Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 19:26, доклад
Соединенное Королевство – многонациональное государство. Создавалось оно постепенно: в 1543 Англия присоединила Уэльс, в 1707 – Шотландию, а в 1800 – Ирландию.
Государственное устройство Великобритании
Соединенное Королевство – многонациональное государство.
Создавалось оно постепенно: в 1543 Англия
присоединила Уэльс, в 1707 – Шотландию,
а в 1800 – Ирландию. После почти столетия
бурных дебатов большая часть Ирландии
в 1921 отделилась от Великобритании. 6 графств
на севере страны остались в составе Великобритании,
образовав Северную Ирландию. Долгое время
Британия владела обширными заморскими
территориями, однако после 1945 постепенно
отказалась от своих прав на большую часть
этих территорий, а к началу 1990-х под ее
управлением осталось лишь 14 небольших
владений. Самое и большое и важное из
этих владений – Сянган (Гонконг) было
передано под юрисдикцию Китая в 1997. Тем
не менее в конце 20 в. Великобритания
все еще оставалась центром добровольной
ассоциации 50 бывших колоний и доминионов,
известной как Британское Содружество
наций. Официальной главой Содружества
является монарх, который председательствует
на проходящих за в полгода совещаниях
глав правительств стран, входящих в Содружество.
Британский парламент
часто называют прародителем всех парламентов,
хотя исландский альтинг, созданный
в 930 н.э., намного старше британского,
сложившегося в течение 13–14 вв. Всеобщее
избирательное право
Британский парламент принял ряд законодательных актов, включая Единый европейский акт 1987 и Акт (поправка) о европейских сообществах в 1993, приводящий в соответствие английское и европейское право и обеспечивающий более тесный экономический, финансовый и политический союз европейских стран.
Верховенство законов
Европейского Союза (на которые Великобритания,
как и все страны ЕС, имеет право
наложить вето) в отношении парламентских
статутов и полномочий было подтверждено
в 1990 палатой лордов, верховным судом
Соединенного Королевства. Каждые четыре
года в 87 избирательных округах (ранее
81) Соединенного Королевства происходят
выборы в Европейский парламент,
не имеющий законодательной
Правительство Великобритании известно своими давними традициями секретности. Политики высшего звена и государственные служащие хранят в тайне процессы принятия решений под тем предлогом, что рассекречивание официальных документов задевает общественные интересы. В Великобритании имеются законы о государственной тайне, и одновременно отсутствуют уравновешивающие это положение законы общегосударственного уровня о свободе информации. Официальные документы, доступные гражданам по их просьбе в других демократических странах, в Англии переводятся в открытые фонды лишь спустя 30 лет и могут скрываться от общественности еще 20 и более лет. При премьер-министре Джоне Мейджоре в начале 1990-х годов началось постепенное смягчение режима секретности.
Ключевым моментом британской
конституции страны является верховная
власть «короны в парламенте»
– совместного правления
Порядок наследования престола
определен Актом о
В Британии двухпалатный законодательный
орган; одна из палат – палата общин
избирается населением, а уникальная
среди современных
Палата общин избирается всеобщим голосованием граждан сроком на 5 лет, но может быть распущена досрочно премьер-министром с согласия монарха. (Она может также продлить свое существование, как это случилось во время Второй мировой войны.) За роспуском палаты следуют всеобщие выборы. Избирательное право имеют лица обоего пола, достигшие 18-летнего возраста, являющиеся подданными Соединенного Королевства, стран Содружества или Ирландской Республики, зарегистрированные в избирательном округе и внесенные в списки избирателей. Могут также голосовать британские подданные, которые постоянно проживают за границей менее 20 лет, и бездомные. Избиратели в Северной Ирландии должны прожить в своем избирательном округе не менее трех месяцев, чтобы принимать участие в голосовании. Имеющие возможность голосовать члены королевской семьи не пользуются этим правом, поскольку на практике это могли бы счесть неконституционным. В целом право голоса имеют более 44 миллионов человек.
Исключены из участия в
голосовании: члены палаты лордов, заключенные,
содержащиеся в психиатрических
лечебницах, а также лица, уличенные
в нарушении процедуры
Избранным в палату общин могут быть лица, достигшие 21 года и являющиеся подданными Соединенного Королевства, Ирландской Республики или страны Содружества. Согласно закону, не могут быть избранными в нижнюю палату парламента: члены палаты лордов, духовенство, душевнобольные, не восстановленные в правах банкроты и лица, осуждённые за определённые виды преступлений (включая заключенных, отбывающих наказание сроком более 1 года, и осужденных за государственную измену), лица, признанные виновными в нарушении избирательных процедур в течение последних 10 лет, некоторые категории лиц, занимающих оплачиваемые посты на государственной службе (включая государственных служащих, судей, военных или полицейских), члены законодательных органов любой страны, не входящей в Содружество.
Голосование является тайным
и происходит в одномандатных
избирательных округах, образованных
по территориальному принципу. В период
парламентских выборов
Принцип верховенства парламента
не соответствует реалиям
Члены кабинета определяют
правительственную политику и ответственны
за нее перед парламентом. Министры
кабинета являются также политическими
главами основных государственных
департаментов. Им помогают команды
младших министров. Премьер-министр,
хотя формально и считается первым
среди равных ему по рангу коллег
по кабинету, фактически располагает
большей частью его формальной власти.
Не последнюю роль в этом распределении
власти играет тот факт, что премьер-министр
может приглашать или увольнять
членов кабинета. Премьеры председательствуют
на заседаниях кабинета, они контролируют
повестки дня, назначают и смещают
членов кабинета и около 80 младших
министров, не входящих в кабинет; они
определяют также состав и повестки
дня от 25 до 30 постоянных и временных
комитетов, через которые проводится
большая часть наиболее важных правительственных
решений. Они возглавляют партию
большинства в палате общин и
в провинции и представляют Британию
за рубежом. Премьер-министры также
обладают правом назначать чиновников
на различные государственные
В современной Британии имеется еще один центр власти – административная элита, часто называемая «Уайтхоллом». Своим названием она обязана территории вокруг зданий парламента и резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит, где расположены важнейшие правительственные учреждения, такие, как министерство финансов (казначейство) и министерство иностранных дел. В Британии высокопоставленные чиновники – постоянные заместители министров, которые непосредственно руководят деятельностью аппаратов министерств, и их высокопоставленные коллеги – не меняются со сменой правительства, а сохраняют свои посты независимо от того, какая партия приходит к власти. Этих администраторов часто называют «постоянным правительством», отличая от преходящего парада политических деятелей. Преемственность сохраняется благодаря тому, что британская государственная служба формально отделена от борьбы политических партий (хотя в обязанности аппарата входит осуществление принятого политического курса). Госслужащих набирают на открытой конкурсной основе, тем не менее многие из них оказываются выпускниками элитных частных школ Британии (неправильно называемых «общественными», public), а также Оксфордского и Кембриджского университетов. Большинство составляют мужчины. В обязанности государственных служащих входит множество функций – они консультируют министров по вопросам политики, занимаются составлением речей и проектов ответов на запросы членов парламента. По традиции они относятся с неизменным почтением к министрам, но за их почтительностью обычно скрывается сформировавшаяся политическая позиция. Казначейство традиционно – самое влиятельное министерство, но все министерства сохраняют высокую степень самостоятельности, и часто в правительстве ведутся жесточайшие сражения за принятие тех или иных политических решений.
При правительстве консерваторов
в 1980-е и 1990-е годы многие функции
государственных служащих были переданы
независимым общественным агентствам
(управлениям). Эти агентства подотчетны
министрам, которые ставят перед
ними задачи, которые эти агентства
должны решать. К 1991 было создано 56 таких
агентств; предполагалось открыть еще
34. Наряду с общественными агентствами
существовало 369 невыборных организаций,
находящихся на содержании правительства
и руководимых его
Единственным выборным правительственным
ярусом ниже парламента и Уайтхолла, обладающим
рычагами исполнительной власти, является
сложная система местного управления.
В начале 1990-х годов в Британии существовало
516 местных органов власти, выполнявших
многообразные функции и полностью подчинявшихся
центральному правительству, которое
имеет право их ликвидации и реорганизации.
В 1945 местные органы власти стали важной
силой в программе создания «государства
всеобщего благоденствия». Тридцать лет
спустя национальное правительство стало
искать пути контроля за расходами местных
органов власти, а при консерваторах все
больше ограничивать их права, передавать
их функции частным лицам или объединять
их с местными «кванго». Даже после этого
в начале 1990-х годов затраты местных органов
управления составляли почти четверть
всех расходов на государственный аппарат.
Информация о работе Государственное устройство Великобритании