Государственное реформирование Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

В времена царствования Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер¬жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Содержание

Введение
3

1. Реформы Петра I
4

2. Укрепление абсолютной монархии и ее основные черты
16

3. Внешняя политика Петра I
20

4. Петр I в оценке отечественной историографии
23

Заключение
27

Список литературы
28

Работа содержит 1 файл

История Петр I.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Неограниченная  власть царя была довольно определенно  выражена в Воинском уставе, 10-й артикул, который гласил: «...Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословению управлять»9. Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает»10. Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России.

     Преобразования  ХVII-ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, «их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период». О.А. Омельченко выделяет три этапа в реформах Петра I. Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы. Второй (1710\11-1718\19гг.) создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург. Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и 1) Л. В. Черепнин «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI-ХVШ)» сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает». Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти. В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника «признавая удобного» и имел право, видя «непотребство в наследнике», лишить его престола «усмотря достойного». Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий «кто какое зло умышлять будет» и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили» наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости от преступления.

     Учреждение  института фискалов и прокуратуры  в системе органов государственной  власти в I четверти ХVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711 г. предполагалось «учинить фискалов во всяких делах». Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции – «взыскание всех безгласных дел». Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714 г. предписывалось в каждой губернии «быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества»11. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723 г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725 гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал. На практике фискалы не всегда выполняли свои задачи, т.к. сами они были частью бюрократического аппарата.

     Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного  уровня товарно-денежных отношений  и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки  финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия, прежде всего, представляет интересы дворянства. Но, учитывая названные условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.

 

3. Внешняя политика  Петра I 

     К концу XVII в. обширное русское государство  занимало в международных отношения, место, не соответствовавшее его  Действительным силам и возможностям. До Петра I сфера участия в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами: Польшей, Швецией и вассалом Османской империи - Крымским ханством. Участия в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами западной Европы были эпизодическими.

     Незавидным  было в XVII в. и положение России относительно ее трех ближайших соседей12. Польша захватила и владела частью западных коренных русских земель, в том числе Смоленскими. Под опросом было само независимое существование России, ибо поляки отказались признать царем Михаила Федоровича. Однако к середине XVII в., хотя и медленно, но шел процесс усиления Русского государства, в то время как Речь Посполитая клонилась к закату. Установилось некоторое равновесие сил России и Польши, готовое в любой момент нарушиться перевесом одной из сторон.

     Положение России к этому времени осложнялось  отношениями со Швецией. К началу XVII в. шведы полностью оттеснили  Россию от Балтийского моря, захватив исконные русские земли на правобережье Финского залива. Русское государство было лишено естественного пути сообщения со странами Западной Европы, общение с которыми было важным условием преодоления отсталости страны. В середине XVII в. правительство России сделало попытку вер муть себе выход к Балтийскому морю. Но Швеция была в то время сильной военной державой, и для успешной борьбы с нею сил у России оказалось пока еще недостаточно, тем более что одновременно шла война с Польшей за Украину. Вот почему пробиться к Балтийскому морю было самой жгучей проблемой и задачей русской внешней политики, и решать эту проблему пришлось Петру I.

     Третьим неблагополучным соседом на юге  России было Крымское ханство - вассал и форпост Османской империи. Россия в XVII в. ежегодно выплачивала  крупные суммы крымской феодальной верхушке. Однако это не обеспечивало безопасность ее южных границ. Почти каждый год с наступлением весны татарские орды глубоко проникали в пределы русской земли, жгли, грабили, убивали, угоняли население и скот. На невольничьи рынки Востока шли бесконечные вереницы пленников - русских и украинцев, захваченных татарами. Историк А.А. Новосельский считал, что только за период 1607-161 гг. (10 лет) татары угнали в плен из Московского государства (без Украины) свыше 100 тыс. человек, а население Московского государства в это время составляло 7 млн. человек. 
Стоявшие перед русской внешней политикой неотложные задачи на юге страны тоже переходили к Петру I. Не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, его потомки должны понять, что коренные преобразования в России явились объективной необходимостью государства и народа, инстинктивно почувствованные властным человеком с чутким умом и сильным характером. 
Из трех важнейших задач внешней политики самой сложной, долго, и порой трагичной оставалась задача возвращения захваченных Швецией в начале XVII в. земель, дававших России выход к Балтийскому морю. Решалась она 21 год и вошла в историю как Северная война со Швецией.

     Главная причина Северной войны заключалась  в потребности прямого выхода России к морскому побережью для экономического роста страны, становления связей с передовыми европейскими странами. Военные действия против Швеции начались в августе 1700 г. осадой крепости Нарва. Но в ноябре войска Карла XII нанесли под Нарвой поражение русской армии, что ухудшило и политическое положение страны.

     Петр I провел преобразования в организации  армии, что привело в последующие  годы к успехам в войне13. В 1702 г. русские войска овладели крепостью Орешек (Нотебург), названной Петром Шлиссельбургом; в 1703 г. заняли крепости Ям и Копорье. В 1703 г. была основана крепость Кронштадт, в 1704 взяты Тарту, Нарва, Иван-город. Это были прибалтийские земли, захваченные Швецией. 
После этого Россия предложила Швеции мир. Но Карл XII отказался от предложенного мира и решил наказать Россию - в 1708 г. он вторгается в страну. 27 июля 1709 г. произошла Полтавская битва. Карл XII был разбит, в 1714 г. у мыса Гангут и в 1720 г. у о. Гренгам шведский флот потерпел поражение от молодого русского флота.

     В 1721 г. Северная война окончилась победой русского оружия. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мир, по которому Россия получила все земли балтийского побережья от Выборга до Риги, доступ к морским торговым путям, и стала морской державой. Орудиями решения задач внешней политики были созданные в этот период в России сильная, дисциплинированная и хорошо вооруженная армия и морской флот.

     Вся система дипломатической службы подверглась при Петре I преобразованиям. Была создана Коллегия иностранных  дел. Были учреждены постоянные дипломатические и консульские представительства в важнейших странах, готовился корпус профессиональных дипломатов. Все это имело прогрессивный исторический характер: усилилась обороноспособность страны, укреплялись связи России с другими государствами, создавались дополнительные предпосылки для дальнейшего экономического и культурного развития страны. 
Московская Русь в первой четверти XVIII в. превратилась в Российскую империю с новыми границами, что нашло официальное признание в 1721 году. Петр I был провозглашен первым императором России.

 

4. Петр I в оценке отечественной историографии 

     Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны  его деятельности: государственную  и реформативную (изменения в  быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес «величайший вред будущности России». Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.

     Одни  считают (В. Ключевский), что «реформы Петра I были борьбой деспотизма с  косностью народа, когда самовластец  шел напролом, не жалея собственных  сил».  Другие – «насаждал мануфактуры  с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России». Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.

     Хотя  в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое грандиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности,  все это дает полное основание считать Петра I – великим государственным деятелем.

     В стране не только сохранялись, но укреплялись  и  господствовали крепостнические  отношения  со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в  области  надстройки. Однако изменения во  всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой  четверти  XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую  империю. В ее  экономике, уровне  и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях  органов  власти, управления и  суда, в  организации  армии, в  классовой  и сословной структуре населения, в культуре страны и  быту  народа  произошли огромные перемены. Коренным  образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

     Естественно, все эти  изменения  происходили  на феодально- крепостнической основе. Но сам этот строй существовал  уже  в  совершенно иных  условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения  им  новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются  в  главный  тормоз для прогресса страны.

Информация о работе Государственное реформирование Петра I