Государственно-правовая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:12, доклад

Описание работы

В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие «конституционный строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.
Это новое понятие развивается из категорий общественного и государственного строя.

Работа содержит 1 файл

Понятие основ конституционного строя.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

§ 1. Государственно-правовая категория  

Понятие основ  конституционного строя  

В современной  науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие  «конституционный строй». Оно фиксирует  строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.   

 Это новое  понятие развивается из категорий  общественного и государственного строя.   

 Под общественным  строем понималось прежде воплощение  законов развития общественно-экономической  формации, социальная система, взятая  в единстве способа производства  и общественной надстройки в  виде прочих общественных отношений  и соответствующих учреждений. При описании такого строя на поверхность выходила идеологизированная природа его основ, «главных устоев советского общественного строя», «наиболее важных общественных отношений, характеризующих политическую и экономическую системы советского общества, его социальную основу» {3}. Считалось, что основы строя показывают, кому в данном государстве принадлежат средства производства, есть ли в нем эксплуатация человека человеком, какова классовая структура общества, кому принадлежит власть, чьи интересы выражает государство, к какому историческому типу относится {4}.   

 Можно  сказать, что советское государственное  право абсолютизировало социополитическую  роль Основного Закона. Конституция  (Основной Закон) РСФСР 1978 года  включила в свой первый раздел «основы общественного строя и политики» государства, создав базу для прежде всего необходимых политических мероприятий. Такой подход неизбежно делал Основной Закон инструментом неправового воздействия на общественные процессы.   

 В настоящее  время под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех ее сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений. Это система, наделенная характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Необходимой ее принадлежностью выступают: определенные исторические общности людей (нации, народности и т. д.), быт и другие, без которых невозможны жизнь и развитие общества.   

 Между  содержанием понятий общественного,  государственного и конституционного  строя можно провести различия. Следует согласиться с О. Е. Кутафиным, что общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее — социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.   

 Далее,  как общественный, так и государственный  строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах строя конституционного {5}.   

 Традиционно  в отечественной науке и практике  общественный строй получал ярко выраженную идеологизированную форму закрепления, тогда как одной из отличительных особенностей строя конституционного следует считать его надидеологическую природу.   

 Трудно  согласиться с тем, что «Конституцию  невозможно деидеологизировать  по определению», ибо она — «первый по значению документ государственной (но не партийной) идеологии» {6}. Спорными также представляются предположения, что деидеологизация «выплескивает вместе с водой и ребенка», поскольку тогда будет невозможно сделать государственной «идеологию демократии, идеи демократического правового государства» {7}, или же что конституционные ориентиры, выдвинутые на современном этапе развития России, — это «построение постиндустриального общества» {8}.   

 Да, идеология  непосредственно связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач и возможностей. Она указывает систему ценностей, к которым следует стремиться. В этом смысле автор склонен считать, что конституционный строй базируется на сумме согласованных идей. Но ведь идеология это не только определенная пассивно существующая совокупность общественных идей, в том числе об устройстве государства и общества. Являясь выражением интересов и целей ее носителей — определенных социальных групп, она тесно сливается с политикой, отдаляясь в то же время от конституционного права. Взгляды людей законом не регулируются, поэтому никакая идеология политической партии, класса не может быть установлена в качестве общеобязательной общегосударственной или официальной. Потенциально важная черта конституционного порядка — общепризнанность, отражение справедливого баланса и общности социальных интересов различных групп.   

 Полагая  нецелесообразным восстанавливать  в Конституции понятие «общественный  строй», мы считаем необходимым  отразить ряд близких категорий и институтов политической, экономической, социальной и культурной сфер не только в разделе об основах строя государства, но и в разделе «Гражданское общество».   

 Конституция  и конституционный строй призваны  иметь прочные идейные, духовные  основы: выстраданные и выработанные в ходе истории общепризнанные гуманные ценности, нормы, идеалы. Их закрепление находит свое выражение не в провозглашении «исторического типа» общества, а в конкретных правовых институтах и нормах, создающих реальные условия для развития соответствующих общественных отношений {9}.   

 Однако  противоречия разрешаются, так  как имеющие; объективную основу  конституционные начала государственного  и общественного строя находят  свое выражение в основах конституционного  строя.   

 В отечественной литературе можно найти различное понимание конституционного строя   

 Приводя  определение Ю.П. Еременко («система  господствующих экономических, политических  и идеологических отношений в  их конституционной форме выражения,  которые воплощают полновластие (суверенитет народа и определяют сущность и основные черты общества в целом» {10}), В.Т. Кабышев считает, что такое определение являлось адекватным отражением правовых взглядов в условиях, при которых оно формировалось. Сам он видит в конституционном строе прежде всего систему конституционных отношений как предмет конституционного регулирования, а также конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя {11}. В свою очередь, О.Е. Кутафин вкладывает в это понятие совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву {12}; Н.А. Богданова полагает возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами; а В.И. Лафитский исходит из того, что конституционный строй охватывает только основы государственности и права, тогда как правовое государство — все стороны государственного и правового бытия {13}.   

 Возможно, приведенные выше определения  и привлекают своею краткостью, но отражают они лишь отдельные стороны изучаемого явления.   

 Автор  не согласен, что будто бы конституционный  строй есть во всяком государстве,  имеющем Конституцию, а значит, и конституционное правление  и власть, ограниченную правом. Да, верховенство права выступает цементирующей категорией, без которой не смогут быть воплощены иные стороны конституционного строя. Вместе с тем, сущность последнего шире «правового характера государственной власти», «верховенства права» и «правового государства». Подтверждая их неразрывную связь, автор полагает, что правовое государство выступает в качестве одного из нескольких взаимосвязанных признаков целостного конституционного строя. Это — ТИП ГОСУДАРСТВА, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система, имеется социальный контроль за властью. Конституционный же строй есть СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ, которая включает правовые отношения государственной власти, но не только их.   

 То же  относился и к утверждению о якобы тождественности понятий конституционного строя и демократической природы государственной власти, народовластия. Автор вовсе не склонен связывать конституционный строй с определенными качественными характеристиками, присущими демократическому режиму. «Конституционный строй» не есть оценочная, идеологизированная категория, автоматически применимая к государству при закреплении в Конституции традиционного набора демократических идей и доказательствах их реального воплощения. Демократия — одна из форм правления и политической организации государства, но она включается нами в более зрелое и целостное общественное явление — конституционный строй. Государство может само оформлять черты строя и принимать на себя обязательства, касающиеся соблюдения и гарантирования демократических начал своего бытия и развития. Но этого недостаточно, чтобы считать его конституционным.   

 Конституционный  строй, по мнению автора, —  это целостная система социально-правовых  отношений и институтов, подчиненная  безусловным нравственным и конституционным велениям. Она основана на совокупности основополагающих регуляторов, которые содействуют закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.   

 Конституционный  строй реализует стремление к  социальному порядку на основе  сочетания индивидуального и  группового интереса с общим,  приоритет права личности неизбежно  требует гарантий самой большой  и могущественной общины —  государства.   

 Выявлению  понятия конституционного строя  помогает определение современной Конституции.   

 На заре XX века под Конституцией понималась  «совокупность правоположений, определяющих  высшие органы государства, порядок  призвания их к отправлению  их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти» {14}. Современные исследователи трактуют ее как правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом; юридический фундамент государственной и общественной жизни; главный источник национальной системы права {15}. Именно Конституция — «в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит» {16}. Это основной закон, «регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение и согласование, сплачивающий все население страны в единый народ — носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство» {17}.   

 В развитие  приведенных оценок и применительно  к России современную Конституцию  можно охарактеризовать следующим образом.   

 Это наивысшая  правовая форма, в которой официально  закрепляются ценности, институты  и нормы конституционного строя,  основы государственно-правового  регулирования качественных общественных  связей и отношений государственной  власти. Она — первое необходимое условие и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную систему его иные свойства.   

 Конституция  — не только особый юридический  механизм, ограничивающий власть  правом. Можно говорить о широком,  комплексном предназначении Конституции, призванной обеспечить сбалансированное развитие социально-правовой системы; гражданский мир на основе консенсуса и согласования интересов; целостное видение конституционного строя; быть высшим законом страны, основой правовой системы государства; базой нового законотворчества, планом правовой реформы и становления конституционного строя; скреплять конституционное федеративное государство, систему государственной власти, дееспособную форму правления; быть сводом ограничений власти правом, конституционным строем, правами человека, балансом между каталогом прав человека и дееспособными механизмами их гарантии и защиты; основой равновесия между трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и государственным регулированием; ориентиром внешней политики и национальных государственных интересов; основой развития правосознания и правовой культуры в обществе; обеспечивать легитимность правового и властного пространства.   

 Идея конституционного строя последовательно отстаивалась Конституционной комиссией и ее Рабочей группой. На первом же пленарном заседании комиссии 31 августа 1990 года в качестве одной из особенностей нового подхода был заявлен отход от характеристик строя как «социалистического» или «капиталистического», исходя из того, что строй должен быть прежде всего конституционным {18}. Определение его признаков — дело науки, результат политической воли и столкновения интересов на основе устойчивых конституционных установлений. Положенные в фундамент такой концепции идеи — как признано в ряде работ — ранее принципиально отвергались теорией и практикой.   

 В реформируемом  законодательстве Союза ССР термин  конституционный строй официально  появился в 1990 г. в связи  с учреждением поста Президента  СССР и изменением редакций  статей 6 и 7 Конституции (Основного Закона) СССР {19}. Первый Съезд народных депутатов РСФСР после изменения редакции статьи 7 Основного Закона запретил «создание и деятельность партий..., имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя...» {20}. Позже, на основе предложений Конституционной комиссии, в часть первую статьи 1 Конституции (Основного Закона) РСФСР шестым Съездом российских депутатов была внесена норма о «незыблемых основах конституционного строя России» {2I}.   

Информация о работе Государственно-правовая категория