Государство и право Франков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

История государства и права зарубежных стран. Государство и право Франков.

Содержание

1. Введение

2. Государственный строй при Меровингах

3. Салическая правда – памятник раннефеодального права

4. Реформа Карла Мартелла. Ее историческое значение

5. Образование империи Карла Великого. Изменения в государственном строе.

6. Заключение

7. Список Литературы

Работа содержит 1 файл

Государство и право франков.docx

— 87.03 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная  юридическая академия

имени О.Е. Кутафина» 
 

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА и ПРАВА  
 

Нефедов Антон Анатольевич

Вариант № Государство и право франков 

Контрольная работа по Истории государства и права зарубежных стран

студента 1  группы, 1 курса

Юридического  заочного института

заочной формы обучения по программе сокращенной подготовки 

Научный руководитель: 

Дата  сдачи: __________________

Дата  рецензирования: _________

Дата  защиты: ________________

Оценка: _____________________ 
 
 

ПЛАН 
 
 

  1. Введение
 
  1. Государственный строй при Меровингах
 
  1. Салическая  правда – памятник раннефеодального права
 
  1. Реформа Карла  Мартелла. Ее историческое значение
 
  1. Образование империи Карла Великого. Изменения  в государственном строе.
 
  1. Заключение
 
  1. Список  Литературы

      
     
     
     
     
     
     
     
     

Государство и право франков

§ 1. Введение: Возникновение государства франков

     В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические  преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория, почти  совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев — восточных соседей Галлии. В результате большая часть страны была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V — начале VI вв. захватить большую часть страны.   
          Развал Римской империи сделал возможных выход на политическую арену новых этнических групп и народов.  
          Племенной союз франков сложился примерно к началу III века из нескольких более древних германских племен: батавов, хамавов, хаттов, сугамбров, бруктеры и некоторых других. Сами франки делились на салических, живших по Нижнему Рейну у морского побережья, и рипуарских, обитавших южнее на восток от реки Маас. Во главе отдельных областей стояли самостоятельные князья. Из княжеских династий наиболее сильными являлись Меровинги, правившие у салических франков. Их легендарным родоначальником считался Меровей («рожденный морем»). 
         В III веке франки начинают совершать набеги на территорию Римской империи, в течение двух последующих веков расселяются в Восточной Галлии. После всех смут IV-V веков в бывшей римской Галлии осели три народа - вестготы, бургунды и франки.   
          На протяжении V века германские народы расселились на территории Римской империи. Обычно они занимали лучшие земли, одну треть оставляли прежнему, называемому "римским", населению. На занятой территории действовала двойная система законов. "Римское" население жило по римскому праву, его положение отличалось от прежнего лишь отсутствием налогов, которые не собирались пришельцами, и государственных повинностей - подводной, по ремонту дорог, мостов и т. д. "Варвары" жили по своим собственным правилам - в соответствии с обычным правом. Церковь пыталась как-то регулировать это положение, но оно было крайне аморфным, а большинство "варварских" королевств - непрочными. Из всех образованных германцами "государств" дольше всех просуществовало и сыграло наиболее важную роль государство франков. Может быть, это объясняется тем обстоятельством, что франки селились сплошными массами, полностью вытесняя "римское" население с определенных территорий. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, которые довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей. Франкское государство наиболее типично, государства остро- и визиготов, вандалов, лангобардов и пр. совпадают во многом с франкским, которое обычно рассматривается наиболее подробно.  Таким образом, на примере франкского государства можно рассматривать любое другое варварское. В государстве франков в тот момент происходили серьёзные и необратимые процессы. Эти процессы были предвестниками становления феодального государства. Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние еще оставались лично свободными и сначала не испытывали усиления экономического гнета.   
         Во франкском обществе происходили процессы социального расслоения. Их роль была поистине огромной и неоспоримо важной для всего процесса генезиса феодализма. Так во франкском обществе зарождались основные классы феодального населения: свободные и несвободные общинники, рабы, знать. Родовые связи, родовые пережитки были ещё очень сильны, но они всё больше и больше заменялись новыми общественными связями. У франков ещё продолжали существовать такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичам, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство и т. д. Но процесс распада общества на слои продолжался, родственная община заменялась соседской. Знать укрепляла свои позиции. Всё это предопределило феодализацию франкского государства.  
         Галло-римляне, по численности в несколько раз превышавшие франков, оказались в положении зависимого населения. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. Это проявилось при формировании новой власти, которая должна была сохранить захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела необходимых для этого сил и средств. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем — королем и лично преданной ему дружиной. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнего строя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и из принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе. Учреждение новой публичной власти связано с разделением населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц — сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от короля.

§ 2. Государственный строй при Меровингах.

     Третий  представитель династии Меровингов Хлодвиг (481--511) распространил свою власть на всех франков. В 481 году королем салических франков стал молодой вождь Хлодвиг из династии Меровингов, который в течение нескольких последующих лет разгромил остатки римлян и почти полностью подчинил себе Галлию. В конце 80-х годов V века началась война между франками и вторгшимися в Восточную Галлию из Эльзаса племенами алеманов. Алеманы напали на рипуарских франков, которые создали свое королевство на Среднем Рейне со столицей в Кельне, и их король Сигиберт попросил помощи у Хлодвига. В битве при Тольбиаке франки дрогнули, но Хлодвиг по совету жены призвал в помощь Христа и одержал победу. После этого король франков и еще 3 тыс. человек, в основном его дружина, принял крещение и стал католиком. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии католической церкви. Это оказало громадное значение для дальнейшего развития королевства.   
          Становление государства франков происходило сравнительно быстро — в течение жизни одного поколения. Во многом этому процессу способствовали захватнические войны и, как следствие, быстрая классовая дифференциация франкского общества.  
           Военные успехи Хлодвига позволили ему создать Франкское государство, первую империю, которой правили исключительно представители германского племени. Разумными политическими решениями и умелым устранением политических противников, помощью подкупа, предательства, насилия он истребил всех других князей, среди них и многих сородичей, и начал править как единый король. Распространил свою власть от Атлантики до Везера, от Северного моря до самого юга современной Франции.   
           В 508 году Хлодвиг принял послов из Константинополя, от которых получил царскую диадему и стал официально признанным Константинополем правителем Галлии, его власть стала законным продолжением римского господства.  
           Однако с самого начала единству государства угрожали обычаи того времени, согласно которым - все наследники короля мужского пола имели равные права на королевскую власть и государство. Поэтому Франкское королевство в эпоху династии Меровингов постоянно дробилось. В доме Меровингов вошло в традицию делить государство на уделы, однако в принципе оно считалось единым и по временам объединялось под властью одного короля.  
          Периодизация истории становления государства франков: Династия Меровингов конец V-VII вв. Раннефеодальная монархия.  
          На первом этапе существует многоукладность – сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений (незавершенность создания основных классов феодального общества).  
          До завоевания Галлии у франков еще не сложилась государственная организация. Высшая власть осуществлялась военными предводителями, общественные и судебные дела решались на народных собраниях с участием всех мужчин-воинов. Это примитивное патриархальное устройство оказалось непригодным для организации господства над завоеванной страной и ее населением, находившимся ранее под властью Римского рабовладельческого государства. «Органы родового строя должны были, поэтому превратиться в органы государства».  
          Государственное устройство в правление Меровингов (VI-VII вв.) было сравнительно примитивным. Суд на местах оставался народным, войско состояло из ополчения всех свободных франков и королевской дружины. Четкого разделения функций управления не существовало. Администрация, фиск, полицейская служба, высшая судебная власть осуществлялись одними и теми же органами и лицами. Королевская власть была уже довольно сильна. Престол наследовался. Население приносило королю присягу. Всеми делами управления ведал королевский двор. Законодательство осуществлялось королем с согласия магнатов. Два раза в году - весной и осенью - происходили собрания знати, на которых оглашались изданные законодательные акты и обсуждались новые законы. Общие собрания всех воинов превратились в военные смотры (Мартовские поля). Основными законами и судебниками служили варварские правды, записанные в разное время по повелению королей. Управление областями и округами осуществлялось графами и сотниками, главной обязанностью которых было собирать в королевскую казну налоги, штрафы и пошлины. В местах франкских поселений графства и сотни были созданы на основе германской судебной и военной организации, в Средней и Южной Галлии на базе римского провинциального устройства.  
         Первое время свободные франки обязаны были только нести военную службу. Но уже в конце VI в. их начали облагать налогами наравне с галло-римским населением. Это вызывало массовое недовольство и народные восстания. 
         Созданная в результате завоевания система политической власти служила, прежде всего, интересам феодализирующейся франкской знати. Она обеспечивала господство над завоеванным населением и давала возможность держать в повиновении собственный народ.   
         На втором этапе складываются основные классы:  
- Класс феодалов  
- Служилая знать  
- Свободные общинники-крестьяне  
- Полусвободные литы – неполноправные общинники, зависимые от господина  
- Рабы приравнивались к животным.  
          Различия между классами были не экономическими, а социально правовыми. В первую очередь оценивалась приближенность к королю и королевской службе, тем выше был статус и ценность жизни. 
          Понятие частной собственности еще не сложилось. Утверждается частная собственность на землю (аллод) — вначале на приусадебные, а затем и на пахотные участки. Итогом таких дарений явилось резкое усиление объективно закономерного процесса «оседания дружины на землю». Наделение дружинников имениями, превращение их в феодалов-землевладельцев имело место почти во всех странах феодальной Европы. Особенностью монархии Меровингов было то, что здесь этот процесс приобрел исключительно большие масштабы.  
          Быстро обогащалась церковь, земельные владения которой постоянно увеличивались. 
          Таким образом, социальная структура франкского общества была двойной. Количество рабов постепенно сокращалось, преобладали лично свободные люди, которым очень трудно было вести хозяйство самостоятельно. Поэтому они стремились получить поддержку и защиту у богатых и знатных людей. Это было выгодно, так как вместе с поддержкой и защитой можно было получить и землю.   
          На протяжении VI - VII вв. франкское общество постепенно менялось. Свободные родичи начали группироваться вокруг местной знати. Таким образом, стали возникать крупные хозяйства, в которых за счет углубления разделения труда достигался экономический рост. В этих хозяйствах 60% населения было полностью свободными людьми и только 40% - в разной степени зависимыми История крестьянства в Западной Европе. В основном такие хозяйства организовывала церковь. Постепенно возникли крупные хозяйства, в которых быстрее развивалось сельское хозяйство и ремесло. Государственная власть была недовольна появлением таких крупных хозяйств и пыталась остановить этот процесс, так как жители вотчин выходили из-под власти государства, а, следовательно, переставали платить налоги и участвовать в ополчении. Борьба государства с крупными землевладельцами часто приводила к конфискациям имущества, особенно церковного (так как самый высокий уровень производства был в церковных хозяйствах). Но центральная власть не могла остановить процесс формирования крупных хозяйств. В результате она потеряла доходы и, чтобы заставить подчиниться, оказалась вынужденной раздавать земельные наделы, получатели которых были обязаны выставлять военный отряд и участвовать в походах правителя.   
          На протяжении VI - VIII вв. происходило постепенное углубление разделения труда, в результате которого за каждой социальной группой закреплялся определенный вид деятельности и образ жизни. В Европе постепенно формировались три сословия: молящиеся; воюющие; lavoratores (труженики, трудящиеся).  
         Хлодвиг был первым королем, который стал единоличным правителем, опорой служила церковь.  
         Ужесточение эксплуатации крестьян и неизбежное вследствие этого обострение классовой борьбы обусловили заинтересованность господствующего класса в укреплении государственного механизма правления.
 
         
Упрочнение феодальной государственности не сопровождалось, однако, усилением власти королей. Кровавая распря VI в. оказалась роковой для династии Меровингов. Они были вынуждены раздать практически все принадлежавшие им земли. По мере того как уменьшался земельный фонд королей (основы военно-политической силы в феодальном обществе), росло могущество знатных фамилий. Весь VII в., за небольшим исключением, прошел под знаком ослабления власти королей. И в конце VII в. они были полностью отстранены от дел. Последние короли из династии Меровингов потеряли всякую реальную власть, сохранив только титул.  Наступило время, как тогда говорили, «ленивых» королей.   
         
Государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Фактически власть перешла к майордомам (majordomus -- старший по двору, управляющий королевским хозяйством), которые ведали сбором налогов и королевским имуществом, командовали войском. Имея реальную власть, майордомы распоряжались королевским престолом, возводили и смещали королей. Будучи сами крупными землевладельцами, они опирались на местную знать. Но в раздробленном на уделы Франкском государстве не было единого майордома. В каждой из трех областей правил свой майордом, располагавший наследственной властью. Первоначально майордом (старший по дому) возглавлял управление королевским дворцом. Однако постепенно правомочия его расширяются настолько, что он становится фактически главой государства. На рубеже VII — VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов. Наиболее сильным являлся майордом Австразии. В 687 г. австразийский майордом Пипин Геристальский разгромил своих соперников и начал править всем Франкским государством. Опираясь на мелких и средних землевладельцев Австразии, Пипин Геристальский проводил активную завоевательную политику. Позже основанную им династию стали называть Каролинги по имени Карла Великого, наиболее выдающегося франкского короля.   
        
После смерти Пипина Геристальского в стране возобновились смуты. Однако его преемнику-Карлу Мартеллу (715--741) удалось подавить выступления австразийской знати и укрепить свою единоличную власть.

§ 3. Франкское общество по «Салической правде».

     Салическая  правда (лат. lex Salica), являющаяся записью древних судебных обычаев салических франков составлена в при короле Холдвиге  Салическая правда -- не единственный сборник варварских норм и законов, судебник и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник - наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев еще за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.  
         О времени возникновения С. Правды до сих пор идут споры. Все согласны, что она явилась до смерти Хлодвига (511), но дальше начинаются разногласия. Таким образом, возникновение памятника приходится отнести к самому началу VI в., между 507 и 511 гг.  
         Хронологические - период действия Салической правды, то есть с ориентировочно VI по IX - X вв.   
         Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания (как правило, это штрафы).  
         О способе составления С. Правды говорит полулегендарный пролог, передающий, что франки, после их крещения, на трех судебных собраниях (per tres mallos), в разных местах (чтобы высказалось по возможности большинство), после тщательного обсуждения установили нормы С. Правды. К С. правде относятся также
капитулярии, числом семь, вносящие в нее более или менее существенные дополнения. Первые четыре возникли, по-видимому, до 568 г., пятый и шестой - после 575 г., седьмой - при Людовике Благочестивом (819). Источниками С. Правды послужили главным образом обычно-правовые нормы, господствовавшие в различных разветвлениях племени салических франков и уже сделавшиеся обязательными; название pactus (договор) указывает именно на ее объединяющий характер. Но так как она была вызвана к жизни определенным актом, то ее составители воспользовались случаем включить в нее постановления, незнакомые обычному праву салиев и отчасти заимствованные из других, более древних племенных правд, напр. из вестготской, отчасти вновь созданных из юридического материала, не успевшего еще приобрести обязательного характера. В Правде есть план, крайне примитивный, но все-таки указывающий на попытку дать нечто цельное. Первая часть говорит о штрафах; ей предпослана статья о вызове в суд, так как с этого акта начинается судебная процедура. Вторая часть содержит постановления о судебном производстве, о штрафах за оскорбление начальства, о правах и обязанностях, вытекающих из семейных отношений. Римское влияние, прежде всего, отразилось на языке С. Правды, хотя трудно себе представить что-нибудь менее похожее на язык римских классиков; это настоящая варварская латынь, не признающая ни этимологии, ни синтаксиса, уснащенная германизмами и германскими словами; некоторые места до сих пор толкуются различно, для облегчения понимания Правды составители включили в латинский текст во всех наиболее существенных местах франкскую, так называемую мальборгическую, глоссу. В тексте она большей частью обозначается знаком Malb., что значит in mallobero (malbergo), т. е. на судебном заседании, точнее - на языке, употребляемом в судебном заседании, на судебном или франкском языке (Зом). Сферой действия С. Правды, насколько можно судить по имеющимся данным, были области Турнэ в Камбре, земли к северу от них (Carbonaria Салической Правды) и страна по Мозелю, часть которой, с Суассоном, была завоевана в 486 г. К северу от Carbonaria и по Атлантическому прибрежью она не имела силы. В королевстве Хлодвига она была общегосударственным законом. Нигде не отражаются с такой яркостью результаты слияния римского элемента с германским, как в варварских правдах, и ни одна из них не дает в этом отношении больше материала, чем С. правда. Из нее видно, как в политических отношениях племенное начало постепенно вытесняется государственным, стремящимся к централизации и заменяющим выборных должностных лиц назначенными, а в социальных отношениях разлагается родовой строй, о котором в С. Правде свидетельствуют лишь переживания (кровавая месть, соприсяжничество, родовая собственность).

§ 4. Реформы Карла Мартелла

     Франкское государство упрочило свои северные и восточные границы и возобновило  завоевательную политику. Были усмирены и обложены данью покоренные уже ранее германские народности - фризы, алеманы, бавары. Но на юге приходилось вести тяжелые оборонительные войны. Завладевшие Пиренейским полуостровом арабы вторгались в Аквитанию вплоть до Луары. В 732 г. Карл Мартелл, собрав большое войско из пехоты и конницы, нанес поражение арабам в битве при Пуатье. Предводитель арабов Абдеррахман погиб в сражении. В честь этой победы Карл был прозван «Мартеллом» (молот). Хотя грабительские вторжения арабов прекратились, они все еще удерживали часть Южной Галлии.

     Для ведения захватнических войн и обороны  от арабской конницы необходимо было создать более боеспособное войско из пехоты и конницы. Старинное франкское ополчение из крестьян не удовлетворяло этим новым потребностям. К тому же крестьяне разорялись под бременем тяжелых государственных повинностей и не могли отправляться в далекие военные походы. Все это побудило Карла Мартелла провести военную реформу - создать наряду с крестьянским ополчением профессиональное конное войско. Конными воинами, естественно, могли быть только люди обеспеченные, располагавшие средствами для того, чтобы содержать боевого коня и иметь необходимое снаряжение и вооружение. Карл Мартелл раздавал им земли в бенефиции (лат. beneficium благодеяние).

     Суть  реформы сводилась к следующему. Был отменен прежний порядок  дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, которые Карл Мартелл конфисковал у непокорных магнатов и монастырей, вместе с  жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание — бенефиций (от лат.— «благодеяние»). Держатель бенефиция был обязан нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Но при всех обстоятельствах бенефициарий до достижения определенного возраста должен был участвовать в качестве тяжеловооруженного воина (рыцаря), экипировавшегося на свои средства. Отказ от службы лишал права на бенефиций.

     Прежде  королевские дружинники получали готовое  содержание или кормление. Дружинной  знати раздавались также земли  в полную собственность. Это привело  к тому, что значительная часть  королевских земель оказалась в  руках феодалов. Карл Мартелл применил новый принцип пожалования - условность: земля давалась за службу и только на время жизни получателя и держателя. Получивший бенефиции становился вассалом (зависимым по условиям владения), приносил клятву в верности и исполнении положенной службы; пожаловавший бенефиции являлся сеньором (старшим, господином) и сохранял право верховной собственности на пожалованную землю, мог ее отнять в случае нарушения вассалом его долга. Поскольку государственная земля была уже ранее роздана в собственность знати, дружинникам и церкви, Карл Мартелл наделял бенефициями за счет церковных земель (секуляризация церковного землевладения). Духовенство вынуждено было согласиться на эту меру. Позже было принято на церковном синоде постановление о том, что секуляризованная земля остается в собственности церквей и владетели бенефициев обязаны были платить за нее небольшой чинш. Кроме того. Карл Мартелл вознаградил церковь новыми земельными пожалованиями в завоеванных областях, где распространялось христианство.

     Реформа Карла Мартелла способствовала временному усилению центральной власти. С помощью  реорганизованного войска были отражены нападения внешних врагов, на время  сломлено сопротивление непокорной знати. Основные группы феодалов поддержали эту политику. В то время они  были заинтересованы в относительно централизованном государстве, с помощью  которого укоренялись в Галлии и  порабощали свободных франкских  крестьян, равно как и население  соседних стран.

     Система бенефициев, возникшая в результате разложения мелкой аллодиальной собственности, вызвала глубокие социальные последствия. Она ускорила процесс формирования феодальной собственности на землю  и феодального подчинения крестьян. Военная профессия превращалась в монополию феодалов - рыцарей; крестьяне из воинов становились зависимыми земледельцами. Нередко в качестве бенефициев раздавались земли, населенные свободными людьми, которых подвергали теперь эксплуатации королевские вассалы. Крестьяне из подданных короля становились частнозависимыми. Впоследствии это привело к ослаблению королевской власти и усилению феодалов.

     Бенефициальная  реформа первое время способствовала усилению государственной власти и  увеличению ее военной мощи. Владетели  бенефициев под угрозой потери своих  земельных держаний выполняли возложенную  на них службу. Но в конечном результате раздача земли в бенефиции, как и прежде в собственность, укрепила положение феодалов - королевских вассалов - и ослабила королевскую власть. Бенефиции со временем стали наследственными владениями, а затем и собственностью вассалов. К тому же королевские вассалы, имевшие много земли, раздавали часть ее в бенефиции своим вассалам и становились сеньорами, лишь формально зависевшими от короля.   
         Значение реформы не ограничилось, однако, чисто военной сферой. Она повлекла за собой очень важные изменения в области социально-политических отношений. Реформа не только подхлестнула рост феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, она дала толчок к образованию особой системы соподчиненности феодалов. Между бенефициарием и лицом, вручившим землю (их стали именовать соответственно вассалом и сеньором) установились договорные отношения, главным элементом которых была обязанность военной службы. Помимо главы государства, бенефиции стали раздавать и наиболее крупные феодалы, обзаводясь, таким образом, своими вассалами.   
           Так постепенно начали формироваться отношения вассалитета, охватившие весь класс феодалов. Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной и финансовой власти отдельных сеньоров над крестьянами, жившими на их землях. Это вело к увеличению так называемых иммунитетных прав сеньоров, которые были установлены еще Меровингами и заключались в том, что на владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных должностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения. Тем самым власть феодала над населением, живущим в его владениях, в еще большей степени приобретала политический, государственный характер.   
         Во второй половине VIII -- начале IX в. во Франкском государстве интенсивно шел процесс феодального подчинения крестьянства. Уже при Меровингах широко распространились прекарные отношения, приобретавшие теперь наследственный характер.   
          В социальном положении людей медленно накапливались перемены. Необходимость социальной защиты породило такое явление, как коммендация - переход под покровительство высокопоставленного лица. Как правило, под покровительство первыми переходили те, кто были не в состоянии прожить, обрабатывая свой надел (чаще всего - пожилые люди; могли быть увечные, или многодетная мать, потерявшая кормильца). Коммендируемые передавали все свое имущество знатному человеку, который взамен обязывался обеспечить их, а если они могли работать - предоставить им работу. Постепенно формировалась система, при которой крупные землевладельцы устанавливали определенные формы зависимости (прекарии). Прекарий - это предоставление земли в обмен на социальную несвободу.

Информация о работе Государство и право Франков