Государственная дума

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 20:25, реферат

Описание работы

После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения насущных проблем через Думу.
Дума - это первый опыт представительного ( т.е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. наконец, по мнению многих, Дума должна была стать средством недопущения революционного движения.

Работа содержит 1 файл

история отечественного государства и права.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Введение

После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды  на мирный путь решения насущных проблем  через Думу.

Дума - это первый опыт представительного ( т.е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления  в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. наконец, по мнению многих, Дума должна была стать средством недопущения революционного движения. Об этом очень красноречиво сказал П.Н.Милюков:

"Для  нас укрепление привычек свободной  политической жизни есть способ  не продолжать революцию, а  прекратить ее".

Революция 1905 года привела к превращению  неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта  Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная”.

На пути конституционного строительства в  России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший  введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной Думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы. 

Выборы  в Государственную  Думу

Центральным событием 1906 г. стала деятельность нового органа власти - I Государственной думы.Создание Государственной думы - народного представительства при государственной власти - было провозглашено в Манифесте 17 октября 1905 г. Новому органу власти предоставлялись законодательные права, причём, в Манифесте указывалось, что никакой закон не может получить силы без одобрения его Думой.За несколько дней до открытия Думы правительство опубликовало "Основные государственные законы", в которых за царем оставался титул самодержца.

В разгар Московского восстания был опубликован  указ о выборах в Государственную  Думу. По этому указу выборы не были всеобщими. Царь так выразил свое опасение: идти слишком большими шагами нельзя. Сегодня - всеобщее голосование, а затем недалеко и до демократической республики. Несмотря на то, что избирательное право получили те, кто его раньше не имел, и прежде всего рабочие, его были лишены женщины, 63 % мужчин и большая часть населения окраин.

20 февраля  1906 года Государственный Совет  был преобразован в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царем. Половина членов Госсовета назначалась царем, половина избиралась, причем 3/4 мест было у помещиков. Рабочие и крестьяне в Госсовете представлены не были.

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 года и кончая Основными государственными законами 23 апреля 1906 года. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Государственная Дума предполагалась как “законосовещательное установление”, избираемое на основе цензового представительства от трёх курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

17 октября  1905 года был принят Манифест  об усовершенствовании государственного  порядка, провозгласивший: дарование свободы совести, слова, собраний и союзов; привлечение к выборам широких слоёв населения; обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.

В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правопорядка, Монархистов-конституционалистов, Союз русского народа и другие.

В ноябре 1905 года в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство  высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы  выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих. Но уже 11 октября 1905 года, после разгрома вооружённого восстания в Москве, издаётся указ “Об изменении положения о выборах в Государственную Думу”, которым значительно расширяется круг избирателей. Практически всё мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, подённых рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выбора не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы  с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания наравне с губернскими.

Крестьянские  выборы были четырехступенными: сначала  выбирали представителей в волостной  сход, затем — на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики  на избирательное собрание губернии или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым. 

Полномочия  Думы и депутатов 

20 февраля  1906 года вышло Учреждение Государственной  Думы, в котором определялась  её компетенция: предварительная  разработка и обсуждение законодательных  предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.

Дума  избиралась на пять лет. Депутаты Думы не были подотчётны избирателям, их отстранение  могло осуществляться сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно  с Учреждением было принято новое  Положение о Государственном  совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей равными с Думой правами. Все законопроекты, принятые Думой, затем должны были поступать в Государственный совет, в случае принятия их Советом они представлялись на утверждение императора. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину — члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.

В избираемую часть Совета входили представители  от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной Думы и Государственного совета. 

23 апреля 1906 года были изданы “Основные  государственные законы”, изменение  которых могло осуществляться  только по инициативе императора, но не Думы или Совета.

Императору  принадлежала верховная самодержавная  власть, власть управления также принадлежала ему во всём её объеме, но законодательную власть он осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной Думой, поэтому никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако статья 87 Основных законов давала возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но в течение двух месяцев после открытия законодательной сессии такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал своё действие.

Не подлежали  обсуждению Государственной Думой  и Государственным советом вопросы  об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах. 

Первая  Государственная  Дума 

27 апреля 1906 г. депутаты I-ой Государственной  думы были приняты в Зимнем  дворце. С краткой приветственной  речью к ним обратился император Николай II. Затем депутаты были доставлены в Таврический дворец, ставший местом их работы. Председателем I Думы был избран кадет С.А. Муромцев. В целом в I Думу было избрано 448 депутатов. По партийному составу они распределялись следующим образом: кадеты -153, октябристов -13, беспартийных -105, крестьян-трудовиков -107, "автономистов" (депутаты национальных окраин - украинцы, латыши, литовцы, мусульмане, поляки) - 63 и 7 - прочих. Таким образом, кадетов и примыкавших к ним оказалось 43%, трудовиков - 23%, представителей националистических групп - 14%, пятую часть депутатов представляли беспартийные.

Источник  будущих столкновений и споров был заложен в самом устройстве русской Конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной Думы. В своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключённым, отмены смертной казни и др. Государственный совет, например, затормозил распространение Закона о земском самоуправлении на окраинные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений.

Наиболее  острым был конфликт между Думой  и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Сначала агарный законопроект внесла партия кадетов за подписью 42-х депутатов , а затем - трудовики за подписью 104 депутатов.  Согласно обоим проектам сущность агарной реформы должна была сводиться к образованию государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей (только в пользование, но не в собственность). Но эти проекты имели отличия. Кадеты предлагали создать государственный земельный фонд за счёт включения в него казённых, удельных, монастырских земель. Что касается помещичьих земель, то кадеты выступали за отчуждение за рыночную цену у помещиков той земли, которая сдаётся ими в аренду. Образцовые помещичьи хозяйства с высокой занятостью крестьян кадеты предлагали сохранить за помещиками. Трудовики же считали, что в земельный фонд необходимо обратить казённые, удельные, монастырские и помещичьи земли. Помещикам нужно оставить только земельные наделы, не превышавшие трудовую норму. Трудовики склонялись к отказу от всякой оплаты помещикам за отобранную у них землю. Депутаты-трудовики также требовали объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета, расширения законодательных прав Думы, установления ответственности правительства не перед царём, а перед Думой.

Правительство доказывало, что проекты кадетов  и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли, но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике. 13 мая 1906 года глава правительства И.Л.Горемыкин выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Думе было отказано также в расширении избирательных прав, в ответственном перед Думой министерстве, в упразднении Госсовета, в политической амнистии.

Дума  негодовала. Это был сокрушительный удар по иллюзии "народного представительства". Кадеты предупреждали, что появление  министерства переносит центр тяжести народного сочувствия от партии "народной свободы" к партиям революционным.

Дума  выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем) и не хотело. В стране возник думский кризис.

Часть министров высказались за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном праве, принудительном отчуждении части помещичьих земель и др. Даже Трепов согласился почти на все условия, кроме амнистии, но царь поступил иначе. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы и сразу же ушел в отставку. Его преемник П.А.Столыпин расставил близ Таврического дворца солдат, повесил большой замок на двери, а по стенам расклеил царский манифест о роспуске Думы. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.

Информация о работе Государственная дума