Государство и право Древнего Шумера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:05, реферат

Описание работы

Шумеры - древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада.
На протяжении целого тысячелетия шумеры были главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке. Шумерская астрономия и математика считались точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры.

Содержание

1. Шумеры. Появление шумер.
2. Государство.
- Государсвенный строй
- Общественный строй
3. Право Древнего Шумера.
- Право собственности.
- Семейное право.
- Наследственное право.
- Уголовное право.
- Суд и судебный процесс.

Работа содержит 1 файл

шумеры.doc

— 56.00 Кб (Скачать)


Московский гуманитаро-экономический институт

Чувашский филиал

 

 

 

Реферат

Кафедра: Государственно — правовых дисциплин

Дисциплина : История государства и права зарубежных стран

 

 

 

Государство и право Древнего Шумера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 11юс 4/11д

Полякова Вероника Олеговна

Проверил: к. ю. н. Скуратова И. Н

 

 

Чебоксары 2011г.



Содержание:

1.      Шумеры. Появление шумер.

2.      Государство.

        - Государсвенный строй

        - Общественный строй

3.      Право Древнего Шумера.

          - Право собственности.

          - Семейное право.

          - Наследственное право.

          - Уголовное право.

         - Суд и судебный процесс.

4.      Вывод.



Шумеры. Появление шумер.

Шумеры - древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада.

    На протяжении целого тысячелетия шумеры были главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке. Шумерская астрономия и математика считались точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры.

   Шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы ("длинноголовые" ).Шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы ( "длинноголовые" ), шумеры- («черноголовые»),которые резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку. Впрочем это могло стать и результатом смешения с местным населением.   Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации".

  Мы не знаем откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения.

  Надо сказать, что южная Месопотамия не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное чего там было в достатке это тростника, глины и воды.Из глины лепили сосуды, делали в большом количестве важнейший строительный материал — кирпич, также шумерам были известны металлы: медь, бронза, железо. Население занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию. Так как сочетание плодородной почвы, удобренной наводнениями, оказалось достаточно чтобы в самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

Государство.

Государственный строй.

  Правителем шумерского города в начальный период истории Шумера был эн ("господин, обладатель"), или энси. Он сочетал в себе функции жреца, военного вождя, градоначальника и председателя парламента. В число его обязанностей входили следующие:

  1. Руководство общинным культом, особенно участие в обряде священного брака.

  2. Руководство строительными работами, особенно храмостроительство и ирригация.

  3. Предводительство войском из лиц, зависящих от храмов и от него лично.

  4. Председательство в народном собрании, особенно в совете старейшин общины.

Эн и его люди по традиции должны были спрашивать разрешения на свои действия у народного собрания, состоявшего из "юношей города" и "старцев города". Впоследствии, по мере концентрации власти в руках одной политической группировки, роль народного собрания совершенно сошла на нет.

  Кроме должности градоправителя, известен из шумерских текстов и титул lugal - "большой человек" или "царь". Первоначально это был титул военного вождя, который  временно занимал положение хозяина страны с полномочиями диктатора. Но впоследствии царями становились не по выбору, а по наследству. хотя при интронизации все еще соблюдали старый ниппурский обряд. Таким образом, один и тот же человек одновременно был и эном какого-то города, и лугалем страны, поэтому борьба за титул лугаля шла во все времена истории Шумера. Также существовали приближенные царя.

Общинный строй.

  В Шумере благодаря теократическому правлению все сословия были ориентированы по иерархической оси. Такое общество удобно для управления, когда каждый человек приписан к своему "цеху",за ним легко вести учет и контроль. Поэтому население шумерского города-государства разделялось следующим образом:

1. Знать: правитель города, начальник храмовой администрации, жрецы, члены совета старейшин общины. Эти люди имели в порядке семейно-общинного или родового, а часто и индивидуального владения десятки и сотни гектаров общинной земли, эксплуатируя клиентов и рабов. Правитель, кроме того, часто пользовался для личного обогащения землей храма.

2. Рядовые общинники, имевшие участки общинной земли в порядке семейно-общинного владения. Они составляли более половины всего населения.

3. Клиенты храма: а) члены храмовой администрации и ремесленники; б) подчиненные им люди. Это бывшие общинники, утратившие общинные связи.

4. Рабы: а) рабы храма, мало отличавшиеся от низших категорий клиентов; б) рабы частных лиц (число этих рабов было сравнительно невелико).

  Таким образом, мы видим, что социальная структура шумерского общества довольно четко распределяется по двум основным экономическим секторам: община и храм. Знатность определяется количеством земли, население либо обрабатывает свой надел, либо трудится на храм и крупных землевладельцев ремесленники прикреплены к храму, а жрецы - к общинной земле.

Право.

Право собственности.

Окружавшие шумерский город земли делились в это время на естественно орошаемые и на высокие поля, требовавшие искусственного орошения. Кроме того, имелись ещё поля на болоте. Часть естественно орошаемых полей была «собственностью» богов и по мере перехода храмового хозяйства в ведение их «заместителя» — царя становилась фактически царской. Очевидно, высокие поля и поля-«болота» до момента своей обработки являлись, наряду со степью, той «землёй, не имеющей хозяина».Обработка высоких полей и полей-«болот» требовала больших затрат труда и средств, поэтому здесь постепенно складывались отношения наследственного владения.  Появление наследственного владения способствовало разрушению изнутри коллективного земледелия сельских общин.

   Не все земли сельских общин были издревле размещены на естественно орошаемой территории. Они имели свои наделы на той земле, на нолях которых ни царь, ни храмы не вели своего собственного хозяйства. Наделы были расчленены на индивидуальные или коллективные. Индивидуальные наделы распределялись между знатью и представителями государственного и храмового аппарата, а коллективные наделы сохранялись за сельскими общинами. Взрослые мужчины общин были организованы в отдельные группы, которые и на войне и на сельскохозяйственных работах выступали совместно, под началом своих старост. Также некоторые общинники привлекались правителем для строительства различных сооружений.

Наделы, передаваемые отдельным лицам или в некоторых случаях и сельским общинам, были небольшими. Даже наделы знати в то время равнялись лишь нескольким десяткам гектаров. Некоторые наделы отдавались безвозмездно, а другие за налог, равнявшийся 1/6 —1/8 урожая.

  Владельцы наделов работали на полях храмовых (позже также царских) хозяйств обычно месяца четыре. Тягловый скот, а также плуг и прочие орудия труда выдавали им из храмового хозяйства. Они обрабатывали и свои поля с помощью храмового скота, так как на своих маленьких участках держать скот не могли. За четыре месяца работы в храмовом или царском хозяйстве они получали ячмень, в небольшом количестве — эммер, шерсть, а в остальное время (т. е. в течение восьми месяцев) кормились урожаем со своего надела

   Рабы работали круглый год. Их труд использовался на строительных и оросительных работах. Они несли охрану полей от птиц и использовались также в садоводстве и отчасти в скотоводческом хозяйстве. Труд их применялся также в рыболовстве, продолжавшем играть значительную роль.

Семейное право.

Значительная часть дошедших до нас судебных документов, «дитилл», была посвящена вопросам брачно-семейных отношений. Это говорит о высоком уровне развития шумерской юриспруденции в области семейного права, основой которого являлось уважение его граждан к общественному порядку и справедливости, четкое осознание своих обязанностей и гарантия прав. Основным звеном общества в Шумере была семья, семейные кланы, поэтому высокоразвитая судебная система стояла на защите семейных ценностей и веками сложившихся порядков.

Уклад жизни в шумерской семье был патриархальный. Отец, мужчина, стоял во главе.Его слово было решающим в наиболее важных семейных и хозяйственных вопросах. Уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры, брак был моногамный, хотя мужчине позволялось завести и наложницу, как правило, из рабынь. Если супруга была бесплодна, она сама могла выбрать мужу вторую жену-наложницу, но та по своему положению занимала ступеньку ниже, и не могла требовать равноправия с законной женой-горожанкой.

Права женщины в Шумере были более ограниченными, чем у ее мужа. В семье она занимала подчиненное положение (мужчина имел право для отработки долга отдать жену в кабалу кредитору),тем не менее, обладала немалыми экономическими и социальными свободами в обществе. Женщина имела возможность самостоятельно, без согласия мужа, совершать торговые сделки и операции, она могла подать жалобу в суд и выступать в качестве свидетеля,она имела право занимать государственные должности,иногда под управлением женщин нередко оказывались целые города. Чаще всего это были вдовы царей или энси, но стал достоянием случай, когда простолюдинка, занимавшаяся торговлей, самовольно заняла трон и успешно управляла городом на протяжении довольно продолжительно времени.

  Шумерское право юридически строго регулировало все имущественные и личные отношения между сторонами в браке и семье. Вопрос о вступлении в брак обычно решался между отцами жениха и невесты. Для обеих сторон это была сделка, в ходе которой достигалось соглашение о сумме выкупа, обычно, не превышающая стоимости рабыни, и сроке вступления в брак. Отец невесты давал дочери приданное и слагал с себя все дальнейшие обязанности по отношению к ней. Дочь уходила в семью мужа, а с ней и дополнительные рабочие руки. Семья невесты несла убытки, так сумма приданного обычно была больше свадебного выкупа, но дочь не имела в дальнейшем прав на долю при разделе отцовского наследства. Договор между семьями о заключения брака считался достигнутым, только после официального подписания всех необходимых документов.Заключение брачного договора между родителями молодых налагало на них определенные обязанности.

  Брак надлежало зафиксировать в официальном акте, заверенном городскими властями.

   Все дары жениха невесте на свадьбу строго фиксировались в брачном контракте, так же как и на все подарки, сделанные мужем в ходе семейной жизни, надлежало составлять дарственные таблички. Если брак расторгался, муж имел право вернуть назад все свои дары. В брачном контракте обычно оговаривалась «вдовья доля», та часть имущества, которая отходила к женщине после смерти мужа. 

  Развод был не редкостью в шумерском обществе, но инициатором бракоразводного процесса в суде мог выступать только мужчина. Наиболее часто причиной для расторжения семейных отношений выступало бесплодие жены. Суд мог согласиться с доводами мужа и расторгнуть брак. При этом женщине обычно полагалась материальная компенсация. Муж должен был вернуть все приданное или выплатить определенную денежную сумму. По закону, если жена возражала против развода, мужчина обязывался после официального расторжения брака в суде обеспечить ее домом и пожизненным содержанием. Муж мог доказать в суде, что женщина повинна в более серьезных грехах, например, растрате или краже хозяйственных денег, или она каким-либо причинам отказывалась выполнять супружеские обязанности. В этом случае он имел право лишить ее крова и выгнать ее на улицу без денежной компенсации, либо бывшая жена становилась рабыней в его доме.

  Особенно суровы были законы Шумера к женщинам, нанесшим оскорбление       и изменившим мужу, но только если их вина доказана.

  Брак считался расторгнутым, если мужчина попадал в плен или рабство во время войны. По законам Шумера, женщина обязана была ожидать мужа в течение пяти лет, затем городская администрация два года выплачивала ей материальное пособие. Если за это время муж не возвращался, только тогда женщина могла вторично выйти замуж. Женщина могла свободно вступать в брак, если ее муж самовольно покидал городскую общину.

Наследственное право.

Главной ценностью шумерской семьи были дети. Шумерские законы налагали на родителей множество обязанностей, но и давали довольно большую власть над детьми, хотя ее и нельзя считать полной и абсолютной.

  Обязанностью отца было полностью обеспечить детей. Денежные средства на свадебный выкуп сыну отец должен был выделить из своего имущества. Он же должен быть обеспечить приданное дочерям в требуемом законом размере. Процесс раздела наследства после умерших родителей проходил строго в соответствии с законами, практически неизменными в большинстве шумерских городов-государств.

Все имущество после смерти главы семейства переходило к сыновьям. Обычно, они не разбивали его на части, вели общее хозяйство и делили полученные с имущества доходы.  Старший сын наделялся привилегированным правом при разделе унаследованного имущества, что выражалось в несколько большой доле в доходах от отцовского наследства. Права остальных братьев были равными.

Информация о работе Государство и право Древнего Шумера