Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа
Немного было государств даже в средние века, развивших более совершенную концепцию монархической власти. Византийская империя была централизованным государством. Во главе государства стоял император. В его руках находилась законодательная, исполнительная, и судебная власть. Император распоряжался не только светскими, но и церковными делами, созывал церковные соборы, назначал высших должностных лиц церкви. По учению византийской церкви, император получил свою власть от Бога, его личность считалась священной. Церковь играла в Византии весьма важную роль. Константинопольский патриарх был вторым лицом в государстве после императора и оказывал влияние на политическую жизнь в стране.1
Глава II. Судебная система и судопроизводство
Юстиция
в византийском государстве была
неразделима с общей
Высшая судебная власть принадлежала императору. В силу своих верховных полномочий, он мог принять к своему рассмотрению (не обязательно личному, а проводившемуся в Государственном Совете) любое дело как гражданской, так и церковной юрисдикции. Со временем установились узаконенные ограничения поводов обращения к императорскому суду. Здесь разбирались дела, представленные в порядке обращения должностного лица высшей или провинциальной администрации, оказавшегося в затруднении при решении дела из-за нехватки или противоречий в законах. Здесь принимались апелляции на важнейшие дела. Наконец, император принимал к собственному рассмотрению дела лиц высших сословий в порядке особой их привилегии — общесословной или даже персональной (такая практика прекратилась только в конце XI в.).8
Центральная юстиция была рассредоточена. Ею занимался широкий круг высших должностных лиц империи, причем их компетенция не была как-нибудь определена. Компетенция определялась родом дел, местом жительства, сословной принадлежностью, профессией, вероисповеданием участвующих в деле лиц и многими другими обстоятельствами. Наиболее вышестоящими (не считая императорского) считались суд великого друнгария, суд председателя административной (чиновной) юстиции, суд первого секретаря императора. Широкими судебными полномочиями располагал столичный эпарх: ему были подведомственны все дела жителей столицы, полицейские нарушения, совершенные в Константинополе преступления, даже профессиональные и торговые споры. Дела служащих дворцового ведомства разбирали этериарх и протовестиарий. Споры по налогам, в том числе нарушение налоговых законов, — логофет геникона. Дела по морскому ведомству, преступления моряков разбирались друнгарием флота. В той или иной степени судебной властью обладали и другие руководители центральных ведомств.
Основную массу дел разбирали низшие суды. В столице это были назначенные чиновники, обладавшие специальными знаниями. В провинции от имени правителя (в ранний период — префекта претория) дела разбирали особые дефенсоры. Позднее были выделены в руководстве фемов также особые фемные судьи.
Особое место в судебной организации занимала церковная юстиция. Ее роль и значение основывались на привилегиях, предоставленных еще в IV в. императором Константином, и составляли неотъемлемую часть руководящей роли православной церкви в государстве. Суд епископа признавался равным государственному — первоначально при обоюдном согласии сторон, затем бесспорно. Если дело решалось при участии епископа или при его арбитраже, то апелляции на это решение не допускалось. С VI в. в компетенцию церковных судов были включены даже обычные гражданские дела, если стороны на это соглашались. Исключительно церковному суду подлежали все священно- и церковнослужители, подвластные церкви и зависимые от нее люди. Нарушения церковных правил людьми всех сословий (исключая высшее сенаторское) также подлежали разбору в церковных судах.
На решения низших судов можно было приносить апелляцию. Традицией стало установленное еще Юстинианом правило, по которому дело можно было рассматривать не более чем в двух инстанциях. За необоснованную или «плохую» апелляцию жалобщика могли оштрафовать. Градации судебных инстанций были законодательно установлены в Эпанагоге. Подавая апелляцию, следовало соблюдать подчиненность и соответствие судов.9
Судопроизводство в судах первой инстанции было в основном письменным, следуя традиции римского либеллярного процесса. Суд подразделялся на три условные стадии: в первой определялся предмет спора (при активном участии судьи), во второй приводились доказательства, в третьей выносился приговор или решение. Византийское право выработало новые жесткие требования надежности доказательств. Оценка показаний свидетелей находилась в прямой зависимости от их сословного статуса: «Свидетели, имеющие звание, или должность, или занятие, или благосостояние, наперед считаются надежными». Показания лиц рабского сословия, бродяг или неизвестных принимались, только если даны были под пыткой и не оспаривались другими показаниями. В отличие от распространившейся на Западе розыскной процедуры, византийский суд признавал своего рода презумпцию невиновности обвиняемого: «Никто не может быть принуждаем приводить свидетелей против себя самого» («Эклога», XIV, 63).
Суд был
платным. Дело рассматривалось судьей
единолично или коллегиально (в коллегии
могло быть и более десятка судей). В силе
было мнение большинства по делу. При расхождении
каждый из судей выносил свой собственный
приговор. В практике судопроизводства
приговоры и решения не заключали ссылок
на определенный закон, тем более совершенно
конкретную норму. Судьи выносили решение
свободно. Но закон подразумевался, упоминался
общий институт, имевший отношение к делу,
законодательное правило. В целом практика
придерживалась и духа,
и буквы Василик. В
конкретной работе судьи использовали
как бы всю совокупность имевшихся многовековых
постановлений, в том числе наиболее авторитетных
судов или даже персонально судей. В этом
они опирались на особые обзоры состоявшихся
судебных решений, тематические справочники
по законодательству, разного рода схолии
(пояснения). Византийская юридическая
наука была тесно связана с практикой,
хотя большинство сохранившихся юридических
сочинений и комментариев законов составлены
профессорами юридических школ.
Глава III. Система обложения и Финансовое управление
В бюджете империи налоги были очень велики: содержание армии и непрерывные войны, разорительные издержки на дипломатию, блеск и расточительность царского двора, роскошь построек – все это стоило очень дорого. Налоги были весьма обременительны, к старым налогам часто прибавлялись новые. Казна часто испытывала сильные затруднения. К концу правления Юстиниана она была почти пуста, и в начале 7 века серьезной заботой Ираклия было оздоровление финансов.
Главным и основным налогом империи был поземельный. С течением времени выработалась весьма точные формы оценки земельного имущества. Был произведен полный точный кадастр империи с целью точного установления податных сил государства. Система обложения получила единую и общую для империи форму. На основании кадастра, в каждой провинции было исчислено количество единиц обложения. Наряду с этим главным прямым налогом существовала подушная подать, лежавшая на безземельном населении.
Поземельный налог платили все собственники земли независимо от своего положения и ранга. На основании императорского указа, сакелларий делал распоряжение о взыскании подати, а протонотарий передавал приказ городским общинам в отдельности. Представительство общины раскладывало общую сумму на наличных плательщиков по количеству и качеству их владений. Подать взыскивалась в три срока: 1 сентября, 1 января и 1 мая. Взыскиваемые суммы сдавались приемщикам, которые обязаны были выдать квитанции с точным обозначением даты и количества взысканной суммы денег или продукта, с указанием на число единиц обложения.
Подать взималась отчасти в виде денег, отчасти, смотря по местности, натурой: хлебом, вином, маслом. Сбор натурой производился особенными сборщиками под наблюдением местных сельских властей.
Поземельная собственность была обложена, помимо денежных и натуральных повинностей, еще одним налогом, а именно поставкой рекрутов. По расчету количества земли, отдельные собственники ставили по несколько рекрутов, или же, напротив, несколько мелких собственников ставили одного человека. Промышленное население городов платило раз в четыре года особый налог, взыскивающийся со всех видов промысла. Купцы и ремесленники, занесенные в особые списки, выбирали из своей среды старшин, которые производили раскладку и взыскивали деньги.
В соответствии
с поземельной податью
Все поступления по прямым налогам на население сходились в казначейство, откуда деньги шли на содержание армии, жалование всем чиновникам как двора, так и всей империи и другие нужды государства.
В казну поступали также доходы от косвенных налогов – пошлины, от продаж; доходы с рудников и каменоломен, соляных копий; доходы с императорских фабрик; доходы от государственных угодий, как пахотных земель, сдаваемых в аренду или обрабатываемых колонами, так и обширных пространств, эксплуатируемых для разведения скота; доходы с императорских имений, стад и табунов; доходы с имений, принадлежавших лично императору; доходы со всех конфискованных имуществ и всех имуществ, оказывавшихся бесхозяйными.10
Таким
образом, можно сделать вывод, что
налоговая система была довольно таки
развитой. Но так как расходы казны были
слишком велики, она не была достаточно
эффективной. Нуждаясь в средствах, императоры
часто обращались к тем мерам, которые
строго запрещались в указах: они за большие
деньги продавали должности и вводили,
вопреки своим обещаниям, новые налоги,
хотя, на основании новелл, видно, что они
знал о полной несостоятельности населения
нести новые налоговые обязательства.
Глава IV. Армия и военное управление
На всех своих границах империя имела опасных врагов. Защита территории была поэтому одной из самых важных забот императоров. Самой насущной задачей было создать хорошую армию.
Национальный рекрутский набор, перешедший как наследие римской империи, всегда существовал и сохранял свое значение. В течение 7 века появилась новая система военной повинности – «система военных феодов». Эта система состоит в наделении землей при условии несения военной службы, чтобы обеспечить постоянный характер этой службы; надельным землям предоставлялись некоторые привилегии: земля становится неотчуждаемым наследственным владением, переходящим к одному из сыновей, если отец становится неспособным к военной службе.
Лучшие
войска были расквартированы в
Император был правителем, который хорошо платил. Императоры охотно предоставляли крупные командирские посты, высокие военные звания именно иноземцам, предпочитая их в интересах личной безопасности. Армия состояла из двух частей: линейных войск, очень подвижных, предназначавшихся для больших походов и всегда готовых к переброске в ту или иную местность, и пограничных войск. Это была давняя система, сохранившаяся еще со времен Римской империи.
Была своеобразной оборонительная система империи. Вдоль границ и наискось был устроен телеграф в виде цепи сторожевых башен на высотах, кончавшейся большим маяком у константинопольского дворца: посредством огней, зажигавшихся на верху башен, весть о замеченном движении врага в несколько часов добегала до столицы. Но держать одну большую армию, передвигать ее с одной границы на другую было невозможно. Поэтому преемники Ираклия применили заведенное им на границах военное устройство по всей империи. Государство было разделено на темы, или военные наместничества. Вместо громоздких, медленно собираемых армий появились отряды из местного населения, обязанные защищать только свой родной край.12
Без сомнения, у этой армии также существовали большие недостатки. Но несмотря на это эта армия все-таки была замечательным орудием войны, позволившим византийским императорам не только защищать империю, но и даже расширить ее пределы и одерживать блестящие победы. Византийские императоры на протяжении многих веков удачно решали военную проблему и создали замечательный инструмент войны, обеспечивавший оборону империи и позволявший предпринимать завоевания с целью ее расширения. Пока эта армия оставалась нетронутой, пока существовала сеть крепостей, успешно оборонявших границы, Византия в течение многих веков была мощной державой, с которой не мог справиться ни один из ее противников. Но с разложением армии империи пришел конец, и еще до своей гибели в 1453 г. она уже около столетия была мертва вследствие утраты своей военной мощи и, как мы это увидели, истощения своих финансов.
Заключение
В течение своего тысячелетнего существования Византийской империи пришлось решать немало проблем, имевших для нее жизненно важное значение. Некоторым из этих проблем Византия сумела найти удовлетворительные решения, составлявшие основу ее величия. Другие были решены менее удачно, особенно социальная и аграрная проблемы, и это было одной из серьезных причин упадка империи. С другой стороны, разложение военной организации, долго стоявшей на высоком уровне, но постепенно ослабевшей, постоянные финансовые трудности и непрерывная безудержная борьба честолюбий тоже способствовали ее падению. Несмотря на эти трудности и недостатки, являвшиеся их причиной, Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие ее народы. Оставшиеся от нее памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и, надо сказать, заслуженное место.
Информация о работе Государственный сторой Византийской Империи