Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:26, реферат

Описание работы

Изучая гражданское общество, следует рассмотреть проблему политических режимов. Известно, что они делятся на две группы: демократические и недемократические. В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать - быть или не быть гражданскому обществу - не приходится, ибо оно становится необходимым.

Содержание

1. «Гражданское общество» как категория политологии.


2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования.


3. Структура гражданского общества и основные направления его активности.


4. Гражданское общество и государство.


5. Становление гражданского общества в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 40.95 Кб (Скачать)

3. В свою очередь,  государство в высокой степени  заинтересовано во взаимодействии  с гражданским общество. Объясняется  это рядом причин: именно гражданское  общество есть источник легитимности  политической силы, стоящей у  власти; контакты с организациями  гражданского общества являются  для государства крупномасштабным  источником информации о состоянии  общества, его интересах, настроениях,  отношении к господствующей политической  власти; в сложные исторические  периоды (экономические кризисы,  войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной  силой, поддерживающее государство;  среди организаций гражданского  общества немало нуждающихся  в материальной поддержке со  стороны государства, однако есть  и такие, которые оказывают  финансовую помощь государству  (ассоциации банков, предпринимательские  союзы и др.). 

1. Специфика гражданского  общества, автономный характер и  независимость составляющих его  организаций не исключает непредсказуемость  их действий. Поэтому логичными  являются усилия государства,  направленные на создание различных  форм контроля за его развитием.  К таким формам относятся рассмотренные  выше представительства организаций  гражданского общества в различного  рода властных структурах, создание  совместных органов, включающих  представителей государства и  общественных организаций. 

В целом же демократический  режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической  стабильности. 

Противостояние гражданского общества и государства хотя и  возможно, но крайне недолговечно. Прогноз  такого состояния не является оптимистичным. 

Современные экономические  реформы в Российской Федерации  призваны обеспечить хозяйственную  свободу в качестве основы гражданской  независимости личности. Идет процесс  развития многообразных форм собственности. Приватизация позволяет частным  лицам приобретать в собственность  часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право  арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг. 

Развитие частной  собственности и рыночных отношений, как уже отмечалось, делает гражданское  общество необходимым. Проведение в 

России экономических  реформ, направленных на создание свободной  рыночной экономики, подтвердило это  положение уже достаточно основательно. За несколько лет в нашей стране возникли многочисленные организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной и др. Кроме уже названных, сюда относятся: 

Ассоциация российских банков, Межрегиональный биржевой союз, 

Ассоциация биржевых структур агропромышленного комплекса, 

Всероссийская организация  брокеров и т.д. Все перечисленные  организации относятся к субъектам  гражданского общества в экономической  сфере. В других сферах общественной жизни, например в социальной и духовной, их возникло еще больше. 

Бурный рост организаций  гражданского общества объясняется  не только становлением частной собственности  и рыночной экономики, что сделало  их появление необходимым, но и созданием  важных условий, которые сделали  развитие гражданского общества возможным. Речь идет о демократизации общественно-политической жизни в стране. 

Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы  в ее Конституции. Она провозглашает, что Россия является демократическим  правовым государством (ст. 1). В стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция России признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности 

(ст. 8). 

Каждый гражданин  согласно Конституции имеет право  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской деятельности (ст. 34). Право частной собственности  охраняется законом. 

Каждый вправе иметь  имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Никто не должен быть лишен своего имущества иначе как по суду. Право  наследования гарантируется (ст. 35, 36). 

В соответствии с  теорией естественного права  российская Конституция провозглашает, что основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежит  каждому от рождения (ст. 17). Утверждается право на жизнь, свободу, равенство, достоинство личности. 

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и  развивает гражданские права  и свободы, провозглашенные в  Конституции Российской 

Федерации. Гражданское  законодательство основывается на признании  равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства  кого- либо в частные дела, необходимости  беспрепятственного осуществления  гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1.1). 

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности и других имущественных  прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности 

(интеллектуальная  собственность),регулирует договорные  и иные обязательства, а также  другие имущественные и связанные  с ними личные неимущественные  отношения, основанные на равенстве,  автономии воли и имущественной  самостоятельности их участников (ст. 2.1). 

Становление российского  гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую  ответственность, всеобщее прямое и  равное избирательное право, независимый  суд и прокуратуру, совершенное  законодательство. Для развития гражданского общества в 

России (как и любой  другой стране) необходимы экономическая  и политическая стабильность. 

Становление гражданского общества в России вызвало к жизни  новые тенденции, внесло изменения  в ранее существовавшие общественные организации, привело к созданию новых организаций и объединений. 

В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция включить противоречивые социальные явления в рамки переговорного  процесса, создав механизм социального  партнерства, регулирующий трудовые отношения. Инициатива создания такой системы  идет сверху. Профсоюзы и предприниматели  вследствие своей разобщенности  не могут обойтись без посредничества государства. 

Практика заключения коллективных договоров, определяющую социальную ответственность сторон, начинает расширяться прежде всего  на горнодобывающих предприятиях. 

Формирование системы  социального партнерства - длительный процесс. 

В США он занял  около 30 лет. Главное условие успеха построения системы партнерства  состоит в содержании и сроках проведения экономических преобразований, в успешном функционировании других сфер гражданского общества. 

В профсоюзном движении растет число новых профсоюзов, альтернативных государственным. Новые профсоюзы  более однородны социально и  профессионально, лишены громоздкого  бюрократического аппарата. Конфедерация труда, созданная в мае 1990 г., трансформируется в Объединение негосударственных  и общественных организаций. 

Традиционные профсоюзные  структуры, в частности Федерация  независимых профсоюзов России, используя  лозунги социальной защиты, взяли  на вооружение многие приемы борьбы негосударственных  профсоюзов 

(Независимого профсоюза  горняков): создание стачкомов, выдвижение  проектов генеральных тарифных  соглашений и т.п. 

Гражданское общество в современной России включает немало организаций, в которые входят трудовые коллективы. Например в 1992г. оформился  Российский совет трудовых коллективов. Он поставил перед собой такие  задачи, как: развитие самоуправления, осуществление законодательной  инициативы, независимой экспертизы проектов и решений органов власти относительно предприятий, представительство  и защита интересов членов советов  трудовых коллективов в государственных, общественных и судебных органах  и др. 

В настоящее время  в России созданы и действуют  разнообразные фонды социальной защиты граждан и культуры: Фонд защиты от разрушения исторических памятников Санкт-Петербурга; защиты материнства  и детства; Пенсионный фонд и т. п. О развитии гражданского общества в 

России свидетельствует  движение потребителей, организовано оформившееся в России в Конфедерацию обществ потребителей. Оно призвано защищать права и интересы потребителей, координировать усилия их организации. Информационно и юридически оно  выступает против плохого качества или опасных грузов, вводящей в заблуждение рекламы, несправедливых цен, недобросовестной практики бизнеса. 

Рассмотрение вопроса  о становлении гражданского общества в России позволяет сделать два  вывода: 1) гражданское общество в  нашей стране делает хотя и существенные, но первые шаги; 2) становление гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли демократические  страны 

Запада 

. 

Используемая литература. 

1. Конституция Российской  Федерации. М., 1993. 

2. Выступление Президента  РФ Б. Ельцина на церемонии  торжественного подписания Договора  об общественном согласии //Российская  газета. 

1994. 29 апреля. 

3. Городецкая И.  Консьюмеристское движение на  Западе //МЭ и МО. 1993. 

N5. 

4. Городецкая И.  Благотворительные и другие добровольческие  организации 

Великобритании // МЭ и МО. 1994. N4. 

5. Кумар К. Гражданское  общество. М., 1994. 

6. Матвеев Р.Ф.  Теоретическая и практическая  политология. М., 1993. 

7. Майданик К. Левые  движения в поставторитарном  обществе // Свободная мысль. 1994. N9. 

8. Медушевский А..Н.  Общество и государство в русском  историческом процессе // Вестник  Московского университета. Серия  12.- 1993. N1. 

9. Местное самоуправление. Политологический подход. Саратов, 1994. 

10. Ольсевич Ю.  Социальное партнерство в России: имеются ли предпосылки 

? //Вопросы экономики. 1994. N5. 

11. Политологический  словарь. М., 1994. Ч. I и II. 

12. Пригожин А.И.  Социология организаций. М., 1980. 

13. Резник Ю.М. Гражданское  общество как феномен цивилизации.  М., 1993 

14. Семененко И.  Предпринимательские ассоциации  в странах Восточной 

Европы и России // МЭ и МО. 1993. N4. 

15. Стариков Е.Н.  Социальная структура переходного  общества (опыт инвентаризации) //Полис. 1994. N4. 

16. Туров И.С. Общество  как социальная система // Социально-политический  журнал. 1994. N12. 

17. Френк Ричард  Д. Государство, общество и  бизнес в условиях индустриальной  демократии // Проблемы теории и  практики управления. 

1993. N1.

Информация о работе Гражданское общество