Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:23, реферат
Григорий Николаевич Потанин родился 4 октября 1835 года в семье казачьего офицера в одном из посёлков на р. Иртыш, в 50 километрах выше г. Павлодара. Семипалатинской области, и до десяти лет прожил у родителей. Отец Григория Потанина хорунжий Сибирского казачьего войска за столкновение с начальством был посажен в тюрьму с разжалованием в рядовые.
Введение ………………………………………………………………………. .3
Биография ………………………………………………………………………3
Первая экспедиция …………………………………………………………….7
Вторая экспедиция .……………………………………………………………9
Третья экспедиция ....………………………………………………………….10
Четвертая экспедиция .….…………………………………………………….12
Последние годы жизни ………………………………………………………25
Заключение .………………………………………………………………… ..28
Благодаря
путешествиям Григория
Большое значение имеют ботанические сборы Г. Н. Потанина. По отзыву специалистов, он доставил наиболее полные и тщательно собранные гербарии, дополнением которых служат его заметки в отчётах об общем характере флоры данной местности и распространении некоторых растений. Нужно отметить также геологические и зоологические записи, имеющиеся в описаниях Г. Н. Потанина и в ряде случаев представляющие большой интерес. Н. М. Пржевальский и М. В. Певцов путешествовали с военным конвоем, который делал их более смелыми, более независимыми от населения и местных властей, но зато мешал их тесному общению с туземцами и часто внушал последним недоверие или страх. Г. Н. Потанин конвоя не имел, ездил в гражданской одежде и с женой; много времени он провёл в селениях, стойбищах, китайских городах и буддийских монастырях и потому мог изучить быт и нравы народов гораздо лучше. Его жена имела возможность собирать сведения и о семейной жизни, интимной обстановке, закрытой для посторонних мужчин.
В отчётах Г. Н. Потанина нет описаний крупных приключений, ярких эпизодов охоты и столкновений с туземцами и местными властями, которых так много у Н. М. Пржевальского. Но зато там содержатся точные характеристики местности, детальные описания быта и нравов народов. Для Г. Н. Потанина страны внутренней Азии являлись своеобразным музеем, в котором хранились разнообразные памятники материальной и духовной культуры народов, частью уже исчезнувших, и в котором можно было собрать богатые материалы по этнографии и народному эпосу. Умение расположить к себе туземцев и заслужить их доверие очень способствовало успеху собирания материалов из такой области человеческой жизни, как религия, обряды и обычаи. Его палатка, юрта или фанза часто были полны посетителей, от которых он умел получать интересовавшие его сведения.
Огромный материал по народному эпосу, собранный Григорием Николаевичем Потаниным, составил два тома его "Очерков Северо-западной Монголии" и том "Очерк путешествия в Сычуань и на восточную окраину Тибета", а также рассеян в мелких статьях и заметках в газетах и журналах за 50 лет. Последние 25 лет жизни Г. Н. Потанин обрабатывал свои материалы и написал на их основе ряд трудов, начиная от таких, как "Восточные мотивы в средневековом эпосе", вышедшие в 1899 г., и кончая такими, как "Ерке, сын неба Северной Азии", напечатанный в 1916 г. В последнем он обрисовал в образах легенды Монголии, повествующие об Ерке, участнике сотворения мира, сыне творца, свергнутого в преисподнюю и ведущего вечную борьбу с царём неба. Он изложил поэмы о сыне неба, фигурирующем в образах Цороса, Ирин-саина, Гэсэра и Чингиз-хана, и обряды, связанные с его почитанием. Он рассмотрел перенесение этого культа из Азии на Запад, привёл сказания Кавказа, киргизских степей и сказки, распространённые в русских губерниях, и пришёл к выводу, что культ Иисуса Христа, сына неба, создался на востоке у народов Центральной Азии гораздо раньше. Борьбу с верой в сказочную личность Христа и её разоблачение устно и письменно он считал задачей своей дальнейшей жизни. Этот труд Г. Н. Потанина, вышедший в Томске незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции, повидимому, ещё мало известен специалистам. В популярном изложении он заслуживает самого широкого распространения. По богатству и новизне собранных этнографических материалов Г. Н. Потанин занимает первое место среди исследователей Азии конца XIX века.
Главнейшие труды Г. Н. Потанина: Путешествие на озеро Зайсан и в речную область Чёрного Иртыша до оз. Марка-куль и горы Сары-тау летом 1863 г. Зимняя поездка на оз. Зайсан. Поездка по восточному Тарбагатаю летом 1864 г., "Записки Рус. геогр. общества", Спб., 1867, т. I; Очерки Северо-западной Монголии. Результаты путешествий, исполненных в 1876-1877 и 1879-1880 гг. (4 вып.), Спб., 1881-1883; Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. Путешествие 1884-1886 гг. (2 т.), Спб., 1893; Очерк путешествия в Сычуань и на восточную окраину Тибета в 1892- 1893 гг.,"Известия Рус. геогр. общества", Спб., 1899, т. 35, в. 4; Поездка в среднюю часть Большого Хингана летом 1899 г., там же, 1901, т. 37, в. 5; Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе, М., 1899; Воспоминания, "Сибирская жизнь", ряд номеров за 1913-1917 (содержат много сведений о жизни, путешествиях и современниках Г. Н. Потанина).
Список литературы:
http://www.magnit-baikal.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://www.bestreferat.ru/
http://www.hrono.ru/biograf/
http://wiki.risk.ru/index.php/