Нет притчи «Убогий
жаворонок», нет трактата «Потоп Змиин»,
нет «Сада божественных песен».
Но Сковорода пользовался, конечно,
и сочинениями других авторов
в качестве научных первоисточников
и пособий. Ковалинский дает список
его любимых авторов; следы знакомства
его с научной литературой
мы находим и в его сочинениях,
хотя цитат, за исключением весьма многочисленных
из Библии, он никогда не приводил, делал
только упоминания, а иногда и извлечения.
Многое из этой литературы отложилось
в его памяти за период его Lehrjahre,
могли сохраниться и выписки.
Мог он пользоваться необходимыми ему
книгами из книжных хранилищ г. Харькова
(при Коллегиуме была богатая библиотека,
в состав которой входила ценная
коллекция старопечатных книг, пожертвованная
туда знаменитым Стефаном Яворским), дворян-помещиков,
у коих он проживал, городской интеллигенции
и, наконец, монастырей, где также
были книжные коллекции, его туда
привлекавшие. Сковорода не только
писал, но и дополнял и перерабатывал
свои сочинения, посвящая и пересылая
их обычно своим друзьям, и притом
не только списки, но и оригиналы. Не
имея великого авторского утешения видеть
свои труды в печати, отчасти по техническим
условиям того времени (тогда даже в Харькове
не было типографии), отчасти — и главным
образом — по цензурным, Сковорода все
же сам заботился об их распространении
в обществе, и это доказывает, что он был
не замкнутый в себе мыслитель, а живой
член общества, желавший внушить ему свое
мировоззрение, его перевоспитать.
Был ли Сковорода философом и
как понимал он философию? Философия,
по определению Сковороды, — главная
цель человеческой жизни, ибо глава
дел человеческих есть дух его
— мысли, сердце; философия стремится
дать жизнь нашему духу, благородство
сердцу, светлость мыслям, как главе
всего. Библия также учила, как облагородить
человеческое сердце. Тут у него
совпадение философии и религии,
но эта последняя у него не базировалась
на откровении. Он называл свою философию
христианской, но в ней было мало
христианско-религиозного. Будучи религиозным
мыслителем, Сковорода не переставал
быть философом, ибо целью своей
жизни ставил только разыскание истины.
«Изъясняет, — говорит он, — боговидец
Платон: нет сладчае истины. А
нам можно сказать, что в одной
истине живет истинная сладость и
что она одна животворит владеющее
телом сердце наше. Жизнь живет
тогда, когда мысль наша, любя истину,
любит выслеживать тропинки ее, и,
встретив ее, торжествует и веселится
этим незаходимым светом». Учение Сковороды,
как видим, является не материалистическим,
а идеалистическим: идеализм был
ступенью, которую проходила западноевропейская
философия в XVIII столетии и дань этому
господствовавшему тогда направлению
отдала в своей первой попытке
философствования и украинская мысль.
Один из исследователей считает Сковороду
философом без системы, но это
неверно. У него есть система, хотя очень
простая и элементарная. Умозрительная
философия Сковороды такова. Есть
два начала — видимое и невидимое,
тленное и вечное, вещественное и
духовное. Этими двумя началами проникнуто
все во вселенной. Таким образом
Сковорода является как бы дуалистом,
но этим двум началам он придает
далеко не одинаковое значение: первому
субстанциальное, второму атрибутивное,
сопутствующее. И таким образом,
он является в сущности монистом. Этими
двумя началами проникнута все три
мира — большой обительный, или
космос, состоящий из многих других
(не только земля, но и другие планеты,
на коих могут быть обитатели); малый,
или микрокосм, т. е. человек и
символический мир, или Библия. В
великом и малом мире, по его
учению вещественный вид дает знать
об утаенной под ним форме или
вечном образе; так же точно и
в символическом мире, или Библии,
собрание тварей составляет материю (здесь,
как мы видим, материя не отрицается),
но над нею стоит начало вечности
— это есть образ или форма.
Таким образом, во вселенной собственно
два мира — невидимый и видимый,
как яблоня и ее тень: она стоит
неподвижно, а тень ее то увеличивается,
то уменьшается, то родится, то умирает.
Так в природе, так в человеке.
В нем также два начала: ветхое
и новое, временное и вечное, они
совмещаются друг с другом, как
тень с деревом, но в тленном отражается
нетленное. В Библии под буквальным
ее смыслом (материей) таится высший духовный
ее смысл (начало вечности, или Бог).
Но что же Сковорода ставил в
центре всей мировой жизни-микрокосма
и макрокосма? Не бога, не природу, а
человека; в этом, по выражению Эрна,
его глубокий и бесстрашный антропологизм.
Для Сковороды ключ ко всем разгадкам
жизни, как космической, так и
божественной, есть человек, потому что
все вопросы и тайны мира сосредоточены
в человеке: вселенная и бог
не вне человека, а в нем самом,
человек открывает, создает в
себе бога: разгадав себя до конца путем
самопознания, всякий человек, независимо
от его веры и даже вне христианской
веры, может открыть в себе самом
начало вечности, т. е. Бога. «Я верю и
знаю, говорил Сковорода Ковалинскому,
что все то, что существует в
великом мире, существует и в малом».
В основе познания лежит самопознание.
Истинный человек и Бог, говорил
Сковорода, есть одно и то же. В одном
случае языческого философа Эпикура
за его самопознание он называет Христом;
конечно, это с точки зрения христианской
религии кощунственное сравнение,
но здесь Сковорода остается последовательным.
Считая самопознание, а следовательно
и богопознание возможным для
всех людей без исключения, а не
только христиан; наоборот, христианство
само по себе, как внешняя религия,
отнюдь еще, по его взгляду, не приводит
к спасению, поскольку оно не сопровождалось
самопознанием. Не отрицая никаких
наук (я наук не хулю и самое последнее
ремесло хвалю, — говорил он),
единою верховною, для всех нужною,
универсальною наукою он признавал
ту, которая касается антропологизма,
т. е. самопознания человека — философию,
ибо без нее невозможно необходимейшее
для всех, т. е. всеобщее благо —
счастье. Сковорода придавал огромное
значение этому самоуглублению или,
иначе, человеческой мысли, с ее вечным
движением; к ней он сводил сущность
жизни: «огонь угаснет, река остановится,
говорит он, а невещественная и
бесстихийная мысль, носящая на себе
грубую бренность, как ризу мертвую,
движения своего прекратить (хоть она
в теле, хоть она вне тела) никак
не сродна ни на одно мгновение и
продолжает равномолнийное своего летанья
стремление через неограниченные вечности,
миллионы бесконечные. За чем же она
стремится? Ищет своей сладости и
покоя. Покой ее не в том, чтобы
остановиться и протянуться, как
мертвое тело — живой ее натуре
это не сродно и чуждо, но противное
этому: она возносится к бесконечному
своему и безначальному началу».
Учение о человеке тесно связано
у Сковороды с учением о
мире. Человек заключает в себе
и мир — вселенную, и Бога. Путь
познаний их идет через человека. Ту
универсальную двойственность, какую
Сковорода видел в человеке, он
усматривал и в макрокосме — великом
мире, Вселенной. Весь мир состоит
из двух натур — видимой и невидимой.
Видимая природа не ограничена ни
во времени, ни в пространстве. Подобно
Дж. Бруно, Сковорода говорит о
бесчисленных и притом возможно даже
заселенных планетах.
Другим вечным началом в природе
является господственная натура, или
Бог. Он все вещество проницает. Он один,
он везде и нигде, не имеет ни начала
ни конца; наш мир и все миры,
если они бесчисленны — это
тень вечного. Она иногда исчезает из
вида, не стоит постоянно на одном месте
и преобразуется в различные формы, но
никогда не отлучается от своего живого
древа жизни, и давно уже философы сказали:
materia aeterna — вещество вечно, т. е. все места
и времена наполнила. Тогда зачинается
цыпленок, когда портится яйцо. Здесь уже
чувствуется пантеизм — смешение Бога
с миром. Но в действительности Сковорода
не был пантеистом в смысле Спинозы: Бог
— природа, но вторая, вечная, творящая,
а не сотворенная, содержащая в себе первородный
вещественный мир, т. е. мир в его вечной
идее. Значит, Бог и вещественный мир не
одно и то же: правда, вещественный мир
всегда с Богом и он с ним, но это только
его риза, одежда, он над нею — это уже
монизм, вернее — нечто среднее между
монизмом христианства и дуализмом Платона.
В человеке однако и только в нем возможно
превращение внешнего человека во внутреннего,
т. е. его обожествление, чего не может
быть в вещественной природе.
Сковорода не говорит о сотворении
мира Богом, он зло, саркастически вышучивает
библейскую сказку о сотворении мера
в 6 дней. Но он все же началом всего
существовавшего и сущего признает
вечность, или Бога, который есть
безначальное начало и конец. Какое
же первоначальное основание сущего?
Ничто! Воля вечная облекла свои совершенства
в видимые явления; эти желания
вечной воли оделись в мысленности,
мысленности в виды, виды в вещественные
образы. Формы у Платона называются
идеями, т. е. видами, образами. Каждое существо
в мире есть излияние невидимого во
временной видимости; совершив свой
земной круг, оно снова вступает
в свое начало, т е. ничто —
это есть смерть: pavta ret. Кроме большого
мира (вселенной) и малого (человека)
Сковорода признавал еще и
третий мир — символический, или
Библию. В нем, как и в первых
двух, также два начала — вечное
и тленное, с одной стороны
это сам Бог, говорящий к людям
образным языком — аллегорически, с
другой — это змий, наводящий
на человеческий род величайшие суеверия.
«Две стороны, — говорит Сковорода,
— имеет библейское море: на нашем
берегу все ветхое, жалкое, на том
все новое; тамошний горный человек
беспредельно летает в высоту, в
глубину, в ширину; не мешают ему
ни горы, ни реки, ни моря, ни пустыни, провидит
отдаленное, презирает сокровенное,
заглядает в прежде бывшее, проникает
в будущее, шествует по миру океана».
Сковорода принял Библию от слова
до слова, не отбросил ее; но он принял
только форму, и в эту форму
вложил собственное содержание, так
что после этого от нее в
ее буквальном, церковном, христианском
понимании не осталось в сущности
ничего. В отрицании чудес он напоминает
самых крайних скептиков философов
XVII — XVIII вв. В частности, он решительно
и категорически отрицает с величайшим
сарказмом библейский рассказ о
сотворении мира богом в б дней.
«Вначале сотворил Бог небо и землю»,
но один только младенческий разум
может сказать, будто вселенной
когда-то не было или не будет. «А как
в самых дверях (по пословице) и
на первом поскоке лжет, так и
в самый первый день не постоянен:
да будет свет». Откуда же этот свет,
когда все небесные светила показалися
в 4-й день? И как день может быть без солнца?
Блаженная натура постоянна. Таким вздором
через всю седьмицу рыгает, будто был зрителем
вселенского сего чудотворного театра
и будто нужда знать, прежде ли цвет или
родился гриб. Наконец, всю божию фабрику
сию самым грубым юродством запечатлел:
«почил от всех дел своих», будто истомлен,
ничего создать не мог уж больше. А если
бы не сие помешало, было неизменно у нас
ныне показались бы бесхвостые львы, крылатые
черепахи и кобылы, хвостатые зайцы, единорожные
волы, пухособольи ежаки, четыреокие и
четыреушие судьи, правдолюбивые ябедники
и клеветники, премудрые (сказать по-тевтонски)
шпиц-бубы, по-малороссийски умные дураки
и прочие чудовища и уроды, а за ними бы
вслед, как Елисейское железо, вынырнуло
бы, сказать по-римски, perpetuum mobile и философский
все блато европейское преобразующий
в золото камень... Библия скажет тебе,
что Бог плачет, ярится, спит, раскаивается,
что люди преобразуются в соляные столпы,
возносятся к планетам, ездят колясками
по морскому дну и по воздуху, что солнце,
будто карета, останавливается и назад
подается, железо плавает, реки возвращаются,
от трубного гласа разваливаются стены,
горы скачут, как бараны, реки плещут руками,
волки с овцами дружат, волы со львами
пасутся, восстают мертвые кости, падает
из облаков крупа с перепелками, из воды
делается вино, а немые, напившись, беседуют
и прекрасно поют. Сказано было — всякий
крови да не яст, а потом, забыв об этом,
говорит: пиите от нее вси, сия есть кровь
моя, троица во единице; единица в троице
быть не может. И все же говорит он об этих
сказках, что эта дрянь дышит вечностью,
если ее понять не буквально, а аллегорически,
напр., Ной напился не пьяным вином, а правдою,
снял с себя одежды — это значит отбросил
прах (видимого). И его работа над Библией
и состоит в этом нахождении ее высшего
аллегорического смысла, но он не заметил,
что при этом он совершенно в сущности
отказался от церковного христианского
Бога, который превратился в вечность,
истину, дух и любовь. От христианства
не осталось почти ничего. Справедливо,
говорит Товкачивский, оно осталось позади
со своим Богом, своим небом, раем и адом,
но Сковорода в своем экстазе ничего этого
не заметил. В этом его глубокое отличие
от тех отцов церкви (Максим Испов. и др.),
которые также толковали Библию аллегорически.
Он на этих вершинах отрицания превратился
из богослова в философа; свою сковородинскую
библию он вывел не из откровения, а из
своего философского разума. Такова была
умозрительная философия Сковороды. Эта
его метафизика носила спиритуалистический
характер, но его критика Библии приближала
его к скептикам и нужно оценить в ней
тот глубокий внутренний процесс, которым
бурсак, питомец духовной школу самостоятельно
дошел до такого сильного отрицания христианства
и религии с их догматикою вообще. Практическая
философия Сковороды, его этика сводится
к его учению о счастии. Эта часть его философского
миросозерцания тесно органически связана
с его умозрительной философией, но она
теснее связана была с жизнью, чем первая.
Доказав, что верховное начало в мире есть
вечность, Сковорода заключает, что счастие
свое все должны основывать на нем, как
на универсальном фундаменте, ибо все
остальное, на чем обыкновенно стараются
утверждать свое благополучие (богатство,
чины, здоровье и т. п.), не прочное, не устойчивое
и не универсальное для всех, и тогда счастие
окажется достижимым для всех и даже не
трудным. Здесь Сковорода развивает положение
Эпикура, что природа сделала нужное не
трудным, а трудное ненужным. Счастие заключается
внутри, а не вне нас. Вникнув в себя, познав
себя, мы найдем себе душевный мир, сердечное
веселье, которое достигается мудростью
и добродетелью; первое скажет, в чем оно
состоит — отсюда первенствующая роль
в жизни философов, вторая поможет его
найти. Счастие каждого человека основано
на открытии им путем самопознания своих
сродностей и способностей, их нужно подметить
в себе и сообразно с этим избрать себе
род занятий; такое по сродности занятие
будет, во-первых, благотворно для общества,
а во-вторых — явится источником внутреннего
удовлетворения. Все занятия хороши, если
избираются по склонностям и способностям.
Это доступное для всех счастие Сковорода
картинно сравнивает с фонтаном, с надписью:
не равное всем равенство, — льются из
разных трубок разные токи в разные сосуды,
вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд
менее имеет воды, но в том равен большему,
что, как и тот, одинаково полный. Счастие
везде и нигде. Признаюсь вам, друзья, говорит
Сковорода, что в эту самую минуту брошу
свое проповедничество, хотя в нем состарился,
если бы почувствовал, что занимаюсь им
без склонности и способности, а имею сродность
к скудельничеству; поверьте, что тогда
мне веселее и удачнее было бы во сто крат
лепить глиняные сковороды (намек на свою
фамилию), нежели писать свои философские
трактаты. При нарушении принципа сродности
происходит ослабление и извращение результатов
государственной и культурной работы.
Что безобразит и растлевает всякую должность?
— спрашивает Сковорода. Несродность.
Что умерщвляет науки и художества? Народность.
Что обесчестило священнический и монашеский
чин? Несродность. Воином кто рожден —
дерзай и вооружайся, защищай государство
от внутренних грабителей, внешних врагов.
Студентом ли ты рожден, смотри, так ли
это? Особенно требуется призвание от
проповедников. Долго сам учись, если хочешь
учить других. Результатом всех наук и
искусств должна быть практика, и проповедник
должен подтверждать свою проповедь и
практикою своей жизни. Нельзя что-либо
строить своим словом, разоряя его своим
же делом. И сам Сковорода, как актуальный
философ-проповедник вполне удовлетворял
этому требованию. Он жил так, как учил.
Жил просто, бедно, с лишениями, но аскетом
не был и наслаждался непосредственным
общением с природой.
Из своей теории счастия Сковорода
выводил и свою систему воспитания.
В основу воспитания, как и счастия,
он положил начало сродности. Нужно
развить в ребенке его природные
способности. Ребенок должен родиться
в здоровой, нравственной атмосфере
и тогда такому рожденному на добро
нетрудно уже будет привить науки
и нравственные начала. Тут главное
сделает природа. Наука сама собою
спеет из природных дарований. Природа
— это единая и истинная наставница;
не мешай ей, а только очищай дорогу.
Не учи яблоню родить яблочко: уже сама
природа ее этому научила. Огради только
ее от свиней, отрежь волчицы, очисти гусень.
Учитель — это служитель природы. Учиться
нужно тому, к чему ведут склонности. Это
дает сердечное спокойствие, ибо сердце
каждого человека в этой убогой хижине;
под его убогого одеждою можно найти дом
свой — начало вечности.
Заключение
Философия Сковороды - это источник подлинного
гуманизма и сострадания к человеку.
Она заставляет задумываться над важными
вопросами жизни. Философа волнуют вечные темы, которые
существуют со времен возникновения человечества.
Он находит ответы на многие вопросы
и делится ими с каждым человеком. Осознавая свое призвание и временное
назначение пробуждения духа нации,
Григорий Саввич Сковорода каждым словом,
каждым шагом, каждым помыслом выполнял свою миссию. Собственной
жизнью он канонизировал высокие моральные
принципы: свободолюбие, твердость духа,
достоинство, искренность, добролюбство, стремление мудрости, надежность,
любовь к ближнему. Этим утверждались моральный фундамент нового
украинского общества.
Творческое наследие великого философа стало неисчерпаемым
источником мудрости и животворной энергии для украинского
народа на долгие-долгие века. Она злободневная
и сегодня. Она актуальной будет и завтра.
Пределы в духовном совершенствовании человека так и не
определены. Прошло два века, как философ Сковорода
ходил по нашей земле, но его философские размышления и до
сих пор привлекают людей своей актуальностью и
учат нас добру и человечности.
Список литературы
- http://river-of-life.kiev.ua/biblioteka/pedagogam/vera-vydajuschihsja-ljudej/322-8--
- http://krotov.info/libr_min/18_s/ko/voroda_01.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%EE%E2%EE%F0%EE%E4%E0,_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%E8%E9_%D1%E0%E2%E2%E8%F7
- http://krotov.info/libr_min/18_s/ko/voroda_01.htm Чрезвычайный и Полномочный Посол Украиныв Российской Федерации И. П. Велоблоцкий
- http://krotov.info/libr_min/18_s/ko/voroda_01.htm С. Шумов, А. Андреев
- Багалий Д. 1.”Украинский философ Г. Сковорода”. К., 1992
- Ефименко А.”Личность Г.С.Сковороды, как мыслителя.” К., 1905
- Коваленский М. Й. «Жизнь Сковороды.» К., 1886
- Лаврецкий С.”Украинский философ Г.С.Сковорода.” Л., 1894
- Пелех П.”Жизнь и творчество Сковороды.” Л., 1925
- Приложение
Фото Григория Саввича
Сковорода изображён на
украинских деньгах.
Философские трактаты и диалоги
В своих работах Сковорода почти
никогда никого не цитирует и ни
на кого не ссылается. Исключение составляет
огромный пласт цитат из Священного Писания.
- Асхань («Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе»)
- Наркисс («Наркісс. Разглагол о том: узнай себе»)
- Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко
- Диалог, или разглагол о древнем мире
- Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни (Разговор дружеский о душевном мире)
- Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире
- Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская (Израилский змий) (1776)
- Книжечка о чтении священн. писания, нареченна Жена Лотова (1780)
- Потоп змиин (конец 1780-х)
- Алфавит мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира; 1775)
- Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим (1783)
- Пря бесу со Варсавою
- Начальная дверь к христианскому добронравию (1769—1780)
- Икона Алкивиадская
- Сад божественных песен
Григорию Сковороде
поставлено множество памятников
Афоризмы Григория
Сковороды
- Кто думает о науке, тот любит ее, а кто ее любит, тот никогда не перестает учиться, хотя бы он внешне и казался бездействующим.
- Ни о чем не беспокоиться, ни о чем не беспокоиться - значит, не жить, а быть мертвым, ведь забота - движение души, а жизнь - это движение.
- Что может быть слаще за то, когда любит и стремится к тебе добрая душа?
- Излишки порождают пересыт, пересыт - скуку, скука же - душевную тоску, а кто болеет этим, того не назовешь здоровым.
- Любовь возникает из любви; когда хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю.
- Разве умно совершает тот, кто, начиная длинный путь, в ходе не соблюдает меру?
- Как купцы принимают предохранительные меры, лишь бы в виде хороших товаров не приобрести плохих и испорченных, так и нам следует тщательно следить, чтобы, выбирая друзей, это наилучшее украшение жизни, больше того - неоценимое сокровище, через небрежность не натолкнуться на что-то подделанное.
- Не все то яд, что неприятно на вкус.
- Добрый ум, делает легким любой образ жизни.
- Бери вершину и будешь иметь середину.
- Из всех потерь - потеря времени тягчайшая.
- Если ты не вооружишься против скуки, то стерегись, лишь бы эта тварь не спихнула тебя не из моста, как это говорят, а из добродетели в моральное зло. Это даже хорошо, что Диоген был обречен в ссылку: там он взялся к философии.
- Равно как боязливые люди, заболев во время плавания на морскую болезнь, думают, что они будут чувствовать себя лучше, когда из большого судна пересядут в небольшую лодку, а оттуда снова переберутся в тривесельник, но ничего сим не достигают, так как вместе с собой переносят желчь и страх, - так и жизненные изменения не отстраняют из души того, что приносит неприятности и беспокоит.
- Безумцу свойственно сетовать за утраченным и не радоваться тому, что осталось.
- Ты не можешь найти ни одного друга, не отыскав вместе с ним и двух-трех врагов.
- Больше думай и тогда решай.
- Сколько зла таится внутри за красивым подобием: гадюка прячется в траве.
- Кто хорошо зажегся, тот хорошо начал, а хорошо начать - это наполовину завершить.
- О, если бы можно было писать так же много, как и мыслить!
- Будущим мы грезим, а современным гордимся: мы стремимся к тому, чего нет, и пренебрегаем тем, что есть, как будто прошлое сможет возвратиться назад, или очевидно должно осуществиться ожидание.
- В тех, кто душой низкий, лучше из всего написанного и сказанного становится наиболее плохим.
- Уподобляйся пальме: чем крепче ее сжимает скала, тем быстрее и прекраснее поднимается она кверху.
- О, если бы мы в позорных делах были такие же стеснительные и боязливые, как часто мы бываем боязливые и порочно стеснительные в порядочных поступках!
- Определяй вкус не по скорлупе, а по ядру.
- Ум всегда любит за что-то браться, и когда он не будет иметь доброго, тогда будет обращаться к плохому.
- Одно мне только близко, воскликну я: о школа, о книги!
- Из видимого познавай невидимое.
- Счастливый тот, кто имел возможность найти счастливую жизнь. Но счастливее тот, кто умеет ею пользоваться.
- Недостаточно, чтобы сиял свет дневного солнца, когда свет головы твоей омрачен.
- Сверившись на море, ты перестаешь принадлежать сам себе.
- Погрешности друзей мы должны уметь исправлять или сносить, когда они несерьезные.
- Нет ничего опаснее за коварного врага, но нет ничего ядовитей от притворного друга.
- Мудрец должен и из гноя выбирать золото.
- Когда большое дело - властвовать над телами, то еще больше - руководить душами.
- Собери внутри себя свои мысли и в себе самому ищи настоящих благ. Копай внутри себя колодец для той воды, которая оросит и твое жилье, и соседское.
- Для благородного человека ничто не является таким трудным, как пышный банкет, особенно когда первые места на нем занимают глупцы.
- Разве не любовь все соединяет, строит, создает, подобно тому, как враждебность разрушает?
- Природа прекрасного такова, что чем больше на пути к нему случается препятствий, тем больше оно влечет, подобно тому благородному и твердейшему металлу, который чем больше трется, тем прекраснее блестит.
- Неправда угнетает и противодействует, но тем больше желание бороться с ней.
Знаешь ли ты, какое лекарство употребляют ужаленные скорпионом?
- Тем же скорпионом натирают рану.
- Слепы глаза, когда заслонены зрачки.
- Как лекарства не всегда приятные, так и истина бывает суровая.
- Все минует, но любовь после всего остается.
- У кого душа болит, тому весь мир плачет.
- Тогда лишь познается ценность времени, когда оно утрачено.
- Ты делаешь наилучшее и для тебя спасательное дело, когда твердо ступаешь по пути здравого смысла.
- Как неразумно выпрашивать то, чего можешь сам достичь!
- Когда ты твердо идешь по пути, которым начал идти, то, по моему мнению, ты счастлив.
- Когда не смогу ничем дорогой отчизне прислужиться, во всяком случае из всей силы буду стараться никогда ни в чем не вредить.
- Всякая пища и питья вкусны и полезны, но надо знать время, место и меру.
- Лед на то и родится, чтобы таять.
- Демон против демона не свидетельствует, волк волчьего мяса не ест.
- Без ядра орех ничто, так же как и человек без сердца.
- Лучше голый и правдивый, чем богатый и беззаконный.
- Оставь предрассудки, обмой совесть, а потом одежду, оставь все свои недостатки и поднимайся!
- Когда рыба поймана, она уже не нуждается в приманке.
- Следующий, весело освещенный день - плод вчерашнего, равно как добрая старость - награда красивой юности.
- Сладкое познает позднее тот, кто может проглотить неприятное.
- Не любит сердце, не видя красоты.
- Что полюбил, в то и превратился.
- Не за лицо судите, а за сердце.
- Каждый есть тот, чье сердце в нем: волчье сердце - настоящий волк, хотя лицо человеческое; сердце бобровое - бобер, хотя вид волчий; сердце вепревое - вепрь, хотя подобие бобра.
- Может ли человек, слепой у себя дома, стать зрячим на базаре?
- Познаешь истину - войдет тогда в кровь твою солнце.
- Разве может говорить о белом тот, кому неизвестно, что такое черное?
- Свет открывает нам то, о чем мы в тьме лишь догадывались.
- Не может не блудить нога твоя, когда блудит сердце.
- Никто не может убить в себе зло, пока сперва не поймет, что такое зло, а что добро. А не позная этого внутри себя, как можно узнать и выгнать его в других.
- На новый проселок ищи новые ноги.
- Что из того, когда листок извне зеленый, и корень лишен жизненного сока?
- Разве не диво, что один в богатстве бедный, а другой в бедности богатый?
- Не называй сладким то, что порождает горечь.
- Верю, что больше елея имеет в своих гладеньких словах льстец, чем отец, когда наказывает, и что фальшивая позолота блещет лучше от самого золота... Но вспомни поговорку: "Выхвалялся гриб красивой шапкой, и что из того, когда под ней главы нет".
- Вода без рыбы, воздух без птичек, время без людей быть не могут.
- Не все то недействительное, что непостижимо детскому уму.
- Тень яблони не мешает.
- Истина сжигает и уничтожает все стихии, показывая, что они лишь тень ее.
- Ищем счастье по странам, столетиям, а оно везде и всегда с нами; как рыба в воде, так и мы в нем, и оно возле нас ищет нас самых. Нет его нигде от того, что оно везде. Оно подобно солнечному сиянию - отклони лишь вход в душу свою.
- Математика, медицина, физика, механика, музыка со своими сестрами - чем глубже их познаем, тем сильнее жгут сердце наше голод и жажда.
- Неужели ты не слышал, что сыны века мудрее сынов дня?
- Не диво дорогу отыскать, но никто не хочет искать, каждый своим путем бредет и другого ведет - в этом и тяжесть.
- Не ум от книг, а книги от ума создались.