Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:29, реферат
В времена царствования Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер¬жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Введение
3
1. Реформы Петра I
4
2. Укрепление абсолютной монархии и ее основные черты
16
3. Внешняя политика Петра I
20
4. Петр I в оценке отечественной историографии
23
Заключение
27
Список литературы
28
Неограниченная власть царя была довольно определенно выражена в Воинском уставе, 10-й артикул, который гласил: «...Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословению управлять»9. Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает»10. Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России.
Преобразования ХVII-ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, «их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период». О.А. Омельченко выделяет три этапа в реформах Петра I. Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы. Второй (1710\11-1718\19гг.) создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург. Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и 1) Л. В. Черепнин «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI-ХVШ)» сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает». Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти. В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника «признавая удобного» и имел право, видя «непотребство в наследнике», лишить его престола «усмотря достойного». Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий «кто какое зло умышлять будет» и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили» наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости от преступления.
Учреждение
института фискалов и прокуратуры
в системе органов
Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного уровня товарно-денежных отношений и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия, прежде всего, представляет интересы дворянства. Но, учитывая названные условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.
3.
Внешняя политика
Петра I
К концу XVII в. обширное русское государство занимало в международных отношения, место, не соответствовавшее его Действительным силам и возможностям. До Петра I сфера участия в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами: Польшей, Швецией и вассалом Османской империи - Крымским ханством. Участия в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами западной Европы были эпизодическими.
Незавидным было в XVII в. и положение России относительно ее трех ближайших соседей12. Польша захватила и владела частью западных коренных русских земель, в том числе Смоленскими. Под опросом было само независимое существование России, ибо поляки отказались признать царем Михаила Федоровича. Однако к середине XVII в., хотя и медленно, но шел процесс усиления Русского государства, в то время как Речь Посполитая клонилась к закату. Установилось некоторое равновесие сил России и Польши, готовое в любой момент нарушиться перевесом одной из сторон.
Положение России к этому времени осложнялось отношениями со Швецией. К началу XVII в. шведы полностью оттеснили Россию от Балтийского моря, захватив исконные русские земли на правобережье Финского залива. Русское государство было лишено естественного пути сообщения со странами Западной Европы, общение с которыми было важным условием преодоления отсталости страны. В середине XVII в. правительство России сделало попытку вер муть себе выход к Балтийскому морю. Но Швеция была в то время сильной военной державой, и для успешной борьбы с нею сил у России оказалось пока еще недостаточно, тем более что одновременно шла война с Польшей за Украину. Вот почему пробиться к Балтийскому морю было самой жгучей проблемой и задачей русской внешней политики, и решать эту проблему пришлось Петру I.
Третьим
неблагополучным соседом на юге
России было Крымское ханство - вассал
и форпост Османской империи.
Россия в XVII в. ежегодно выплачивала
крупные суммы крымской феодальной
верхушке. Однако это не обеспечивало
безопасность ее южных границ. Почти каждый
год с наступлением весны татарские орды
глубоко проникали в пределы русской земли,
жгли, грабили, убивали, угоняли население
и скот. На невольничьи рынки Востока шли
бесконечные вереницы пленников - русских
и украинцев, захваченных татарами. Историк
А.А. Новосельский считал, что только за
период 1607-161 гг. (10 лет) татары угнали в
плен из Московского государства (без
Украины) свыше 100 тыс. человек, а население
Московского государства в это время составляло
7 млн. человек.
Стоявшие перед русской внешней политикой
неотложные задачи на юге страны тоже
переходили к Петру I. Не преувеличивая
и не умаляя дела Петра Великого, его потомки
должны понять, что коренные преобразования
в России явились объективной необходимостью
государства и народа, инстинктивно почувствованные
властным человеком с чутким умом и сильным
характером.
Из трех важнейших задач внешней политики
самой сложной, долго, и порой трагичной
оставалась задача возвращения захваченных
Швецией в начале XVII в. земель, дававших
России выход к Балтийскому морю. Решалась
она 21 год и вошла в историю как Северная
война со Швецией.
Главная причина Северной войны заключалась в потребности прямого выхода России к морскому побережью для экономического роста страны, становления связей с передовыми европейскими странами. Военные действия против Швеции начались в августе 1700 г. осадой крепости Нарва. Но в ноябре войска Карла XII нанесли под Нарвой поражение русской армии, что ухудшило и политическое положение страны.
Петр
I провел преобразования в организации
армии, что привело в последующие
годы к успехам в войне13.
В 1702 г. русские войска овладели крепостью
Орешек (Нотебург), названной Петром Шлиссельбургом;
в 1703 г. заняли крепости Ям и Копорье. В
1703 г. была основана крепость Кронштадт,
в 1704 взяты Тарту, Нарва, Иван-город. Это
были прибалтийские земли, захваченные
Швецией.
После этого Россия предложила Швеции
мир. Но Карл XII отказался от предложенного
мира и решил наказать Россию - в 1708 г. он
вторгается в страну. 27 июля 1709 г. произошла
Полтавская битва. Карл XII был разбит, в
1714 г. у мыса Гангут и в 1720 г. у о. Гренгам
шведский флот потерпел поражение от молодого
русского флота.
В 1721 г. Северная война окончилась победой русского оружия. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мир, по которому Россия получила все земли балтийского побережья от Выборга до Риги, доступ к морским торговым путям, и стала морской державой. Орудиями решения задач внешней политики были созданные в этот период в России сильная, дисциплинированная и хорошо вооруженная армия и морской флот.
Вся
система дипломатической службы
подверглась при Петре I преобразованиям.
Была создана Коллегия иностранных
дел. Были учреждены постоянные дипломатические
и консульские представительства в важнейших
странах, готовился корпус профессиональных
дипломатов. Все это имело прогрессивный
исторический характер: усилилась обороноспособность
страны, укреплялись связи России с другими
государствами, создавались дополнительные
предпосылки для дальнейшего экономического
и культурного развития страны.
Московская Русь в первой четверти XVIII
в. превратилась в Российскую империю
с новыми границами, что нашло официальное
признание в 1721 году. Петр I был провозглашен
первым императором России.
4. Петр I в оценке
отечественной историографии
Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес «величайший вред будущности России». Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.
Одни считают (В. Ключевский), что «реформы Петра I были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел напролом, не жалея собственных сил». Другие – «насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России». Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.
Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое грандиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра I – великим государственным деятелем.
В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.
Естественно, все эти изменения происходили на феодально- крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.