Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:03, реферат
Целью моей работы является изучение государственного строя, а также выявление правовых особенностей и различий между основными классами вавилонского общества. Работа основывается на тексте Законов Хаммурапи и на специализированной научной литературе: «История Древнего Востока» под редакцией В.И.Кузищина, «Государство и право Древнего мира» В.В.Кучмы, «История права Востока» Н.А.Крашенинниковой, «История Древнего Востока» В.И.Авдиева, «Древний Вавилон» Эвелин Кленгель – Брандт, Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, том первый под редакцией К. И. Батыра и Е.В. Поликарповой.
Введение.
Глава 1. «История находки и общая характеристика Законов Хаммурапи».
Глава 2. «Структура Законов Хаммурапи».
Глава 3. «Государственное и политическое устройство Древнего Вавилона».
Глава 4. «Правовое положение различных групп населения в Древнем Вавилоне по Законам Хаммурапи».
Заключение.
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный университет нефти и газа
имени И.М.Губкина
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
теории и истории
государства и права
РЕФЕРАТ
на тему:
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОЙ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА
И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ»
Студент: Коркина Елизавета Евгеньевна
Группа:
ЮР-11-04
Руководитель: к.и.н., доцент,
Москва, 2011 год
Содержание:
Введение.
Глава 1. «История находки и общая характеристика Законов Хаммурапи».
Глава 2. «Структура Законов Хаммурапи».
Глава 3. «Государственное и политическое устройство Древнего Вавилона».
Глава 4.
«Правовое положение различных групп
населения в Древнем Вавилоне по Законам
Хаммурапи».
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
На первом этапе познания юридических наук мы знакомимся с величайшими памятниками права Древнего мира, одним из которых является Судебник вавилонского царя Хаммурапи. Само появление правового памятника подобного масштаба говорит о том, что Вавилон находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложной социальной иерархией. Расцвет государства пришёлся на правление шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) – мудрого законодателя, крупного стратега, выдающегося государственного деятеля. Издание законов было серьёзным политическим мероприятием царя, направленным на консолидацию его обширной державы. Законы Хаммурапи являются важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII века до н.э., и значительная их часть посвящена социальной структуре и отношениям, сложившимся между группами населения.
Целью моей работы является изучение государственного строя, а также выявление правовых особенностей и различий между основными классами вавилонского общества. Работа основывается на тексте Законов Хаммурапи и на специализированной научной литературе: «История Древнего Востока» под редакцией В.И.Кузищина, «Государство и право Древнего мира» В.В.Кучмы, «История права Востока» Н.А.Крашенинниковой, «История Древнего Востока» В.И.Авдиева, «Древний Вавилон» Эвелин Кленгель – Брандт, Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, том первый под редакцией К. И. Батыра и Е.В. Поликарповой.
В
работе представлены разделы, посвящённые
государственному устройству Древнего
Вавилона, составу правового населения,
правовому положению и условиям развития
вавилонского общества.
Глава 1.
«История находки и общая характеристика Законов Хаммурапи».
Законы Хаммурапи были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией во главе с Жаком де Морганом при раскопках в Сузах (на территории древней Месопотамии) и хранятся в Лувре, крупнейшем художественном музее Франции. Они были высечены на чёрном базальтовом столбе, в верхней части которого изображён Хаммурапи в молитвенной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем, вручающим ему законы, что, возможно, должно было символизировать божественное происхождение царской власти и освящение богом порядка, закреплённому в кодексе. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увёз этот памятник в качестве трофея в Сузы. Этот пропуск в тексте может быть восстановлен благодаря найденным копиям кодекса, которыми древневавилонские писцы и судьи пользовались в целях обучения, а также в судебной практике1.
Большинство исследователей, изучавших этот документ, видит в нём свод законов, реально действовавших во времена Хаммурапи; другие склонны рассматривать его как юридический трактат исключительно лишь теоретического характера; третьи видят в нём своеобразный отчёт перед бонами, подготовленный Хаммурапи в предвидении конца своей земной жизни. Во всяком случае, мы имеем дело с самым ранним в истории человеческой цивилизации систематизированным сводом правовых норм и административных регламентов, регулирующих достаточно широкую сферу общественных отношений. 2
Причинами, породившими
возникновение законов
Главным строительным материалом для царских кодексов были обычаи, которые не просто воспроизводились в законе, а тщательно перерабатывались. Помимо обычаев, нормы права формулировались «казуально», то есть из судебного решения по конкретному делу. Данное положение символизирует статья 22 Кодекса: «Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить».3
Среди
других источников Законов Хаммурапи
можно выделить религиозные нормы, а также
законы, существовавшие ранее в Месопотамии
в отдельных городах-государствах. Хаммурапи
часто сам принимал решения по конкретным
делам, которые затем были изложены в нормах
закона. Следовательно, законы Хаммурапи
представляют собой результат тщательного
обобщения и систематизации разновременных
писаных и неписаных правовых норм.
Глава 2.
«Структура Законов Хаммурапи».
Клинописный текст законов состоит трех частей: введения, законы и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления свода.
Преамбула, стиль которой напоминает культовые эпические поэмы, обосновывает прочность и незыблемость царской власти:
«Когда великий Ану, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, судящий судьбы страны, вручили Мардуку, первому сыну Эа, энлильство над всеми людьми, возвеличили его среди игигов, назвали Вавилон его великим именем, сделали его могущественнейшим среди четырех частей света, утвердили в нем вечную царскую власть, чье основание прочно, подобно небесам и земле - тогда меня, Хаммураби, славного, богобоязненного государя, для тог, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы я, как Шамаш, восходил над черноголовыми и озарял страну, - призвали Анну и Энлильдля благоденствия людей». 4
Таким образом, согласно прологу, правитель является источником всяческих благ для своего народа, все его действия продиктованы высшей справедливостью, а его богоизбранность обосновывает обязательность царских постановлений и утверждает незыблемость и законность самой царской власти.
Затем Хаммурапи перечисляет свои благочестивые деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них.
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся к уголовному, гражданскому и процессуальному праву. Каждая норма вводится словом “если”, после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на “параграфы“, или “статьи“, снабженные нумерацией. Всего таких параграфов - 282.
Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по предмету регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п. 1-5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьёй. Статьи (п. 6-25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Следующий раздел (п. 26 - 41), касающийся имущества, полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за «дезертирство», а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за «кражу»). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества. 5
Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:
п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.
п.127 - 195 - семейное право.
п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.
п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).
Положения
законов Хаммурапи касаются, главным образом,
правового регулирования отношений, связанных
с царско-храмовым хозяйством, но не затрагивают
многие весьма важные области внутриобщинных
отношений, отношений общин с царской
властью. Также они не содержат исчерпывающего
свода целого ряда норм уголовного права,
которые общеизвестны в современном обществе,
например, нормы, устанавливающие наказание
за простую кражу, за умышленное убийство,
за чародейство и т.п., но такая задача,
видимо, не ставилась. Подобного рода простейшие
случаи считались общеизвестными и не
вызывали разногласий. Законы рассматривают
лишь те случаи, по поводу которых действующие
нормы писаного или обычного права различных
областей страны расходились между собой.
В свою очередь, нормы, регулирующие «простейшие»
случаи, текстом законов подразумеваются
как существующие.
Глава 3.
«Государственное и политическое устройство Древнего Вавилона».
Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Как видно из переписки Хаммурапи с его чиновниками, царь сам руководит различными отраслями управления, в частности, организацией искусственного орошения. Царь лично рассматривает различные спорные дела и жалобы, поступающие на его имя. По этим делам царь сам выносит решения и дает соответствующие предписания своим чиновникам. Наконец, особыми указами царя вносятся необходимые исправления в календарь. 6
Обширным был фонд царских земель: в Ларсе, например, он составлял 30-50% обрабатываемой площади. Но структура государственного хозяйства принципиально изменилась по сравнению с эпохой III династии Ура. Для нее было характерно создание в масштабе всей страны гигантского царско-храмового хозяйства, функционирование которого обеспечивалось свободными (административный персонал, ремесленники, воины) и подневольными работниками, получавшими натуральное довольствие из казны.
Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооружённых воинов – редум и баирум. Воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом.
Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царём, выполнял все его распоряжения. Одни чиновники ведали отдельными отраслями центрального управления, другие управляли городами или областями, являясь как бы наместниками царя. Вавилоном и другими большими городами управляли чиновники, носившие высокий титул «шакканакку». Менее крупными городами и областями управляли чиновники, называвшиеся «рабианум». Население обязано было уплачивать различные налоги: с хлебного урожая и приплода скота, с финиковых садов, сполей кунжута и с рыбацких общин. Наряду с этими налогами взимались особые подати серебром и специальные царские подати натурой. Все эти доходы стекались в царскую сокровищницу и образовывали дворцовое имущество, которое наряду с храмовым особенно охранялось законом. Особое место в бюрократическом аппарате занимали чиновники, называвшиеся «вакиль амурри». Эти чиновники ведали государственной торговлей, а также наделением земельными участками воинов. 7 Сурово боролись в административном аппарате со взяточничеством, подкупом, недисциплинированностью, леностью.