Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:02, реферат
В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что «работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни».
Введение.
Предпосылки образования Государственной Думы.
Государственная дума в России в 1906-1917 гг.
Значение Государственной думы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Минобрнауки России
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления
и менеджмента
Реферат
По дисциплине
«История государственного управления в России»
На тему _Государственная дума в России в 1906-1917 гг.
Группа __УД-2__________
Руководитель _Зевахина Екатерина Владимировна_
Дата сдачи на проверку_________
Оценка__________________
Киров
2011
Оглавление
Введение.
Предпосылки образования Государственной Думы.
Государственная дума в России в 1906-1917 гг.
Значение Государственной думы.
Заключение.
Список используемой литературы.
В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что «работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни».
Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика). Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.
Как известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что изучение, исследование истории Государственной Думы и вообще власти в целом всегда вызывала интерес граждан, потому что от политики, которую они используют для функционирования своей деятельности, от того как они работают зависит настоящее, будущее всей России.
Цель работы: Проанализировать развитие исторических реалий по проблемам создания и функционирования Государственной думы Российской империи в 1906–1917 гг.
Задачи работы:
Установить предпосылки создания первого парламента в России;
Проанализировать деятельность государственных Дум;
Определить значение государственной Думы для Российской империи.
В начале XX в. Россия характеризовалась чертами буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, формировался этап самоорганизации масс общества. В январе 1905 г. произошла революция, которая сильно обострила проблему политических реформ в России. Солдаты на протяжении полугода разгоняли народ, но таким образом проблема реформ так и не переставала существовать. Под воздействием революции самодержавие подтолкнули к уступкам. И 6 августа 1905 года Николай II подписал манифест, утверждающим законосовещательную Государственную Думу в системе государственной власти, которую именовали «булыгинской». Название было связанно с именем на тот момент министра внутренних дел А.Г. Булыгина, который и создал этот проект. Целью создания Думы являлось “предварительное формирование и обсуждение законодательных предложений, проявляющихся по силе основных законов, через Государственный совет, к верховной самодержавной власти”. Проект законосовещательной думы уже совсем не отвечал потребностям, так как революция расширялась, и к ней начали примыкать военные части.
В октябре в государстве возникла Всероссийская политическая забастовка, которая повлекла за собой блокирование железных дорог, парализовала деятельность промышленных предприятий. В таких непредсказуемых политических условиях, Николаю II пришлось провозгласить Манифест 17 октября 1905г. утверждающий конституционный путь развития страны и гражданские свободы. Манифест 17 октября 1905 года даровал России: общественные свободы, такие как неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, союзов; а также огласил выборы в Государственную думу и их демократизацию; добавил Государственной думе черты законодательного учреждения, таким образом, объявлялся принцип деления власти и смены строя на конституционный. 19 октября 1905 года был принят указ “О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений”. Согласно ему Совет министров преобразовался в постоянное действующее высшее правительственное учреждение, созданное с целью производить "направление и совмещение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления”. Также утверждалось и то, что все законопроекты не будут внесены в Государственную думу пока не пройдут предварительное обсуждение в Совете министров.
20 февраля 1906г. – утверждено новое положение о Государственной Думе, которое приказывало реализовывать обещания изложенные Манифестом от 17 октября 1905г. Но все же в достаточной мере это так и не выполнили. Дума носила законодательные права (но не законосовещательные, как это было по Закону от 6 августа 1905г.), однако законопроекты утвержденные Думой были обязательны для принятия их в Государственном Совете и императором. Дума контролировала деятельность императора связанную с бюджетом и отчетом по нему, что в свою очередь очень ограничивало бесконтрольное распоряжение финансами. Дума, как и раньше, могла выступать с законодательной инициативой касаясь всех вопросов, кроме Основных государственных законов. В соответствии с февральским 1906г. Законом Дума наделялась правом запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему Сенату. Министры должны были не позднее одного месяца со дня подачи им заявления о запросе предоставить ответ или направить извещение Думу о причинах, не дающих это выполнить. Усовершенствовав избирательный закон и наделив большими правомочиями Думу, правительство царя воплотило в реальность реформу Государственного Совета (царский указ от 20 февраля 1906г. «О переустройстве учреждения Государственного Совета»). Таким образом, совещательный орган превращался в верхнюю палату, находящуюся над Государственной Думой. Однако, при формальном равенстве положений Государственный Совет обладал приоритетом о сравнению с думой: например, законопроект, принятый в Думе и в Совете, направлялся на утверждение императора председателем Государственного Совета. Переформирование Государственного Совета и возникновение верхней палаты, расположенной над Думой, тем самым сильно ограничив ее права.
23 апреля 1906 года опубликовали «Основные государственные законы Российской Империи» (ОГЗ) в новой редакции (за исключением определения «неограниченное» самодержавие). Они утверждали, что император реализует законодательную функцию совместно с Государственным советом и Думой. Функциями императора провозглашались:
пересмотр основных законов;
высшее государственное управление;
направление внешней политики;
верховное командование вооруженными силами;
объявление войны и заключение мира;
объявление местности на военном и исключительном положении;
право чеканки монеты;
увольнение и назначение министров;
помилование осужденных и общая амнистия.
Все перемены, возникшие в государственном строе России помогли зафиксировать позиции буржуазии, но, к сожалению, никак не решали проблем, проявляющихся у трудящегося класса государства. Первая русская революция просто-напросто показала, что предыдущая форма самодержавия свела себя на нет и таким образом переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе представился как необходимость.
В начале XX века в России правительство было ответственно не перед Думой, а перед монархом и полностью контролировалось подотчетной самодержцу сановной бюрократией. Дума была крайне ограничена в своих прерогативах осуществлять контроль за действиями правительства, и все же у этого государственного органа, можно сказать, впервые в истории нашей страны появились некоторые реальные контрольные полномочия в отношении правительства.
Так, именно Дума принимала предложенный правительством бюджет, т.е. получала политические возможности проконтролировать распоряжение государственными финансами, а при желании в определенной мере выстроить бюджетные приоритеты. Именно Государственная дума, в отличие от всех предшествующих российских представительных органов, приобрела ряд характерных черт собственно парламентского учреждения.
В Думе впервые появились фракции, был выработан регламент работы палаты, возникли такие формы деятельности, как депутатские запросы правительству. Особую важность в России того времени имело предоставление депутатам Государственной думы обеспеченного законом права на свободу слова на парламентской трибуне. Наконец, удалось сформировать довольно продуктивную и вполне парламентскую процедуру рассмотрения законодательных инициатив, голосования, обеспечения гласности думских дебатов.
Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда в стране все еще были накалены общественные страсти, когда ежедневно из различных мест империи поступали сообщения о погромах, поджогах, насилиях и убийствах на политической почве. Но ситуация уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы. Некоторые левые и правые группы призывали к бойкоту избирательной кампании, и здесь самой влиятельной была большевистская партия, все еще не потерявшая надежду на возможность массового народного восстания. Помимо большевиков выборы бойкотировали эсеры и правые партии.
В общей сложности в Первую думу было избрано 478 депутатов. По политической принадлежности они распределились следующим образом: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу. [6, 49]
Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты. Накануне заседаний первой сессии делегаты Государственной думы и Государственного совета были приняты в Георгиевском зале Зимнего дворца императором, который обратился к ним с речью. Среди прочего он сказал: “С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас”. [7,127] Царь выражал надежду, что думцы отдадут “все свои силы на самоотверженное служение отечеству, для выяснения нужд столь близкого Моему сердцу крестьянства, просвещения народа и развития благосостояния, памятуя, что для духовного величия и благоденствия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права”. Местом заседаний Думы был определен старый Таврический дворец. И во второй половине дня 27 апреля после краткого молебна Дума приступила к работе и сразу же выказала свое крайне радикальное настроение.
К этому времени кабинет С. Ю. Витте пал и премьером был назначен известный царедворец И. Л. Горемыкин, убедивший царя пригласить на пост министра внутренних дел бывшего гродненского, а затем саратовского губернатора П. А. Столыпина. Новому правительству досталось тяжелое наследство. Кабинет С. Ю. Витте, находясь у власти шесть месяцев, не подготовил к открытию Думы законопроектов, которые должны были бы стать предметом рассмотрения народного правительства, считая, что Дума сама должна заняться законотворчеством. И она занялась. Буквально с первых часов своды Таврического дворца стали оглашать призывы и декларации крайне радикального характера: объявить всеобщую амнистию, создать ответственное правительство, ввести всеобщее избирательное право, наделить крестьян землей и т.д. Либеральные газеты, ежедневно публикуя подробные и сочувственные материалы о работе законодательного органа, единодушно назвали его “Думой народного гнева”.
Депутаты хотели всего и сразу, и это их желание делало Думу больше похожей на антиправительственный митинг, чем на работу серьезного и ответственного государственного органа. Большинство депутатского корпуса не было заинтересовано в конструктивной работе. Разгоряченные баталиями революционных битв, многие смотрели на думскую трибуну как на новый инструмент социальной борьбы, позволявший делать бесплатную рекламу и конкретным лицам, и определенным политическим течениям. Все это происходило в атмосфере непрекращающегося террора революционеров. По неполным данным, в январе 1906 г. было совершено 80 убийств, в феврале – 64, в марте – 50, в апреле – 56, в мае – 122, в июне – 27. Сотни людей стали жертвами беспощадных “борцов за свободу”, и ни один из этих актов не был осужден не только левыми, но и кадетами. [1,89]
Информация о работе Государственная дума в России в 1906-1917 гг