Государство и право средневековой Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 03:15, контрольная работа

Описание работы

Среди стран Востока особое место занимает Индия - одна из древнейших цивилизаций мира, которая с древних времен обладала высокоразвитой культурой, в рамках которой особое развитие получили философия и религия. Они переплетались между собой настолько тесно и были так значимы для общества, что и все вопросы государственного управления, права, различных сфер общественных отношений и т.д. рассматривались исключительно через призму этого единства религии и философии. Средневековая Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Государственный строй в эпоху средневековья…………...…………..……..4
2. Правовая система средневековой Индии…………………..…………....…..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..………………………...……............19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……….………………….……......20

Работа содержит 1 файл

контрольная работа вани.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

 

Министерство  внутренних дел Российской Федерации

Федеральное государственное  казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный юридический институт

Владивостокский филиал

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Государство и право средневековой Индии»

 

Выполнил: курсант 1 курса,

102 учебной группы, Баев И.Н.

Руководитель: Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин подполковник полиции Черномаз В.А.

 

______________________

   (решение о допуске к защите)

 

 

Защищена с оценкой_________________________________

 

 

Владивосток, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. Государственный строй  в эпоху средневековья…………...…………..……..4

2. Правовая система средневековой  Индии…………………..…………....…..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..………………………...……............19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……….………………….……......20

 

ВВЕДЕНИЕ

 Среди стран Востока особое место занимает Индия - одна из древнейших цивилизаций мира, которая с древних времен обладала высокоразвитой культурой, в рамках которой особое развитие получили философия и религия. Они переплетались между собой настолько тесно и были так значимы для общества, что и все вопросы государственного управления, права, различных сфер общественных отношений и т.д. рассматривались исключительно через призму этого единства религии и философии. 

Средневековая Индия – одна из первых мировых цивилизаций,  принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей.

Это богатейший субконтинент со сложной  и бурной историей. Здесь зарождались  великие религии, возникали и  рушились империи, но из века в век  сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры.

Эта цивилизация возводила из кирпича  большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось  расшифровать. 

Индия – одна из колыбелей  человеческой цивилизации. Индийская  культура была тесно связанна с культурой  многих народов и оказала на них  немалое влияние. В процессе взаимного  обогащения она сумела сохранить  свое своеобразие и яркую индивидуальность.

Зародившиеся в Индии  индуизм и буддизм и возникшие  на их основе различные религиозно-философские  системы оказали воздействие  не только на развитие многих цивилизаций  Востока. Но и на общественную мысль  многих народов мира.

 

 

 

 

1. Государственный строй в эпоху средневековья

Индия VI—XII вв. представляла собой  совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между  собой. В раннеклассовых, так называемых племенных государствах сохранялись  значительные пережитки родоплеменных  отношений. К таким государствам относятся многочисленные территориальные  образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в  которых власть князя опиралась  на военную силу соплеменников, воинов-раджпутов.

Возникающие время от времени в  результате войн более крупные политические общности: Харши (VII в.), Чалукьев (VII в.), Гурд-жара-Пратихаров (VIII в.) и другие — были примитивными государственными образованиями, представляющими собой конгломерат тех же племенных княжеств с крайне подвижными границами, с несложившимся административным аппаратом. Во главе таких государств стояли махараджи — главные князья. Княжеский трон наследовался сыном или передавался преемнику по воле правителя. В некоторых мелких княжествах князья избирались. Махарадже помогали советники, входящие в совещательный орган мантрипаришад. В государственном аппарате значительное место принадлежало воинам и сборщикам налогов.

Отсутствие на протяжении веков  государственного единства Индии восполнялось в определенной мере рано начавшим складываться религиозно-культурным единством  ее многоязычного, этнически разнородного населения. Общества, как показала история  Индии, связанные религиозно-культурным единством, обнаруживают высокую степень  устойчивости в периоды государственных  дроблений, завоеваний и массовых переселений  народов.

Эта характерная черта истории  страны объясняется в значительной мере спецификой самого индуизма, представляющего  собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему, связанную с огромным фондом культурных ценностей, которые создавались индийским народом в течение тысячелетий (мифы, эпос, религиозная, правовая, научная литература и пр.).

Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата — как характерная черта  средневековой Индии — восполнялись и крепостью общинной организации  индийского общества, стабильное существование  и саморазвитие которой мало зависело от побед и поражений того или  иного стремящегося к власти правителя.

Определенное государственное  единство было достигнуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захватнические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Завоеванные индийские  земли включались вначале в состав государственных земель державы  Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийского султаната. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадским халифом в качестве независимого государства. Однако тесная связь правителей Дели с остальным мусульманским миром не прерывалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иных чужеземных правителей: среднеазиатских тюрков, таджиков, персов.

В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей — моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI—XVII в. Вместе с тем следует отметить, что мусульманские правители, в том числе и Великие моголы, несмотря на мощный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно действующего центрального аппарата.

При монархической форме правления  в системе органов государственной  власти и Делийского султаната, и  Могольской Индии было много общего, так как государственное управление строилось здесь в соответствии с исламской религиозной доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане должны иметь одного главу, который в своей власти ограничен только законом, проистекающим от Аллаха. Фактический объем полномочий мусульманских правителей определялся соотношением сил в непрекращающейся борьбе за власть между правителем и знатью.

Власть главы государства (султана, падишаха) была наследственной, он сам  мог назначать наследника престола. В Коране содержится перечень обязанностей правителя. На первом месте среди  них была охрана ислама, в том  числе поддержание религиозных  обрядов и преследование еретиков и "лжеучителей". Эти требования не всегда могли быть соблюдены мусульманскими правителями в завоеванной Индии, где сама жизнь часто заставляла их идти на уступки, проводить политику веротерпимости.

Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, они не могли, однако, не считаться  с общепризнанным его толкованием (иджмой).

Высшим чиновником в мусульманском  государстве, считавшимся вторым лицом  после государя, был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его основная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана. Нередко вазиры сосредоточивали всю полноту власти в своих руках.

Центральное управление и в Делийском султанате, и в Могольской Индии осуществляли специальные правительственные ведомства — диваны, призванные, в частности, вести особые книги, содержащие различные сведения, статистические данные общегосударственного значения.

Военное ведомство, ведущее учет военной  силы, численности наемного войска, личной охраны султана или падишаха, земельных и денежных пожалований, мест расположения гарнизонов, занимало особое место в мусульманском  государственном механизме. Главный  интендант и казначей этого ведомства  осуществлял контроль над выдачей  джагиров в Могольской Индии, проверял на смотрах состояние войска, его снаряжение. Финансовое ведомство контролировало учет и сбор поступлений в государственную казну: налогов, пошлин, выкупных сумм за военнопленных, податей с покоренного населения.

Особое ведомство располагало  сведениями о назначении всех чиновников, о суммах, получаемых ими из государственной  казны, земельных пожалованиях. Во главе  этого ведомства в XVI в. стоял мирсамана. Он ведал также мастерскими и складами падишаха. Ведомство садруссадура было своеобразным главным духовным и судебным управлением, которое мог возглавлять сам государь или доверенное ему лицо. В его ведение входило назначение судей.

Двор Делийского султана был  центром политической жизни и  управления империи. При дворе особую роль играл вакилидар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кухней и столом. Все слуги при дворе в Могольской Индии имели воинские звания и ранги, они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников. Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просматривал его указы.

Общие черты государственного механизма Делийского султаната и Могольской Индии не исключали различий между ними, которые выражались не столько в названиях государственных органов и должностей, сколько в характере политического режима. Правители Дели устанавливали свою власть в завоеванной стране методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежных индусских правителей. Султаны, опирающиеся на военную силу, конфисковывали имущество, непокорных убивали. Ислам в его суннитском толковании стал государственной религией, а персидский язык (фарси) — языком судебного производства. Правление моголов в Индии началось в другой внутриполитической обстановке, когда был завершен процесс "исламизации" правящей верхушки, а индусские князья и князьки признали в той или иной мере свою зависимость от мусульманских правителей. На политику падишахов стал оказывать определенное влияние индийский город.

Из могольских правителей наиболее заметный след в истории средневекового государства Индии оставил Акбар (XVI в.). В это время произошла определенная "либерализация" политического режима, показателями которой могут служить, например, и некоторое ослабление налогового тягла, и отмена при Акбаре подушной подати — джизьи, а также проводимая политика веротерпимости. Большое количество земель в это время передавалось в собственность не только мусульманского духовенства, но и индусских храмов. Произошло и некоторое изменение политики в отношении городов.

Так, например, в целях раскола  зревшей торгово-ремесленной оппозиции, начиная с Акбара, на высшие должности  в административном и налоговом  аппарате стали назначаться торговцы, ремесленники и другие "низкорожденные" лица. Могольские правители были последователями ханифитской' школы, одной из главных отличительных черт и требований которой был учет местных условий в управлении и судопроизводстве.

Введение административного деления  еще в Древней Индии было прямым следствием складывающейся системы  эксплуатации податного общинника-крестьянина. Империи Гуптов и Харши, например, были разделены на провинции, управляемые начальниками пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей оставалась сельская община.

Мусульманские правители ввели  новое административно-территориальное  деление. Делийский султанат был  разделен на 23 провинции. Крупные провинции  делились на шики (области). Следующей административно-налоговой единицей была паргана (район), включающая ряд деревень, и патта — одну-две деревни. Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками (хакимлми). В каждую область назначались также фоуджары — военные начальники, гомашты — сборщики налогов и котвалы — начальники городов.

Во главе индийских общин  стояли муккадамы, чаудхри (вожди) — главы доминирующих каст, хута — главы деревень. Они были не должностными лицами центрального аппарата, а представителями общины налогоплательщиков в их отношениях с центральной властью. Эти отношения были сродни данническим обязанностям побежденных победившему государству. Общинные должности передавались по наследству и, более того, делились среди наследников. Продолжали существовать и общинные советы — панчаяты, состоящие из представителей доминирующей касты в округе, деревне.

Прочность мусульманского правящего  режима определялась боеспособностью  его армии. Конница, состоящая из мусульман, была основной силой армии, Особое место отводилось дворцовой  страже и другим отборным войскам. Армия  в Делийском султанате была организована по десятичной системе. В Могольской Индии была значительно увеличена численность войск за счет наемных отрядов, оплачиваемых непосредственно из казны. Особо привилегированное положение занимали наемные воины, подчиненные непосредственно падишаху.

Информация о работе Государство и право средневековой Индии