Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:12, доклад
В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие «конституционный строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.
Это новое понятие развивается из категорий общественного и государственного строя.
Отметим, что авторы неудачного альтернативного проекта Конституции РФ, подготовленного в апреле 1993 года по поручению Президента РФ, первоначально отказались (ст. ст. 3, 69, 83) от понятия «конституционный строй», которым оперировала Конституционная комиссия, заменив его неравноценным понятием «государственный строй» {22}. Это вызвало решительные возражения ряда рецензентов. Например, Б.А. Страшун иронично напоминал, что «еще со времени французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года известно, что конституционный строй характеризуется государственным обеспечением прав человека, в частности, независимыми судами и разделением властей. В дальнейшем идея конституционного строя обогащалась многими другими моментами... В течение 70 с лишним лет у нас был тоталитарный государственный строй, но по существу никогда не было конституционного строя. Теперь, когда у нас конституционный строй начал наконец складываться, нам предлагают исключить его упоминание из Конституции» {23}.
Однако
стоит заметить, что формально-юридическое
закрепление категории
Конституция
современного правового
Растет интерес к категории основ конституционного строя и в современной литературе. О.Е. Кутафин под ними понимает «главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство» {25}. В.Т. Кабышев отмечает, что термин подчеркивает особенности и специфику конституционного регулирования общественных отношений, указывает на источник, то главное, на чем базируется определенное явление, полагая при этом, что «свою конкретизацию основы получают в конституционных принципах» {26}. Встречается определение основ конституционного строя как «политико-правовых ориентиров в общей системе регулирования общественных отношений» {27}. В.И. Лафитский обращает внимание на закрепление в конституциях штатов США «основных структурных элементов политической системы и принципов, положенных в основу ее функционирования» {28}. Н.А. Михалева видит в них «законодательное выражение реально существующих основ общественного и государственного строя», которые отражают сущность фактических общественных отношений, составляющих объект конституционного регулирования и обусловленных характером основополагающих социально-экономических и общественно-политических отношений {29}.
По-видимому, следует различать две стороны понятия основ конституционного строя. Во-первых, это устои реальных общественных отношений, которые суть категория объективная. Во-вторых, это субъективное отражение объективной категории, адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем.
Вообще
основы — суть важнейшие,
Основами
конституционного строя можно
считать находящиеся под
Конституционный
строй есть совокупность
Будучи моделью комплекса общественных отношений, основы строя выступают «как наиболее крупный объект конституционного регулирования. Его можно разделить на три уровня, предполагающие различное закрепление:
1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;
2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли государственного (конституционного) права;
3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.
Предложенные
уровни образуют систему:
Основы
конституционного строя
Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику. Это позволяет соединить их в одну группу и охарактеризовать путем перечисления общих одинаковых свойств (черт), которые присущи всему рассматриваемому институту.
Нормы его воздействуют на общественные отношения путем закрепления определенных начал устройства общества и государства; как правило, не порождают конкретные правоотношения; определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, стороны социальной реальности; адресованы всем субъектам права, правоприменяющим субъектам; способом их охраны является общий режим защиты Конституции, конституционного строя; имеют по преимуществу конституционную форму выражения; по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями; предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства, всех отраслей права; по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства; по своим функциям они являются определяющими для всех других институтов и играют направляющую роль для всего государственно-правового регулирования {32}.
Кроме
того, общая специфика основ
— основополагающее,
фундаментальное, обобщающее
— политико-правовой характер;
— нормативность и общеобязательность;
— юридическое
верховенство по отношению к
остальным положениям
— определенность и категоричность;
— сжатость
и концентрированность
— постоянность действия;
— общеприемлемость, свобода от идеологических установок;
— целостность;
— устойчивость
и особый порядок изменения. (В
последующих параграфах мы
В литературе
можно встретить утверждения,
будто основы строя не
Данное
обстоятельство вытекает из
Если
высший закон страны стоит
на первом месте в системе
права, то основы строя
Основы
конституционного строя в той
или иной форме можно найти
в различных странах. Этот
В рассматриваемом
институте сосредоточены нормы,
Не все
нормы об основах строя
Однако
трудно согласиться с
Современная
Конституция в основах строя
призвана ясно и четко
Показательно мнение известного германского правоведа, председателя Конституционного суда ФРГ Р. Херцога (избранного в мае 1994 г. Президентом Германии). Он считает недостатком Основного Закона ФРГ как раз то, что в нем «не записаны государственные цели или государственные стремления» {37}. Преобладание указанных видов норм среди правовых основ следует рассматривать как вполне допустимое и не умаляющее прямого действия ее положений. Отдельные основы какое-то время могут быть далеки от действительности. Но не сразу складываются государственно-правовые учреждения и институты и достигается их реальное влияние на жизнь. К тому же вряд ли можно создать новый строй без предварительного «плана» или законодательной «модели», в качестве которой и «выступает конституция всякого нового государственного строя» {38}.