Гражданская война

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:47, курс лекций

Описание работы

ПРИЧИНЫ:
1. Выход России из 1 мировой войны.
2. Разгон большевиками Учредительного собрания в январе 1918 года как уничтожение демократии в России.
3. Большевики стали забирать себе все частные предприятия, нанося огромные убытки буржуазии.
4. Огромные убытки понесли иностранные капиталисты и банкиры. Большевики отказались платить долги.
5. Жестокая аграрная политика большевиков. Нарушение Декрета о земле.
6. Все партии отказались сотрудничать с большевиками.

Работа содержит 1 файл

Гражданская война.docx

— 40.68 Кб (Скачать)

Вместе с тем  в ходе работы Генуэзской конференции  в предместье Генуи Раппало был подписан двусторонний договор между Советской Россией и Германией. Он предусматривал восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов и убытков, в том числе старых долгов и национализированной собственности в Советской России. Подписание Раппальского договора означало прорыв дипломатической блокады Советов. Однако полоса дипломатического признания СССР приходится на 1924 г.

К началу 1924 г. СССР имел дипломатические отношения  лишь с 10 странами, с которыми непосредственно  граничил: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Турция, Иран, Монголия, Афганистан и Германия. За 1924 г. были установлены дипломатические отношения с 12 государствами, в том числе и с такими западноевропейскими странами, как Италия, Австрия, Швеция, Норвегия, Дания, Франция и Англия. Однако стать полноправным субъектом системы международных отношений в 1920-е гг. Советскому Союзу не удалось.

СССР не был  признан Соединенными Штатами Америки. Довольно сложно складывались советско-британские отношения. Начало этим отношениям было положено подписанием торгового  соглашения весной 1921 г. 8 мая 1923 г. английская сторона обвинила СССР в нарушении  этого договора и антибританской пропаганде («ультиматум Керзона»). Конфликт был урегулирован, а в феврале 1924 г. после прихода к власти лейбористов последовало официальное признание СССР Великобританией. 8 августа 1924 г. между двумя странами был подписан Общий договор и договор о торговле и мореплавании. Однако уже 10 октября английской разведкой было опубликовано так называемое «Письмо Зиновьева», в котором излагались рекомендации по развертыванию подрывной деятельности на Британских островах. Это способствовало поражению лейбористов на выборах. Во время всеобщей забастовки в Англии и стачки английских горняков, начавшейся 1 мая 1926 г., ВКП (б) через советские профсоюзы оказывала материальную помощь Федерации горняков Великобритании. Английское правительство обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела Англии и в нарушении англо-советского торгового соглашения. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г. Весьма напряженными оставались советско-французские отношения на всем протяжении 1920-х гг.

Более успешно  складывались отношения с Германией, которая выступала главным партнером  СССР в Европе. Первые военные и  торговые контакты между двумя странами были установлены еще в апреле 1921 г. Советское государство рассчитывало с помощью германских капиталов  и технологий провести реконструкцию  своего народного хозяйства. Представители  немецких кругов надеялись разместить в России свои военно-учебные центры, запрещенные в Германии Версальским  договором. Такую возможность рейхсвер получил после подписания Раппальского договора, который наряду с этим предоставил Германии возможность производить оружие в СССР при участии своих специалистов. В 1925 г. между двумя странами было заключено новое торговое соглашение, за которым последовало подписание 24 апреля 1926 г. договора о ненападении и нейтралитете. В последующие годы быстро развивались советско-германские экономические отношения. В 1927-1928 гг. на Германию приходилось 30 % внешнеторгового оборота СССР.

На Востоке  основным дестабилизирующим фактором в 1920-е гг. стало усиление Японии, которая была нацелена на территориальную  экспансию и прежде всего в  Китае. Советское правительство  рассматривало Китай в качестве главного партнера в Азии. В марте 1923 г. в ответ на просьбу китайского революционного лидера Сунь Ятсена в  Южный Китай была направлена группа военных и политических советников (П.А. Павлов, В.К. Блюхер, М.М. Бородин  и др.). В мае 1923 г. были установлены  дипломатические и консульские  отношения между СССР и пекинским (центральным) правительством Китая. Все  договоры, соглашения и другие акты, заключенные царским правительством и какой-либо третьей стороной и  затрагивающие суверенные права  или интересы Китая объявлялись  аннулированными.

Таким образом, основные усилия советской дипломатии в 1920-е гг были направлены на нормализацию отношений с другими странами. Главным итогом советской внешней политики в эти годы стало дипломатическое признание Советской России. Нормализация международных отношений Советской России со странами Запада стала возможно благодаря принципу мирного сосуществования, положенного в основу советской внешней политики. Однако стать равноправным субъектом системы международных отношений в 1920-е гг. Советскому Союзу не удалось.

VIII съезд РКП(б)  
 
18 марта  1919 г. в Москве открылся VIII съезд РКП (б). VIII съезд собрался в обстановке серьезной опасности, угрожающей Советской Республике. 
Важнейшее место в работе VIII съезда заняло обсуж-ипио и принятие новой партийной Программы. Основные положения первой Программы партии, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г., к марту 1919 г. были выполнены. Новая Программа сформулировала задачи Коммунистической партии — правящей партии страны — на весь пе-»; реходный период от капитализма к социализму. В ней провозглашалась главная цель — построение социалистического общества в нашей стране. 
Программа предусматривала всемерное укрепление в течение переходного периода государства диктатуры пролетариата — главного орудия построения социалистического общества. 
В области экономического развития была поставлена задача довести до конца экспроприацию буржуазии, превратить средства производства в общественную собственность, всемерно развивать производительные силы страны на основе единого общегосударственного плана неуклонно укреплять трудовую дисциплину, привлекать и использовать для хозяйственного строительства буржуазных специалистов под контролем государства. 
В Программе намечалось создание в нашей стране крупного социалистического сельскохозяйственного производства путем строительства совхозов, коммун, артелей и товариществ по совместной обработке земли. 
Одновременно предусматривалось дальнейшее развитие народного просвещения, здравоохранения, науки и культуры. 
Одним из главных вопросов работы съезда был вопрос об отношении к среднему крестьянству. До марта 1919 г. партия большевиков проводила политику союза с беднейшим крестьянством и нейтрализации середняка, который проявлял до осени 1918 г. колебания между революцией и контрреволюцией. Однако с осени 1918 г. отношение середняка к продразверстке, мобилизации в Красную Армию и оказанию помощи фронту показало, что середняк решительно повернул в сторону Советской власти. В этих условиях политика нейтрализации изжила себя. В. И. Ленин предложил перейти к прочному союзу со средним крестьянством. Съезд принял резолюцию «Об отношении к среднему крестьянству», в которой провозгласил новую линию партии: опираясь на бедноту и устанавливая прочный союз со средним крестьянством, вести решительную борьбу с кулачеством, со всеми контрреволюционными силами. В резолюции подчеркивалась необходимость постепенного вовлечения среднего крестьянства в социалистическое строительство, поддержки и развития различных форм кооперации. 
Решения VIII съезда РКП (б) создали прочную основу союза рабочего класса с трудящимся крестьянством. Середняк с оружием в руках поднялся на защиту Советской власти. Это позволило создать массовую Красную Армию, которая в 1919 г. насчитывала 3 млн., а в 1920 г.— 5 млн. 
человек. 
На съезде обсуждался вопрос о строительстве Красной Армии. Против военной политики ЦК партии выступила поенная оппозиция». 
В. И. Ленин в выступлении убедительно доказал пра-нильность военной политики ЦК РКП (б). Съезд отклонил предложения «военной оппозиции» и сформулировал принципы строительства Советских Вооруженных Сил и соответствии с предложениями В. И. Ленина. Для усиления партийно-политической работы в армии было сосано политическое управление при Реввоенсовете Республики.

Сущность  новой экономической  политики.

Проблема отношений  с крестьянством была центральным  политическим вопросом в такой аграрной стране, как Россия. Начало проведения экономической политики, учитывающей  интересы многомиллионных масс крестьянства, было положено решением X съезда ВКП (б) о замене продразверстки продналогом  в марте 1920 г.

Продналог устанавливался первоначально на уровне 20% от чистого  продукта крестьянского труда, т.е. был в два раза меньше продразверстки. Крестьяне получали возможность  распоряжаться излишками продукции. Однако срыв продуктообмена из-за отсутствия должного количества промышленных товаров  и начавшийся летом 1921 г. голод заставили  снять ограничения и ввести свободу  торговли по всей стране.

Принятые меры способствовали тому, что к 1923 г. был почти достигнут уровень посевных площадей 1913 г. В 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил уровень 1913 г.

Свободная торговля потребовала наведения порядка  в финансовой системе государства. Уже в 1921 г. был предпринят ряд  шагов, направленных на оздоровление финансов. Частные лица и организации получили возможность держать в сберегательных кассах любые суммы денег и  пользоваться вкладами без ограничений. В 1922 г. был начат выпуск новой  денежной единицы - червонца, имевшего золотое содержание и курс в золоте: 1 червонец равнялся 10 дореволюционным  золотым рублям, или 7,74 г. золота.

Были предприняты  шаги по привлечению в страну иностранного капитала. Возникли концессии, т.е. аренда российских государственных предприятий  иностранцами. И хотя в целом количество таких предприятий было невелико, в некоторых отраслях промышленности их удельный вес был значительным.

Для формирования рынка было необходимо оживить промышленность, увеличив выпуск продукции. В этих целях  провели разгосударствление мелких и частично средних предприятий. Введение рыночных отношений затронуло  и форму управления государственной  промышленностью. Вместо главков были созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой  предприятий, получивших финансовую и  хозяйственную независимость. Был  резко сокращен разбухший за годы военного коммунизма государственный  аппарат. В стране возникла широкая  сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий. Была восстановлена денежная оплата труда в промышленности, исключена  уравниловка, сняты ограничения  на рост заработной платы.

Хотя в целом  к концу 20-х гг. советская экономика  достигает довоенного уровня, эффективность  нэповской модели связано с высокой  степенью огосударствления производства. Новый прирост мог быть достигнут  только за счет реконструкции промышленности, а это требовало огромных капиталовложений.

Успехи нэпа в первой половине 20-х гг. создали  определенные условия для улучшения  материального положения народа. Так, к 1926 г. заработная плата рабочих  в среднем составляла около 94% довоенного уровня.

1.2 Причины свертывания  нэпа и его итоги

Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики  стало носить противоречивый, а порой  и кризисный характер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по пути все большей централизации в распределении ресурсов, вытеснения частного капитала из торговли при помощи налогового пресса, повышения арендной платы.

Серьезной проблемой  была безработица: если в 1923 г. на биржах труда было зарегистрировано 160 тыс. человек, то в апреле 1927 г. безработных  насчитывалось около 1,5 млн. человек.

Не менее противоречивым было развитие сельского хозяйства. Ограничения в развитии крупного товарного крестьянского хозяйства  приводили к обострению противостояния между властью и зажиточным крестьянством.

Новая экономическая  политика не стала политикой «всерьез и надолго» прежде всего потому, что лидеры государства не смогли соединить курс рыночных реформ и  социалистическую ориентацию. Новые  экономические реалии все более  противоречили коммунистической доктрине. В эти годы не произошло изменений  в политической системе, не исчез  террор. Административно-командный  стиль партийного аппарата ВКП (б) делал  нэп сторонником централизации, что вступало в противоречие с  его принципами.

Было и еще  одна причина отказа от нэпа: настроения руководящих кадров и большой  части общества, которые рассматривали  его как «временное отступление», «тактический маневр».

Во второй половине 20-х гг. восстановительные резервы  в промышленности были исчерпаны, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений. Однако привлечь частный  капитал не удалось, так как это  было запрещено законодательно. Ускоренное развитие промышленности зависело от крестьянства, которое нужно было заставить отдавать все, что оно  производило. Поэтому вновь возникший  в 1927-1928 гг. кризис хлебозаготовок, повлекший за собой введение карточной системы, был решен чрезвычайными мерами эпохи военного коммунизма: через насильственное изъятие зерна и аресты.

Переход к репрессивным мерам был обусловлен не в последнюю  очередь политическими причинами - растущей угрозой коммунистической советской власти со стороны окрепшего  зажиточного крестьянства. Непреодолимые  противоречия между экономикой и  политической системой, основанной на всесилии административно-командных  методов, обусловили конец нэпа и  переход к массовой коллективизации  крестьянства.

Противоречия  НЭПа

Развитие советского общества в период НЭПа было сложным и неоднозначным. Главное противоречие НЭПа – попытка с помощью ограниченного рыночного механизма построить плановое нерыночное хозяйство.

Преодолев с  огромными трудностями кризис 1920-1921гг., Советская страна осенью 1923г. столкнулась  с новым кризисом. Крестьяне были недовольны низкими закупочными  ценами на хлеб и высокими ценами на промтовары и сельхозтехнику. «Ножницы»  цен были столь велики, что возникли кризис сбыта, затоваривание; государству нечем было выплачивать зарплату рабочим; дело шло до забастовок. Кризис был вызван медленным восстановлением промышленности, грубыми просчетами в политике цен. Кроме того, правительство выделило крупные средства (400 тыс. дол.) на подготовку социалистической революции в Германии. Для преодоления кризиса 1923г. на 30% были снижены цены на промтовары и повышены цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены косвенные налоги, завершена финансовая реформа, укреплена валюта.

В апреле 1925г. был  взят курс на расширение аренды земли  и найма рабочей силы в деревне. Однако со второй половины 1925г. начался  новый кризис.

Осенью 1925г. ясно, что выполнить план по хлебозаготовкам  не удастся. Пришлось сократить экспорт  и импорт, а также программу  промышленного строительства. Эти  обстоятельства привели к обострению «товарного голода» и росту цен. Но у крестьян имелись деньги, заработанные не столько на сбыте зерна, сколько  на различных промыслах, выращивании  технических культур и продаже  скота. Выхода было два: или создать политические и экономические условия частному предпринимателю для производства большого количества продукции, в том числе сложной сельхозтехники (но для этого нужно было вернуть национализированные крупные предприятия частным владельцам, что противоречило программным целям большевиков), или построить новые государственные заводы и фабрики для производства промтоваров, ширпотреба, сельхозтехники (но для строительства нужны были огромные капиталовложения, чтобы закупить за границей станки и оборудование). Руководство страны предпочло другой выход: резко увеличить экспорт – а его важнейшей статьей является хлеб, который крестьянам невыгодно было производить и сдавать государству.

В то же время  советская власть по-прежнему рассматривала  крестьянский рынок как главный  фактор развития промышленности. Перелив  капиталов в государственную  промышленность из частного сектора  и крупного крестьянского хозяйства  фактически блокировался ограничительными мерами государства. Поэтому к крестьянским хозяйствам опять применяются государственно-принудительные меры. Некоторые лидеры партии и  государства, осознавая, что средства, которыми устраняли трудности, сами усугубляются эти трудности, не хотели понять, что узкоклассовый, идеологизированный, волюнтаристский подход к экономике ведет в тупик.

Информация о работе Гражданская война