Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:31, реферат
Каждый век рождает своих героев. И безусловно, ярчайшей личностью 18 века в истории украинской церкви был Григорий Саввич Сковорода. Он характеризуется в академических изданиях его произведений, как великий украинский философ-гуманист и просветитель, выдающийся поэт 18 века. Но при этом забывается, что Григорий Саввич пренебрег высоким положением ученого и философа, которое мог бы по праву занять, и избрал другой путь: двадцать пять лет своей жизни он провел в странствиях с одной флейтой и Библией в руках.
Введение
Краткая хроника жизни Григория Саввича Сковороды
Выдающийся философ Украины
Философия Сковороды
Заключение
Список литературы
Приложение
Фото Григория Саввича
Философские трактаты и диалоги
Афоризмы Григория Сковороды
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ЧАСТНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ» ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ
РЕФЕРАТ
с дисциплины «История Украины»
на тему
«Григорий Сковорода - выдающийся
философ Украины»
Донецк - 2012
План
Введение
Введение.
Каждый век рождает своих героев. И безусловно, ярчайшей личностью 18 века в истории украинской церкви был Григорий Саввич Сковорода. Он характеризуется в академических изданиях его произведений, как великий украинский философ-гуманист и просветитель, выдающийся поэт 18 века. Но при этом забывается, что Григорий Саввич пренебрег высоким положением ученого и философа, которое мог бы по праву занять, и избрал другой путь: двадцать пять лет своей жизни он провел в странствиях с одной флейтой и Библией в руках.
Сковорода был чрезвычайно популярен среди крестьян, которым преимущественно и адресовано его творчество и его слово, очень высоко ценили его и духоборы, особенно поэзию, в которой находили выражение своих религиозных взглядов. Но видимо уже при жизни Григория Саввича у духоборов проявились тенденции к замыканию в самих себе. А для Сковороды главным смыслом жизни было благовестие, в котором он видел любовь к ближнему. Именно за это крестьяне и любили его, странствующего проповедника с Писанием в руках.
Саввича Сковороды
Григорий Саввич Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи Полтавской губернии. Мать — Пелагея, отец — малоземельный казак Савва Сковорода.
В сентябре 1734 года Григорий поступил в Киево-Могилянскую академию, полный курс учебы в которой занимал 12 лет.
В 1742 году Григорий был принят певчим в Императорскую придворную капеллу.
В июле 1744 года Григорий продолжил
учебу в Киево-Могилянской
В 1750 году Григорий, окончивший полный курс академии, в составе особой группы полковника Гавриила Вишневецкого три года пробыл в Европе — пешком прошел по Венгрии, Австрии, Чехии; вероятно, и по Польше, Германии и Италии; в этот период Григорий изучил и совершенствовал знание латинского, греческого, еврейского и немецкого языков.
В 1753 году Григория Сковороду пригласили
читать курс поэтики в
В 1754 году Григорий стал домашним учителем в селе Каврай у помещика Степана Томары.
В 1755 году Григорий Саввич был в Москве, в Троице-Сергиевой лавре. С 1755 по 1758 году Григорий Саввич жил в селе Каврай.
С 1759 по 1769 год Григорий Саввич был
учителем поэзии, синтаксиса и греческого
языка в Харьковском
С1769 года Григорий Саввич странствовал по Украине, подолгу жил у своих учеников и почитателей, отказываясь от предлагаемых ему должностей, также жил и в крестьянских избах, уча людей нравственности как своим образом жизни, так и своими произведениями. Написал философские работы — диалоги «Алфавит, или Букварь мира», «Кольцо», «Потоп Змиин» и другие.
Григорий Саввич Сковорода скончался 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Ивановке (ныне Сковориновка) Харьковской губернии.
Сочинения Г.С. Сковороды при его жизни не издавались, их распространяли в рукописных копиях. Первые издания его трудов относятся к середине XIX века.
В данном издании работы Г.С.Сковороды публикуются по трудам:
«Сочинения Григория Саввича Сковороды,
собранные и редактированные
профессором Д.И.Багалеемк
«Харьковские басни». Написаны во второй половине 60-х годов XVIII века и весной 1774 года. Рукопись не сохранилась. Первая публикация осуществлена в 1837 году со списков XVIII века.
«Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира». Диалог написан в 1774 году. Оригинал рукописи хранится в Государственном Историческом музее в г. Москве. Впервые был опубликован в 1894 году.
Григорий Сковорода стал не только основоположником новейшей украинской, да и русской философии, которая базировалась на прочном фундаменте Светлого Письма и идей мыслителей древности, но и явился в образе Предтечи, который прокладывал крестный путь Мессии Украины — Тарасу Шевченко.
Характерными чертами
Главным в учении Г. Сковороды есть его концепция о двух натурах и трех мирах. Исходя из главной темы его философии, о проблеме человеческого счастья, эта концепция конкретизирует понимание пути к достижению поставленной цели.
Основы философских знаний изучал под руководством известного в то время украинского философа, просветителя, религиозного деятеля Михаила Казачинского.
Имея прекрасный голос он был
отобран и зачислен певцом Придворной
хоровой капеллы в Санкт-
В 1750 году Г. Сковорода возвращается
в Киев и преподает поэтику
в Переяславском коллегиуме. В1759
году он переезжает на Слобожанщи-ну и
преподает в Харьковском
В харьковский период творческой жизни
Г. Сковорода снова посетил Киев,
побывал в Киево-Печерской
После увольнения в 1769 году из Харьковского
коллегиума Г. Сковорода до своей
смерти вел жизнь путешественника-
Г. Сковорода был одним из первых украинских поэтов, основателем пейзажной лирики. Его песни «Весна любая, ах пришла», «Ой, поля, поля зеленые» и «Ой, ты птичка желтобокая» и по сегодняшний день не утратили своего эстетического значения.
Г. Сковорода был выдающимся педагогом. Его работа в Переяславском и Харьковском коллегиумах, а также домашним учителем снискали ему огромный авторитет и славу опытного учителя и воспитателя. Молодежи он пытался привить уважение к народу, честность, любовь к Родине, трудолюбие, пренебрежение к светским искушениям, богатству, чинолюбию. Настоящей целью воспитания и образования он считал формирование человека как высшего духовного существа, весь воспитательный процесс он направлял на то, чтобы помогать ученикам найти самих себя, свою внутреннюю божественную сущность.
Духовное наследие Г. Сковороды направлено на утверждение единства слова и действия, разоблачение бездуховности, аморальности.
Эти высокие моральные постулаты актуальны и в наше время.
Итак, Сковорода и в
Все сочинения Сковороды делятся на три отдела:
1) философско-богословские
2) литературные труды — стихотворения, песни, басни;
3) его письма.
Сковорода сам дал перечень своих трудов, но он оказывается не полным.
Он называет 17 сочинений:
1) (Наркис) о самопознании,
2) Асхань (о самопознании),
3-4) две симфонии,
5) Неграмотный Марко,
6) Алфавит мира,
7) Разговор — кольцо,
8) Древний мир,
9) Жена Лотова,
10) Брань Михаила с Сатаною,
11) Израильский змий,
12 -13) Две беседы — Сион,
14) Беседа — двое,
15) Диалог — душа и дух,
16) Благодарный Эродий,
17) О христианском благонравии.
Из них важнейшие философского
содержания — первое, второе, шестое,
седьмое и восьмое, богословского
— девятое, одиннадцатое, семнадцатое
и Потоп Змиин. Время написания
этих сочинений определено: они были
составлены с конца 60-х до конца 80-х
годов, т. е. в период его странничества
и пустынножительства и только сборник
стихотворений («Сад») да «Христианское
добронравие» были сложены ранее. Сковорода
долго готовился к своей
Информация о работе Григорий Сковорода - выдающийся философ Украины