Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:27, реферат
О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».
1.Государственный Совет в Российской Империи
1.1 Государственный совет в 1810—1906 годах
1.2Государственный совет в 1906—1917 годах
1.3 Председатели Государственного Совета
2.Государственный Совет Российской Федерации
2.1Создание
2.2 Основные задачи и порядок работы
ФГБОУ ВПО
Оренбургский государственный аграрный
университет
Кафедра
теории и истории государства
и права
Реферат на тему:
«Государственный
совет в России»
Выполнила студентка юридического факультета
11 группы, отделение уголовно-правовое
Голикова Дарья
Проверила
преподаватель истории
Кочеткова
Ольга Александровна
Оренбург
2011
Содержание
1.Государственный Совет в Российской Империи
1.1 Государственный совет в 1810—1906 годах
1.2Государственный совет в 1906—1917 годах
1.3 Председатели Государственного Совета
2.Государственный Совет Российской Федерации
2.1Создание
2.2
Основные задачи и порядок работы
1.Государственный Совет в Российской Империи
1.1Государственный совет в 1810—1906 годах
О создании
Государственного совета было объявлено
манифестом «Образование Государственного
совета» императора Александра I, изданным
1 (13) января 1810 года. Предшественником
Госсовета был Непременный
Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составяли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812—1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года — Константин Николаевич, потом — Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году — 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802—1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.
Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:
Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нем действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.
Все
дела поступали в Госсовет только
через Государственную
Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ 29 августа (10 сентября) 1801 года, определял, что в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832 году полномочия Совета были несколько сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности.
15 (27)
апреля 1842 года был принят новый
документ, определяющий деятельность
Совета, заменивший собой манифест
1810 г.: «Учреждение Государственного
совета», разработанное
Департаменты Государственного совета до 1906 года
Департамент
законов (1810—1906). Рассматривал законопроекты
в области административно-
Председатели: граф П. В. Завадовский (1810—1812), граф В. П. Кочубей (1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812—1819), князь Я. И. Лобанов-Ростовский (1819—1825), В. А. Пашков (1825—1832), граф И. В. Васильчиков (1832—1838), граф М. М. Сперанский (1833—1839), Д. В. Дашков (1839), граф Д. Н. Блудов (1840—1861), князь П. П. Гагарин (1862—1864), М. А. Корф (1864—1871), князь С. Н. Урусов (1871—1882), Е. П. Старицкий (1883), барон А. П. Николаи (1884—1889), граф Д. М. Сольский (1889—1892), М. Н. Островский (1893—1899), Э. В. Фриш (1900—1905).
Департамент гражданских и духовных дел (1810—1906). Рассматривал юридические вопросы и дела духовного управления: формы и порядок судопроизводства; толкование и применение в судебной практике отдельных статей гражданского и уголовного законодательства; возведение в дворянство и лишение такового, дела о присвоении княжеских, графских и баронских титулов; дела о наследственных, земельных и прочих имущественных спорах, об отчуждении недвижимого имущества на государственные нужды или его передаче из государственной собственности в частные руки; об учреждении новых епархий и приходов православных и иных вероисповеданий. Также в департаменте рассматривались дела, вызвавшие разногласия при решении их в Сенате или между Сенатом и отдельными министерствами.
Председатели: светлейший князь П. В. Лопухин (1810—1816), граф В. П. Кочубей (1816—1819), В. С. Попов (1819—1822), граф Н. С. Мордвинов (1822—1838), С. С. Кушников (1839), принц П. Г Ольденбургский (1842—1881), Д. Н. Замятин (1881), В. П. Титов (1882—1883), Н. И. Стояновский (1884—1897), Э. В. Фриш (1897—1899), Н. Н. Селифонтов (1899), Н. Н. Герард (1902—1905).
Департамент государственной экономии (1810—1906). Занимался вопросами финансов, торговли, промышленности и народного просвещения. Рассматривал законопроекты, связанные с развитием экономики, государственных доходов и расходов, финансовые сметы министерств и главных управлений, отчеты государственных банков, вопросы налогообложения, предоставления привилегий отдельным акционерным обществам, дела по открытиям и изобретениям.
Председатели: Н. С. Мордвинов (1810—1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812—1816), Н. С. Мордвинов (1816—1818), граф Н. Н. Головин (1818—1821), князь А. Б. Куракин (1821—1829), граф Ю. П. Литта (1830—1839), граф В. В. Левашов (1839—1848), граф А. Д. Гурьев (1848—1861), П. Ф. Брок (1862—1863), К. В. Чевкин (1863—1873), А. А. Абаза (1874—1880), граф Э. Т. Баранов (1881—1884), А. А. Абаза (1884—1892), граф Д. М. Сольский (1893—1905)
Департамент военных дел (1810—1854). Рассматривал вопросы военного законодательства; комплектования и вооружения армии; создания центральных и местных учреждений военного ведомства; средствах для обеспечения его хозяйственных нужд; сословных и служебных правах и привилегиях лиц, причисленных к военному ведомству, их судебной и административной ответственности. Фактически перестал действовать в 1854 году, но его председатель назначался до 1858 года, а члены до 1859.
Председатели: граф А. А. Аракчеев (1810—1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812—1816), граф А. А. Аракчеев (1816—1826), граф П. А. Толстой (1827—1834), И. Л. Шаховской (1848—1858).
Временный департамент (1817). Был образован для рассмотрения и подготовки законопроектов в финансовой области: об учреждении Государственного коммерческого банка, Совета государственных кредитных установлений, а также введении питейного сбора и пр.
Департамент дел Царства Польского (1832—1862). Образован после упразднения конституционной автономии Царства Польского для рассмотрения общих вопросов политики в отношении польских земель, разработки соответствующих законопроектов, а также росписи доходов и расходов Царства Польского.
Председатели: князь И. Ф. Паскевич (1832—1856), князь М. Д. Горчаков (1856—1861).
Департамент промышленности, наук и торговли (1900—1906). Рассматривал законопроекты и бюджетные ассигнования в области развития промышленности и торговли, а также просвещения; дела об утверждении уставов акционерных обществ и железных дорог; выдаче привилегий на открытия и изобретения.
Председатель: Н. М. Чихачев (1900—1905).
Комиссии и другие органы Государственного совета до 1906 года
Комиссия составления законов (1810—1826). Образована в 1796 году для осуществления кодификации законодательства. С образованием Госсовета вошла в его состав. Упразднена в связи с созданием II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, взявшего на себя указанные функции. В 1882 году II Отделение было вновь передано Государственному совету, образовав Кодификационный отдел (1882—1893), упраздненный после передачи вопросов кодификации законодательства Государственной канцелярии.
Комиссия по принятию прошений (1810—1835). Была создана для принятия жалоб, связанных с деятельностью органов власти, а также прошений, связанных с назначением различного рода пособий. После 1835 года выведена из состава Госсовета и подчинена непосредственно императору. Существовала до 1884 года, после чего была преобразована в особую Канцелярию по принятию прошений, упразднённую в 1917 году.
Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената (1884—1917). В его задачу входило рассмотрение жалоб на решения департаментов Сената и определение возможности передачи соответствующих дел на рассмотрение общего собрания Госсовета.
1.2Государственный совет в 1906—1917 годах
Манифест
от 20 февраля 1906 и новая редакция
Основных законов Российской империи
от 23 апреля 1906 учреждали Государственный
совет как законодательный
Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая половина — избиралась. Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Общее число членов Госсовета по назначению не могло превышать число членов по выборам, их состав пересматривался ежегодно 1 января. Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных).
Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства — 6 человек; от дворянских обществ — 18 человек; от губернских земских собраний — по одному от каждого; от академии наук и университетов — 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ — 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по каждому из разрядов в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению.