Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:55, доклад
В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.
2. Государство в
Спарте
Другим полисом, оказавшим большое влияние на историю
Древней Греции, была Спарта. В основе возникновения го-
сударства в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до
н.э., лежали общие закономерности разложения первобыт-
нообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности
привели практически к почти полному отмиранию родопле-
менных отношений, то в Спарте процесс возникновения го-
сударства отличался существенными oсo-
бенностями и сопровождался сохранением значительных ос-
татков родовой
организации.
Главной особенностью исторического развития Спарты
было вмешательство в становление классового общества
внешнего насильственного фактора. Миграция племен на
Балканском полуостргве. начавшаяся в XII в. до н.э.,
сопровождалась военными столкновениями между ними. Объ-
единение завоевателей пришлых дорийских племен с мест-
ными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию
спартанской общины и позволило ей в VIII - VII вв. до
н.э. расширить пределы своих владений, поработить насе-
ление завоеванной соседней области - Мессении и поста-
вить в зависимость население, жившее на периферии заво-
еванной территории.
Завоевание
привело к возникновению
твенности завоевателей на землю - основное в тех усло-
виях средство производства - и рабов. Вместе с ней воз-
никла и четкая классовая дифференциация - спартиаты
превратились в господствующий класс рабовладельцев, а
покоренные жители в рабов или неполноправных граждан.
Организация политической власти у спартиатов была
типичной для периода распада первобытнообщинного строя
- два родоплеменных вождя (как результат объединения
дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное
собрание. Но она не давала достаточных средств для гос-
подства над покоренным населением, численность которого
примерно в 20 раз превышала численность завоевателей.
Объективно возникла
потребность в организации
ческой власти, не совпадающей со всем населением, обес-
печивающей незначительной его части господство над мас-
сой порабощенных.
В то же
время необходимость
щенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала
единения спартиатов, сохранения некоторых элементов ро-
доплеменной общности. Этому благоприятствовали и аграр-
ный характер хозяйства Спарты, известная изоляция тер-
ритории страны, замкнутой горными хребтами, что пре-
пятствовало развитию внешней торговли и товарно-денеж-
ных отношений. Совокупность этих обстоятельств обусло-
вила сохранение значительных элементов военной демокра-
тии и в условиях окончательно оформившегося классового
общества.
Социальное и политическое устройство Спарты этого
периода было .закреплено ретрой (договором), приписыва-
емой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как ис-
торическая личность, вероятно, не существовал, время
его реформ точно не установлено. Считается, что ретра
относится к VIII-VII вв. до н.э., а окончательно "ли-
кургов строй" сложился к концу VII - началу VI в. до
н.э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась ре-
шить две основные задачи - обеспечить единство спартиа-
тов путем сдерживания имущественной дифференциации меж-
ду ними и создать организацию их совместного господства
над завоеванным
населением.
Особенности общественного строя. В Спарте сложилось
своеобразное классовое рабовладельческое общество, сох-
ранившее существенные пережитки первобытнообщинных от-
ношений.
Господствующий класс составляли спартиаты. Только
они считались полноправными гражданами. При сохранении
совместной собственности граждан на землю принадлеж-
ность к господствующему классу поддерживалась предос-
тавлением каждому спартиату в пользование земельного
надела (клера) вместе с прикрепленными к нему рабами -
илотами, труд которых обеспечивал средствами существо-
вания спартиата и его семью. Земля разделена на 9000
примерно равных
неделимых и неотчуждаемых
нельзя было продать, подарить или завещать.
Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 се-
лений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их
быт был строго регламентирован. Главной обязанностью
считалась военная. Для подготовки детей к выполнению
этой обязанности их, начиная с семи лет, отдавали на
государственное воспитание в специальные школы. Особые
должностные лица - педономы вырабатывали у них дисцип-
линированность и беспрекословное выполнение указаний
старших, силу и выносливость, военные навыки и храб-
рость. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. С
20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Взрослые
мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, опреде-
лявшие социальный статус их членов. Немногие избранные
граждане входили в привилегированный корпус 300 всадни-
ков. Женщины, почти полностью освобожденные от домашне-
го хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали не-
которой самостоятельностью и имели досуг для развития
личности.
В целях
поддержания единства
участвовать в общественных трапезах - сисситиях, орга-
низуемых за счет установленных ежемесячных взносов
спартиатов. Порции участников сисситий были равными.
Почетные доли получали должностные лица. Одинаковыми
были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства
спартиатов способствовали и установленные Ликургом пра-
вила против роскоши. Запрещалось спартиатам и торго-
вать, для них вводились тяжелые, неудобные в обращении
железные монеты.
Однако эти
ограничения не могли
тие имущественной дифференциации, подрывавшей единство
и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы
наследовались только старшими сыновьями, остальные мог-
ли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было,
они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и
теряли право участвовать в народном собрании и сиссити-
ях. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а
численность спартиатов соответственно сокращалась - с
девяти до четырех тысяч к концу IV в. до н.э.
Периеки - жители периферийных горных неплодородных
районов Спарты - занимали в правовом отношении промежу-
точное положение между спартиатами и илотами. Они были
лично свободны, обладали имущественной правоспособ-
ностью, но не поль-
зевались политическими правами и находились под надзо-
ром особых должностных лиц - гармостов. На них расп-
ространялась военная обязанность: они должны были
участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных
воинов. Основное занятие периеков - торговля и ремесло.
По своему положению они были близки к афинским метекам,
но в отличие от последних высшие должностные лица госу-
дарства могли казнить их без суда.
Илоты - порабощенные жители Мессении - были собс-
твенностью государства. Они предоставлялись в распоря-
жение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им
около половины урожая (на домашних работах спартиаты
использовали рабов из военнопленных). Хотя в Спарте,
как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала осно-
вой общественного производства, коллективное спартанс-
кое рабовладение отличалось от классического рабства.
Илотия была специфической формой рабства. Илоты практи-
чески самостоятельно вели свое хозяйство, не были това-
ром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся
у них частью урожая. Их экономическое и социальное по-
ложение было близким к положению крепостных крестьян.
Предполагается,
что они имели семью и
кое-то подобие общины, являвшейся коллективной собс-
твенностью общины
спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легко-
вооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но
в других отношениях были совершенно бесправными. Еже-
годно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшую-
ся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допус-
калось и в любое другое время.
Организация власти. Государственный строй Спарты
сформировался в результате преобразования военной де-
мократии в государственную организацию, сохранявшую не-
которые черты родоплеменной организации власти. Это
привело к "ликургову строю", сложившемуся, как отмеча-
лось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают
его как переворот, связанный с окончанием завоевания
Мессении и установлением илотии, потребовавшими консо-
лидации общины спартиатов путем уравнения их в экономи-
ческом отношении и политических правах, превращения ее
в военный лагерь, господствующий над массами порабощен-
ного населения.
Во главе
государства стояли два
туре их часто называют царями, хотя даже афинский бази-
левс, в отношении которого термин царь условен, обладал