Государственная деятельность М.М. Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – исследовать биографию М. М. Сперанского, его государственную деятельность и изучить реформы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. М.М. Сперанский как личность…………………………………….5

Глава 2. Политическая деятельность Сперанского……………………….12
1. Первый период политической карьеры…………………………………12
2. Опала………………………………………………………………………14
3. Возвращение на службу…………………………………………………..16
Глава 3. Реформы М.М………………………………………………………...18

1. «Введение к уложению государственных законов»……………………18
2. Учреждение министерств………………………………………………...21
3. Финансовые преобразования…………………………………………….23
4. Преобразование сенатов………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………...31

Список литературы и Источники……………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Государственная деятельность Сперанского Тихомиров Н. Н..doc

— 171.00 Кб (Скачать)

В «Общих учреждениях» определены были состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность  и другие подробности министерского  управления.

«Оба акта, которыми преобразованы  были министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения до сих пор признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор, и административный порядок, им установленный, даже в подробностях доныне продолжает действовать».

Проведенная реформа  установила принцип прямой ответственности  министра перед императором. Была преобразована  внутренняя сторона министерств. Министерства действовали как строго исполнительные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансовые преобразования

 

Бесконечные войны, неумелое управление и хозяйствование, континентальная блокада со стороны Англии привели финансы России к бедственному состоянию. Государственный долг рос год от года. Бюджет на 1810 г. раскрыл тяжелейшее положение: 125 млн. дохода, 230 млн. расхода, 577 млн. долга и ни малейшего резерва и дополнительного дохода. Источник для покрытия дефицита правительство Александра I видело в выпуске все новых и новых ассигнаций. Министерство финансов находилось в руках людей малограмотных, совершенно неспособных поправить положение. Они не понимали той очевидной истины, что ассигнация есть долговой знак государства. Император с трудом мог назначить Гурьева министром финансов, так как все другие отказывались от этого поста.

При предварительном  обозрении финансового положения  на 1810 г., открылся дефицит в 105 млн. рублей, и Сперанскому было поручено составить  определительный и твердый план финансов. Профессор Балугьянский  написал обширную записку на французском языке, которую Сперанский переделал и дополнил. Она подверглась совместному обсуждению при участии Северина Потоцкого, Н.С. Мордвинова , Кочубея, Кампенгаузена и Балугьянского, а затем в особом комитете, собиравшемся у министра финансов Гурьева . Изготовленный таким образом план финансов был вручен государем председателю государственного совета в самый день его открытия, 1 января 1810 г. По этому плану государственные расходы были сокращены на 20 млн. рублей, подати и налоги увеличены, все находящиеся в обращении ассигнации признаны государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, а новый выпуск ассигнации предположено было прекратить. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов. Но расходы 1810 г. значительно превысили предположение, и потому налоги, установленные лишь на один год, были обращены в постоянные. На 1812 г. опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского. Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г., в составлении которого участвовал Сперанский, был встречен в России сочувственно, но разгневал Наполеона, как явное уклонение от континентальной системы.

В разнообразную деятельность Сперанского входило и устройство финансов, которые находились в печальном  состоянии вследствие войн и затруднений  торговых, причиненных континентальной системой.

В январе 1810г. на стол царя лег обстоятельный доклад в 238 страниц. В основе всех предложений реформатора была мысль, что "всякий финансовый план, предлагающий способы легкие и не полагающий ограничение в расходах, есть явный обман, влекущий государство в погибель". В работе Сперанский опирался на идеи Адама Смита. Ему помогали видные государственные деятели - М. А. Балугьянский и С. Мордвинов, которые высоко ценили: Сперанского и оставались ему верными друзьями и в самые мрачные для него времена. Сперанский впоследствии с гордостью написал Александру I: "План финансов и все операции, на нем основанные, всегда выдержат с честью самое строгое исследование всех истинных государственных людей не только у нас, но и во всех просвещенных государствах. Не словами, но математическим счетом можно доказать, что если бы в свое время он не был принят, то не только вести настоящую войну, но и встретить ее было бы не с чем. И тот же план, в обширных его применениях, может еще доставить важные пособия в тех затруднениях, кои обыкновенно открываются после войны".

1 января 1810 г. император  лично внес разработанный М.  М. Сперанским план в Государственный  совет, а 1 февраля он был  утвержден и обнародован в  форме высочайшего манифеста, опять же написанного Сперанским. С тем чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал "сильных мер и важных пожертвований". Эти сильные меры сводились: 1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов.

Прежде всего Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов. Расходная часть бюджета 1810 г. была сокращена на 20 млн руб. Доходы, поступавшие во все ведомства, объявлялись принадлежавшими государственному казначейству, и эти суммы могли расходоваться только с разрешения министра финансов с последующим утверждением Государственным советом. Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность (казенные леса, арендные имения и др.). Купцам первой гильдии и иностранным капиталистам разрешалось покупать казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права. Вводилась пошлина на винокурение, была проведена новая перепись, выявившая четкое число налогоплательщиков. Комиссия погашения долгов принимала вклады не менее 1000 руб. серебром от лиц всех состояний и выдавала последним облигации, по которым выплачивалось ежегодно 6 %. С тем, чтобы комиссия вызывала доверие лиц всех сословий, в ее состав были включены как дворяне, так и купцы.

Кроме того, государство  расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. В кредите  М. М. Сперанский увидел мощнейшую двигательную силу экономики, в кредите, основанном па коммерческих началах и, разумеется, возвратном. Предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит.

Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Дворяне впоследствии не простят Сперанскому этого акта.

 Наконец, Сперанский  занялся положением разменной  монеты. За главную монетную единицу  был принят серебряный рубль. Принимались меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой реформатор предлагал заменить медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету.

 Старания великого  реформатора не замедлили сказаться. Уже в 1811 г. дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн. руб. (в 1809 г. он равнялся 105 млн руб.), доходы возросли до 300 млн руб. Они был бы значительно выше, если бы государственные орган] организовали должным образом составление описей имущества, предназначаемого для распродажи. Не удалось и предполагаемое сокращение расходов, так как полным ходом шли приготовления к войне с Наполеоном. Даже эти, казалось бы, необходимые и оправданные расходы позже ставились Сперанскому в упрек. Поток жалоб вызвало увеличение налогов, которые не желали брать на себя все предшествующие финансисты. По замечанию самого Сперанского, "каждый член правительства в течение двадцати лет хотел сложить с себя бремя сей укоризны, надлежало, однако ж, чтобы кто-нибудь ее нес".

Все эти меры сопровождались разработкой Сперанским таможенного  тарифа и торгового уложения. В  основу этих исключительно нужных нормативных  актов была положена идея "поощрения  сколь можно произведений внутреннего  труда в промышленности", сокращения потока иностранных товаров и облегчения их вывоза из России. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады. Тариф Сперанского сыграл очень важную роль в борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые в истории России целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной. Негодование Наполеона вызвала еще одна мера. предложенная Сперанским. А английским судам под нейтральным американским флагом разрешалось ошвартовываться в русских портах. Казалось бы, эта мера, как и другие, открыто направленные против Наполеона и французской буржуазии, должны были спять все обвинения со Сперанского в франкофильстве. Однако сплетни его врагов оказались сильнее, чем дела реформатора.

Значительно позже Сперанский подготовил обстоятельную записку "О монетном обращении". В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них: 1) установление банковских билетов; 2) определение общего курса и прием по этому курсу кредитных билетов вместо ассигнаций во всех банках без исключения; 3) перевод ассигнаций в банковские билеты. "Последствием первой меры, - писал М. М. Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы их в один общий и тем самым прекратить простонародные лажи. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения".

 Не вдаваясь в  подробный анализ финансового  плана Сперанского, заметим, что  им впервые в отечественной истории внесены начала отчетности и проверки финансового состояния страны. Именно здесь, как ни в какой другой области управления, нужен был порядок и непременные точность и четкость. Впервые бюджет России, составленный реформатором, обсуждался не одним или двумя лицами, а Государственным советом, министерством финансов. В какой-то мере устанавливался контроль за бюджетом, устранялся произвол в финансовых делах.

Наконец, в расходах обозначился  определенный порядок. Сам Сперанский так говорил о принятых им мерах:

"Вместо того, что  прежде каждый министр мог  почерпать свободно из так  называемых экстраординарных сумм, в новом порядке надлежало  все вносить в годовую смету,  потом каждый почти рубль подвергать  учету в двух инстанциях Совета, часто терпеть отказы и всегда почти уменьшения и в конце всего ожидать еще ревизии контролера"

Значительно позже Сперанский подготовил обстоятельную записку  «О монетном обращении». В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них: 1) установление банковских билетов; 2) определение общего курса и прием по этому курсу кредитных билетов вместо ассигнаций во всех банках без исключения; 3) перевод ассигнаций в банковские билеты. Последствием первой меры, - писал Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы их в один общий и тем самым прекратить простонародные лажи. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Преобразование сенатов

 

Предположено было преобразовать  и Сенат.

Судебная власть была предоставлена в первых трех инстанциях лицам выборным. Даже в высшей инстанции, в Сенате, державная власть должна была назначать членов не иначе, как из числа лиц, внесенных по выборам губернских дум в государственный избирательный список. Проект преобразования приготовлен был к началу 1811 г. и в июне внесен в Государственный совет. Державная власть наблюдает за исполнением форм и обрядов через председателей, которые в двух низших инстанциях были выборные, но утверждались в первой - министром юстиции, а во второй - государственным советом, в Сенате же назначались державной властью из кандидатов, выбранных самим Сенатом. Закон должен был определить, какие дела подлежат суду присяжных.

Представляя проект в  Государственный совет Сперанский предпослал ему обширное введение, в котором обстоятельно доказывал, что сенат не может быть «законодательным сословием». Введение красноречиво доказывает, что, по мнению автора реформы, законодательным, высшим политическим учреждением должна быть Государственная Дума, а не Сенат. Реформой Сената Сперанский хотел подготовить путь для Думы.

«Этот проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената». [9, c.157]

Согласно с этим Сенат  было предположено преобразовать в  два особых учреждения, из которых  одно, названное Сенатом правительствующем  и сосредоточивавшее в себе правительственные  дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров; другое под названием Сената судебного распалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

В компетенцию Правительствующего Сената, как предполагалось, должны входить три категории дел:

1) не подлежащие ни  одному из министров (обнародование  законов);

2) дела в соответствии  с законодательством принадлежащие только Сенату (заключение договоров и размещение подрядов на «важные» суммы, назначенные на ответственные должности;

3) дела, которые должны  докладываться императору.

Судебный сенат, по мнению Сперанского, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну. Предполагалось, что решения должны быть окончательными и обжалованию не подлежат. Он указывал, что на момент реформы судопроизводство России состояло из семи инстанций и, не смотря на это, повсюду раздавались жалобы на «неправосудие».

Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете; сильнее всего нападали на право  выборов дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти.

Несмотря на то, что  при подаче голосов большая часть  членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, но различные препятствия, внешние и внутренние, помешали осуществлению новой реформы, и сам Сперанский советовал ее отсрочить. Благодаря этому Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

М.М.Сперанский, несомненно, является одним из самых  замечательных людей России. Ему  принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране Конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы Александра II и, мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть".

Информация о работе Государственная деятельность М.М. Сперанского