Горбачев МС: первый и последний президент СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является рассмотреть Горбачёва, как личность, и период его правления.
Для достижения поставленной цели я постараюсь решить следующие задачи:
1) знакомство с биографией Горбачёва;
2) изучение деятельности Горбачёва в период его правления;
3) рассмотрение политики Горбачёва и её результаты.

Содержание

Введение
1. Михаил Сергеевич Горбачёв
1.1 Краткие биографические данные
1.2 Политический портрет М.С. Горбачёва
1.3 Оценка личности последнего лидера СССР
2. Политика Горбачёва
2.1 Внутренняя политика
2.2 Распад СССР
2.3 Некоторые результаты
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Горбачёв.docx

— 41.85 Кб (Скачать)

Интересно, что сам М. Горбачев не считает себя «могильщиком» СССР и обвиняет в этом Б. Ельцина, который, в свою очередь обвиняет в развале  Союза Горбачева. Тем очевиднее  выглядят попытки снять с первого  российского президента эту ответственность. Например, Р.И. Хасбулатов, стремясь реабилитировать  Б. Ельцина, в 1992 году писал: «Беловежские соглашения о создании Содружества (СHГ) при всей их внешней спорности, возможно, при определенных юридических  и конституционных недостатках  и упущениях были логическим завершением  свершившегося факта - это падение великой империи».

К исходу 80-х годов ХХ века горбачевская «перестройка» настолько  расшатала Советский Союз, что  вопрос о его дальнейшем существовании  приобретал все большую проблематичность. В начале января 1990 года Черняев, ближайший  помощник Горбачева, уже почти не сомневался в том, что Союз «начнет  сокращаться. Прибалтика станет договорной частью Союза…».

Чтобы дать объективную оценку личности М. Горбачева как Президента СССР и главное оценить его  вклад в уничтожение Союза  ССР, необходимо понимать, что советское  общество в предперестроечный период характеризовалось глубокой раздвоенностью: вся политическая жизнь и осмысление политических и экономических реалий настоящего должны были осуществляться в соответствии с четко заданными  идеологическими канонами; быт общества, включая его культурные запросы, был не только вне идеологии, он в  значительной степени противостоял ее догматам.

К созданию нового политического  и административного режима общество не было подготовлено. Революции не предшествовала своя «эпоха Просвещения». Интеллектуальная работа, которая шла  в диссидентских кругах либо имела  сугубо протестный характер, либо страдала явным утопизмом. Для профессионального  осмысления путей переустройства советского общества в самом СССР условия  так и не сложились. Однако они  сложились на Западе. Именно западными  идеологами была проработана доктрина расчленения Союза. А.И. Доронин, например, пишет: «…в соответствии с американским «Законом о расчленении России, установками  З. Бжезинского в России с помощью  американских спецслужб и их союзников  запущен негласный механизм ее расчленения…». Эта доктрина была очень грамотно реализована чрез политическую, культурную и научную элиту СССР, через  тех лиц, кто, так или иначе  выезжал за рубеж, был хорошо информирован о скрытых процессах и проблемах  внутри ЦК КПСС, имел основания не доверять «системе» или пострадал от нее. Многие из этих людей открыто выступали против «системы» и в дальнейшем стали идеологами перестройки и рыночных преобразований. Одним из первых реформаторов был Михаил Горбачев.

Достаточно сложно однозначно ответить на вопрос, что послужило  главным мотивирующим фактором отказа Горбачева от советских ценностей  и принятия западных. Однако, ясно, что  идеи о переустройстве и изменении  политического курса СССР возникли у секретаря ЦК КПСС не случайно. Более того, формировались они  далеко за пределами Кремля.

25 декабря 1991 года М.С.Горбачев  сложил с себя полномочия главы  государства. С января 1992 года - по  настоящее время - он Президент  Международного общественного Фонда  социально-экономических и политологических  исследований (Горбачев-Фонд, а также  ряда других общественных организаций). Усилия Президента СССР были  с лихвой вознаграждены Западом,  о чем свидетельствует впечатляющий  перечень его наград и премий, представленный на личном сайте  «прораба» перестройки. Этот же  перечень косвенно свидетельствует  о тщательной проработанности  процесса распада СССР и большом  личном вкладе Президента СССР в эту миссию.

2. Политика Горбачёва

 

2.1 Внутренняя политика

 

Летом 1985 года Горбачев взялся за решение вопросов ускорения научно-технического прогресса с упором на рост машиностроения, проведя на эту тему широкое совещание в ЦК КПСС. Однако и здесь дело ограничилось мероприятиями по созданию ряда организационных структур. Однако прогресс от этого не пошел быстрее.… Да и где деньги было взять? В вопрос финансирования уперлось и проведение провозглашенной на словах «активной социальной политики», начиная от намерений повысить заработную плату и кончая обещаниями выдать каждой семье по квартире или собственному дому к 2000 году.

В 1987-1988 годах были приняты  важные законы о государственном  предприятии и о кооперации в  СССР. Однако работали эти законы плохо.

Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986г. ввели  госприёмку. Отделы технического контроля (ОТК) предприятий ранее подчинялись  администрации. Да и самим контролёрам  была невыгодна «излишняя» строгость  при выявлении брака: они наряду с рабочими и инженерами могли  лишиться премии из-за невыполнения плана.

Госприёмка стала отдельным  ведомством, её работники не зависели от дирекции и не были материально  заинтересованы в выполнении плана. К началу 1987г. госприёмка действовала  на всех крупных промышленных предприятиях. Однако её эффективность оказалось  значительно ниже ожидаемой. Выполнение планов существенно снизилось, упали  заработки. Руководство предприятий  поспешило найти контакт с  новыми контролёрами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном  учёте. Просуществовала госприёмка лишь два года.

В мае 1985г. появилось постановление  ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с пьянством  и алкоголизмом: «Партия и Советское  государство ставят качественно  новую, ответственную задачу большой  политической значимости: единым фронтом, повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству искоренить его».

Пьянство в стране действительно  достигло критических пределов. По оценки МВД «злоупотребляли» алкоголем 37% работающих; только зарегистрированных алкоголиков насчитывалось свыше 5 миллионов человек. Реализация спиртного  с 1970 по 1980г. возросла на 77%. В районах  страны, особенно в сельской местности  на Севере, пили даже женщины и дети, что вело к настоящему вырождению населения. Алкоголизм вышел на третье место в ряду причин смерти, привёл к росту преступности, особенно грабежей и уличного хулиганства. Мириться с  этим злом было невозможно.

Постановление готовилось ещё  при Андропове, но молва считала  инициатором крутых мер Горбачёва  и – особенно – Лигачёва. Пьянству была объявлена настоящая война. Виновных в «распитии» в общественных местах исключали из партии и комсомола, понижали в должности, лишали премий, отодвигали в очереди на жильё.

Резко уменьшилось число  торгующих спиртным магазинов. Продажа  водки, разрешённая прежде с 11 утра, теперь велась только с 14:00. Заводы, производившие  вино и водку, перепрофилировались  на производство соков и безалкогольных напитков. К 1988г. планировалось полностью  прекратить производство дешёвых плодово-ягодных  вин (в народе их называли «бормотухой»).

Антиалкогольная компания велась поспешно, прямолинейно и неумело. Только в 1985-1986гг. производство алкогольных  напитков упало вдвое. Сокращение коснулось  не только низкопробного «плодово-выгодного» зелья, но и высокопробных марочных вин. В Крыму, в Молдавии, на Дону вырубали виноградники, (общая их площадь  сократилась на 30%), разрушали винодельческие предприятия. Пострадали не cтолько пьяницы, сколько люди, стремившиеся купить бутылку вина к празднику или  семейному торжеству.

Огромные потери понёс  бюджет: заменить доходы от реализации спиртного было нечем, поскольку  обещания резко увеличить реализацию товаров народного потребления  осталось на бумаге.

Попытки увеличить производство соков только ухудшали ситуацию: эта  продукция была убыточна и требовала  дотации. Недополученная прибыль составила  в 1985г. - 60 млрд. рублей, в 1986г. - 38 млрд. рублей, в1987г. - 35 млрд. рублей, 1988г.- 40 млрд. рублей.

Из-за нехватки спиртного  увеличилось самогоноварение. Из магазинов  стал пропадать сахар, хотя производство его в 1985 – 1988гг. выросло на 18%. Нередко  водку заменяли различные суррогаты (от одеколона до растворителя). Среди  молодёжи стали распространятся  наркомания и токсикомания. Социологические  опросы показывали, что 80% граждан страны понимали необходимость борьбы с  пьянством, но применявшиеся методы вызывали дружное неприятие. Горбачёв заработал ироническое прозвище «минеральный секретарь».

Нельзя оправдывать Горбачёва  тем, что он не знал, что будет  после «Указа о борьбе с пьянством  и алкоголизмом». Горбачёв вырос  в русской семье и должен был  понимать, что злоупотребление спиртным для неё характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. На мой взгляд, это был неудачный  шаг.

Нельзя считать, что именно указ спровоцировал общество на самогоноварение  и т.п. Это было и раньше, просто обстоятельства вскрыли пороки общества.

В какой-то степени это  действительно был просчёт, но обвинение  Горбачёва в недальновидности безосновательно. Не может человек всё предусмотреть. А результаты были: в первый же год  сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.

Начиная перестройку, Горбачёв главный акцент делал на подъёме  духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми  доходами он считал всё, что произведено  в негосударственной сфере.

В мае 1986г. было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров  СССР «О мерах по усилению борьбы с  нетрудовыми доходами».

Формально оно направлялось против дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались колхозники и горожане, выращивающие фрукты и овощи на продажу, кустари, уличные торговцы. В ряде мест власти с упоением крушили теплицы  на приусадебных и дачных участках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники, так и остались нетронутыми.

Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только ещё консолидировались.

Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачёв зарабатывал политический авторитет.

Начиная реформы, Горбачёв не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считал социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчёркивал, что  мы должны учиться у Ленина вовремя  переоценивать ценности, теоретические  установки, политические лозунги. Поэтому  не удивительно, что уже в апреле 1985г. был взят курс на ускорение, а  затем – на усовершенствование политической структуры общества. Происходила  нормальная эволюция взглядов.

Трудно начинать преобразования только отдельных сфер общества, это, в конце концов, ведёт к изменению  всего общества. Горбачёв этого не учёл. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической  разработкой, но и имели (удачное  или нет – другой вопрос) практическое применение. А противоречивость продолжалась тем, что готовых-то рецептов не было.

Правы как сторонники, так  и противники. Обстоятельно предусмотреть  последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями  складывавшейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачёва можно признать действительно мужественным шагом.

 

2.2 Распад СССР

 

К осени 1990 г. уже было очевидно, что после пяти с половиной  лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей  истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений  со всем миром. Произошла подлинная  революция умов, сделавшая невозможным  возврат к прежнему состоянию. Тем  не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. ключевых проблем:

- проблема политического  плюрализма, органической составной  части всякого процесса демократизации;

- проблема создания рыночной  экономики. Основные положения  принятой российским правительством  программы, окрещенной "Мандат  доверия на 500 дней" и предусматривавшей  приватизацию государственной собственности  и освобождение цен, были обнародованы  в прессе. Этот "План Ельцина"  был представлен как программа,  альтернативная более осторожному  плану Рыжкова. Как бы то  ни было, эта программа оказалось  мертворожденной;

- проблема федеративного  договора. В прессе был представлен  первоначальный проект нового  союзного договора, который предполагалось  осенью представить на обсуждение  полномочным делегациям республик.  Тесно связанный с переходом  к рыночной экономике, новый  федеративный договор должен  был расширить права республик,  прежде всего заменив существовавшие  центральные структуры и вертикальные  связи прямыми отношениями горизонтального  типа между республиками без  посредничества центра. Но и здесь  событиям было суждено опередить  законодателей.

Эти проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили катализатором  политического кризиса, который  в декабре 1991 г. привел к распаду  СССР и отставке Горбачева.

С точки зрения политического  анализа год с осени 1990 до зимы 1991 г. делиться на три части:

- период до подписания  Горбачевым, представлявшим союзный  центр, и руководителями девяти  республик документа, известного  как "Заявление 9 + 1", в котором  декларировались принципы нового  союзного договора. Достигнутое  принципиальное согласие было  важнейшим условием прекращения  все более обострявшегося конфликта  между Ельциным, бесспорным лидером  в лагере сторонников решительного  продолжения реформ, и Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие  между реформаторами и консерваторами  и соблюсти интересы центра  перед лицом возраставших требований  со стороны республик, добивавшихся  самостоятельности, суверенитета  и даже полной независимости.  На фоне этого противостояния, и питаемая им, между парламентами  России и Союза развернулась  настоящая "война законов", парализовавшая всякую конструктивную  деятельность, с каждым днем усугублявшая  экономический кризис, неэффективность  органов управления, особенно на  местах, порождавшая все более  очевидный "вакуум власти":

Информация о работе Горбачев МС: первый и последний президент СССР