Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:55, доклад
В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.
большей властью, чем спартанские вожди, Власть архаге-
тов, в отличие от власти родоплеменных вождей, стала
наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каж-
дые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате
которого архагеты могли быть преданы суду или отстране-
ны от должности. Иногда они смещались и без этой проце-
дуры.
Но в целом положение архагетов было почетным. Они
получали большую часть военной добычи, совершали жерт-
воприношения, входили в состав совета старейшин, осу-
ществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для
всей общины. Первона-
чально наиболее полной была военная власть архагетов.
Им подчинялось войско, в походах они пользовались пра-
вом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные
полномочия были
существенно ограничены.
Совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган
власти, унаследованный от родоплеменной организации. В
состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избирае-
мых народным собранием из знатных спартиатов, достигших
60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя.
Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносивши-
еся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела
возможность направлять его деятельность. Со временем
полномочия герусии расширились. В случае несогласия ге-
ронтов и вождей с решением народного собрания они могли
воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участ-
вовала в переговорах с другими государствами, рассмат-
ривала уголовные
дела о государственных
вела судебные процессы против архагетов.
В народном
собрании участвовали все
тигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание со-
зывали вожди, они же в нем председательствовали. Высту-
пать в народном собрании могли только должностные лица
или послы иностранных государств, участники же собрания
лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование
проводилось криком, а в спорных случаях участники соб-
рания расходились в разные стороны.
Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) произ-
водился раз в месяц. На собрании принимались законы,
избирались должностные лица, решались вопросы войны и
мира, союза с другими государствами, рассматривались
вопросы о наследовании должности вождя, определялось,
кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. В ре-
шении всех этих вопросов роль собрания в силу существо-
вавшей в нем процедуры была меньшей, чем роль народного
собрания в Афинах. Но все же преуменьшать ее не следу-
ет. Право избрания должностных лиц, право отклонять
внесенные ими предложения позволяли ему если не контро-
лировать их, то во всяком случае оказывать на них влия-
ние, заставлять считаться с собой. Только к IV в. до
н.э. оно становится пассивным, и роль его падает.
Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в резуль-
тате острых конфликтов между родоплеменными вождями и
родовой аристократией. Последняя, получавшая большую
долю военной добычи и возможность угнетать свободных
общинников, стремилась ограничить пожизненную власть
вождей властью избираемых на определенный срок предста-
вителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они изби-
рались из "достойных" на один год, действовали единой
коллегией, принимавшей решения большинством голосов.
Первоначально эфоры считались как бы помощниками арха-
гетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по иму-
щественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфо-
ров заметно возросла. Они поставили под свой контроль
архагетов - в походе их сопровож-
дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и
народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе
с герусией они могли предотвратить принятие народным
собранием неугодного им решения. К ним перешло руко-
водство внешними сношениями Спарты и внутреннее управ-
ление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами
установленных порядков, суд над ними и наказание их,
объявление войны и мира, контроль над деятельностью ос-
тальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо
меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров прак-
тически не контролировалась - они отчитывались только
перед своими преемниками. Особое положение эфоров под-
черкивалось и их правом не участвовать в общих сиссити-
ях и иметь собственный
стол.
Кризис политической системы Спарты. Монолитная соци-
альная структура господствующего класса, превратившего-
ся в мощную военную организацию, способствовала быстро-
му возвышению Спарты среди греческих государств. К V в.
до н.э. она установила свою гегемонию над почти всем
Пелопоннессом, возглавив Пелононнесскую симмахию. Зас-
той в социально-экономической и политической жизни, ду-
ховное оскудение - цена господства над илотами - делают
Спарту центром реакции в Греции. В то же время победа в
Пелоцоннесской войне (431-404 гг. до н.э.), громадная
контрибуция, полученная с Афин, резко стимулировали
процессы имущественной дифференциации спартиатов и раз-
вития товарно-денежных отношений. Они еще более усили-
лись с разрешением в начале IV в. до н.э. дарения и за-
вещания земельных наделов (продажа их по-прежнему не
допускалась, но, вероятно, имела место). Увеличиваются
размеры наделов знати и за счет приобретения земель (у
илотов) на окраинах государства. Запрещение торговли
перестает соблюдаться.
Былой аскетический
спартанский образ жизни
прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов ведет к
потере ими земельных наделов и, следовательно, полноп-
равия. Единство спартанской общины разрушается, ее во-
енная мощь падает - число полноправных снартиатов сок-
ращается, появляются наемники. Потеря в IV в. до н.э.
Мессении в результате македонского завоевания Греции, а
вместе с ней части земли и илотов, подорвала экономи-
ческую основу Спартанского государства.
Предпринимавшиеся в III в. до н.э. по требованию ра-
зорившихся спартиатов попытки восстановить старые по-
рядки путем передела земли, уничтожения долгов, восста-
новления военного могущества предоставлением прав граж-
данства неполноправным жителям Спарты потерпели крах.
Объективные закономерности развития рабовладельческого
общества неумолимо вели к крушению социальных и полити-
ческих порядков, сохранявших коллективистские пережитки
общинного строя.
Окончательно ослабленная, раздираемая внутренней
борьбой Спарта,
как и все греческие
редине II в. до н.э. подпадает под власть Рима.