Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:43, контрольная работа
История государства и права зарубежных стран. Государство и право Франков.
1. Введение
2. Государственный строй при Меровингах
3. Салическая правда – памятник раннефеодального права
4. Реформа Карла Мартелла. Ее историческое значение
5. Образование империи Карла Великого. Изменения в государственном строе.
6. Заключение
7. Список Литературы
§ 5. Образование империи Карла Великого
Своего
наивысшего расцвета монархия достигает
при его сыне Карле, прозванном Великим
(вторая половина VIII — начало IX в.). В
результате больших завоевательных
походов в состав государства
франков вошли территории, которые
ныне составляют Западную Германию, Северную
Испанию, а также многие другие земли.
Показателем
возросшей мощи государства явилось провозглашение
Карла императором, в его руках сосредоточилась
значительная власть. Завоевание огромных
территорий намного расширило границы
Франкского государства. Теперь оно простиралось
от реки Эбро и Барселоны до Эльбы и Балтийского
побережья, от Ламанша до Среднего Дуная
и. Адриатики, включая почти всю Италию.
Созданная Карлом Великим империя занимала,
таким образом, значительную часть территории
бывшей Западной Римской империи, в том
числе и ее столицу Рим. Это оживило римскую
державную традицию. Карл Великий не хотел
довольствоваться титулом короля франков,
а претендовал на титул всемирного монарха,
«императора римлян». В 800 г., когда он находился
в Риме, папа Лев III короновал его в Латеранской
церкви короной «римских императоров».
Ценой значительных территориальных уступок
удалось добиться признания императорского
титула франкского короля со стороны восточно-римского
императора. Воссозданная франкским королем
империя только по названию походила на
древнюю Римскую империю. Она не только
территориально была меньше, но и намного
слабее в военно-административном отношении.
Карл Великий пытался использовать вновь
приобретенный императорский титул для
укрепления своей власти внутри государства
и повышения международного престижа.
Все население, от знати и до рабов, должно
было принести ему присягу в верности.
Однако это не означало превращения императора
в абсолютного монарха. Глава государства
фактически должен был делить свою власть
со знатью, без согласия которой не принималось
ни одно сколько-нибудь важное решение.
Крупнейшие светские и духовные феодалы
входили в состав постоянно действующего
совета при императоре. Почти ежегодно
созывался съезд всей знати (так называемое
Великое поле). Предпринимались попытки
создать централизованный аппарат управления
по римскому образцу. Важное значение
имело подчинение императором римской
церкви и ее главы - папы. Господство над
западной церковью стало орудием международной
политики империи.
Вместе
с тем относительное усиление центральной
власти повлекло за собой формирование
органов государственного управления.
Особенностями этих органов было следующее:
1) должностные лица, возглавлявшие хозяйственное
управление владениями феодалов, одновременно
осуществляли административно-судебную
власть над проживавшим там населением.
Не разделение хозяйственных и государственных
функций управления отражало важнейший
принцип феодальной государственности
рассматриваемой эпохи, политическая
власть была «атрибутом земельной собственности»;
2) вознаграждением за службу являлись
земельные пожалования, а также право
удерживать в свою пользу часть сборов
с населения; 3) отсутствовало последовательное
разграничение между отдельными сферами
государственного управления. Должностные
лица, как правило, совмещали функции военные,
финансовые, судебные и т. д. Лишь в системе
центрального управления наметилось некоторое
размежевание компетенции. Но и там специального
аппарата еще не было.
Во времена
Карла Великого законодательная деятельность
монархии значительно усилилась, было
издано свыше 250 капитуляриев (законов).
Главными законодательными
памятниками и судебными кодексами во
Франкском государстве оставались варварские
правды, основной из которых была «Салическая
правда». В дополнение к ее устаревшим
положениям издавались отдельные капитулярии.
Большая часть капитуляриев Карла Великого
относится к Делам королевской администрации
(«Капитулярии посланцам»). Значительно
были усилены карательные меры государства,
повышены административные штрафы. Император
в своих капитуляриях обязывал служащих
по строже обходиться с простым народом,
принуждать к послушанию и выполнению
повинностей.
Центральные
органы государственного управления.
Поскольку дружинная знать превращалась
в крупных земельных собственников и не
проживала постоянно при королевском
дворе (palatium), возрастало значение высших
должностных лиц — министериалов.
Первоначально они представляли собой
главных управляющих королевским хозяйством.
Тогда еще не проводилось различия между
государственным и личным королевским
имуществом, вопросы общегосударственные
рассматривались как личные дела королевского
дома. В силу этого министериалы фактически
возглавляли государственное управление
и суд. Со временем они становились собственниками
больших латифундий.
К числу
наиболее важных министериалов относились
следующие: майордом
(наследственные обладатели этой должности
упразднили ее после того, как сами заняли
королевский трон); пфальцграф (comes
palatii)- управлявший штатом дворцовых слуг
и председательствовавший на дворцовом
суде; референдарий - руководивший государственной
канцелярией, «хранитель сокровищ» (камерарий)
- ведавший казной. Фактически это был
государственный казначей, так как государственная
казна отождествлялась с личным имуществом
монарха; маршал
— некогда «старший по королевской конюшне»,
теперь начальник конного войска, нередко
под его командованием велись военные
действия; архи капеллан
— духовник короля, старший среди дворцового
духовенства, непременный участник королевского
совета.
Управлением
королевских поместий и продовольственными
делами занимались стольник и чашник;
охотой ведали королевские охотничьи.
При дворе было еще много других светских
и духовных лиц, получавших от короля кормление
и бенефиции. Высшая придворная знать
составляла королевский совет, на котором
обсуждались важнейшие государственные
дела. Хотя законы издавались от имени
короля (императора), в их подготовке и
обсуждении принимали участие вельможи
двора и магнаты государства. По старой
традиции, ежегодно собирались съезды
знати - весной и осенью, на которых обсуждались
законодательные и военные вопросы. Принятые
на весенних съездах решения становились
законами и объявлялись в капитуляриях
короля. При Каролингах эти собрания проводились
в мае (Майские поля) и являлись одновременно
военными смотрами. Знать приносила при
этом королю подарки.
В условиях
раннефеодального общественно-экономического
строя, когда основная масса населения
не находилась еще в личной и поземельной
зависимости от феодалов, во Франкском
государстве существовала территориальная
система управления. Население подчинялось
королевским служащим и выполняло государственные
повинности.
Традиционное
самоуправление свободных франков там,
где они проживали, было постепенно заменено
системой назначаемых первоначально из
центра должностных лиц — уполномоченных
короля.
Территория
страны была разделена на округа — паги
(на юге их границы в основном совпадали
с прежним административно-
Округа - графства
делились на сотни. Первоначально их возглавляли
выборные лица. Однако уже Меровингам
удалось их заменить назначаемыми лицами
— центенариями
на Севере и викариями
на Юге, осуществлявшие судебно-административную
и фискальную власть на местах. Центенарии
назначались королевским двором, но находились
в непосредственном подчинении у графов.
Общины
(марки) франков, входившие в состав сотни,
сохраняли самоуправление.
В завоеванных
пограничных областях Карл Великий создал
марки - укрепленные военно-административные
округа, служившие форпостами для нападения
на соседние страны и организации обороны.
Стоявшие во главе марок маркграфы располагали
широкими судебно-административными и
военными полномочиями. В их распоряжении
находилась постоянная военная сила. На
них была возложена оборона границ. В остальном
они имели те же правомочия, что и графы.
В исконно германских землях (восточные
области Франкского государства) герцогская
власть носила несколько иной характер.
Она уходила своими корнями в прошлое,
во времена племенных вождей, потомки
которых стали герцогами франкских королей.
На границе
страны были созданы более крупные территориальные
объединения — герцогства, состоявшие
из нескольких округов. Герцоги,
возглавлявшие управление ими, были, прежде
всего, командирами местного ополчения.
В начале VII в. наметилась другая важная
тенденция: уполномоченные короля, прежде
всего герцоги и графы, постепенно превратились
в крупнейших местных землевладельцев
(их владения увеличивались за счет пожалований
королей, а также присвоения крестьянских
земель путем коммендации и т. п.). Эдикт
короля Хлотаря Второго (614 г.) явился важной
юридической основой, благоприятствующей
развитию этого процесса. Уже тогда был
установлен порядок, согласно которому
графом мог стать лишь землевладелец
соответствующей паги. Все чаще должности
передавались по наследству, превращаясь
в привилегию отдельных семей. Название
должности (герцог, граф) стало рассматриваться
как наследственный почетный титул.
Одновременно
усиливались иммунитетные права отдельных
сеньоров. Причудливая мозаика владений
отдельных феодалов, связанных между собой
отношениями вассалитета, постепенно
сменила прежнее административно-
Суд. Высшая
судебная власть принадлежала монарху.
Он осуществлял ее совместно с представителями
знати. К ведению королевского совета
относились наиболее тяжкие правонарушения.
Основными
судебными учреждениями страны, где рассматривалась
подавляющая часть дел, были «суды сотни».
Их форма на протяжении нескольких столетий
не претерпела серьезных изменений. И
это не случайно. Чаще соприкасавшиеся
с народом, постоянно и непосредственно
вмешивавшиеся в его жизнь, суды должны
были обладать не только принудительной
силой, но и надлежащим авторитетом. И
то и другое государственная власть на
первых порах обеспечить в полной мере
еще не могла. Сохраняя старую форму суда,
сеньоры стремились использовать в своих
интересах то уважение, которое суд имел
у народа. Уже тогда, видимо, понимали и
силу традиции — население привыкло к
определенной форме разрешения споров.
Тем не менее
постепенно, но неуклонно судебная власть
сосредоточивалась в руках феодалов. Первоначально
граф, центенарий или викарий только созывали
мальберг — собрание свободных людей
сотни, выбиравших из своей среды судей
— рахинбургов.
Суд проходил под руководством выборного
председателя — тунги-на.
В состав суда выбирались, как правило,
состоятельные, пользующиеся уважением
люди. Но на судебном заседании должны
были присутствовать все свободные и полноправные
жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные
короля лишь следили за правильностью
судопроизводства.
Вместе
с тем Карл Великий пытался предотвратить
рост самостоятельности королевских должностных
лиц и усилить их ответственность перед
королем. В этих целях была упразднена
герцогская власть, которая в отдельных
областях являлась почти независимой.
Карл Великий наделил епископов судебно-административными
полномочиями и широкими иммунитетными
привилегиями, стремясь сделать их опорой
своей власти в округах. Графы были поставлены
под контроль королевских посланцев, периодически
направляемых в области. Институт королевских
посланцев с временными полномочиями
должен был предотвратить феодализацию
местной власти. Однако после Карла Великого
их деятельность вскоре прекратилась.
К концу VIII в. произошли значительные изменения
в судебной организации Франкского государства.
Старинный варварский суд, зафиксированный
в «Салической правде», окончательно разложился.
Постепенно люди короля (его уполномоченные)
граф и центенарий становятся председателями
судов вместо тунгинов. Каролинги завершили
этот процесс. Их посланцы — миссии
— получили право вместо рахинбургов
назначать членов суда, так называемых
скабинов. Обязанность свободных людей
присутствовать на суде была отменена.
Народ присутствовал на судебных собраниях
лишь в качестве публики, не принимая участия
в решениях. Однако, по старой традиции,
требовалось обязательное присутствие
на судебных собраниях всех свободных
людей, за неявку штрафовали. Впоследствии
Карл Великий установил обязательное
посещение только трех судебных собраний
в год.
Последующее
развитие феодализма привело к радикальному
изменению всей судебной структуры. Сеньоры-иммунисты
расширили свои судебные права в отношении
крестьян, живущих в их владениях. Приобрели
черты иммунитета и судебные правомочия
должностных лиц, а также высших иерархов
церкви.
Франкское
государство и во времена Карла Великого
не имело постоянной столицы. Король разъезжал
вместе с двором по своим поместьям. Только
в конце царствования Карл Великий стал
подолгу жить в своем дворце в Ахене. В
этом городе он был впоследствии похоронен.
§ 6. Заключение: Распад империи Каролингов
§ 6. Список литературы.