Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:00, доклад
От великокняжеской к царской власти. Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи. До конца XV в. их отношения с удельными князьями строились на договорах, в которых определялись параметры власти «брата старейшего» над «братьями молодшими». Вся полнота власти принадлежала им лишь в пределах их собственного домена. Отношения с боярами и церковью определялись жалованными грамотами на иммунитеты, щедро раздававшимися поначалу московскими князьями.
Государственное устройство Московской Руси
От великокняжеской к царской власти. Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи. До конца XV в. их отношения с удельными князьями строились на договорах, в которых определялись параметры власти «брата старейшего» над «братьями молодшими». Вся полнота власти принадлежала им лишь в пределах их собственного домена. Отношения с боярами и церковью определялись жалованными грамотами на иммунитеты, щедро раздававшимися поначалу московскими князьями.
Но уже с середины XV
в. происходят серьезные изменения,
и великий князь московский превращается
в самодержавного монарха, л вассалитет
сменяется подданством. С падением
Византии (1453 г.) московский князь становится
главой крупнейшего в мире православного
государства и рассматривает
себя в качестве преемника византийских
императоров. На Русь переходит византийская
государственная символика (герб и
регалии). Женитьба Ивана III на племяннице
византийского императора Софье
Палеолог укрепила международный престиж
Московской Руси. С этого времени
он стал добавлять к своему титулу
«великого князя» слово царь. Тогда
же появилась и формула Божьей
милостью – указание на теократический
источник власти (из воли Божией). Не случайно
на предложение германского
Иван IV принял в свой титул слово «царь» окончательно (после венчания на царство 16 января 1547 г.), а чуть позже новый титул был утвержден грамотой цареградского патриарха. В XVI в. вместе с титулом «царь» стал вводиться в оборот и титул самодержец, сначала от лица подданных при обращении к государю, а со времени Лжедмитрия I и в официальных актах. В середине XVII в. титул российского монарха звучал так: «Божией милостью великий князь, царь, государь, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, и всех земель, северных, восточных, западных и южных отчич, дедич, наследник, господарь и обладатель».
Передача престола, начиная с Ивана Грозного, осуществлялась по праву первородства (до это имело место и завещательное право, когда, к примеру, Иван III «пожаловал» престолом сына от второго брака в обход внука от первого). В условиях династического кризиса конца XVI – начала XVII вв. имело место избрание монарха. Венчание на царство осуществлялось в московском Успенском соборе, сопровождалось возложением венца – короны, вручением скипетра и державы, а с XVII в. и миропомазанием.
В первой половине XVI в. был ликвидирован вассалитет феодалов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отношения подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Юрисдикция феодалов в их владениях ограничивалась, все важные уголовные дела переходили к подсудности государственного суда.
Царь сосредоточивал в
своих руках всю полноту
Боярская дума. В практической политике в интересах государства действия монарха, тем не менее, согласовывались с аристократическими кругами общества. Являясь верховным исполнителем военных, дипломатических, судебных и иных функций, русский монарх широко использовал в качестве совещательного органа Боярскую думу, выросшую из прежнего совета бояр. Уже Дмитрий Донской, умирая, давал такой наказ своим детям: «Бояря своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничто же не творити». При Иване III все важнейшие государственные акты совершались по соглашению с боярами. Так, женитьбу на Софье Палеолог он предпринял, «подумав о сем с митрополитом, матерью своей и бояры», а «разослав по всю братию свою, и по все епископы земли своем, и по князи и по бояре свои... и мысливше о том немало», решил воевать с Новгородом.
В XV в. Дума окончательно оформила свой юридический статус. В её составе выделились служилые чины: боярин, окольничий, думный дьяк. Численность членов Думы была невелика – до 20 человек. В течение XVI в. между Думой и великокняжеской властью шел довольно бурный «диалог» за приоритет, за право участвовать в управлении, ограничивать самовластье единодержавного монарха. Править единовластно, без Думы, пытался Василий III, про которого С. Герберштейн писал, что он «встречи против себя не любит, кто ему встречу говорит, на того он опаляется». Особенно сильные опалы и казни члены Боярской думы и вообще родовитое боярство пережили при Иване Грозном, который не хотел «держать при себе советников умнее себя». Не случайно потом, во время Смуты, набравшая силу Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи («письма»), «чтобы им быти не жестокими и не опальчивыми и мыслити о всяких делах с бояры и с думными людьми сообща, а без ведома их тайно и явно никаких дел не делати». (Г. Котошихин). Такую «крестоцеловальную грамоту» подписывал, к примеру, Василий Шуйский.
При первых Романовых компромисс был достигнут. В соответствии с ним государь без Думы и Дума без государя считались явлением ненормальным, и о решениях правительства говорили: «приговор царя с бояры» или «царь указал, бояре приговорили». Боярская дума стала важной составной частью сословно-представительной монархии как постоянно действующий высший государственный орган и как верхняя палата (своеобразная палата Лордов) русского парламента – Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Получение думного чина зависело от воли государя. Высокопородные князья могли сразу получить высший чин – боярина, менее знатные начинали с окольничего, прочие, из «худородных» служилых людей, получали чин думного дворянина, введенный для них при Василии III.
Права Боярской думы никаким
законом не определялись, здесь действовало
обычное право. Как орган верховной
власти она обладала правом назначения
центральных и местных
Заседала Боярская дума в царском дворце, когда 3 раза в неделю (по свидетельству Дж. Флетчера в конце XVI в.), когда «всякий день», «с утра рано и после обеда в вечерни» (по свидетельству Г. Котошихина во второй половине XVII в.) При этом члены Думы делили с царём и все его обыденные дела: обедали, ходили в церковь, почивали после обеда. К концу XVII в. Дума разрослась, достигнув при Фёдоре Алексеевиче 167 человек. Как принадлежность патриархальной старины была ликвидирована Петром I.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
А.Н. ЧЕРТКОВ
Формирование унитарной
модели территориального устройства Московского
государства было предопределено основной
парадигмой его развития - формированием
единого централизованного
Практически за один век (от
похода Ермака в 1581 - 1583 гг. до войн с
маньчжурами в 1687 - 1689 гг.) Россией
было освоено пространство от Урала
до Тихого океана. Мирный характер переселения
обеспечивался: традиционно толерантным
отношением к новым подданным
в Московском государстве, немногочисленностью
колонистов (в 1622 г. русские сибиряки
составили 70 000, а в 1783 г. - 1 000 000, тогда
как в США белое население
исчислялось к 1789 г. в 3 200 000 человек),
сохранением местного самоуправления
и обычаев, не противоречащих российским
законам, соблюдением основных прав
человека московскими наместниками
в отношении местных жителей
в той же мере, в какой они
соблюдались в отношении
Правовой механизм закрепления
вхождения новых территорий в
состав Российского государства
представлял собой сочетание
нескольких элементов. Прежде всего
следовало обращение с
Территориальное устройство,
как и система управления территориями
Московского государства, были довольно
сложными. Учитывая непростой характер
"собирания" земель, начавшегося
еще при формальной зависимости
от Орды, приходилось использовать
черты различных моделей
Политическая централизация
Московского государства
Изменилась юридическая
природа отношений между
Территориальное управление
и местное самоуправление в Московском
государстве осуществлялись в пределах
уезда как административно-
Как отмечается в литературе,
административно-
Причины возникновения государства
Государство возникло как
закономерный, объективный результат
естественного развития общества на
известной ступени его
- углубленное общественное
разделение труда, выделение
- возникновение в ходе
развития общественного
Информация о работе Государственное устройство Московской Руси