Григорий Сковорода - выдающийся философ Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Каждый век рождает своих героев. И безусловно, ярчайшей личностью 18 века в истории украинской церкви был Григорий Саввич Сковорода. Он характеризуется в академических изданиях его произведений, как великий украинский философ-гуманист и просветитель, выдающийся поэт 18 века. Но при этом забывается, что Григорий Саввич пренебрег высоким положением ученого и философа, которое мог бы по праву занять, и избрал другой путь: двадцать пять лет своей жизни он провел в странствиях с одной флейтой и Библией в руках.

Содержание

Введение
Краткая хроника жизни Григория Саввича Сковороды
Выдающийся философ Украины
Философия Сковороды
Заключение
Список литературы
Приложение
Фото Григория Саввича
Философские трактаты и диалоги
Афоризмы Григория Сковороды

Работа содержит 1 файл

Афоризмы Григория Сковороды.docx

— 668.45 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ЧАСТНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ» ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ  
 

 

 

 
 
РЕФЕРАТ 
с дисциплины «История Украины» 

на тему 
«Григорий Сковорода -  выдающийся философ Украины» 
 
 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила  
                                                                                  Студентка группы  
                                                                                              КТІН 9-09-2012 КФ (2,0 д) 
                                                                               Бабицкая Алина 
                                                                   

                                                                       Проверил  
                                                                              Мишечкин Г.В. 

 

 

 

 
 
Донецк - 2012

План

 

      Введение

  1. Краткая хроника жизни Григория Саввича Сковороды
  2. Выдающийся философ Украины
  3. Философия Сковороды
  4. Заключение
  5. Список литературы
  6. Приложение
  • Фото Григория Саввича
  • Философские трактаты и диалоги
  •   Афоризмы Григория Сковороды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Каждый век рождает  своих героев. И безусловно, ярчайшей личностью 18 века в истории украинской церкви был Григорий Саввич Сковорода. Он характеризуется в академических изданиях его произведений, как великий украинский философ-гуманист и просветитель, выдающийся поэт 18 века. Но при этом забывается, что Григорий Саввич пренебрег высоким положением ученого и философа, которое мог бы по праву занять, и избрал другой путь: двадцать пять лет своей жизни он провел в странствиях с одной флейтой и Библией в руках.

Сковорода был чрезвычайно  популярен среди крестьян, которым  преимущественно и адресовано его творчество и его слово, очень высоко ценили его и духоборы, особенно поэзию, в которой находили выражение своих религиозных взглядов. Но видимо уже при жизни Григория Саввича у духоборов проявились тенденции к замыканию в самих себе. А для Сковороды главным смыслом жизни было благовестие, в котором он видел любовь к ближнему. Именно за это крестьяне и любили его, странствующего проповедника с Писанием в руках.

  1. Краткая хроника жизни Григория

Саввича Сковороды

Григорий Саввич Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи  Полтавской губернии. Мать — Пелагея, отец — малоземельный казак Савва  Сковорода.

В сентябре 1734 года Григорий поступил в Киево-Могилянскую академию, полный курс учебы в которой занимал 12 лет.

В 1742 году Григорий был принят певчим в Императорскую придворную капеллу.

В июле 1744 года Григорий продолжил  учебу в Киево-Могилянской академии. Его профессорами были М. Козачинский  и Г. Конисский.

В 1750 году Григорий, окончивший полный курс академии, в составе особой группы полковника Гавриила Вишневецкого три года пробыл в Европе — пешком прошел по Венгрии, Австрии, Чехии; вероятно, и по Польше, Германии и Италии; в  этот период Григорий изучил и совершенствовал  знание латинского, греческого, еврейского и немецкого языков.

В 1753 году Григория Сковороду пригласили читать курс поэтики в Переяславскойлеминарии. Начал писать стихи и трактаты.

В 1754 году Григорий стал домашним учителем в селе Каврай у помещика Степана  Томары.

В 1755 году Григорий Саввич был в  Москве, в Троице-Сергиевой лавре. С 1755 по 1758 году Григорий Саввич жил  в селе Каврай.

С 1759 по 1769 год Григорий Саввич был  учителем поэзии, синтаксиса и греческого языка в Харьковском коллегиуме. Там он написал учебный курс «Начальная дверь ко христианскому добронравию».

С1769 года Григорий Саввич странствовал по Украине, подолгу жил у своих  учеников и почитателей, отказываясь  от предлагаемых ему должностей, также  жил и в крестьянских избах, уча  людей нравственности как своим  образом жизни, так и своими произведениями. Написал философские работы —  диалоги «Алфавит, или Букварь  мира», «Кольцо», «Потоп Змиин» и другие.

Григорий Саввич Сковорода скончался 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Ивановке (ныне Сковориновка) Харьковской губернии.

Сочинения Г.С. Сковороды при его  жизни не издавались, их распространяли в рукописных копиях. Первые издания  его трудов относятся к середине XIX века.

В данном издании работы Г.С.Сковороды  публикуются по трудам:

«Сочинения Григория Саввича Сковороды, собранные и редактированные  профессором Д.И.Багалеемк Харьков, 1894.

«Харьковские басни». Написаны во второй половине 60-х годов XVIII века и  весной 1774 года. Рукопись не сохранилась. Первая публикация осуществлена в 1837 году со списков XVIII века.

«Разговор, называемый Алфавит, или  Букварь мира». Диалог написан в 1774 году. Оригинал рукописи хранится в  Государственном Историческом музее  в г. Москве. Впервые был опубликован  в 1894 году.

 

  1. Выдающийся философ Украины

Григорий Сковорода стал не только основоположником новейшей украинской, да и русской философии, которая базировалась на прочном  фундаменте Светлого Письма и идей мыслителей древности, но и явился в  образе Предтечи, который прокладывал  крестный путь Мессии Украины —  Тарасу Шевченко.

Характерными чертами философии  Г. Сковороды есть ее диалогизм и  символический - образный стиль мышления. Саму философию мыслитель понимал  как мудрость, как жизнь в истине, которая построена на принципах  его учения.

Главным в учении Г. Сковороды есть его концепция о двух натурах  и трех мирах. Исходя из главной темы его философии, о проблеме человеческого  счастья, эта концепция конкретизирует понимание пути к достижению поставленной цели.

Основы философских знаний изучал под руководством известного в то время украинского философа, просветителя, религиозного деятеля Михаила Казачинского.

Имея прекрасный голос он был  отобран и зачислен певцом Придворной хоровой капеллы в Санкт-Петербурге. Однако, после нескольких лет работы в капелле, Сковорода возвращается в академию и продолжает изучение философии. Он много путешествует, посещает Будапешт, Братиславу, Вену, Прагу, Галле, знакомится в Германии с произведениями философов-мистиков и пиетистов, что  сыграло огромную роль в формировании его будущих философских взглядов.

В 1750 году Г. Сковорода возвращается в Киев и преподает поэтику  в Переяславском коллегиуме. В1759 году он переезжает на Слобожанщи-ну и  преподает в Харьковском коллегиуме поэтику, этику, синтаксиму и греческий  язык. Здесь он подружился с учеником коллегиума Михаилом Ковалинским, который  стал позднее первым биографом Г. Сковороды и автором книги  «Жизнь Григория Сковороды».

В харьковский период творческой жизни  Г. Сковорода снова посетил Киев, побывал в Киево-Печерской Лавре  и отказался от предложения монахов  принять их сан. Отказался он и  от предложения занять высокие светские должности, таким образом отстаивая  свою творческую и личную свободу.

После увольнения в 1769 году из Харьковского коллегиума Г. Сковорода до своей  смерти вел жизнь путешественника-философа. Это был наиболее плодотворный период его творчества. Посещая деревни  и города, хутора и станицы Левобережной Украины, Приазовья, Воронежской, Курской, Орловской губерний, Слобожанщины он живописал историю, изучал жизнь  своего народа и пытался обосновать ее в своих многочисленных трудах. В это время он завершает свой знаменитый сборник «Сад божественных песен» и пишет свои основные философские  трактаты, диалоги и притчи.

Г. Сковорода был одним из первых украинских поэтов, основателем пейзажной  лирики. Его песни «Весна любая, ах пришла», «Ой, поля, поля зеленые» и  «Ой, ты птичка желтобокая» и по сегодняшний день не утратили своего эстетического значения.

Г. Сковорода был выдающимся педагогом. Его работа в Переяславском и  Харьковском коллегиумах, а также  домашним учителем снискали ему огромный авторитет и славу опытного учителя  и воспитателя. Молодежи он пытался  привить уважение к народу, честность, любовь к Родине, трудолюбие, пренебрежение  к светским искушениям, богатству, чинолюбию. Настоящей целью воспитания и  образования он считал формирование человека как высшего духовного  существа, весь воспитательный процесс  он направлял на то, чтобы помогать ученикам найти самих себя, свою внутреннюю божественную сущность.

Духовное наследие Г. Сковороды  направлено на утверждение единства слова и действия, разоблачение бездуховности, аморальности.

Эти высокие моральные постулаты  актуальны и в наше время.

  1. Философия Сковороды

Итак, Сковорода и в пустынножительстве последнего периода своей жизни  не только не отошел от жизни, а наоборот, был ее активным культурным деятелем. С одной стороны, в качестве мыслителя  философа он занимается творчеством  в области культуры, т е. созданием  новых духовных ценностей, с другой — и одновременно с этим —  он является проводником своих идей в обществе, т. е. передает их другим и этим влияет на общественную жизнь. Мы сделаем тут характеристику научно-литературного  творчества Сковороды.

Все сочинения Сковороды  делятся на три отдела:

1) философско-богословские трактаты — оригинальные и переводные;

2) литературные труды — стихотворения, песни, басни;

3) его письма.

 Сковорода сам дал перечень  своих трудов, но он оказывается  не полным.

Он называет 17 сочинений:

1) (Наркис) о самопознании,

2) Асхань (о самопознании),

3-4) две симфонии,

5) Неграмотный Марко, 

6) Алфавит мира,

7) Разговор — кольцо,

8) Древний мир, 

9) Жена Лотова,

10) Брань Михаила с Сатаною, 

11) Израильский змий,

12 -13) Две беседы — Сион,

14) Беседа — двое,

15) Диалог — душа и дух, 

16) Благодарный Эродий,

17) О христианском благонравии. 

Из них важнейшие философского содержания — первое, второе, шестое, седьмое и восьмое, богословского  — девятое, одиннадцатое, семнадцатое  и Потоп Змиин. Время написания  этих сочинений определено: они были составлены с конца 60-х до конца 80-х  годов, т. е. в период его странничества  и пустынножительства и только сборник  стихотворений («Сад») да «Христианское  добронравие» были сложены ранее. Сковорода  долго готовился к своей научной  работе и ушел в свои пустыни для  того, чтобы там работать. В эволюции научного творчества Сковороды различаются  три момента: самый ранний, посвященный  им разработке его внутреннего самопознания; второй — это его диалоги о  душевном мире, написанные для других, для пропаганды уже сложившегося собственного самопознания; третий —  богословские трактаты, посвященные  разрешению проблемы Библии. Это вместе с тем и наиболее глубокие философско-умозрительные  произведения Сковороды. И все эти три момента органически связаны друг с другом, и философия Сковороды является цельной, единой в своей основе, ибо свои основные положения Сковорода высказывал во всех трудах не только в философско-богословских, но и литературных и даже в письмах. Эволюция взглядов Сковороды однако существует и выражается по-моему в их углублении, во все большем и большем освобождении их от господствовавшей традиции, особенно в области религиозной; до пустынножительства ум его еще находится во власти веры и откровения; в богословских трактатах — это смелый отреченный философ-богослов, иересиарх, критика которого напоминает критику европейских скептиков ХVШ века. Пустынножительство создало для Сковороды оригинальные условия его научно-философской работы. Вот что говорит Ковалинский об этих условиях в начале его деятельности: Сковорода удалился в глубокое уединение в Гужвинское, принадлежавшее Земборским, которых он любил за их добродушие. Он поселился в угрюмом лесу, в середине которого находилась пасека с одною хижиною. Там он, предавшись на свободе размышлениям, и написал свою первую книгу о самопознании. Ученым кабинетом ему служила хижина; тишина этого уголка нарушалась только гудением пчел и звуками его флейты; вся его библиотека состояла из Библии и нескольких любимых классических авторов — философов. В наших руках имеется та самая подлинная рукопись его первенца (Нар-киса), над которой он трудился на пасеке у Земборских: это несколько тетрадок, писаных на грубой, разношерстной и синеватой бумаге. И это была его обычная любимая обстановка. Писал он, по собственному признанию, обычно летом: в одном письме он говорит, что приближается зима, когда придется уже не писать, а руки греть. Эта обстановка объясняет нам и основной характер философских трактатов Сковороды — их оригинальность, самостоятельность: в основу их были положены не столько научные источники и пособия, сколько его собственные размышления. Впрочем, основной его первоисточник — Библия — был всегда с ним. 

Информация о работе Григорий Сковорода - выдающийся философ Украины