Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:41, реферат
Московское государство в XIV – XV вв. оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны.
Государственное
строение России в XIV –XV вв.
Введение
Московское государство
в XIV – XV вв. оставалось еще раннефеодальной
монархией. В силу этого отношения
между центром и местами
Постепенно изменилась
и юридическая природа
Великий князь
Главой Русского
государства был великий князь,
обладавший широким кругом прав. Он
издавал законы, осуществлял руководство
государственным управлением, имел
судебные полномочия.
Реальное содержание
княжеской власти с течением времени
менялось в сторону все большей
полноты. Изменения шли в двух
направлениях — внутреннем и внешнем.
Первоначально свои законодательные,
административные и судебные правомочия
великий князь мог осуществлять лишь в
пределах собственного домена. Даже Москва
делилась в финансово-административном
и судебном отношениях между князьями-братьями.
В XIV – XV вв. великие князья обычно оставляли
ее своим наследникам на правах общей
собственности. С падением власти удельных
князей великий князь стал подлинным властелином
всей территории государства. Иван III и
Василий III не стеснялись бросать в тюрьму
своих ближайших родственников удельных
князей, пытавшихся противоречить их воле.
Ф. Энгельс считал
власть главы централизованного
государства прогрессивным
В целях укрепления
международного престижа Иван III женился
на племяннице последнего византийского
императора Софье Палеолог — единственной
наследнице уже не существующего константинопольского
престола. Делались попытки идеологического
обоснования притязаний Ивана III на самодержавие.
Кроме брачных связей с Софьей Палеолог,
имела место попытка установить происхождение
русских князей от римских императоров.
Была создана теория происхождения княжеской
власти. Дворянские историки, начиная
с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана
III в России устанавливается самодержавие.
Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший
освобождение Руси от татар, “сам держал”
свой княжеский стол независимо от Орды.
Однако говорить о самодержавии в полном
смысле слова, т. е. о неограниченной монархии
в XV – XVI вв. еще не приходится. Власть монарха
была ограничена другими органами раннефеодального
государства, прежде всего Боярской думой.
Боярская дума
Важным органом
государства являлась Боярская дума.
Она выросла из совета при князе,
существовавшего еще в
Феодальные съезды
Феодальные съезды
имели тот же характер, что и
во времена Киевской Руси, но по мере
укрепления централизации государства
постепенно отмирали.
Дворцово-вотчинная
система управления продолжала оставаться
раннефеодальной монархией. Московское
государство унаследовало от предыдущего
периода и органы центрального управления,
построенные по дворцово-вотчинной системе.
Однако расширение территории государства
и усложнение его деятельности пришли
в столкновение со старыми формами управления
и подготовили постепенное отмирание
дворцово-вотчинной системы и зарождение
нового приказного управления.
Преобразование
старой системы начинается с ее усложнения.
Она подразделяется на две части.
Одну составляет управление дворца, во
главе которого стоит дворецкий (дворский),
имеющий в своем распоряжении многочисленных
слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими
крестьянами. Другую часть образовывали
так называемые “пути”, обеспечивающие
специальные нужды князя и его окружения.
О назначении путей красноречиво говорят
сами их названия: Сокольничий, Ловчий,
Конюший, Стольничий, Чашничий. Для выполнения
их задач в ведение путей выделялись определенные
княжеские села и целые местности. Пути
не ограничивались сбором тех или иных
продуктов и всяких благ с выделенных
мест. Они выступали и как административные,
и как судебные органы. Руководители их
именовались путными боярами.
Вслед за усложнением
системы дворцово-вотчинных
Все это подготавливало
переход к новой приказной
системе управления, выраставшей
из прежней. Такое перерастание началось
в конце XV в., но как система приказное
управление оформилось только во второй
половине XVI в. Тогда же утвердился и сам
термин “приказ”. Первыми учреждениями
приказного типа были Большой дворец,
выросший из ведомства дворецкого, и Казенный
приказ. Конюшенный путь превратился в
Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший
личные потребности князя, но и связанный
с развитием конного дворянского ополчения.
В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный
приказ), ведавший учетом служилых людей,
их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной
системы в приказную явилось одним из
показателей централизации Русского государства,
ибо дворцовые органы, ведавшие ранее
лишь княжеским доменом, теперь становились
учреждениями, руководящими всем громадным
Русским государством.
Местные органы
управления
Русское государство
подразделялось на уезды — наиболее крупные
административно-
Во главе отдельных
административных единиц стояли должностные
лица — представители центра. Уезды
возглавлялись наместниками, волости
— волостелями. Эти должностные
лица содержались за счет местного
населения, получали от него “корм”, т.
е. проводили натуральные и денежные поборы,
собирали в свою пользу судебные и иные
пошлины. Кормление, таким образом, было
одновременно государственной службой
и формой вознаграждения княжеских вассалов
за их военную и иную службу.
Кормленщики были
обязаны управлять
Местные органы
власти и управления не распространяли
свою компетенцию на территорию боярских
вотчин. Княжата и бояре сохраняли
в своих вотчинах иммунитетные права.
Они были не просто землевладельцами,
но администраторами и судьями в своих
деревнях и селах.
Органы городского
управления
Городское управление
в Московском государстве изменилось
по сравнению с киевскими
Позже появляются
некоторые специальные органы городского
управления. Их возникновение связано
с развитием городов как крепостей. В середине
XV в. появилась должность городчика —
своеобразного военного коменданта города.
Он обязан был следить за состоянием городских
укреплений, за выполнением местным населением
повинностей, связанных с обороной. Уже
в XV в. городчики использовались и для
других великокняжеских дел, в частности
земельных. Должность городчиков замещалась
местными землевладельцами, преимущественно
дворянами и боярскими детьми. Городчики
уже к концу XV в. стали играть серьезную
роль в государственном управлении. Сначала
временно, а потом и постоянно за ними
закреплялись широкие полномочия в различных
отраслях управления, причем не только
в пределах города, но и прилегающего уезда.
В соответствии с расширением функций
изменилось и название этих должностных
лиц. Их начали именовать городовыми приказчиками.
Ведая рядом вопросов военно-хозяйственного
и просто хозяйственного порядка, они
подчинялись великокняжеским казначеям.
На один город назначалось иногда два
и больше таких приказчиков. В лице городовых
приказчиков дворяне и дети боярские получили
свой орган местного управления, а великий
князь — надежных проводников политики
централизации.
Право. Источники
права
В качестве основного
законодательного акта Московского
государства XIV – XV вв. продолжала действовать
Русcкая Правда. Была создана новая
редакция этого закона, приспособлявшая
древнерусское право к
Однако развитие
феодальных отношений, образование
централизованного государства
требовали создания новых законодательных
актов. В целях централизации
государства, все большего подчинения
мест власти московского князя издавались
уставные грамоты наместничьего управления,
регламентировавшие деятельность кормленщиков,
ограничившие в какой-то мере их произвол.
Наиболее ранними уставными грамотами
были Двинская (1397 – 1398 гг.) и Белозерская
(1488 г.). Но самым значительным памятником
права был Судебник 1497 г. Он внес единообразие
в судебную практику Русского государства.
Судебник 1497 г. имел и другую цель — закрепить
новые общественные порядки, в частности
постепенное выдвижение мелких и средних
феодалов (дворян и детей боярских). В угоду
этим социальным группам он внес новые
ограничения в судебную деятельность
кормленщиков и положил начало всеобщему
закрепощению, введя повсеместно Юрьев
день.
Источниками Судебника
явились Русская Правда, Псковская
судная грамота, текущее законодательство
московских князей. Но он не просто обобщил
накопившийся правовой материал. Больше
половины статей было написано заново,
а старые нормы были в основном переработаны.
Судебник 1497 г. содержал главным образом
нормы уголовного и уголовно-процессуального
права. Хотя он и знаменовал собой новый
шаг в развитии права, но некоторые вопросы
в нем регламентировались менее полно,
чем в Русской Правде. Это относится к
гражданскому праву и к обязательственному
праву. Отсюда можно предположить, что
Судебник не заменил целиком предшествующее
законодательство. Некоторые нормы Русской
Правды действовали, очевидно, наряду
с Судебником.
Информация о работе Государственное строение России в XIV –XV вв