Государство и право Японии в XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

Основные изменения в социально-политическом строе. В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном счете разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов — князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями.

Работа содержит 1 файл

СУРС япония.docx

— 49.35 Кб (Скачать)

 

4. Описать судебную систему  и процесс в Японии 19в

  Начиная с конца XIX века судебная система Японии в основном строилась на романо-германском праве, в частности на правовых системах Франции и Германии. Например, в 1896 году японское правительство создало гражданский кодекс на основе германской модели. Статутное право формируется законодательным органом Японии — парламентом. Основную часть статутного права составляет собрание под названием «Шесть кодексов». По текущей конституции новый закон вступает в силу только после его промульгацииимператором.

Судебная система Японии состоит  из четырёх уровней: Верховного суда, апелляционных, основных и дисциплинарных судов. Верховный суд, подобно конституционным судам в других странах, имеет полномочия отмены правовых норм на основании их неконституционности. Членов верховного суда назначает император по представлению правительства, а остальные судьи назначаются Кабинетом министров по представлению Верховного суда[32].

    Процесс в Японии происходил  следующим образом:

В Японии существовало несколько административно-судебных инстанций.    Подсудность определялась как по месту совершения преступления, так и по его важности. Дела возбуждались по инициативе государства и по заявлению  частных лиц.

Первой  стадией процесса было следствие, при  этом чиновник обязан был удостовериться в полноценности улик; во внимание должны были приниматься манера говорить, слушать, цвет лица, дыхание, выражение глаз подследственного.

При обвинении в тяжких преступлениях, недостаточности улик, доказательств  и запирательстве подследственного разрешалось подвергать пытке. Однако, за весь период следствия запрещалось пытать обвиняемого более трех раз: причем между пытками должно было пройти не менее 20 дней. Все большее значение в системе доказательств приобретает собственное признание подследственного.

Подследственным чиновникам, обвиняемым в преступлениях, за которые наказание заключалось  в увольнении со службы, запрещалась  текущая служебная деятельность и участие в придворных празднествах.

Следователь подлежал замене, если он находился  с обвиняемым в родственных отношениях пятой степени родства или  ближе, а по линии жены — в третьей степени или ближе; а также если он был в прошлом наставником обвиняемого.

Во  время следствия обвиняемый и  его сообщники находились в тюрьме. Но это не распространялось на высших ранговых сановников, которые не содержались  под стражей и продолжали занимать свои посты.

Заключенных полагалось снабжать одеждой, питанием, циновками, лекарствами.

Если  следствие завершено, но не все соучастники  задержаны, разрешалось выносить приговор в отношении арестованных.

Приговор  приводился в исполнение в день его  оглашения. Родственники и друзья приговоренного к смертной казни допускались к прощанию с ним. Смертная казнь, как правило, совершалась публично на городском рынке. Однако, чиновников, а также женщин публично не подвергали смертной казни. Сановникам 5-го ранга и выше, если они не совершили убийства родственников или более тяжкого преступления разрешалось покончить жизнь самоубийством дома.

Для особо привилегированных например: родственников императора, его друзьях, высших сановников и др. закон допускал обжалование приговора в порядке апелляции. В этих случаях дело повторно рассматривалось на расширенном заседании Государственного совета с участием наиболее видных императорских советников и министра юстиции, после чего письменное заключение Совета направлялось монарху, который и принимал окончательное решение.

Следует отметить, что приговоренный к  смертной казни чиновник, попав под  амнистию, тем не менее лишался права занимать свою должность.

Высшие  административно-судебные органы осуществляли надзор за состоянием дел, относящихся  к правосудию: за современностью и  правильностью принятых на местах решений, за привидением в исполнение смертного  приговора, за порядком и соблюдением  режима в тюрьмах, за соблюдением  режима на каторге; за ходом следствия, пресекая, в частности, волокиту, влекущую долгое содержание в следственной тюрьме.

Так же рассмотрение гражданских дел  осуществлялось в порядке искового производства, в котором действовала  система соответствующих видов  исков.

 

5. Сравнить конституцию  Японии 19в. и Конституцию 1875г.  Франции

Конституция Франции 1875 г. была принята в виде совокупности трех органических законов:

– об организации государственных  властей;

– об организации Сената;

– об отношениях государственных  властей.

Основные положения Конституции 1875 г.были следующие:

– формой правления Франции  была избрана республика, главой государства  являлся президент;

– президента республики выбирало Национальное собрание сроком на 7 лет, его полномочия были весьма обширны  – имел право законодательной  инициативы, промульгировал законы, следил за их исполнением, руководил вооруженными силами, имел право помилования. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрассигнации одного из министров причем пост президента было запрещено занимать представителям правивших династий;

– законодательная власть осуществлялась Национальным собранием, которое состояло из депутатов обеих  палат: Сената, состоящего из 75 пожизненных  сенаторов и 225 сенаторов, имеющих  возраст не менее 40 лет, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет  и Палаты депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием. Сенат  не мог быть распущен и обновлялся каждый год на треть, как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной  инициативы, осуществлял контроль за деятельностью правительства, решал вопросы войны и мира, назначал на все гражданские и военные должности. Палата депутатов первоначально принимала финансовые законы;

– исполнительную власть кроме  президента также осуществляли Совет  министров, министерства, Государственный  совет – члены назначались  президентом с согласия Совета министров  – совещательное учреждение по законодательным  и административным делам;

– судебную власть осуществляли: Кассационный суд, Апелляционный суд, суды I инстанции, мировые судьи;

– местное управление осуществляли следующие административные единицы: департамент – глава – префект, при нем Генеральный совет, округ  – глава – супрефект, кантон;

– конституционные законы не регламентировали организацию и  порядок проведения выборов. Специальный  закон устанавливал всеобщее мужское  избирательное право (с 21 года). 

  А Конституция  1889г. юридически утвердила статус  императора как главы государства,  наделенного очень широкими полномочиями.

Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных  министров. Кабинет министров нес  ответственность только перед императором.

А вот  права подданных, например свобода  слова, переписки, печати, собраний и  союзов, были прописаны в Конституции  гораздо скромнее, с постоянной оговоркой: «...в пределах, установленных законом».

По  своей структуре парламент был  определен двухпалатным. Каждая палата имела право выступать с представлениями правительству.  Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов.

Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней — в 7 лет.

Верхняя палата пэров состояла из:

1) принцев  императорской фамилии;

2) титулованной  аристократии: всех князей и маркизов  и представителей от графов, виконтов  и баронов;

3) депутатов,  назначаемых императором "за  заслуги перед государством";

4) представителей  императорской академии наук;

5) выборных  представителей, избираемых лицами, платящими высший прямой поземельный  налог или высшие торговые  и поземельные пошлины.

Законодательная власть принадлежала императору совместно  с парламентом. Однако, император мог издавать обязательные для исполнения указы по любому поводу, не консультируясь с парламентом, а законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона.

Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. В 1889 году император установил, что  все наиболее значимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного и морского министров.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. –  Т.2. - М., 1999.
  2. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. – М.,  2009.
  3. http://kazbook.narod.ru/

Информация о работе Государство и право Японии в XIX в