Городская культура Средневекового Запада

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:12, доклад

Описание работы

Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V - XV вв.).
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры.

Содержание

1.Введение.
2. Зарождение “городской культуры”.
3. Городская культура
а). городская литература;
б). городская поэзия;
в). городской театр;
г). светская и рыцарская культура;
д). городская гражданская архитектура.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

доклад по истории.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Светская  и  рыцарская культуры

Светская  культура, будучи одним из компонентов  западноевропейской средневековой  культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

Прежде  чем сформировалась собственно городская  культура, светская духовность стала утверждаться в рыцарской культуре.

Создателем  и носителем рыцарской культуры являлось военное сословие, зародившееся еще в VII - VIII вв., когда получили развитие условные формы феодального землевладения. Рыцарство, особый привилегированный  слой средневекового общества, на протяжении веков выработало собственные традиции и своеобразные этические нормы, собственные воззрения на все жизненные отношения.

В обязанности  рыцаря входила не только защита чести  и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным "правилам чести", так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса - идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорбленных.  

Городская гражданская архитектура.

XIV-XV вв. - период расцвета городской гражданской архитектуры. Богатые горожане строят большие, красивые дома. Феодальные замки постепенно превращаются в загородные дома, утрачивая функцию военных крепостей. Растет производство предметов роскоши, более богатой и яркой становится одежда знатных горожан. По мере роста значения капитала сословные различия между аристократами и бюргерами начинают постепенно стираться.

В архитектуре  вырабатывается новый стиль –  романский. Он опирался на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Со второй половины XII в. на Западе, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура иного стиля – готического. Характерная черта – устремление всего здания ввысь. В XIII в. заметно постепенное нарастание реалистических тенденций в скульптуре.

Изобразительное искусство этой поры характеризуется  дальнейшим усилением в живописи и скульптуре реалистических форм. Большого расцвета достигает миниатюра.

В то же время претерпевает изменения и социальное положение третьего сословия. Средневековая социальная структура общества все более разрушается. Все это отражает глубокий кризис средневековья. Постепенно наступает закат средневековой культуры.

Заключение

С возникновением в X—XI вв. городов как центров ремесла и торговли начался новый этап в истории средневековой культуры. Усилилось стремление к светскому образованию. Со второй половины XIII в. по мере развития в городах социальных противоречий городская культура утратила свою однородность.

XII—XIII вв. расцветает латиноязычная литература  с ярко выраженными светскими  тенденциями, особое место –  творчество вагантов.

В XIV—XV вв. в архитектуре большинства  стран Европы продолжал господствовать готический стиль в виде изощренной так называемой «пламенеющей» готики.

В XIV—XV вв. церковь постепенно утрачивает господство в духовной жизни общества. Университеты частично освобождаются  от папского влияния.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства”. М., 1990 г

2.Гуревич А.Я.  “ Проблемы средневековой народной  культуры”. М., 1981 г.

3. Гуревич А.Я.  “ Категории средневековой культуры”  М., 1984 г.

4.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.  
5.Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.  
6.  Культура и искусство средневекового города. М., 1984.

7.  http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html

8.  http://www.neuch.ru/referat/34984.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Городская культура Средневекового Запада