
а порой - нереальным. Затем - проблема
восстановления разрушенной экономики
в зоне боевых действий. Вдобавок - тяжелейшая
демографическая ситуация, особенно в
Южной Осетии, население которой по сравнению
с предконфликтным периодом сократилось
более чем в два раза.
Наиболее значительна проблема политического
статуса Южной Осетии. С одной стороны,
Грузия не желала признавать в своем составе
Южную Осетию как автономную единицу.
С другой - независимость Южной Осетии
не признавалась международным сообществом.
Нынешний грузино-осетинский
конфликт не единственный в грузино-осетинских
отношениях. Он последний в цепи столкновений,
повторяющихся между Южной Осетией и Грузией
на протяжении последних трехсот лет.
Ему предшествовал конфликт 1920 года между
Грузией и Южной Осетией, который по своим
масштабам напоминал межэтническую войну,
а по последствиям был определен как геноцид
южных осетин. В середине XIX века, то есть
за 70 лет до этой войны, имело место столкновение
между южными осетинами и грузинской феодальной
знатью. В период XVII-XVIII вв. исследователи
также отмечают несколько наиболее значительных
грузино-осетинских столкновений, преследовавших
целью установление контроля над территорией
и регионом в целом: в 1626, 1711 и 1740-х годах.
К концу 1980-х годов, как только наметился
кризис советской системы, отношения этносов
перешли в стадию конфронтации.
Один из важнейших факторов, влияющих на межэтническую напряженность, кроется в истории этносов. При этом наиболее конфликтогенны стремление и периодические попытки Грузии подчинить Южную Осетию своей власти, которые успеха не имели и сопровождались постоянными конфликтами и войнами.
Анализ истории грузино-осетинских отношений позволяет предположить, что неурегулированность и неоформленность межэтнических связей были в значительной степени обусловлены длительным периодом противостояния и противоборства между сторонами по проблеме этнополитического статуса территории Южной Осетии и проживающих на ней компактно южных осетин.
Суть проблемы - на протяжении веков этносам не удалось на взаимоприемлемой основе однозначно разрешить вопрос, что есть Южная Осетия и кто такие южные осетины на ее территории. По грузинской версии, Южная Осетия - осетинский анклав на территории Грузии. По версии осетинской - это часть исторической Осетии, волею судеб раскинувшейся по обе стороны Главного Кавказского хребта.
Анализ событий последнего вооруженного конфликта, позволяет утверждать, что как всегда и везде страдают ни в чем не повинные жители из-за чьих-то политических интересов. В этой шестидневной войне пострадало много людей с обеих сторон. Вопрос состоит в том кому и для чего нужны были эти жертвы. Мнений и спорных моментов в данном вопросе, безусловно много, а правда есть одна и она должна быть установлена. Некомпетентность и предвзятость со стороны многих западных СМИ повлекли за собой ошибочное представление в мире о событиях на Северном Кавказе. Первоначальные убедительные свидетельства того, кто начал войну, а также доказательства зверств грузинской армии в Цхинвали быстро похоронили и начали даже опровергать, запустив из Тбилиси высокоэффективную пиар-кампанию. Пока что ни один независимый источник не подтвердил заявление Саакашвили о том, что 7 августа сначала российские войска пересекли границу, и только затем Грузия развернула наступление. Особенно странно то, что во время конфликта грузинские власти об этом вообще не упоминали, а целью своих действий называли «восстановление конституционного порядка» в Южной Осетии.
Кроме того, Грузия заявляла, что перешла в наступление в ответ на обстрел четырех грузинских селений предыдущим вечером. Однако наблюдатели из миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе утверждают: они не обнаружили каких-либо свидетельств, подтверждающих, что эти деревни действительно пережили нападение. Напротив, они обвинили Грузию в «совершенно неизбирательном и несоразмерном нападении», заключавшемся в интенсивном обстреле
гражданских объектов артиллерийскими снарядами и неуправляемыми
ракетами.
Погибшие и беженцы.
Южная Осетия: По первоначальному заявлению российского МИД, число погибших мирных жителей в непризнанной республике превышает 1,6 тысяч человек.
По данным властей Южной Осетии на 20 августа, погибло 1492 мирных жителя.
Правозащитники международной организации Human Rights Watch, побывавшие в регионе, настаивают, что в Цхинвали погибли не тысячи, а десятки человек.
Грузия: Как сообщил 19 августа глава парламентского комитета по обороне и госбезопасности Грузии Гиви Таргамадзе, с грузинской стороны погибли 215 человек. При этом потери среди мирного населения, по данным комитета, составили 69 человек, среди военнослужащих - 133 человека. Еще
семь тел неопознаны. По словам Таргамадзе, 70 военных пропали без вести.
По данным на 13 августа, Грузия заявляла о 175 погибших (информация министерства здравоохранения).
Россия: По уточненным данным российского Генштаба на 20 августа, в зоне грузино-осетинского конфликта с российской стороны погибли 64 миротворца, ранения получили 323 человека. Пропавших без вести нет.
Ранее заместитель начальника Генштаба Анатолий Ноговицын
объявлял предварительные данные о потерях (74 погибших, более 170 раненых, 19 пропавших без вести).
Беженцы: По предварительным оценкам Агентства ООН по делам беженцев (UNHCR), в результате войны в зоне грузино- осетинского конфликта свои дома покинули более 158 тысяч человек.
Эти данные основаны на информации российской и грузинской сторон.
По словам властей Северной Осетии, в России находится около 30 тысяч беженцев из Южной Осетии. Около 30 тысяч человек, лишившихся дома, остаются на территории непризнанной республики.
(хронологическая
справка по данным, обобщенным
Следственным комитетом при
С 6 августа обстановка в зоне грузино-югоосетинского конфликта резко обострилась. Вооруженные силы Республики Грузия активизировали воздушную разведку с использованием Су-25 и БПЛА в ночное время.
Подразделениями спецназа МВД проведена разведка боем: на западном направлении по прорыву к Дзарской дороге в районе ХЕТАГУРОВО, НУЛИ; на восточном направлении – восточнее ПРИССИ в районе ЭРЕДВИ, САРАБУКИ, ДМЕНИСИ. Из района ТКВИАВИ велся огонь по САРАБУКИ и ДМЕНИСИ.
В 23.40 7 августа ВС Грузии созданной группировкой приступили к штурму ЦХИНВАЛА. С начала операции велся массированный огонь ствольной и реактивной артиллерией по позициям силовых структур РЮО (Республики Южной Осетии) в ЦХИНВАЛЕ.
При штурме ЦХИНВАЛА задействовались подразделения, усиленные бронетехникой – с южного направления. Вспомогательные удары – 2: первый в направлении МУГУТИ, ХЕТАГУРОВО (овладели МУГУТИ, ДИДМУХА в 2.40 8 августа, ХЕТАГУРОВО – в 4.00 8 августа) с задачей выйти к Дзарской дороге, второй в направлении ЭРЕДВИ, ДМЕНИСИ.
С 5.30 8 августа наносилось огневое поражение (с использованием РСЗО) по ДЖАВА (распоряжение министра внутренних дел Мерабишвили).
Миротворческий батальон ВС РФ решал задачи по сдерживанию частей и подразделений ВС Грузии на занимаемых миротворческих постах и в районе обороны (юго-западная окраина ЦХИНВАЛА).
К 0.40 8 августа взят под охрану и оборону туннель Рокский.
Российские войска приступили к выдвижению в назначенные районы.
Подразделения в НИЖ. ЗАРАМАГЕ приведены в готовность № 1.
При выдвижении подразделений
российских войск в назначенный
район (ДЖАВА) возле Гуптинского
моста произошло
Артиллерия, развернувшись на огневых позициях 24 километра севернее ДЖАВА, вела огонь по противнику.
К 11.30 8 августа одно из подразделений ВС РФ прорвалось в ЦХИНВАЛ.
Ракетные установки, авиация наносили удары по скоплениям войск Грузии.
9 августа ВС Грузии атаковали с различных направлений, наращивали усилия, имели частичный успех при штурме ЦХИНВАЛА, однако, понеся потери или с наступлением темноты, отходили на исходные позиции.
В 15.00 подразделения ВС Грузии при поддержке артиллерии с южного направления предприняли попытку штурма позиций подразделений ВС РФ (район расположения миротворческого батальона), захвата и удержания ЦХИНВАЛА. В ходе атаки противник понес потери в живой силе и технике, не достигнув поставленных целей, отошел на исходные позиции. После перегруппировки в 17.00 предпринял повторную попытку взять ЦХИНВАЛ. В результате упреждающих ракетно-артиллерийских ударов по маршрутам выдвижения войск противника подразделения ВС Грузии были вынуждены отступить. Танковые подразделения, понеся потери, отошли в районы ЗЕМО-НИКОЗИ, ТБЕТИ, ХЕТАГУРОВО.
Миротворческий батальон, оборонявшийся на юго-западной окраине ЦХИНВАЛА, отразил не менее 5 атак.
Одновременно с наступлением на ЦХИНВАЛ подразделения ВС Грузии силами до батальона (на 34 автомобилях «Пикап»), усиленными одной установкой БМ-21 «Град», предприняли попытку обходящего маневра по Дзарской дороге с целью задержания подходящих резервов к ВС РФ, обороняющим ЦХИНВАЛ. В результате они понесли потери и отошли в район ХЕТАГУРОВО.
9-10 августа подразделения ВС РФ совместно с подразделениями ВС РЮО отражали атаки ВС Грузии.
11 августа после создания ударных группировок с 12.00 перешли в контрнаступление на Дменисском и Цхинвальском направлениях и к 18.00 захватили рубеж САКАШЕТИ, ВАРИАНИ, КАРАЛЕТИ и вышли к ГОРИ. С утра 12 августа продолжили наступление и к 12.00 достигли окраин ГОРИ, блокировали его с северо-западной и северо-восточной сторон.
В ходе ведения боевых действий
группировкой войск усиления российского
миротворческого контингента
В ходе боевых действий соединения, воинские части и подразделения понесли потери, оставили ранее занимаемые позиции и районы.
С утра 13 августа подразделения Российской армии взяли под охрану брошенные военные городки ВС Грузии с брошенными оружием и боеприпасами (5 км сев. ГОРИ) с задачей – недопущение их расхищения. Ряд подразделений заняли оборону на господствующих высотах, перекрестках (узлах) дорог и выгодных рубежах с задачей – не допустить противника в направлении ГОРИ, ЦХИНВАЛ. Проводились разведывательно-поисковые действия в направлениях ГОРИ, ХАШУРИ; ГОРИ, КАСПИ, а также мероприятия по недопущению мародерства и грабежей в грузинских анклавах.
С 14 августа США приступили к реализации гуманитарного плана на территории Грузии при участии в миротворческой миссии морских пехотинцев и военной авиации.
Под видом доставки гуманитарной помощи в Грузию начата переброска грузов военного назначения для восстановления боеспособности ВС Грузии, а также подготовки миротворческой операции силами НАТО.
14–15 августа проведено наращивание группировки миротворческих сил РФ в зоне конфликта. Разведывательные подразделения общевойсковых соединений и ВДВ, спецназ вели разведку в назначенных районах, осуществляли поиск брошенных оружия и техники ВС Грузии.
Исходя из складывающейся обстановки, основные усилия были сосредоточены на недопущении сил НАТО в зону проведения миротворческой операции.
С 17.00 15 августа блокированы основные дорожные направления с задачей не допустить внезапного нападения и прорыва противника в ГОРИ. Кроме того, выставлены 5 миротворческих постов на автомобильной дороге (на участке КВЕНА-КОЦА, АРАДЕТИ, КАРЕЛИ, БЕРБУКИ, АХАЛШЕНИ).
К 10.00 16 августа с целью недопущения групп мародеров в административный район Грузии – Шодикартли, расхищения собственности граждан Грузии, вывоза вооружения, военной техники и боеприпасов в ЮО по административной границе РЮО и Грузии, на участке ЛАШЕ, КОШКА, выставлены 18 постов.
На западном направлении была занята оборона с передним краем по рубежу левый берег канала Диди-Руи с задачей не допустить прорыва противника в направлении КУТАИСИ, ГОРИ.
К 17.00 15 августа были заняты опорные пункты с задачей прикрыть угрожаемые направления:
западное – ТБИЛИСИ, ГОРИ,
восточное – КУТАИСИ, ГОРИ.
В ходе ведения боевых действий
группировкой войск усиления российского
миротворческого контингента на
территории РЮО вторгшиеся соединения
и воинские части ВС Грузии были
разгромлены. Состояние и уровень
готовности вооруженных сил Грузии
на этот момент уже не позволяли
возобновить и успешно вести
полномасштабные боевые действия против
группировки ВС РФ на территории РЮО.
Таким образом, операция по принуждению
Грузии к миру была завершена. Однако
на территории Южной Осетии продолжали
действовать отдельные