Государственный строй Новгорода

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Феодальный способ производства, господство натурального хозяйства и неразвитые экономические связи между отдельными землями обусловили неизбежность раздробленности Руси. К XII в. центральная власть Великого киевского князя постепенно ослабевала и в итоге стала чисто номинальной. Местные центры, напротив, набирали политический и экономический вес, все чаще выступая в роли независимых субъектов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа (Новгород).doc

— 94.00 Кб (Скачать)

    Государственный строй Новгорода 

    Феодальный  способ производства, господство натурального хозяйства и неразвитые экономические  связи между отдельными землями  обусловили неизбежность раздробленности  Руси. К XII в. центральная власть Великого киевского князя постепенно ослабевала и в итоге стала чисто номинальной. Местные центры, напротив, набирали политический и экономический вес, все чаще выступая в роли независимых субъектов.

    Великий Новгород занимал особое место среди  других русских княжеств. Новгородские земли простирались на огромные расстояния: от Балтийских гор до Уральских, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

    Новгород  располагался на знаменитом пути из «варяг в греки». Отсюда шли пути в Южную  Прибалтику, в немецкие земли, в Швецию, в Норвегию, в Данию, в Волжскую Булгарию, Хазарию и страны Востока, в Византию, на балканский полуостров.1.

    Правовые  вопросы в период феодальной раздробленности  решались на основе "Русской правды", обычного права, различных договоров, грамот, уставов и др. документов.

    Межгосударственные  отношения регулировались договорами и грамотами. В Новгороде в XV в. появились свои правовые сборники, разработанные в развитии «Русской правды» и церковных Уставов. В них были, кроме того, реализованы нормы обычного права Новгорода, грамоты князей и местное законодательство.  
 

    Государственный строй Новгорода отличен от государственного строя других русских земель и  может быть определен, как феодальная (боярская) республика.

    При этом можно выделить два периода становления государственного строя этого русского княжества:

  1. феодальная республика с номинальной властью великого князя                   (с 1136 г. по 1325г.);

    В этот период наряду с вече, посадником и архиепископом  существовала выборная должность князя, приглашенного по традиции править княжеством.

  1. феодальная республика под управлением феодальной олигархии                 (с 1325 г. по 1478 г. – переход в подчинение Московскому княжеству).

    Князья  в Новгород больше не приглашались, а  самой республикой  правил боярский совет под председательством владыки.

    Однако, для наиболее глубокого понимания государственного строя Новгорода необходимо рассмотреть его основные органы власти.

    Вече, как высший орган государственной власти, в жизни Новгорода в XII- XIII веках имело огромное значение, поскольку на нем могли присутствовать все полноправные граждане республики. Оно проходило либо на Ярославском дворе (западный берег реки Волхов), либо около Софийского собора (восточный берег). В его компетенции был широкий круг вопросов в области законодательства, внутренней и внешней политики:

  • заключение и расторжение договора с князем,
  • избрание и смещение посадников, тысяцких, владык;
  • законодательство (Новгородская судебная грамота);
  • внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые соглашения с Западом;
  • утверждение налогов и повинностей населения, чеканной монеты;
  • функции высшей судебной инстанции по делам государственной важности и т.д.2

    Состав  участников вечевого собрания был довольно обширен:

  • должностные лица городского управления (князь, владыка, посадский, тысяцкий);
  • представители важнейших групп населения (бояре и житье люди);
  • городских низов (остальные жители).

    По  перечню задач и составу участников видно, что юридически Новгородское вече было верховным органом власти, на котором могли присутствовать все жители города.

    Боярский  совет («оспода») являлся реальным носителем власти Великого Новгорода. В нем была сосредоточена вся государственная система управления. Кроме того, Совету удавалось решать (через вече) все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

    Вначале председателем «осподы» был посадник. Впоследствии его возглавил архиепископ, в руках которого находилась государственная казна. Владыка также принимал участие в подписании всех важнейших государственных актов и договоров.

    Состав  боярского совета состоял из посадника, тысяцкого, бывших («старых») посадников и тысяцких, сотских, кончанских, старост. Следовательно, в него входила вся знать Новгородской республики.

    Совет предварительно рассматривал все дела, которые подлежали рассмотрению на собрании Новгородского вече, и предлагал ему готовые решения. Также в нем осуществлялось руководство военным делом, внешними сношениями, финансами, деятельностью высших должностных лиц и т.д.

    «Это  была скрытая, но очень  деятельная пружина  новгородского управления»3.

    С конца XIV века роль веча падает, а боярский совет набирает большой политический вес. 

    Князь Великого Новгорода, представляя одно из главенствующих звеньев в цепи государственного строя древнерусского княжества, был, однако, довольно существенно ограничен в своих полномочиях. Доказательством данного факта служит текст Третьей договорной грамоты Новгорода с Великим князем Ярославом Ярославичем (1270г.), фрагменты которого будут приведены ниже.

    Князь приглашался в Новгород после  того, как его кандидатура обговаривалась на совете «осподы» для того, чтобы внести на обсуждение вече. До прибытия в Новгород князь подписывал договорную грамоту, в которой регламентировались его государственный и правовой статус. Договор закреплялся крестным целованием – «…Целуй, князь, крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды твои и отец твой Ярослав».

    Из  грамоты видно, что князь не мог  отменять старые порядки в республике и вводить новые: «Новгород тебе держать по старине, по тому, как пошло искони».

    В иерархической пирамиде органов  власти Новгорода вече стояло ступенью выше. Неравенство князя и веча ярко сказывалось и в сфере внешних сношений, в решении вопросов войны и мира. Он должен был безоговорочно служить Новгороду в случае нападения на него или решения веча открыть военные действия. Но князь не имел права объявлять войну от имени Новгорода4. При этом вооруженными силами в случае войны он командовал вместе с посадником.

    Важнейшим источником доходов князя являлись судебные пошлины. Однако сама судебная власть князя также была ограничена. Судопроизводство князь осуществлял только с новгородским посадником – «без посадника тебе Князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать». При этом такая важная отрасль суда, как тяжба между боярами и купцами из юрисдикции князя изымалась. Кроме того, князю отводились охотничьи и рыболовные угодья, однако, их эксплуатация также строго лимитировалась.

    Князь, его княгиня, бояре, дворяне не могли  иметь земельную собственность  в Новгородской волости, держать  села и слободы, а также покупать и принимать их в качестве дара – «а в Бежичах и во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни княгине твоей, ни твоим боярам, ни, ни твоим слугам сел не держать, не покупать и в подарок не брать».

    Таким образом, посадник, архиепископ и вече, как высшие республиканские органы власти, осуществляли постоянный контроль за деятельностью князя. Именно поэтому не всегда находились желающие занять место «руководителя» Новгородской республики.

    Посадник был высшим должностным лицом, носителем исполнительной власти. Вначале он избирался из числа членов «посадничих» семей (знатнейших боярских фамилий) городским вече на неопределенный срок, затем не более чем на 2 года.

    Он  являлся главой республики: обладал  военными, административными и судебными  полномочиями. Посадник председательствовал на вече, от имени которого осуществлял контроль за деятельностью князя, а также за деятельностью всех должностных лиц. Во время войны посадник выступал в поход со всем войском как помощник и советник князя, в отсутствие которого он командовал войском и судил.

    С середины XIV в. в Новгороде избирают сразу 6 посадников с пожизненными полномочиями. К тому же один из выбранных посадников играл главенствующую роль.

    Тысяцкий5 был вторым после посадника представителем светской власти в Новгороде. На войне он командовал народным ополчением, а в мирное время занимался вопросами торговли и осуществлял суд по торговым делам. Помимо этого он осуществлял полицейский надзор за порядком в Новгороде.

    Иногда  в полномочия тысяцкого входили не только военные, но и политико-дипломатические вопросы, что говорит о высоком значении его фигуры в жизни Новгорода.

    С первой половины XIV века в летописях появляются сведения о наличии нескольких тысяцких в Новгородском княжестве.

    За  свою службу и посадник и тысяцкий взимали поземельный налог – «поралье».

    Архиепископ (владыка) как глава церкви – один из наиболее влиятельных представителей государственного механизма Новгорода, поскольку сама церковь, владеющая огромными земельными угодьями, была могучей экономической и политической силой.

    Обычно  владыками становились настоятели наиболее значимых монастырей и соборов  путем вытягивания жребия в соборе св. Софии. После избрания он получал  благословение Киевского, а позднее  Московского митрополита.

    Огромное политическое влияние архиепископа подтверждается тем, что многие договоры с князьями, международные соглашения Новгорода, а также вечевые грамоты скреплялись его печатью.

    Во  второй период становления государственного строя Новгорода (с XIV века) эти тенденции усиливаются еще больше, и в конечном итоге архиепископ становится председателем Боярского совета, который начинает собираться в епископском подворье на регулярной основе.

    Кроме того, владыка содержал за свой счет полк, представлял республику во внешних сношениях, вершил суд над церковными и монастырскими людьми во всех делах, а также суд над всеми жителями Новгородской земли в делах, связанных с верой. В его ведении были и хозяйственные вопросы: иногда за счет церкви обновлялся кремль, городские укрепления, строились мосты и т. д.

    Все вышеперечисленное говорит о  том, что роль архиепископа в системе государственной власти была без преувеличения огромной.

    Судебные  органы Новгорода представляют особый исследовательский интерес, поскольку при помощи анализа их функционирования в рамках своих полномочий раскрывается значимость отдельных элементов государственного строя указанного княжества.

    Основные  нормы, относящиеся к судопроизводству, были закреплены в Новгородской судной грамоте. Суд носил состязательный характер, а стороны в процессе назывались «сутяжниками».

    Наиболее  крупные уголовные дела: государственные  преступления, преступления высших должностных  лиц и др., - рассматривало вече. В суде князя с посадником входило еще 10 «докладчиков»6. Они разбирали дела об убийствах, разбое, грабеже и др.

    Торговым  судом ведал тысяцкий вместе с  пятью старостами, избиравшимися  купеческим обществом - Иванской сотней. Этот же суд с участием посадника рассматривал дела, возникавшие между новгородцами и купцами Немецкого двора в Новгороде.

    Владыка судил всех христиан-новгородцев по делам духовным и церковных людей, а также население принадлежащих владыке земель по всем делам. В церковных судах обычно рассматривались преступления против религии, семьи и дела о наследстве.

Информация о работе Государственный строй Новгорода