Государственная дума

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:25, реферат

Описание работы

После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения насущных проблем через Думу.
Дума - это первый опыт представительного ( т.е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. наконец, по мнению многих, Дума должна была стать средством недопущения революционного движения.

Работа содержит 1 файл

история отечественного государства и права.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

В ответ  на это около 200 депутатов подписали  в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению властям: "... ни копейки  в казну, ни одного солдата в армию". За это они были приговорены к 3 месяцам тюрьмы и лишению права быть куда либо избранными.

В июне 1906 Обсуждение аграрных проектов вылилось в критику общественного строя, вызвало новую волну рабочего и крестьянского движения.

Июльский  политический кризис в стране. Наступление  реакции.

Разгон  Первой Думы был воспринят революционными партиями как сигнал к выступлению, активным действиям. Меньшевики хотя не провозглашали курс на вооруженное  восстание, но призвали армию и флот присоединиться к народу; большевики усилили подготовку к всенародному восстанию, которое, по их мнению, могло начаться в конце лета - начале осени 1906 года. 14 июля в Гельсингфорсе состоялось совещание революционных партий ( социал-демократическая фракция и трудовая группа Думы, ЦК РСДРП, ЦК партии эсеров, Всероссийский учительский союз и т.д.). Они призвали крестьянство к захвату помещичьих земель, к борьбе за созыв Учредительного собрания.

В июле 1906 года поднял восстание гарнизон в Свеаборге. В восстании участвовало до 2 тысяч солдат и матросов крепости. Им помогали отряды финской Красной гвардии. 18 и 19 июля шла ожесточенная артиллерийская перестрелка между мятежной крепостью и верными правительству войсками. К Свеаборгу подошла эскадра, которая прямой наводкой начала обстрел восставших солдат и матросов. Несмотря на поддержку матросов Кронштадта, восстание в Свеаборге 20 июля было подавлено, а его руководители казнены.

В 1906 году председателем Совета министров  стал Петр Аркадьевич Столыпин.

Вторая  Государственная Дума

Выборы  во II Думу проходили в начале 1907 г. на основе старого избирательного закона, поэтому ситуация во II Государственной  думе в общих чертах напомнила  ситуацию в I Государственной думе. В Думу было избрано 518 депутатов, из них: 223 принадлежали к левым партиям: 66 социал-демократов, 37 эсеров, 104 трудовика, 16 народных социалистов. Остальные места распределились следующим образом: 99 мест получили кадеты, 44 - октябристы. 10 - крайне правые. Председателем II Государственной думы был избран земский деятель, кадет Ф.А. Головин.

В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с правительством, даже эсеры объявили, что на время  деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность. 

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй Думами. В соответствии со статьёй 87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах в августе 1906 года (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании было казнено около 700 человек), Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность от 9 ноября 1906 года. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога.

Думская оппозиция критически встретила  программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о  государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция  правых депутатов о порицании революционного террора. По-прежнему аграрный вопрос оставался центральным. Свой законопроект трудовики сохранили в старом виде, они и другие левые группы предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Социал-демократы поддержали законопроект трудовиков. Кроме того, они предлагали резолюции в защиту рабочих, пострадавших от безработицы. Социал-демократы возглавили в Думе “левый блок”.  Кадеты находились в Думе в изоляции, равно опасаясь и “правых”, и “левых”. Они меняют тактику, стремясь “беречь Думу во то бы то ни стало”. На практике это значило не обострять отношений с правительством, не выдвигать острых законопроектов.   Кадеты пересмотрели свою аграрную программу, убрали пункт о государственном земельном фонде и переложили половину выкупа за землю на крестьян, которые желали ее приобрести в частную собственность. Конфронтация между Думой и правительством продолжала сохраняться и оно, чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной Думы (по действующему закону состав Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), пошло на шаг, который был оценен как “государственный переворот”. Правительство повело наступление на Думу. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы премьер-министр П.А. Столыпин выступил с заявлением, что в его распоряжении имеются документы о причастности ряда депутатов социал-демократической фракции к антиправительственному заговору, а именно о сближении думской фракции социал-демократов с “военной организацией РСДРП”, которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года.

Премьер-министр  потребовал от Думы лишить депутатской  неприкосновенности и привлечь к  следствию 65 депутатов этой фракции, а для 16 из них дать санкцию на немедленный арест. Фракция кадетов предложила срочно создать специальную думскую комиссию для выяснения этого вопроса. Не дожидаясь решения думской комиссии в ночь на 3 июня 1907 г. власти арестовали 16 депутатов социал-демократической фракции. Они были преданы суду, признаны виновными. Часть из них была приговорена к каторжным работам, другие - к ссылке на поселение. Документы о причастности социал-демократов к антиправительственному заговору позже оказались сфабрикованной охранным отделением фальшивкой.

Дума  была распущена, просуществовав 102 дня. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение  о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным  нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что “никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой”.

Третья  Государственная  Дума

Деятельность III Государственной думы связана  с именем председателя Совета министров  П.А. Столыпина. Именно он создал такой механизм выборов, благодаря которому основные политические силы получили примерно равное количество голосов, и III Государственная дума проработала весь положенный ей срок, принимая решения не в угоду отдельных группировок, а во благо всего общества.

По новому избирательному закону право участвовать  в выборах получило не более 15 % населения, при этом количество выборщиков от крестьян сокращалось вдвое, а от помещиков и крупной буржуазии - увеличивалось. Отныне 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 - городской мелкой буржуазии, 260 крестьян и 543 - рабочих. Было резко сокращено представительство национальных окраин (от Кавказа - 10 вместо 29, от Польши - 14 вместо 37). Сокращалось общее число депутатов Думы с 524 до 442. Правые (черносотенцы) получили 144 депутатских места, центр (октябристы) - 148 голосов, левые (кадеты, социал-демократы, трудовики, националисты) - 150 мест. В III Государственной думе в центре оказалась фракция октябристов: её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. При голосовании проправительственных проектов фракция октябристов голосовала вместе с фракциями правых и националистов, а при голосовании проектов реформ буржуазного характера октябристы блокировались с кадетами и примыкавшими к ним фракциям. Так в III Государственной думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству П.А. Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми. Председателями III Государственной думы были: Н.А. Хомяков (до марта 1910 г.), А.И. Гучков (март 1910 - март 1911 г.), М.В. Родзянко (март 1911 г. - 9 июня 1912 г. - до конца полномочий).

Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство мест в Думе "Союзу 17 октября", консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований. 

Наиболее  существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, предоставлявший крестьянам право  по их желанию закрепить свои участки  общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной Думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан Закон “Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении”, а 29 мая 1911 года было издано “Положение о землеустройстве”, регулировавшее работу землеустроительных комиссий. 

В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев  полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались “больничные кассы”, взносы в которые делали рабочие и предприниматели. 

Дума  по инициативе правительства принимала  законы о введении земского самоуправства  в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 года. По настоянию Столыпина проект был проведён в порядке статьи 87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, в Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств. 

В июне 1912 года Государственная Дума и Государственный  совет одобрили законопроект “О преобразовании суда в сельских местностях”. Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями. 

Блокируясь  с правыми депутатами Думы, правительство  проводит в июне 1910 года "Закон о порядке издания, касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии (в которой наряду с польским населением проживало русское), что усиливало русское вмешательство в польские дела. Негативное влияние вызвало проведённое Столыпиным положение о введении земств в западных губерниях, которое имело сильную национальную окраску.

Время работы III Думы представляло собой период поисков компромисса между правительством и депутатами, между традиционными методами управления и новыми условиями политической жизни. За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Они затрагивали различные стороны экономической и общественной жизни государства, но главным вопросом по-прежнему оставался аграрный. Значительное внимание депутаты Думы уделяли рабочему и национальному вопросам, подробно обсуждалась политика правительства при ежегодном рассмотрении государственного бюджета. Страна узнавала о работе Думы из газет и журналов, в которых печатались стенографические отчеты. Депутаты вносили запросы правительству по поводу каких-либо чрезвычайных происшествиях. В таком случае тот или иной министр обязан был явиться в Думу и ответить на запрос. Публикация запроса и ответа на него в печати давала возможность читателям понять, насколько законны и выгодны были действия администрации. Широкую известность прибрели имена тех депутатов, которые чаще других поднимались на думскую трибуну. Дума утверждала государственный бюджет, но важнейшие рычаги власти по-прежнему оставались в руках царя. 

В сентябре 1911 года Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 года истёк срок полномочий третьей  “столыпинской” Думы. Осенью 1912 года проходили выборы в Государственную Думу четвёртого созыва. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Четвертая Государственная  Дума

В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную  думу по старому избирательному закону. В Думу были избраны 438 депутатов (общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек): правые получили 184 голоса, центр (октябристы) -99 голосов, левые (кадеты, националисты, прогрессисты и др.) - 155 голосов. Партийный состав Думы почти не изменился, но она стала "левее" по занимаемой позиции при решении большинства вопросов. Председателем IV Государственной думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В. Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. Шли бесконечные, личностные споры между лидерами фракций, внутри самих фракций. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

Информация о работе Государственная дума