Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:34, курсовая работа
цель данной курсовой работы – исследовать биографию М. М. Сперанского, его государственную деятельность и изучить реформы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. М.М. Сперанский как личность…………………………………….5
Глава 2. Политическая деятельность Сперанского……………………….12
1. Первый период политической карьеры…………………………………12
2. Опала………………………………………………………………………14
3. Возвращение на службу…………………………………………………..16
Глава 3. Реформы М.М………………………………………………………...18
1. «Введение к уложению государственных законов»……………………18
2. Учреждение министерств………………………………………………...21
3. Финансовые преобразования…………………………………………….23
4. Преобразование сенатов………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы и Источники……………………………………………32
В «Общих учреждениях» определены были состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления.
«Оба акта, которыми преобразованы были министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения до сих пор признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор, и административный порядок, им установленный, даже в подробностях доныне продолжает действовать».
Проведенная реформа установила принцип прямой ответственности министра перед императором. Была преобразована внутренняя сторона министерств. Министерства действовали как строго исполнительные учреждения.
Бесконечные войны, неумелое управление и хозяйствование, континентальная блокада со стороны Англии привели финансы России к бедственному состоянию. Государственный долг рос год от года. Бюджет на 1810 г. раскрыл тяжелейшее положение: 125 млн. дохода, 230 млн. расхода, 577 млн. долга и ни малейшего резерва и дополнительного дохода. Источник для покрытия дефицита правительство Александра I видело в выпуске все новых и новых ассигнаций. Министерство финансов находилось в руках людей малограмотных, совершенно неспособных поправить положение. Они не понимали той очевидной истины, что ассигнация есть долговой знак государства. Император с трудом мог назначить Гурьева министром финансов, так как все другие отказывались от этого поста.
При предварительном
обозрении финансового
В разнообразную деятельность
Сперанского входило и
В январе 1810г. на стол царя лег обстоятельный доклад в 238 страниц. В основе всех предложений реформатора была мысль, что "всякий финансовый план, предлагающий способы легкие и не полагающий ограничение в расходах, есть явный обман, влекущий государство в погибель". В работе Сперанский опирался на идеи Адама Смита. Ему помогали видные государственные деятели - М. А. Балугьянский и С. Мордвинов, которые высоко ценили: Сперанского и оставались ему верными друзьями и в самые мрачные для него времена. Сперанский впоследствии с гордостью написал Александру I: "План финансов и все операции, на нем основанные, всегда выдержат с честью самое строгое исследование всех истинных государственных людей не только у нас, но и во всех просвещенных государствах. Не словами, но математическим счетом можно доказать, что если бы в свое время он не был принят, то не только вести настоящую войну, но и встретить ее было бы не с чем. И тот же план, в обширных его применениях, может еще доставить важные пособия в тех затруднениях, кои обыкновенно открываются после войны".
1 января 1810 г. император
лично внес разработанный М.
М. Сперанским план в
Прежде всего Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов. Расходная часть бюджета 1810 г. была сокращена на 20 млн руб. Доходы, поступавшие во все ведомства, объявлялись принадлежавшими государственному казначейству, и эти суммы могли расходоваться только с разрешения министра финансов с последующим утверждением Государственным советом. Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность (казенные леса, арендные имения и др.). Купцам первой гильдии и иностранным капиталистам разрешалось покупать казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права. Вводилась пошлина на винокурение, была проведена новая перепись, выявившая четкое число налогоплательщиков. Комиссия погашения долгов принимала вклады не менее 1000 руб. серебром от лиц всех состояний и выдавала последним облигации, по которым выплачивалось ежегодно 6 %. С тем, чтобы комиссия вызывала доверие лиц всех сословий, в ее состав были включены как дворяне, так и купцы.
Кроме того, государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. В кредите М. М. Сперанский увидел мощнейшую двигательную силу экономики, в кредите, основанном па коммерческих началах и, разумеется, возвратном. Предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит.
Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Дворяне впоследствии не простят Сперанскому этого акта.
Наконец, Сперанский занялся положением разменной монеты. За главную монетную единицу был принят серебряный рубль. Принимались меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой реформатор предлагал заменить медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету.
Старания великого
реформатора не замедлили сказа
Все эти меры сопровождались разработкой Сперанским таможенного тарифа и торгового уложения. В основу этих исключительно нужных нормативных актов была положена идея "поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности", сокращения потока иностранных товаров и облегчения их вывоза из России. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады. Тариф Сперанского сыграл очень важную роль в борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые в истории России целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной. Негодование Наполеона вызвала еще одна мера. предложенная Сперанским. А английским судам под нейтральным американским флагом разрешалось ошвартовываться в русских портах. Казалось бы, эта мера, как и другие, открыто направленные против Наполеона и французской буржуазии, должны были спять все обвинения со Сперанского в франкофильстве. Однако сплетни его врагов оказались сильнее, чем дела реформатора.
Значительно позже Сперанский подготовил обстоятельную записку "О монетном обращении". В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них: 1) установление банковских билетов; 2) определение общего курса и прием по этому курсу кредитных билетов вместо ассигнаций во всех банках без исключения; 3) перевод ассигнаций в банковские билеты. "Последствием первой меры, - писал М. М. Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы их в один общий и тем самым прекратить простонародные лажи. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения".
Не вдаваясь в
подробный анализ финансового
плана Сперанского, заметим,
Наконец, в расходах обозначился определенный порядок. Сам Сперанский так говорил о принятых им мерах:
"Вместо того, что
прежде каждый министр мог
почерпать свободно из так
называемых экстраординарных
Значительно позже Сперанский подготовил обстоятельную записку «О монетном обращении». В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них: 1) установление банковских билетов; 2) определение общего курса и прием по этому курсу кредитных билетов вместо ассигнаций во всех банках без исключения; 3) перевод ассигнаций в банковские билеты. Последствием первой меры, - писал Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы их в один общий и тем самым прекратить простонародные лажи. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения.
Предположено было преобразовать и Сенат.
Судебная власть была предоставлена в первых трех инстанциях лицам выборным. Даже в высшей инстанции, в Сенате, державная власть должна была назначать членов не иначе, как из числа лиц, внесенных по выборам губернских дум в государственный избирательный список. Проект преобразования приготовлен был к началу 1811 г. и в июне внесен в Государственный совет. Державная власть наблюдает за исполнением форм и обрядов через председателей, которые в двух низших инстанциях были выборные, но утверждались в первой - министром юстиции, а во второй - государственным советом, в Сенате же назначались державной властью из кандидатов, выбранных самим Сенатом. Закон должен был определить, какие дела подлежат суду присяжных.
Представляя проект в
Государственный совет
«Этот проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената». [9, c.157]
Согласно с этим Сенат
было предположено преобразовать в
два особых учреждения, из которых
одно, названное Сенатом
В компетенцию Правительствующего Сената, как предполагалось, должны входить три категории дел:
1) не подлежащие ни
одному из министров (
2) дела в соответствии
с законодательством принадлежа
3) дела, которые должны докладываться императору.
Судебный сенат, по мнению Сперанского, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну. Предполагалось, что решения должны быть окончательными и обжалованию не подлежат. Он указывал, что на момент реформы судопроизводство России состояло из семи инстанций и, не смотря на это, повсюду раздавались жалобы на «неправосудие».
Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете; сильнее всего нападали на право выборов дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти.
Несмотря на то, что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, но различные препятствия, внешние и внутренние, помешали осуществлению новой реформы, и сам Сперанский советовал ее отсрочить. Благодаря этому Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления.
Заключение
М.М.Сперанский, несомненно, является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране Конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы Александра II и, мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть".
Информация о работе Государственная деятельность М.М. Сперанского