Государство и право БССР во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

1.Деятельность высших органов государственной власти в СССР и БССР во второй половине ХХ века (60-е – 80 е гг.).
2.Кодификация законодательства в 60-е годы ХХ века.
3.Конституция СССР 1977 года: общая характеристика.
4.Конституция БССР 1978 года: причины принятия, общая характеристика.

Работа содержит 1 файл

Тема 1.КСР.docx

— 35.42 Кб (Скачать)
 
 

Учреждение  образования

“Гродненский  государственный  университет имени  Янки Купалы”

                                                                                             

Юридический факультет 
 

Кафедра  истории государства  и права

                                               
 

              Специальность “Экономическое право 
               
               
               
               
               
               

КСРС  на тему:

Государство и право БССР во второй половине ХХ века 

по курсу  “История государства и права Беларуси”

студентки 1  курса 1   группы дневной формы обучения

Панас Анастасии Игоревны 
 
 
 
 

                      Преподаватель:

                         Вербова О.В. 
                     
                     
                     
                     

Гродно 2010

Тема 1. Государство и  право БССР во второй половине ХХ века  

    
  1. Деятельность  высших органов государственной  власти в СССР и БССР во второй половине ХХ века (60-е – 80 е гг.).
  2. Кодификация законодательства в 60-е годы ХХ века.
  3. Конституция СССР 1977 года: общая характеристика.
  4. Конституция БССР 1978 года: причины принятия, общая характеристика.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Деятельность высших органов государственной власти в СССР и БССР во второй половине ХХ века (60-е – 80 е гг.). 

Развитие белорусского общества при руководителе Советской  страны Н. С. Хрущеве еще не получило однозначной характеристики у историков. Это время — вторую половину 1950-х  — первую половину 1960-х гг. — называют периодом «оттепели», определявшейся десталинизацией общества. Десталинизация была направлена на преодоление последствий культа личности И. В. Сталина и связана с демократизацией общественно-политической жизни, восстановлением доброго имени и прав невинно осужденных. Возникает вопрос: почему историки так и не выработали общепринятой характеристики этого периода в развитии нашей страны? В связи с этим вопросом попробуем осмыслить то, что произошло, раскрыть сущность исторических процессов и событий. После смерти И. В. Сталина существовала возможность смены курса развития. Система управления страной, сложившаяся в 1930-е гг., была неприемлемой для общества. За ней стояли ограничения прав человека, необоснованные наказания,

контроль над  всеми сферами жизни общества. Такая модель управления страной  не могла существовать достаточно долго. Сами создатели считали ее временной, рассчитанной только на период построения социализма в СССР в то время, когда  он являлся единственной социалистической страной в окружении капиталистических государств. Смерть Сталина открыла альтернативу (возможность выбора) для его преемников: либо сохранить прежнюю систему, либо осуществить ее реформирование в целях достижения настоящей демократии. На деле ограничились полумерами. Характер политической системы, существовавшей при Сталине, был признан репрессивным, а культ его личности осужден.Однако коренной ломки системы не произошло. В десятилетие после смерти Сталина при руководителе Советской страны Н. С. Хрущеве (с 1953 г. — Первый секретарь ЦК КПСС,а с 1958 по 1964 г. — одновременно и Председатель Совета Министров СССР) были сделаны попытки реформ с целью

постепенного  перехода к форме власти, зиждущейся на демократической основе. Реформы  затронули также экономику и  содействовали созданию более благоприятных  условий для индустриального  развития БССР. Но проведенные реформы  были связаны с волюнтаризмом  Н. С. Хрущева, при котором объективные законы развития общества нередко игнорировались, а его собственные взгляды становились определяющими. Так, в 1961 г. на ХХII съезде Коммунистической партии Советского Союза была принята Программа партии, поставившая целью завершение перехода к коммунизму в 1980-е гг. Однако при всей непоследовательности реформаторских действий Хрущев сделал главное — вывел страну на путь преобразований. Период развития БССР в 1965—1984 гг. характеризовался особенностями, связанными с приходом к власти в СССР  Л. И. Брежнева. Новое руководство сконцентрировало усилия на сохранении своей власти и, по возможности, возвращении к довоенной советской политической системе. В результате склонность к сохранению и поддержанию старых форм общественно-политической жизни стала основой государственной политики. Вместе с тем внутриполитическое положение в БССР оставалось стабильным. Для белорусского общества были характерны жизненный оптимизм людей, их уверенность в завтрашнем дне, симпатии к идеям социализма. Социально-экономическое развитие БССР было связано с постепенным формированием индустриального общества. Для него характерны углубление разделения труда, специализация производства и его автоматизация, ориентация производства на рынок, научно-техническая революция, урбанизация.

С середины 1960-х гг. этот процесс значительно  ускорился. Накопленный в 1970-е гг. экономический потенциал позволяет  характеризовать БССР как индустриальное государство. Однако социально-экономическое  развитие БССР стало постепенно замедляться. Это особенно ощущалось в условиях всемирной научно-технической революции, представлявшей собой коренные изменения в производстве в результате массового внедрения достижений науки в промышленность и сельское хозяйство. Обострилась проблема материального обеспечения населения. Жители БССР почувствовали на себе результаты ухудшения экономической жизни значительно позже, чем в других республиках СССР. Советская страна к середине 1980-х гг. оказалась в состоянии, когда обеспечивать дальше высокие темпы развития экономики на экстенсивной основе за счет количественного расширения показателей стало невозможным. Попытки перевести хозяйство на путь интенсивного развития, связанные с ростом производства на основе улучшения качественных показателей, прежде всего за счет внедрения в производство достижений науки и техники, оказались малорезультативными. Положение, сложившееся в стране, требовало энергичных действий. Будут они реализованы или нет, зависело в условиях существования однопартийной системы от партийно-государственного руководства. Инициатором реформы стал М. С. Горбачев — руководитель КПСС в 1985—1991 гг. Ему принадлежала идея перестройки существовавшей тогда общественной сис-

темы. Период второй половины 1980-х гг. получил  в истории название перестройки. Основу обновления должно было обеспечить ускорение соци-

ально-экономического развития страны. При этом в экономике сохранялась командно-административная система управления, а также государственная собственность на средства производства, а в общественно-политической жизни — руководящая роль коммунистической партии. Задачей перестройки стала ликвидация искажений в построении социализма и возвращение к ленинскому видению отношений между людьми в социалистическом обществе. Переход к демократическим принципам управления рассматривался в качестве преобладающего над экономическими реформа-

ми, которым  придавалось второстепенное значение. Внимание в первую очередь направлялось на обеспечение полновластия Советов. Результатом стал созыв в 1990 г. Съезда народных де- путатов СССР, который отменил конституционное положение о руководящей и направляющей роли КПСС. Коммунистическая партия Беларуси лишалась государственных функций, которые были закреплены исключительно за Советами. Происходило постепенное формирование многопартийности. Началась открытая и острая критика сталинизма. Вместе с тем наблюдалось отрицание опыта и достижений белорусского народа за весь советский период. 
 

Съезд народных депутатов  СССР — высший орган государственной власти в СССР в 1989—1991 гг. 5 сентября 1991 года по предложению Михаила Горбачева V съезд народных депутатов СССР принимает решение о самороспуске. 

М. С. Горбачев на XIX конференции КПСС в июне-июле 1988 объявил курс на политическую реформу. 1 декабря 1988 года были приняты необходимые  изменения в Конституцию СССР и новый закон СССР «О выборах  народных депутатов СССР». 

Съезд состоял из 2250 депутатов, избранных  на 5 лет в следующем составе:

750 депутатов  от территориальных округов (с  равной численностью избирателей);

750 депутатов  от национально-территориальных  избирательных округов по нормам:

по 32 депутата от каждой союзной республики,

по 11 депутатов  от каждой автономной республики (АССР),

по 5 депутатов  от каждой автономной области,

по одному депутату от каждого автономного  округа;

750 депутатов  от общесоюзных общественных  организаций по квотам, установленным  Законом «О выборах народных  депутатов СССР»: 

по 100 депутатов  от КПСС, ВЦСПС и кооперативных  организаций (колхозов и потребкооперации),

по 75 депутатов  от ВЛКСМ, женских советов, организаций  ветеранов войны и труда, научных  обществ, творческих союзов,

75 депутатов  от других общественных организаций,  имеющих общесоюзные органы. 

Точное  количество депутатов от каждой общественной организации (в пределах устаовленных законом квот) определялось на совместных заседаниях руководящих органов данных организаций, созываемых Центральной избирательной комиссией по выборам народных депутатов СССР (окончательное распределение см. при статье Выборы народных депутатов СССР (1989). 

Выборы  народных депутатов СССР проходили 26 марта 1989. 

К исключительному  ведению съезда относились:

— принятие Конституции СССР и внесение в  неё изменений;

— определение  основных направлений внутренней и  внешней политики СССР;

— избрание Верховного Совета СССР и его председателя;

— утверждение  премьер-министра СССР, председателя Верховного суда СССР, Генерального прокурора  СССР, председателя Высшего арбитражного суда, избрание Комитета конституционного надзора СССР; 

Съезд принимал Законы СССР и постановления  большинством голосов от общего числа  народных депутатов СССР. 

Cъезды народных депутатов СССР:

I Съезд: 25 мая — 9 июня 1989

II Съезд: 12 декабря — 24 декабря 1989

III Съезд: 12 марта — 15 марта 1990

IV Съезд: 17 декабря — 26 декабря 1990

V Съезд: 2 сентября — 5 сентября 1991 

Верхо́вный Сове́т Респу́блики Белару́сь — в 1990—1996 — постоянно действующий парламент. С 1996 года функции парламента выполняет Национальное собрание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Кодификация  законодательства  в 60-е годы ХХ  века. 

В середине 60-х - середине 80-х годов продолжалась начатая на рубеже 50-60-х годов  работа по новой кодификации советского законодательства.В основе кодификации лежали, во-первых, социально-экономические и политические причины: кодификация должна была привести законодательство в соответствии с задачами Советского государства и общества, поставленными правящей Коммунистической партией по «совершенствованию развитого социализма». Во-вторых, надо было привести законодательство в соответствие с принятой в 1977 году новой советской Конституцией. В-третьих, кодификация была обусловлена и технико-юридическими причинами: накопившийся значительный законодательный материал необходимо было привести в определенную систему для удобства пользования.Жизнь выдвигала настоятельную необходимость кодификации трудового права, поскольку до 1970 года в СССР вообще не было единого кодификационного закона о труде. После соответствующей подготовительной работы Верховный Совет СССР в 1970 году утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. В 1971 году был принят Кодекс законов о труде РСФСР. С определенными изменениями и дополнениями, внесенными позднее, он действует и в настоящее время. Заметим, что трудовое законодательство было одной из немногих отраслей права, которое не только закрепляло трудовые права рабочих, но и содержало гарантии их реализации в конкретных условиях. В отдельную главу были выделены нормы, закреплявшие льготы для работников, совмещающих работу и обучением. Важная роль в охране трудовых прав КЗОТом возлагалась на профсоюзы.В условиях развернувшейся во второй половине XX века научно-технической революции большое значение приобрело природоресурсное законодательство. Оно регулировало охрану и рациональное использование земли, ее недр, вод и других объектов природы. Так, в декабре 1968 года были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1970 году - республиканские земельные кодексы. В декабре 1970 года Верховный Совет СССР утвердил Основы водного законодательства СССР и союзных республик. В 1972 году был принят водный Кодекс РСФСР, который действовал до 1995 года. Тогда же было кодифицировано законодательство о недрах, лесах. В 1980 году появились законы об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. На основании вышеизложенного можно сказать, что в данный период сформировалось природоохранное право как самостоятельная отрасль права. В 1984 году произошло важное событие в истории советского законодательства об административной ответственности. 20 июня Верховный Совет РСФСР принял Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Тем самым была кодифицирована важнейшая отрасль государственного принуждения - административная ответственность. В Кодексе была предпринята попытка дать определение понятия административного правонарушения. Это имело большое практическое значение, так как давало возможность правоохранительным органам не смешивать административные проступки с преступными деяниями, что иногда имело место. Административным правонарушением (проступком) признавалась противоправное виновное деяние, за которое законодательством предусматривалась административная ответственность.30 июля 1969 года был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, который, с одной стороны, воспринял значительную часть ранее действовавших норм, а с другой, освободил семейное право от устаревших норм, обусловленных спецификой военного и послевоенного времени. 1) Ликвидировался прочерк об отцовстве в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака. 2) Вводился упрощенный внесудебный порядок развода через органы ЗАГСА для супругов, не имевших несовершеннолетних детей. 3) Кодекс разрешил вступление в брак с иностранцами, запрет на который был введен в 1948 году.Значительным событием в области гражданского права явилось принятие Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года Жилищного Кодекса РСФСР. Благодаря данному нормативному акту в РСФСР впервые на уровне законов получили детальное регулирование жилищные отношения.Одним из наиболее крупных событий периода явилась подготовка и издание 11-томного Свода Законов СССР (издавался в 1981 - 1986 годах) и 9-томного Свода Законов РСФСР (издавался в 1983 – 1987 годах). Они охватывали действовавшие в то время законы.Таким образом, к середине 80-х годов завершились работы по кодификации основных отраслей права, продолжавшиеся более 30 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государство и право БССР во второй половине ХХ века