Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:12, доклад
Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V - XV вв.).
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры.
1.Введение.
2. Зарождение “городской культуры”.
3. Городская культура
а). городская литература;
б). городская поэзия;
в). городской театр;
г). светская и рыцарская культура;
д). городская гражданская архитектура.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №148
с углубленным изучением отдельных предметов
г.о. Самара
СООБЩЕНИЕ
по истории
«Городская культура
Средневекового Запада»
Работу выполнила
ученица 10 «А» класса
МОУ Школы №148
Кайманова Марина
преподаватель
Коновалов В.Н.
г. Самара,2011г.
План:
1.Введение.
2. Зарождение “городской культуры”.
3. Городская культура
а). городская литература;
б). городская поэзия;
в). городской театр;
г). светская и рыцарская культура;
д). городская гражданская архитектура.
4. Заключение.
5. Список
литературы.
Введение
Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V - XV вв.).
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры.
Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель.
С падением Римской империи начинается история западноевропейского средневековья.
Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры, с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.
Знание латыни позволило осмыслить античное право, науку, философию, искусство и т.д. Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало).
Третьим
и важнейшим фактором, определившим
процесс становления
Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.
Однако
доминантой средневековой
культуры, ее духовным
стержнем стало христианство.
Средневековая культура формировалась
в условиях:
господства натурального хозяйства, существовавшего
примерно до XIII в., когда оно начало превращаться
в товарно-денежное в результате роста
и усиления городов;
замкнутой феодальной вотчины - сеньории,
являющейся основной хозяйственной, судебной
и политической единицей;
слабой центральной власти,
феодальной раздробленности, порождавшей
нескончаемые войны, смерть, разрушение.
Зарождение “городской культуры”.
Развитие
городской литературы свидетельствовало
о новом явлении в культурной
жизни западноевропейского
Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством “жонглеров”, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.
Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии.
Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Основная
масса общества оставалась неграмотной.
Для того, чтобы мысли социальной и
духовной элиты стали господствующими
помыслами всех прихожан, их нужно было
“перевести” на доступный для понимания
всех людей язык. Этим занимались проповедники.
Приходские священники, монахи, миссионеры
должны были растолковывать народу основные
положения богословия, внушать принципы
христианского поведения и искоренять
неправильный образ мыслей. Проповедь
предполагала в качестве своего слушателя
любого человека
- грамотного и неграмотного, знатного
и простолюдина, горожанина и крестьянина,
богатого и бедного.
Новым
и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим
об углублении процесса развития городской
культуры, было создание в городах нецерковных
школ - это были частные школы, материально
от церкви не зависящие. Преподаватели
этих школ жили за свет платы, взимаемой
с учащихся, и обучать в них своих детей
могли все, кто мог позволить себе заплатить
за обучение. С этого времени идет быстрое
распространение грамотности в среде
городского населения.
Городская культура
В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. В городах зарождается новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.
Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования.
Важным
элементом подъема культуры и
образованности в XI— XII вв. явились
городские школы. Развивается своеобразная
специализация школьных центров. В
XII—XIII вв. начинает складываться высшая
школа — университет
Городская литература
Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко отразила городская литература. Хотя на раннем этапе развития городской культуры спрос на клерикальную литературу - жития святых, рассказы о чудесах и т.д. - был все еще велик, изменились сами эти произведения: возрос психологизм, усилились художественные элементы.
В городской
вольнолюбивой, антицерковной литературе
формируется самостоятельный
В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы средневековья - животные, плутовские. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных - хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом льве Нобле, в поведении которых легко угадывались человеческие черты, свели вместе и переложили на стихи. Так появилась обширная эпическая поэма "Роман о Лисе".
Одним
из популярнейших жанров французской
городской средневековой
Городская поэзия
Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого - шутка) - жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Возникший в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса. Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже - новелла раннего Возрождения. Шванк высмеивал пороки католической церкви.
В этот
же период появляется новый жанр городской
литературы - прозаическая
новелла, в которой горожане предстают
людьми независимыми, сметливыми, ищущими
успеха, жизнелюбивыми.
Возникновение городского театра.
Народный средневековый театр своими корнями уходит в литургическую драму католической церкви. Ко времени позднего средневековья в ней стали превалировать развлекательность и зрелищность, и церковь была вынуждена перенести драматические представления на городскую площадь, что еще более усилило светский элемент в них.
Приблизительно в тот же период распространяются светские фарсы - юмористические сцены, в которых реалистически изображается жизнь горожан. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового спектакля - сатирического, нередко фривольного содержания, действующие лица которого представляли определенные социальные типы. Фарс стал главным народным жанром средневекового театра. В это время появляются народные пьесы и пасторали, преимущественно анонимных авторов.
С XIII в.
широкое распространение
Хотя
средневековая культура обладала идейной,
духовной и художественной целостностью,
доминирование христианства не делало
ее совершенно однородной. Одной из ее
существенных черт являлось возникновение
в ней светской культуры, отразившей культурное
самосознание и духовные идеалы военно-аристократического
сословия средневекового общества - рыцарства
и возникшего в зрелом средневековье нового
социального слоя - горожан.
Информация о работе Городская культура Средневекового Запада