Государство древнего египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян
Интерестно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования— номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с Признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий.

Работа содержит 1 файл

государство древнего египта.docx

— 39.05 Кб (Скачать)

Приказы фараона  неукоснительно соблюдались, он был  главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и  его безопасность. Всякий социальный протест против царя — преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный  фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

Власть фараона  уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много.

Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, “войти” в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

Эти представления  и служили признанию нового ненаследственного  фараона, легитимации власти новой  правящей, династии, которые, как свидетельствует  длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных монархов или главных  жрецов храмов,

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать  как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства  Египта, неприкосовенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491—1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда “соблюдал закон”, т.е. установленный в Египте правопорядок.

В главе 125 “Книги мертвых”, обширном произведении, составленном в эпоху Нового царства на основе более ранних жреческих записей (которые клались в гробницу при  погребении царей и сановников в  качестве своего рода путеводителя для  мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв  гласила: “Я не чинил людям зла, я  не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного”. “Речение Ипувера”, как и другое литературное произведение древности “Пророчество Нефертити”, содержит предостережение в адрес правителей, нерадение и ошибки в управлении которых могут привести к краху государства, его гибели, “когда Нил иссыхает, а женщины не рожают”.

Все эти тексты свидетельствуют  о двойственном представлении египтян  о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает  как все, впадает в грехи, приходит к “Суду вечности”, обремененный хорошими или дурными делами, и  может быть осужден.

Природа фараона-человека слабая, смертная, подверженная страданиям, всяческим напастям, только соединившись с природой божественной, оказывается  способной к выполнению исключительной сверхъестественной роли, в которой  египтяне видели залог их благополучия не только на земле, но и при вхождении  в посмертное бытие. В этом свете  можно по-иному взглянуть и  на само понятие “восточная деспотия”, и на массовое участие египтян  в строительстве пирамид, которое  стимулировалось, видимо, не одним насилием, приказом.

Двойственность представлений  египтян о власти отражалась и  в особенностях управленческого  аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти  все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем если со временем прямая связь  царских чиновников с деятельностью  тех или иных хозяйственных подразделений  возрастала, то их роль в религиозной  сфере падала. В 

Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усипивается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления.

На всех этапах развития. Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения  полномочий первого помощника фараона  — джати. Джати сначала жрец города — резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона; Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI,— какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: “начальник дома оружия”, руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., “заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил” — хранитель государственных амбаров и складов, “начальник работ”, отвечавший за крупное строительство и пр.

Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого  аппарата, их неразрывная связь с  религиозно-хозяйственной деятельностью  в Древнем Египте определили существование  здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название “послушных призыву”. Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

“Послушные призыву” — это те, кто мог непосредственно  выслушать и должен был выполнить  приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь “послушных призыву” и состоять в группе “послушных призыву” своего господина, начальника высшего ранга.

В системе органов  управления особую роль играла группа “больших послушных призыву царя”  — придворных, крупных вельмож, государственных  деятелей, телохранителей царя. Часть  своих управленческих функций представители  этой группы могли передавать своим  “послушным призыву”. Они зачастую совмещали ряд должностей, получая  за каждую из них особое должностное  земельное владение. “Большие послушные  призыву царя” возглавляли все  высшие ведомства в государстве, в которых служили их “послушные призыву”.

Так, например, особо  многочисленную группу составляли работники  “белых домов”, центров по переработке, хранению и распределению продуктов  сельского хозяйства и ремесла, дома “царских сокровищ” — своеобразного  налогового ведомства. Древние надписи говорят о “начальнике послушных призыву дома его величества”, ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о “начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество”, о “начальнике послушных призыву местоприбывания царя”, т.е. собственно дворцовых слуг и пр.

Особую группу “послушных призыву богов” составляли работники  храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных  подразделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц.

Местное управление. Древнее царство — это объединение  небольших сельских общин, во главе  которых стояли общинные старосты и  общинные советы — джаджаты. Общинные советы в Древнем царстве, состоящие из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состоянием сети искусственного орошения, за развитием земледелия. Но впоследствии общинные советы полностью теряют свое значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного государственного аппарата.

Номархи — представители  небольших государств, созданных  на базе старых общин, а затем отдельных  областей централизованного государства, со временем также теряют свою самостоятельность. Еще в Среднем царстве номархи, обладающие различным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния при дворе, могли  возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов  и руководителями храмовых хозяйств. В Новом царстве номовая администрация целиком подчиняется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата.

Центральной фигурой  разветвленного административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Их готовили в специальных школах, они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и пр.

Страна делилась не только на области, но и на два  больших округа — Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства, определяло и особые титулы фараона, сохранившиеся и в поздней истории страны, — “владыка двух стран”, “царь Нижнего и Верхнего Египта”.

Армия. В Древнем  царстве не существовало регулярной армии. Армия создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных  операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота, другого имущества. Участие  в таких военных походах было прибыльным делом, так как воины  принимали непосредственное участие  в дележе военной добычи, большая  часть которой отдавалась фараону. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. Во главе военных  отрядов выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрового  офицерства не было.

В период раздробленности  военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Уже в Среднем царстве организация  военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимался джати, следивший за набором армии, командующий военно-торговым флотом. В это же время появляется кадровое офицерство, пополняющее специальные формирования “спутников царя”, выполняющих особо важные военные поручения фараона. Рано в Египте стала формироваться и царская гвардия, личная охрана царя.

В XVIII в. до н.э. гиксосы в ходе завоевания Египта приводят с собой лошадей. С этого времени в египетской армии наряду с пехотой появляется конница и боевые колесницы.

В Новом царстве  после разгрома гиксосов в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона.

Расширение границ государства за счет соседних территорий потребовало строительства пограничных  крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а вместе с тем увеличения регулярной армии, создаваемой в  ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных  наборов из юношей-новобранцев (неферу). Помимо новобранцев в армии начали входить и отряды наемников, завербованных среди нубийцев и др.

Растет число офицеров, повышается их роль в государстве  и социальный престиж. Воины за особые заслуги награждаются земельными наделами и. пр. Командный состав армии в  связи с общей военизацией  государственного аппарата наделяется функциями гражданских чиновников, руководит сооружением оросительных каналов. Воинским начальникам экспедиционных отрядов еще в Древнем Египте передавались функции управления захваченными территориями. Непрекращающийся рост числа наемников из иноземцев  в конце Нового царства ослабляет  египтскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Армия сначала выполняла  полицейские функции, а в эпоху  Нового царства эти функции стали  выполнять специальные полицейские  отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Суд на всех этапах исторического  развития Древнего Египта не был отделен  от администрации. В Древнем царстве  функции местного суда сосредоточиваются  в основном в общинных органах  самоуправления, которые разрешают  споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали  номархи, носившие титулы “жрецов богини истины”. Высшие надзорные функции  над деятельностью чиновников —  царских судей осуществлял сам  фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. Джати непосредственно подчинялся “начальник шести великих домов”, возглавлявший судебное ведомство и отвечающий за судопроизводство по всей стране. В Новом царстве джати подчинялась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником. В Египте были своеобразные тюрьмы, представляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников и специально привлеченных к работе в них “царских людей”. Их деятельность осуществлялась в тесной связи с “ведомством поставщика людей” — царского бюро, занятого распределением различных категорий бесправного населения: преступников, рабов-иноземцев и других — на тяжелые принудительные работы. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государство древнего египта