Государственный строй Новгорода

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Феодальный способ производства, господство натурального хозяйства и неразвитые экономические связи между отдельными землями обусловили неизбежность раздробленности Руси. К XII в. центральная власть Великого киевского князя постепенно ослабевала и в итоге стала чисто номинальной. Местные центры, напротив, набирали политический и экономический вес, все чаще выступая в роли независимых субъектов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа (Новгород).doc

— 94.00 Кб (Скачать)

    Мелкие  уголовные дела, все гражданские  дела, кроме споров о землевладении в самом Новгороде, были подсудны выборным лицам - сотским. В Новгородских пригородах дела рассматривались княжными наместниками вместе с посадниками пригородов. Судебные функции в волостях выполняли старосты волостей.

    Лицами, выполнявшими функции судебных исполнителей, являлись приставы и княжеские агенты, которые получали за выполнение своих обязанностей с проигравшей стороны судебные пошлины.

    Чтобы сократить число неосновательных  заявлений, при обращении в суд  с иском вводилось целование креста, символизирующее добросовестность заявителя. Отказавшийся целовать крест ответчик признавался виновным. Вызов на суд производился по повестке («позовка»), причем отклонение от явки на суд означало проигрыш дела. Доказательствами на суде могли служить: собственное признание обвиняемого, показания сторон и свидетелей (послухов), присяга, письменные документы (грамота), а также божьи суды (поединки на поле).

    Четкая  градация важности дел во время судебных разбирательств прямо указывает на место органов власти в системе государственного строя Новгорода.

    Местные органы управления Новгородом также представляют интерес для исследования, так как без них общая картина государственного строя республики была бы неполной.

    Управление  Новгородом строилось следующим образом: город делился на «концы», «сотни» и «улицы», и все эти деления имели свои местные веча и выбирали для управления и представительства сотских, а также кончанских и улицких старост.

    Каждый  конец (всего их было пять) представлял самоуправляющийся организм с кончанским вече и выборными властями, в компетенцию которых входило благоустройство, соблюдение порядка, разбор споров между гражданами, выполнение общегородских повинностей. В каждом конце было свое ополчение с воеводой.

    На  общегородском вече конец выступал как единое целое. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что Новгород может быть признан федерацией концов. Отношения между концами носили довольно трудный характер, поскольку они были пропитаны духом соперничества и взаимного недоверия.

    Менее крупным объединением являлись сотни. Две сотни уже образовывали конец7.

    Улицы как самые мелкие административные единицы города в свою очередь входили в сотню и пользовались самоуправлением во внутренних делах. Однако, внешние дела полностью входили в компетенцию концов.

    Само  же территориальное устройство Новгородской республики можно разделить на три сегмента: административные единицы главного города, пригороды и близлежащие волости, а также отдаленные, завоеванные земли.

    Проводя анализ исследуемого вопроса, следует отметить, что государственный строй Новгорода представлял довольно сложный механизм. На его формирование оказали воздействие множество факторов, среди которых необходимо отметить следующие: становление Новгородской республики приходится на сложный период феодальной раздробленности Древней Руси; Новгородское княжество являлось практически независимым государством с развитой системой представительства на международной арене, а также своей судебной системой; в состав княжества входили многочисленные земли и т.д.

    Все вышеперечисленное позволяет сделать  вывод, что государственный строй Новгорода имеет черты феодальной республики. В ней наиболее ярко выражены такие органы власти как вече и боярский совет. Особое место в системе управления республикой занимали архиепископ, князь, посадник и тысяцкий.

    Кроме того, в Новгороде был развит институт местных органов управления, который  включал в себя не только административные единицы самого города, но также  его пригороды и колонии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованной литературы 

  1. Мартышин  О.В. Вольный Новгород. М., 1992.
  2. История России с древнейших времен до наших дней / под. ред. А.Н.Сахарова. М.: Проспект, 2010, Т.1
  3. Памятники русского права / состав. А.А.Зимин. М., 1953. Т.2
  4. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.; Курс русской истории, т.2, ч.2. М.:Мысль, 1988.
  5. Подвигина П.Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII – XIII вв. М., 1976.
  6. Исаев И.А. История государства и права России : Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 2005г.
  7. Титов Ю.П. История государства и права России: Учебник. – М.:Проспект, 1998г.

Информация о работе Государственный строй Новгорода