Государственное устройство Афин в эпоху расцвета демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Основные этапы формирования демократической конституции Афин. Социальная структура афинского государства. Афинская гражданская община. Права и обязанности афинских граждан. Суверенные органы власти афинского полиса: народное собрание, Совет Пятисот, суд присяжных (гелиэя). Органы исполнительной власти: коллегия архонтов, коллегия стратегов. Другие должностные лица. Афинская демократия, ее характерные черты и особенности.

Работа содержит 1 файл

Примерный план основные этапы формирования демократической конст.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Тема 8.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УСТРОЙСТВО АФИН В ЭПОХУ

РАСЦВЕТА ДЕМОКРАТИИ

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

 

1. Основные этапы формирования  демократической конституции Афин.

2. Социальная структура афинского  государства. Афинская гражданская  община. Права и обязанности афинских  граждан.

3. Суверенные органы власти афинского  полиса: народное собрание, Совет  Пятисот, суд присяжных (гелиэя).

4. Органы исполнительной власти: коллегия архонтов, коллегия стратегов.  Другие должностные лица.

5. Афинская демократия, ее характерные черты и особенности.

 

ИСТОЧНИКИ

 

Античная демократия в свидетельствах современников / Изд. подг. Л.П. Маринович, Г.А.Кошеленко. М., 1996.

Аристотель. Политика. Афинская полития / Пер. С.А. Жебелева, С.И. Радцига. М., 1997.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. подг. С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, С.П. Маркиш. Т. I. М., 1994. Биографии Фемистокла, Аристида, Кимона, Перикла.

Фукидид. История / Пер. Ф.Г. Мищенко, С.А. Жебелева; Под ред. Э.Д. Фролова. СПб., 1999.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1986. Гл. 13.

Сергеев В.С. История древней Греции. 3-е изд. М., 1963. Гл. 10.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Арский Ф.Н. Перикл. М., 1971.

Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб., 2003.

Бузескул В.П. Перикл. Личность, деятельность, значение. Пг., 1923.

Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М., 2003.

Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники Л., 1961.

Корзун М.С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444–425 гг. до н.э. Минск, 1975.

Кудрявцева Т.В. Народный суд в демократических Афинах. СПб., 2008.

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч. I. СПб., 1996.

Суриков И.Е. Остракизм в Афинах. М., 2006.

Суриков И.Е. Солнце Эллады: история афинской демократии. СПб., 2008.

Суриков И.Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи: время расцвета демократии. М., 2008.

Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII–V вв. до н.э.). СПб., 2002.

 

ЛЕММА

 

Становление афинской демократии было длительным процессом, начало которому положили преобразования, проведенные еще в VI в. до н.э. Солоном и Клисфеном. В период Греко-персидских войн важным шагом на пути демократизации было проведение в жизнь так называемой «морской программы» Фемистокла, а затем — реформа Ареопага, осуществленная по предложению Эфиальта. В середине – второй половине V в. до н.э. лидером демократической партии становится Перикл, при котором афинская демократия достигла наивысшего расцвета. В это время государственный строй Афин приобретает свои классические формы.

Приступая к изучению данной темы, необходимо прежде всего четко уяснить социальную структуру афинского государства (граждане, метеки, рабы). Политическими правами в Афинах (как, впрочем, и в других греческих полисах) могли пользоваться только полноправные граждане, составлявшие меньшинство населения государства. Метеки, а тем более рабы не имели никаких прав. Согласно закону Перикла (451 г. до н.э.), афинским гражданином мог быть только тот, у кого и отец, и мать были афинянами. Полноправный афинский гражданин мог участвовать в народном собрании, суде, занимать государственные должности. В то же время в случае необходимости он был обязан нести военную службу (военнообязанными считались граждане с 20 до 60 лет) и исполнять особого рода повинности — литургии.

В V в. до н.э. в Афинах сформировалась достаточно сложная и разветвленная система органов государственной власти. Высшим органом власти было народное собрание (экклесия), обладавшее широкими и разнообразными полномочиями: оно решало любые вопросы внутренней и внешней политики, избирало должностных лиц, принимало отчеты об их деятельности, в определенных случаях имело судебные полномочия. Важную роль играл постоянно действующий Совет Пятисот, обладавший правом предварительного рассмотрения дел, поступавших в народное собрание. Исполнительная власть находилась в руках различных коллегий (архонты, стратеги и др.). Публикуемые ниже отрывки из источников дают представление о деятельности некоторых из них.

Знакомясь с источниками, обратите внимание на важнейшие черты, характеризующие афинскую политическую систему (выборность, сменяемость, отчетность всех должностных лиц, всеобщее избирательное право для граждан, гарантии активного участия всех слоев гражданского населения в деятельности органов государственной власти и т.д.). Вместе с тем необходимо отметить ограниченный характер античной демократии, ее полисную обусловленность. Афинское государство обеспечивало всю полноту политических прав и социальных гарантий, но делало это в значительной степени за счет использования ресурсов своих союзников и лишь для определенной части населения Аттики.

 

ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

Социальная структура  афинского государства.

Афинская гражданская  община. Права и обязанности афинских граждан

 

Взаимоотношения социальных групп в афинском обществе в V в. до н.э.

 

Псевдо-Ксенофонт  «Афинская полития»

(1, 1–8; 10–14; 2, 9–11; 14–15)

 

Трактат, посвященный  описанию афинского государственного строя, первоначально был приписан известному афинскому историку Ксенофонту. Однако Ксенофонта с автором данного трактата объединяет лишь крайне враждебное отношение к афинской демократии и преклонение перед спартанскими порядками. В то же время трактат отличается от сочинений Ксенофонта более глубоким анализом политической обстановки в Афинах. Имеются и различия в литературном стиле. Предполагают, что автор трактата уже во время его написания (ок. 425 г. до н.э.) намеренно скрыл свое имя за именем Ксенофонта.

 

(1, 1) Что касается государственного устройства афинян, то, если они выбрали свой теперешний строй, я не одобряю этого по той причине, что, избрав себе его, они тем самым избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным. Вот за это-то я и не одобряю его. Но уж раз у них это было принято в таком виде, я постараюсь доказать, что они удачно сохраняют свое государственное устройство и вообще заводят у себя такие порядки, которые не представляются нормальными с точки зрения остальных греков.

(2) Итак, прежде всего я скажу, что в Афинах справедливо бедным и простому народу пользоваться преимуществом перед благородными и богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству … вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем гоплиты, и знатные, и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям как при теперешних выборах по жребию, так и при избрании поднятием рук и чтобы предоставлялась возможность высказываться всякому желающему из граждан. (3) … Таких должностей, которые приносят спасение, если заняты благородными людьми, и подвергают опасности весь вообще народ, если заняты неблагородными, — этих должностей народ вовсе не добивается; он не находит нужным получать по жребию должности ни стратегов, ни гиппархов. И правда, народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исправляет сам, а предоставляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход. (4) Далее, если некоторые удивляются, что афиняне во всех отношениях отдают предпочтение простым и бедным и вообще демократам перед благородными, то этим самым, как сейчас выяснится, они и сохраняют демократию... (5) Во всякой земле лучший элемент является противником демократии. Действительно, людей простых толкают на позорные дела скорее бедность, необразованность и невежество — качества, которые у некоторых происходят по недостатку средств.

(6) Может быть, кто-нибудь скажет, что не следовало бы допускать их всех без разбора говорить в народном собрании и быть членами Совета, но только самых опытных и притом лучших людей. Но афиняне и в этом отношении рассуждают, совершенно правильно, предоставляя говорить в собрании и простым, потому что, если бы только благородные говорили в народном собрании и обсуждали дела, тогда было бы хорошо людям одного положения с ними, а демократам было бы нехорошо. А при теперешнем положении, когда может говорить всякий желающий, стоит ему подняться со своего места, будь это простой человек, он изыскивает благо для самого себя и для всех подобных. (7) Кто-нибудь, пожалуй, возразит: так что же хорошего может придумать себе и народу такой человек? А в Афинах находят, что невежество, грубость и благожелательность такого человека скорее приносят пользу, чем достоинство, мудрость и недоброжелательность благородного. (8) Конечно, не такие порядки нужны для того, чтобы государство могло сделаться наилучшим, но зато демократия скорее всего может сохраниться при таких условиях...

(10) С другой стороны, очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится. А почему существует этот местный обычай, я объясню. Если бы позволялось законом свободному бить раба или метека, или вольноотпущенника, часто били бы афинянина, приняв его за раба, потому что и по одежде тут народ нисколько не лучше, чем рабы и метеки, да и не лучше нисколько и по всему внешнему виду1. (11) Если же кто удивляется и тому, что тут позволяют рабам быть избалованными и некоторым вести роскошную жизнь, то окажется, может быть, что и это делают сознательно. Действительно, где морская держава, там рабы необходимо должны служить за деньги, чтобы им не получать оброк из того, что будут они зарабатывать, и необходимо там предоставлять им свободу... (12) Так вот вследствие этого мы предоставляли и рабам такую же свободу слова, как и свободным, а равно и метекам, как гражданам2, потому что государство нуждается в метеках из-за многочисленности ремесел и в интересах морского дела. Поэтому-то мы предоставили и метекам равную свободу слова…

(13) … Зато, что касается хорегий3, гимнасиархий4 и триерархий5, он понимает, что хорегами являются богатые, а народ лишь нанимается на службу в хорегиях, что гимнасиархами и триерархами являются богатые, народ же получает выгоды от триерархии и гимнасиархии... Да и в судах он не столько заботится о справедливости, сколько о своей собственной выгоде.

(14) Что же касается союзников6, то у них толпа, очевидно, тоже преследует злостными клеветами и ненавистью благородных; а так как афиняне понимают необходимость того, чтобы подчиненный ненавидел своего повелителя, и, с другой стороны, знают, что если в государствах силу будут иметь богатые и благородные, то в Афинах власть очень недолго будет оставаться в руках народа, ввиду этого они благородных лишают там гражданской чести, отнимают имущество, изгоняют из своих владений и убивают, а простых поддерживают.

(2, 9) А что касается жертв и святилищ, празднеств и священных участков, то народ, поняв, что невозможно каждому бедному человеку самому приносить жертвы, устраивать празднества, возводить храмы и украшать и возвеличивать город, в котором живет, придумал, как достигнуть этого. Вот поэтому государство совершает на общественный счет жертвоприношения в большом числе, а народ и пирует, и получает по жребию мясо жертвенных животных. (10) Кроме того, гимназии с банями и раздевальнями у богатых — по крайней мере у некоторых — есть собственные, народ же строит специально сам для себя многочисленные палестры, раздевальни и бани. И больше пользуется ими чернь, чем немногие зажиточные.

(11) А если уж говорить о богатстве греков и варваров, то афиняне одни могут иметь его у себя. В самом деле, если какой-нибудь город богат корабельным лесом, куда он будет сбывать его, если не добьется на это согласия тех, кто господствует над морем? Что еще? Если какой-нибудь город богат железом, медью или льном, куда он будет сбывать, если не заручится согласием того, кто господствует над морем?..

(14) Одного только не хватает афинянам. Именно, если бы они владычествовали над морем, живя на острове, им можно было бы, вредя при желании другим, не терпеть ничего худого, пока сами владычествуют над морем, причем и земля их не пострадала бы, и врагов не пришлось бы, сверх того, ожидать к себе. Но при настоящем положении больше страдают от прихода врагов крестьяне и богатые афиняне, тогда как демократический элемент, хорошо зная, что ничего из его достояния враги не сожгут и не уничтожат, живет беспечно, не боясь их прихода... (15) Свое имущество они отдают островам на сбережение, уверенные в прочности своего господства на море, и не глядят на то, что земля Аттики подвергается опустошению, так как понимают, что, если будут жалеть ее, лишатся других, более важных благ.

 

Перевод С.И. Радцига.

 

Аристотель «Афинская полития»

(42, 1–2)

 

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) — величайший мыслитель древности, творчество которого поражает своим многообразием. До нас дошли 47 его сочинений, посвященных разным областям науки — метеорологии и астрономии, зоологии и физике, логике и этике, риторике и поэтике. При этом следует учесть, что многие его сочинения утеряны. Большое место в творчестве Аристотеля занимала разработка вопросов государства и права.. Трактат «Афинская полития», фрагмент которого публикуется ниже, содержит систематическое описание политической истории и государственного устройства Афин.

 

(42, 1) ... Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба — граждане. Они вносятся в списки демотов7 по достижении восемнадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного решения молодые люди опять вступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный. Затем, если его отвергнут, признав несвободным, он имеет право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей пятерых из своей среды, и, если будет признано, что он не имеет права быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выигрывает дело, демоты обязаны его вписать. (2) После этого вписанных подвергает докимасии Совет и, если окажется, что данное лицо моложе 18 лет, налагает взыскание на демотов, внесших его в список.

Информация о работе Государственное устройство Афин в эпоху расцвета демократии