Грузино-осетинские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Проблема грузино-осетинских или осетино-грузинских взаимоотношений - от дружественных до конфликтных - существовала всегда. Подобный политический расклад особенно проявился после распада СССР, когда на его бывшей территории начали формироваться суверенные республики-государства; результатом этого процесса стало принятие политически незрелых решений, ведших как к опасным межгосударственным, так и внутренним межэтническим конфликтам. Характерной особенностью политики новых суверенных государств стала антироссийская националистическая пропаганда. В этом отношении авангардное место занимала Грузия.

Работа содержит 1 файл

дипломная итог (Автосохраненный).docx

— 178.06 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Грузино-осетинские отношения  традиционны и уходят глубокими корнями в древность. Они документируются историческими источниками, позволяющими судить об их неоднозначности в разные периоды.  
Проблема грузино-осетинских или осетино-грузинских взаимоотношений - от дружественных до конфликтных - существовала всегда. Подобный политический расклад особенно проявился после распада СССР, когда на его бывшей территории начали формироваться суверенные республики-государства; результатом этого процесса стало принятие политически незрелых решений, ведших как к опасным межгосударственным, так и внутренним межэтническим конфликтам. Характерной особенностью политики новых суверенных государств стала антироссийская националистическая пропаганда. В этом отношении авангардное место занимала Грузия. В начале 90-х годов XX в., с провозглашением в ней независимости республики, начался вынужденный отток русского и осетинского населения, опасавшегося за свою судьбу в условиях разжигания отдельными лидерами национальных движений в скрытой или открытой формах антирусских и антиосетинских настроений. Добиваясь отрыва Грузии от России и сохранения территориальной целостности в рамках, существовавших до провозглашения здесь Советской власти, деятели новообразованных общественно-политических движений спекулировали на обострении проблем грузино-осетинских отношений.1

Позже в условиях вооруженного конфликта взаимоотношения Грузии с Южной Осетией стали занимать внимание международного политического  сообщества; вопрос о Южной Осетии активно обсуждался на официальных  встречах руководства Грузии и России. Актуальность данной работы заключается  в необходимости исследования политической природы грузино-осетинских противоречий и  освещении последних вооруженных событий. В связи с этим особое значение приобретает объективная оценка содержания и сути грузино-осетинских отношений изучаемого периода.  
Объектом исследования стал процесс формирования и развития грузино-осетинских противоречий, начиная с 90-х гг. XX в. и до августовских              событий 2008 г.

Хронологические рамки исследования обусловлены спецификой темы. Работа охватывает период с 90-е годы XX и 2008г. август месяц. Отправная точка исследования связана с вооруженным противостоянием между Республикой Грузия и Южной Осетией (1989-1992 гг.), следствием которого явилось образование независимой Республики Южная Осетия. Конечная дата представленной работы обусловлена окончанием  военных действий в августе 2008 г.

История Осетии, а вместе с ней и развитие грузино-осетинских взаимоотношений всегда привлекали внимание отечественных исследователей. Заметный вклад в изучение грузино-осетинских взаимоотношений, сложившихся в  конце XIX в., внесли советские историки проф. Г.А. Кокиев, проф. Б.В. Скитский, проф. З.Н. Ванеев, проф. Г.Д. Тогошвили, рассматривавшие историю Осетии в контексте с историей других народов, так или иначе влиявших на ее судьбу.  
Интерес исследователей к социально-экономическим и политическим отношениям Грузии и Южной Осетии не ослабевал и позже. Большое число специальных научных работ по истории югоосетинских обществ было опубликовано в 60-70-е гг. XX в. Распад Советского Союза и возникновение этнических конфликтов на постсоветском пространстве, к числу которых относится и грузино-осетинский, привлекло внимание многих ведущих российских исследователей в области национальных и политических отношений.  Национальные отношения и конфликты стали предметом обсуждения на многих международных конференциях. Особое значение в этом отношении имеют доклады известного кавказоведа, профессора М.М. Блиева, сделанные им на международных научных конференциях (в частности в Англии и Северной Ирландии в 1991, 1992 и 1997 гг.) и посвященные одной из современных проблем конфликтологии - грузино-осетинскому противостоянию; в них дано научно обоснованное определение социальных истоков вооруженного конфликта между Грузией и Осетией; показаны как специфика конфликта, так и возможности его разрешения. 
В начале 90-х гг. XX в. - на заре демократизации всего советского общества - был сделан значительный прорыв в изучении проблематики грузино- осетинских взаимоотношений. При этом в конце прошлого столетия появляются работы, различные как по исследовательскому уровню, так и своей политической направленности. Среди них выделяется ряд грузинских публикаций, авторы которых ставили перед собой цель доказать, что осетины являются якобы «пришельцами» и «гостями», поселившимися на территории Грузии XVII-XVIII вв. По мнению этих авторов, Осетия представляет собой лишь географическое понятие и ее территория будто является исконной землей Грузии. По их утверждению, до 1922 г. «осетины не имели этнополитического и этнотерриториального образования». Причину обострения межнациональных отношений в Грузии они видели в политике Центра и «местных сепаратистских сил». Работы грузинских исследователей представляют собой явную фальсификацию исторических фактов не только в области формирования южной ветви осетинского народа, но и характера развития взаимоотношений Грузии с Российским государством в целом.  
В противовес грузинским авторам, исследователями Южной Осетии были изданы научные труды, основная цель которых - восстановить историческую правду о подлинных взаимоотношениях двух народов с древних времен до конца советской власти в Грузии и показать на исторических фактах право югоосетинского народа на самоопределение. Среди таких публикаций одной из первых по времени явилась книга «Южная Осетия: и кровь, и пепел...». В книгу вошли разнообразные по своему характеру материалы, отражающие предпосылки зарождения конфликта и особенности его дальнейшей эскалации. Книга ценна тем, что она знакомит читателя главным образом с этническими и психологическими мотивами конфликта.

С середины 1990-х гг. предметом  исследования осетинских историков  становятся непосредственно грузино-осетинский конфликт 1989-1992 гг. и постконфликтное  развитие Южной Осетии. В свет выходят  работы, освещающие один из сложных  периодов в истории юга Осетии - осуществление грузинским  националистическим правительством третьего геноцида, в условиях которого происходило становление и развитие югоосетинской государственности. В этом направлении особый интерес вызывает книга экс-президента Республики Южная Осетия Л.А. Чибирова, описавшего «кровопролитный развод Южной Осетии с Грузией». В книге воспроизводятся основные вехи истории Южной Осетии, ранее мало известных массовому читателю; почти детально высвечиваются наиболее значимые события последнего десятилетия минувшего века, ознаменовавшего собой нелегкий путь строительства собственной государственности в истории южной ветви осетинского народа.  
Прошло уже пятнадцать лет со дня «начала-окончания» грузино-осетинского конфликта, но до сих пор его история не исследована в должной степени. Существуют всего лишь несколько специальных публикаций, в которых предпринята попытка научного анализа грузино-осетинских отношений в последней четверти XX в. К авторам одной из таких публикаций относится И.Б. Санакоев, изучающий общественно-политические процессы в Грузии и Южной Осетии в 90-е гг. прошлого столетия. Среди его работ, опубликованных в последнее время по представленной проблеме, особое внимание привлекает монография «Истоки и факторы эволюции грузино-осетинского конфликта», вышедшая в свет в 2004 г. Она посвящена исследованию политико-идеологических факторов эволюции грузино-осетинского конфликта. Анализируя довольно сложный комплекс причин противостояния, автор особо выделяет два наиболее важных компонента: этнический и политический. Здесь же им предпринята попытка исследования исторических корней конфликта. Огромный вклад в изучение грузино-осетинских взаимоотношений внес проф. М.М. Блиев. Научный интерес вызывает его монографии, в которых автор ставит задачу раскрыть социальную природу периодически и устойчиво повторяющихся как российско-грузинских, так и осетино-грузинских противоречий. Фундаментальную сторону своего исследования проф. М.М. Блиев видел в строгом следовании фактическому материалу и той хронологической последовательности, в которой состоялись исторические факты и события. Интересные сведения по исследуемой теме опубликованы в книге «Белая книга преступлений против Южной Осетии» Редактор Глеб Павловский.  Здесь представлен материал, касающийся грузино-осетинского конфликта. Эта книга уникальна - она содержит только факты, установленные в соответствии с правовыми процедурами. Книга построена на доказательной базе, собранной Следственным комитетом при прокуратуре РФ в ходе расследования уголовного дела, возбужденного в связи с агрессией Грузии в отношении Южной Осетии.

Здесь собраны как свидетельства  непосредственных участников событий, так и фотодокументы, фиксирующие  доказательства преступлений, совершенных  грузинской стороной в ходе нападения  на базы миротворцев и населенные пункты Республики Южная Осетия.

Источниковую базу  исследования составил документальный материал, содержащийся в фондах архивов Республики Северная Осетия-Алания, отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева.

Комплексное использование  имеющейся источниковой базы и достижений отечественной историографии в  изучении разносторонних грузино-осетинских отношений позволило точнее раскрыть поднятую в дипломной работе тему, недостаточно исследованной.  
Научно-практическая значимость представленной работы определяется существенно возросшим в последние годы интересом не только ученых, но и широкой общественности к проблеме социально-экономических и политических отношений Грузии с Южной Осетией. Материалы исследования могут быть использованы при написании новых обобщающих работ по истории Осетии в целом, и Южной - в частности, при чтении спецкурсов по проблеме грузино-осетинских отношений на исторических факультетах вузов как на юге, так и на севере Осетии.  
Методологическая основа исследования базируется на целом ряде взаимодополняющих исследовательских методов. В основу данной работы легли важнейшие принципы исторического познания - объективность и историзм.

Соблюдение научной объективности  потребовало  исключения предвзятости при оценке фактов и явлений исторической действительности.  
Метод историзма обусловил необходимость освещения исторических событий в неразрывной связи с прошлым и настоящим с учетом как свойственных изучаемому периоду особенностей исторического развития, расстановки политических сил, так и перспектив их эволюции в будущем.  
Поставленные в работе цели и задачи определили структуру настоящего исследования, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Грузино-осетинский конфликт. События XX века .

Нынешний грузино-осетинский конфликт начался в 1989 году. Его непосредственной причиной стало возникновение и  быстрый рост национального движения в Грузии, и приход к власти президента Звиада Гамсахурдиа, выдвинувшего лозунг "Грузия для грузин". 23 ноября 1989 года националистические группировки  пытались провести митинг в Цхинвали: со всей Грузии сюда было стянуто около 50000 человек. Колонна была остановлена  у въезда в город и после  двух суток противостояния повернула  обратно.

В январе-апреле 1991 года правительством Гамсахурдиа в Южную Осетию направлены военные формирования, принадлежавшие различным грузинским политическим партиям и группировкам. Начались ожесточенные военные действия с  вооруженными отрядами осетин. Сдерживающее влияние на развитие конфликта поначалу оказывало лишь присутствие в  Южной Осетии двух полков советских  войск - инженерно-саперного и вертолетного2.

Одновременно в результате конфликта и этнического прессинга  образовались три группы беженцев. Значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии (впоследствии, после установления перемирия, большая часть из них  вернулась домой). Вторая группа беженцев - около ста тысяч (по осетинским данным) осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, не входящих в состав Южной Осетии. Они поселились на территории как Южной, так и  Северной Осетии. Наконец, в Грузию была вынуждена бежать часть грузинского  населения Южной Осетии, - хотя численностью эта группа заметно уступала осетинским беженцам3.

 

1.1. Короткая и кровопролитная война. Историческая справка.

Республика Южная Осетия была провозглашена 20 сентября 1990 года. После перехода конфликта в вооруженную  стадию был принят Акт о государственной независимости РЮО 29 мая 1992 года. 
В январе 1992 года, параллельно со свержением режима Звиада Гамсахурдиа в Тбилиси, на территории Южной Осетии был проведен референдум о ее статусе, с вопросами, поддерживает ли народ независимость или (и) воссоединение с Северной Осетией в составе России. По его итогам Южная Осетия была объявлена независимой.

Весной 1992 года военные действия в Южной Осетии возобновились. К  середине июня 1992 года грузинские отряды вплотную подошли к столице ЮО Цхинвали. После ультиматума российского  руководства (вплоть до угроз бомбардировки  Тбилиси) глава Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе и лидеры Южной  Осетии начали переговоры и подписали 24 июня 1992 года соглашение о принципах  урегулирования грузино-осетинского  конфликта. 
9 июля в зону конфликта были введены миротворческие силы, состоящие из российского, грузинского и осетинского батальонов (последний финансируется МЧС Российской Федерацией). Прекратились вооруженные столкновения, 18-месячная война в Южной Осетии завершилась.

В ходе конфликта убиты  и пропали без вести более 1000 человек, ранено свыше 2500.4

Историческая  справка

Средние века

С древнейших времен территорию сегодняшней Южной Осетии населяли предки осетин - ираноязычные племена  скифо-сармато-аланского этнического  массива. Земля Южной Осетии никогда  не входила в состав какого-либо грузинского государства, являясь  частью могущественного племенного союза северо-кавказских иранцев, осуществлявших в период средневековья через  этот регион свою политику в Закавказье.  
Неоднократно восточно-грузинские цари пыталась силой завладеть территорией Южной Осетии и установить здесь свой военно-политический контроль. Претензии восточно-грузинских феодалов на господство в Южной Осетии основывались лишь на праве меча и не имели под собой никакой легитимной основы, реализуясь лишь в форме грабительских набегов, сопровождавшихся разрушением селений и угоном скота. Тем не менее, Южная Осетия сохраняла реальную независимость от грузинских правителей, равно как не признавала над собой и власти персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась Восточная Грузия вплоть до вхождения в Российскую империю.

Информация о работе Грузино-осетинские отношения