Государство и право Франков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

История государства и права зарубежных стран. Государство и право Франков.

Содержание

1. Введение

2. Государственный строй при Меровингах

3. Салическая правда – памятник раннефеодального права

4. Реформа Карла Мартелла. Ее историческое значение

5. Образование империи Карла Великого. Изменения в государственном строе.

6. Заключение

7. Список Литературы

Работа содержит 1 файл

Государство и право франков.docx

— 87.03 Кб (Скачать)

     Крестьянин, потеряв землю, обращался к господину  с просьбой дать ему земельный  участок (precaria, т.е. участок, переданный по просьбе); за это он обещал выполнять  установленные повинности. Сделка оформлялась письменно: земельный собственник получал от крестьянина заполненную прекарную грамоту и выдавал ему престарную грамоту. В грамотах указывались сроки пользования землей и размеры крестьянского оброка, земельный собственник обещал не нарушать прав крестьянина и не отнимать произвольно переданный ему участок. Но обычно через несколько поколений крестьянин превращался не только в поземельно, но и в лично зависимого.

     В прекарную зависимость попадали не только люди, лишенные земельной  собственности, но и мелкие свободные  землевладельцы, стремившиеся путем  отказа от своей собственности избавиться от государственных повинностей, а  также получить защиту и покровительство  у церкви или другого земельного собственника. Нередко применялся и  так называемый «прекарий с вознаграждением». Вступавший в поземельную зависимость  крестьянин, как и во втором случае, отказывался от своего права собственности  на переданный участок, но вместе с  тем получал в пользование  дополнительный участок, обычно еще  не возделанной земли.

Два последних  вида прекария служили средством  мобилизации земельной собственности  крестьян церковью и светскими феодалами.

     К потере свободы вела так называемая коммендация. Беспомощные бедные люди вверяли себя церковному учреждению или светским господам, обещая повиноваться и служить им, как слуга господину. Нередко люди закабаляли себя за долги, обязуясь выполнять рабские повинности. Неоплатный долг превращал их в наследственных рабов (сервов).

     Феодалы не останавливались перед насильственным обращением свободных людей в  крепостных и зависимых. Об этом говорится  в капитуляриях Карла Великого. В  одном из них мы читаем: «Если  кто отказывается передать свою собственность  епископу, аббату, графу... ищут случая, чтобы осудить такого бедняка  и заставить его каждый раз  отправляться на войну, чтобы он волей  или неволей продал или отдал  им свою собственность». Император  предупреждал епископов, аббатов и  графов, чтобы они «не покупали и не захватывали силой имущества  бедных и слабых людей... из-за чего страдает королевская служба». Это и являлось причиной заботы короля о слабых, беззащитных  людях.

Превращение свободных людей в зависимых  и крепостных вызвало большие  изменения в политическом устройстве. Прежде все крестьяне-общинники  были обязаны выполнять государственные  повинности, нести военную службу. Теперь, став феодально зависимыми, они должны были служить, прежде всего, своему господину.

     Прекарии  существовали четырех видов:

- прекарий  данный (предоставление земли в  обмен на службу);  
- прекарий возвращенный (превращение собственного надела в чужой, находящийся под защитой);  
- прекарий с вознаграждением. В этом случае, в дополнение к собственному, просителю передавался дополнительный надел. Часто данный вид прекарий касался церковных и монастырских земель;  
- прекарий по приказу короля (прекарием вообще могло быть все, что угодно - награда, привилегия, совершенно не обязательно земельный участок). 
          Государственный строй при Каролингах.
В 751 г. на престоле утвердилась новая династия. На собрании светской и духовной знати Пипин, сын Карла Мартелла, имевший реальную власть как майордом, был провозглашен королем.  
         
Укрепив свое положение во всех областях Франкского государства, майордом должен был рано или поздно заявить притязания на королевский престол. Так и поступил сын Карла Мартелла Пипин II Короткий (741--768). Чтобы узаконить захват престола, он обратился с посланием к папе, в котором просил разъяснить, кто должен быть королем франков: тот, кто имеет власть, или тот, кто пользуется только титулом? Папа, желавший получить военную помощь Франкского государства против теснивших его лангобардов, ответил, что королем должен быть тот, кто имеет настоящую власть. В 751 г. Пипин собрал в Суассоне франкскую знать и был ею провозглашен королем, а последний Меровинг Хильдерик III и его сын были пострижены в монахи. За поддержку папы Пипин Щедро одарил церковь новыми земельными пожалованиями и оказал папству ожидаемую военную помощь. В 754 и 757 гг. франки совершили два похода против лангобардов. Отвоеванные у них земли в области Рима и Равенны (Равеннский экзархат) были отданы папе Стефану II («дар Пипина»). Так возникла Папская область - светское владение римского престола. Чтобы придать большую законность этой сделке, была составлена фальшивая грамота - «Константинов дар», согласно которой император Константин (IV в.) передал под власть римского епископа Сильвестра I Римскую область и всю Италию, сделав его своим «викарием» над всей западной частью Римской империи. Подложность этой грамоты была доказана только в XV в. итальянским гуманистом Лоренцо Балла, хотя в ее истинности сомневались и раньше. Папское государство просуществовало до 1870 г. Его остатком является современный Ватикан.

§ 5. Образование империи Карла Великого

     Своего  наивысшего расцвета монархия достигает  при его сыне Карле, прозванном Великим (вторая половина VIII — начало IX в.). В  результате больших завоевательных походов в состав государства  франков вошли территории, которые  ныне составляют Западную Германию, Северную Испанию, а также многие другие земли.  
          Показателем возросшей мощи государства явилось провозглашение Карла императором, в его руках сосредоточилась значительная власть. Завоевание огромных территорий намного расширило границы Франкского государства. Теперь оно простиралось от реки Эбро и Барселоны до Эльбы и Балтийского побережья, от Ламанша до Среднего Дуная и. Адриатики, включая почти всю Италию. Созданная Карлом Великим империя занимала, таким образом, значительную часть территории бывшей Западной Римской империи, в том числе и ее столицу Рим. Это оживило римскую державную традицию. Карл Великий не хотел довольствоваться титулом короля франков, а претендовал на титул всемирного монарха, «императора римлян». В 800 г., когда он находился в Риме, папа Лев III короновал его в Латеранской церкви короной «римских императоров». Ценой значительных территориальных уступок удалось добиться признания императорского титула франкского короля со стороны восточно-римского императора. Воссозданная франкским королем империя только по названию походила на древнюю Римскую империю. Она не только территориально была меньше, но и намного слабее в военно-административном отношении. Карл Великий пытался использовать вновь приобретенный императорский титул для укрепления своей власти внутри государства и повышения международного престижа. Все население, от знати и до рабов, должно было принести ему присягу в верности. Однако это не означало превращения императора в абсолютного монарха. Глава государства фактически должен был делить свою власть со знатью, без согласия которой не принималось ни одно сколько-нибудь важное решение. Крупнейшие светские и духовные феодалы входили в состав постоянно действующего совета при императоре. Почти ежегодно созывался съезд всей знати (так называемое Великое поле). Предпринимались попытки создать централизованный аппарат управления по римскому образцу. Важное значение имело подчинение императором римской церкви и ее главы - папы. Господство над западной церковью стало орудием международной политики империи.   
          Вместе с тем относительное усиление центральной власти повлекло за собой формирование органов государственного управления. Особенностями этих органов было следующее: 1) должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управление владениями феодалов, одновременно осуществляли административно-судебную власть над проживавшим там населением. Не разделение хозяйственных и государственных функций управления отражало важнейший принцип феодальной государственности рассматриваемой эпохи, политическая власть была «атрибутом земельной собственности»; 2) вознаграждением за службу являлись земельные пожалования, а также право удерживать в свою пользу часть сборов с населения; 3) отсутствовало последовательное разграничение между отдельными сферами государственного управления. Должностные лица, как правило, совмещали функции военные, финансовые, судебные и т. д. Лишь в системе центрального управления наметилось некоторое размежевание компетенции. Но и там специального аппарата еще не было.   
         Во времена Карла Великого законодательная деятельность монархии значительно усилилась, было издано свыше 250 капитуляриев (законов).  
         Главными законодательными памятниками и судебными кодексами во Франкском государстве оставались варварские правды, основной из которых была «Салическая правда». В дополнение к ее устаревшим положениям издавались отдельные капитулярии. Большая часть капитуляриев Карла Великого относится к Делам королевской администрации («Капитулярии посланцам»). Значительно были усилены карательные меры государства, повышены административные штрафы. Император в своих капитуляриях обязывал служащих по строже обходиться с простым народом, принуждать к послушанию и выполнению повинностей.  
         Центральные органы государственного управления. Поскольку дружинная знать превращалась в крупных земельных собственников и не проживала постоянно при королевском дворе (palatium), возрастало значение высших должностных лиц — министериалов. Первоначально они представляли собой главных управляющих королевским хозяйством. Тогда еще не проводилось различия между государственным и личным королевским имуществом, вопросы общегосударственные рассматривались как личные дела королевского дома. В силу этого министериалы фактически возглавляли государственное управление и суд. Со временем они становились собственниками больших латифундий.  
          К числу наиболее важных министериалов относились следующие: майордом (наследственные обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон); пфальцграф (comes palatii)- управлявший штатом дворцовых слуг и председательствовавший на дворцовом суде; референдарий - руководивший государственной канцелярией, «хранитель сокровищ» (камерарий) - ведавший казной. Фактически это был государственный казначей, так как государственная казна отождествлялась с личным имуществом монарха; маршал — некогда «старший по королевской конюшне», теперь начальник конного войска, нередко под его командованием велись военные действия; архи капеллан — духовник короля, старший среди дворцового духовенства, непременный участник королевского совета.   
          Управлением королевских поместий и продовольственными делами занимались стольник и чашник; охотой ведали королевские охотничьи. При дворе было еще много других светских и духовных лиц, получавших от короля кормление и бенефиции. Высшая придворная знать составляла королевский совет, на котором обсуждались важнейшие государственные дела. Хотя законы издавались от имени короля (императора), в их подготовке и обсуждении принимали участие вельможи двора и магнаты государства. По старой традиции, ежегодно собирались съезды знати - весной и осенью, на которых обсуждались законодательные и военные вопросы. Принятые на весенних съездах решения становились законами и объявлялись в капитуляриях короля. При Каролингах эти собрания проводились в мае (Майские поля) и являлись одновременно военными смотрами. Знать приносила при этом королю подарки.  
          В условиях раннефеодального общественно-экономического строя, когда основная масса населения не находилась еще в личной и поземельной зависимости от феодалов, во Франкском государстве существовала территориальная система управления. Население подчинялось королевским служащим и выполняло государственные повинности.   
          Традиционное самоуправление свободных франков там, где они проживали, было постепенно заменено системой назначаемых первоначально из центра должностных лиц — уполномоченных короля. 
          Территория страны была разделена на округа — паги (на юге их границы в основном совпадали с прежним административно-территориальным делением времен Рима). Управление округом передавалось графу, который имел в своем распоряжении военный отряд и командовал ополчением паги. Графы ведали судебно-административными делами, созывали военное ополчение и командовали им, собирали налоги и другие поборы в пользу короля. В качестве вознаграждения за службу графы удерживали в свою пользу 1/3 штрафов и получали от короля бенефиции.  
         Округа - графства делились на сотни. Первоначально их возглавляли выборные лица. Однако уже Меровингам удалось их заменить назначаемыми лицами — центенариями на Севере и викариями на Юге, осуществлявшие судебно-административную и фискальную власть на местах. Центенарии назначались королевским двором, но находились в непосредственном подчинении у графов.  
          Общины (марки) франков, входившие в состав сотни, сохраняли самоуправление.  
          В завоеванных пограничных областях Карл Великий создал марки - укрепленные военно-административные округа, служившие форпостами для нападения на соседние страны и организации обороны. Стоявшие во главе марок маркграфы располагали широкими судебно-административными и военными полномочиями. В их распоряжении находилась постоянная военная сила. На них была возложена оборона границ. В остальном они имели те же правомочия, что и графы. В исконно германских землях (восточные области Франкского государства) герцогская власть носила несколько иной характер. Она уходила своими корнями в прошлое, во времена племенных вождей, потомки которых стали герцогами франкских королей.   
          На границе страны были созданы более крупные территориальные объединения — герцогства, состоявшие из нескольких округов. Герцоги, возглавлявшие управление ими, были, прежде всего, командирами местного ополчения. В начале VII в. наметилась другая важная тенденция: уполномоченные короля, прежде всего герцоги и графы, постепенно превратились в крупнейших местных землевладельцев (их владения увеличивались за счет пожалований королей, а также присвоения крестьянских земель путем коммендации и т. п.). Эдикт короля Хлотаря Второго (614 г.) явился важной юридической основой, благоприятствующей развитию этого процесса. Уже тогда был установлен порядок, согласно которому графом мог стать лишь землевладелец соответствующей паги. Все чаще должности передавались по наследству, превращаясь в привилегию отдельных семей. Название должности (герцог, граф) стало рассматриваться как наследственный почетный титул.  
         Одновременно усиливались иммунитетные права отдельных сеньоров. Причудливая мозаика владений отдельных феодалов, связанных между собой отношениями вассалитета, постепенно сменила прежнее административно-территориальное деление.  
         Суд. Высшая судебная власть принадлежала монарху. Он осуществлял ее совместно с представителями знати. К ведению королевского совета относились наиболее тяжкие правонарушения.  
         Основными судебными учреждениями страны, где рассматривалась подавляющая часть дел, были «суды сотни». Их форма на протяжении нескольких столетий не претерпела серьезных изменений. И это не случайно. Чаще соприкасавшиеся с народом, постоянно и непосредственно вмешивавшиеся в его жизнь, суды должны были обладать не только принудительной силой, но и надлежащим авторитетом. И то и другое государственная власть на первых порах обеспечить в полной мере еще не могла. Сохраняя старую форму суда, сеньоры стремились использовать в своих интересах то уважение, которое суд имел у народа. Уже тогда, видимо, понимали и силу традиции — население привыкло к определенной форме разрешения споров.   
         Тем не менее постепенно, но неуклонно судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Первоначально граф, центенарий или викарий только созывали мальберг — собрание свободных людей сотни, выбиравших из своей среды судей — рахинбургов. Суд проходил под руководством выборного председателя — тунги-на. В состав суда выбирались, как правило, состоятельные, пользующиеся уважением люди. Но на судебном заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства.   
          Вместе с тем Карл Великий пытался предотвратить рост самостоятельности королевских должностных лиц и усилить их ответственность перед королем. В этих целях была упразднена герцогская власть, которая в отдельных областях являлась почти независимой. Карл Великий наделил епископов судебно-административными полномочиями и широкими иммунитетными привилегиями, стремясь сделать их опорой своей власти в округах. Графы были поставлены под контроль королевских посланцев, периодически направляемых в области. Институт королевских посланцев с временными полномочиями должен был предотвратить феодализацию местной власти. Однако после Карла Великого их деятельность вскоре прекратилась.   
         
К концу VIII в. произошли значительные изменения в судебной организации Франкского государства. Старинный варварский суд, зафиксированный в «Салической правде», окончательно разложился.  Постепенно люди короля (его уполномоченные) граф и центенарий становятся председателями судов вместо тунгинов. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы — миссии — получили право вместо рахинбургов назначать членов суда, так называемых скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Народ присутствовал на судебных собраниях лишь в качестве публики, не принимая участия в решениях. Однако, по старой традиции, требовалось обязательное присутствие на судебных собраниях всех свободных людей, за неявку штрафовали. Впоследствии Карл Великий установил обязательное посещение только трех судебных собраний в год.   
          Последующее развитие феодализма привело к радикальному изменению всей судебной структуры. Сеньоры-иммунисты расширили свои судебные права в отношении крестьян, живущих в их владениях. Приобрели черты иммунитета и судебные правомочия должностных лиц, а также высших иерархов церкви.  
          Франкское государство и во времена Карла Великого не имело постоянной столицы. Король разъезжал вместе с двором по своим поместьям. Только в конце царствования Карл Великий стал подолгу жить в своем дворце в Ахене. В этом городе он был впоследствии похоронен.

§ 6. Заключение: Распад империи Каролингов

     Созданная в результате завоевания франками более  слабых племен и народностей империя  была непрочным государственным  образованием и распалась вскоре после смерти ее основателя - Карла Великого. Причинами ее неизбежного распада явились отсутствие экономического и этнического единства и рост могущества крупных феодалов. Насильственное объединение чуждых в этническом и культурном отношении народностей могло сохраняться до тех пор, пока была сильна центральная государственная власть. Но уже при жизни Карла Великого обнаружились симптомы ее упадка: централизованная система управления начала разлагаться и перерождаться в ленно-сеньориальную; графы выходили из повиновения и стремились превратить графства в свои сеньории. Усиливались сепаратистские движения на окраинах. Королевская власть была лишена прежней политической поддержки со стороны феодальной знати и не располагала достаточными материальными средствами для продолжения завоевательной политики и даже для удержания захваченных территорий. Свободное население подверглось закрепощению или попало в поземельную зависимость от феодалов и не выполняло прежних государственных натуральных и военных повинностей. Таким образом, король лишился материальных средств и военной силы, в то время как феодалы расширяли свои владения и создавали собственные войска из вассалов. Все это неизбежно вело к феодальной раздробленности.

Междоусобицы  и Верденский раздел

     Борьба  феодальной знати против королевской  власти усугублялась династическими смутами.

     После смерти Карла Великого в 814 году бразды правления принял его сын Людовик Благочестивый. Племянник Карла Бернард, получивший от дяди в управление Италию, принес Людовику присягу в Ахене и сохранил это владение за собой. Однако очень скоро его происки заставили императора разрешить проблему престолонаследия, сохраняя единство империи и не нарушая древних традиций франков. В 817 году, после зверской казни мятежного Бернарда, он был произведен первый раздел королевства между тремя своими сыновьями: младшие Пипин и Людовик получали титул королей, Аквитанию и Баварию, а к старшему Лотарю должен был перейти титул императора и верховная власть над империей. Однако мира не наступило. Феодальная знать поддерживала соперничавшие стороны и возбуждала новые смуты.   
         Но родившийся в 823 году четвертый сын императора, будущий Карл Лысый, спутал все карты и вызвал восстание трех его старших братьев. Все последующее правление Людовика Благочестивого было цепью беспрерывных междоусобных войн и переделов государства, в которых каждый желал разделить империю в свою пользу.

     Людовик Благочестивый потерпел поражение  в войне со своими сыновьями и  даже попал к ним в плен. После  его смерти междоусобицы вспыхнули  с новой силой. Два младших брата - Людовик Немецкий и Карл Лысый - объединились против старшего - Лотаря и нанесли ему поражение в битве при Фонтенуа (841 г.). В следующем году они возобновили свой союз на собрании около Страсбурга, - принеся взаимную клятву. Характерно, что эта клятва произносилась на двух разных языках - романском (старофранцузском) и германском, на котором разговаривали восточнее Рейна, что свидетельствовало о начале формирования в каролингской империи новых народностей, в частности французской и немецкой.

     Лотарь  был вынужден пойти на уступки  и согласиться на предложенные условия. В 843 г. в Вердене был заключен договор о разделе империи Карла Великого между его внуками - Лотарем, Людовиком Немецким и Карлом Лысым. Первый, сохраняя за собой титул императора, получил Италию (кроме южной, принадлежавшей Византии) и промежуточные территории между западно-франкским и Восточно-Франкским государствами, первое из которых досталось Карлу Лысому, а второе - Людовику Немецкому. Таким образом, раздел был произведен в основном по этническому признаку. На территории вновь образовавшихся государств сформировались впоследствии три западно-еврейские народности - французская, немецкая и итальянская. Наиболее пестрым по своему этническому составу был удел Лотаря. Кроме Италии, в него входили романские области Бургундия и Лотарингия и германская - Фризия. Этот удел вскоре распался. Лотарингия и Фризия перешли к Германии, Прованс и Бургундия выделились в отдельное королевство. Потомки Лотаря I удерживали некоторое время только отдельные области Италии, потеряв при этом императорскую корону, которая переходила то к французской, то к германской ветви Каролингов. К началу Х в. императорский титул потерял значение и исчез.

§ 6. Список литературы.

  1. История государства  и права зарубежных стран. под ред. Жукова О.А., Крашенинниковой Н.А. – М., 1996.
  1. Кеншсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400-1500 годы.
  1. Хрестоматия по всеобщей истории государства  и права. / под ред. З.М.Черниловского. - М., 1998.
  1. Неусыхин А.И. Новые данные по источниковедению Салической правды. Средние века
  1. Лебек С. Происхождение  франков V-IX века

Информация о работе Государство и право Франков