Автор: Neko Yume, 14 Ноября 2010 в 11:31, доклад
На территории Белоруссии в границах на 22 июня 1941 г. нацисты создали более 250 гетто в 4 зонах оккупации: под контролем военной администрации; округе «Белосток» (в составе рейха); а также в генеральных округах «Белоруссия» и «Вольшь-Подолия» в составе соответственно рейхскомиссариатов «Остланд» и «Украина».
24 июня 1941 года немцы
подвергли Минск ожесточенной
бомбардировке, и наш дом, в
числе прочих зданий, был полностью
разрушен. Город фактически лежал
в развалинах. А 28 июня 1941 года
Минск уже был захвачен
Вскоре германские
власти объявили о создании гетто
для еврейского населения Минска.
20 июля 1941 года был издан приказ полевого
коменданта о "создании жидовского
жилого района в городе Минске". По
приказу немецких властей, все еврейское
население Минска обязано было зарегистрироваться
в специально созданном Еврейском
комитете - "Юденрате". Приказ предупреждал,
что всем незарегистрированным евреям
при переселении будет отказано в "квартирах".
При регистрации записывали имя, фамилию,
национальность, возраст и адрес.
Примерно к середине
июля 1941 года регистрация евреев была
закончена. Под угрозой расстрела
им приказали надеть желтые латы определенного
размера на грудь и спину. Их диаметр
составлял 10 сантиметров. Евреям запрещалось
ходить по центральным улицам.
К 1 августа 1941 года переселение
было практически завершено. При
смешанных браках дети следовали
за отцом: если отец был евреем, дети
уходили с ним в гетто, мать
оставалась одна. Мой приятель Миша
Вейнберг вынужден был отправиться с отцом
в гетто, а мать продолжала жить на старом
месте. Если же отец не был евреем, дети
жили с ним в городе, мать-еврейка должна
была отправиться в гетто. На этой почве
возникло много семейных трагедий, семьи
разлучали навсегда. Кто-то погибал потом,
кто-то сохранил себе жизнь.
Вскоре весь район
гетто был окружен колючей
проволокой, вдоль которой постоянно
"курсировали" немецкие солдаты
и полицейские.
Как только цепь колючей
проволоки вокруг гетто замкнулась,
и проникать в гетто или
выходить из него сопряжено было с риском
для жизни, гитлеровцы приступили к постепенной
ликвидации его узников.
Сразу же после приказа
немецких властей о создании гетто,
из старых насиженных мест потянулись
толпы евреев. Среди них было много
стариков, одетых в традиционные еврейские
одежды. Переселявшиеся в гетто, оставляли
свои квартиры, мебель, вещи, забирая с
собой только самое необходимое. Транспорта,
разумеется, никакого не было, - трамваи
в городе не работали.
Квартирная площадь
предоставлялась из расчета 1,5 квадратных
метра на человека, не считая детей.
Так что в небольших квартирах
деревянных домов, рассчитанных на 5-6 человек,
часто оказывалось 25-30 человек.
Само переселение
сопровождалось издевательствами со стороны
немецких властей. Для гетто был
отведен строго очерченный район, но
как только евреи вселялись туда,
нередко сразу же издавался новый приказ,
исключавший одни улицы и включающий другие.
Несколько раз мы переносили свой скарб
с одного места на другое.
В продолжение двух
недель, с 15 по 31 июля 1941 года, евреи
мытарствовали, перекочевывая с
места на место.
В конце августа
в гетто находилось уже 100 тысяч
евреев из самого Минска и окружающих
его небольших городков и местечек.
Несколько раз немецкие
власти накладывали контрибуцию
на еврейское население. Евреи под
страхом расстрела должны были сдать
все деньги, золотые и серебреные
вещи, а также меховые изделия.
Помню, что отец отдал свой серебряный
портсигар - ценный подарок, на крышке
которого были выгравированы фамилии
дарителей - профессоров Минского медицинского
института.
Еще до создания гетто
на минских улицах было вывешено объявление,
что "мужчины в возрасте от 15 до
45 лет обязаны зарегистрироваться
в полевой комендатуре. За уклонение
- смертная казнь". Десятки тысяч
мужчин были помещены в пригороде
Минска - Дроздах, на поле, около речки,
оказавшись, в своего рода, концентрационном
лагере под открытым небом. Возле лагеря
постоянно толпились тысячи женщин, ища
своих близких в надежде передать им какую-либо
еду. Вскоре в лагере смерти в Дроздах,
было создано три лагеря - для евреев, военнопленных
и прочих гражданских лиц. В лагере начались
розыски евреев и переодетых военнопленных.
Через несколько
дней, все гражданские лица, кроме
евреев и военнопленных были выпущены
из лагеря. А остальных погрузили
на машины, отвезли в место недалеко
от лагеря и всех расстреляли. Всего
было убито 3 тысячи евреев, в основном
представителей интеллигенции. Среди
погибших был и мой дядя - крупный
инженер Давид Лифшиц.
Вскоре после создания
гетто, на его территории было развешено
распоряжение. Оно сводилось к
тому, что ежедневно по утрам все
работоспособные мужчины и
"Жизнь" в
гетто была кошмаром. Почти каждую
ночь немцы и местные полицаи
врывались в отдельные дома
и уничтожали целые семьи.
Вместе с немцами
активное участие в акциях против
евреев принимали литовский и
украинский батальоны, а также местная
полиция. Аналогичную роль играли и
местные немцы, так называемые "фольксдойче",
ставшие в своем большинстве опорой оккупантов.
Однако жители гетто
не сдавались. Организованное в гетто
движение сопротивления (одним из его
руководителей был Григорий Смоляр)
имело связь с минским
Григорий Смоляр,
еврейский общественный деятель
и писатель, способствовал вывозу
многих узников гетто в партизанские
леса. Сам Григорий Смоляр был комиссаром
партизанского отряда им С.Лоза. В
гетто и в отряде он не оставлял
литературную работу, писал памфлеты,
тексты листовок, редактировал партизанскую
газету на трех языках (идише, белорусском
и литовском). После войны в
Москве в 1947 году на русском языке
вышла его книга "Мстители гетто",
многие десятилетия она была единственной
советской книгой о еврейском
антинацистском сопротивлении.
Несмотря на усилия
партизан и подпольщиков десятки
тысяч евреев не смогли покинуть гетто.
Все они стали жертвами нацистских
акций, среди которых самыми страшными
были произошедшие 7 ноября 1941 года; так
называемый "пуримский карнавал"
2-3 марта 1942 года; и, наконец, продолжавшийся
четыре дня кошмар в конце июля 1942 года,
когда погибло по некоторым оценкам 30
тысяч человек.
21 октября 1943 года
минское гетто перестало
После войны оставшиеся
в живых минские евреи собрали деньги
и поставили памятник, который получил
название "На яме", поскольку находился
на дне небольшого углубления вблизи Юбилейной
площади. Надпись на памятнике гласит:
Светлая память
на вечные времена
пяти тысяч евреев,
погибших от рук
лютых врагов человечества
фашистско-немецких злодеев
2 марта 1942 года.
В гетто погибли
многие видные деятели науки, культуры,
литературы и др. Среди них был
и мой родной отец - доктор медицинских
наук, профессор, Заслуженный деятель
науки БССР Лазарь Яковлевич Ситерман,
автор получивших в свое время известность
ряда монографий и многих статей по вопросам
этиологии, клиники и лечения сердечно-сосудистых
заболеваний. Л.Я.Ситерман лечил многих
государственных и общественных деятелей
Белоруссии, известных писателей, актеров,
художников. Еще до массовых расстрелов
евреев, 7 сентября 1941 года, он был арестован
гестапо, и по некоторым сведениям после
долгих пыток и издевательств повешен
в тюрьме.
В конце июля 1942 года
во время очередного страшного погрома
погибла моя мать - Вера Соломоновна
Ситерман. Мне же незадолго до этого с
помощью моей няни Марии Петровны Харецкой
удалось бежать из гетто и более двух лет
скрываться у нее. За свой подвиг няня
посмертно в 1997 году была удостоена в Израиле
звания "Праведницы народов мира"
и награждена Почетной грамотой и медалью.
Ее имя высечено на Стене почета в Аллее
Праведников Яд ва-Шем - Национального
института памяти Катастрофы и Героизма.
Вскоре после освобождения
Минска я приехал в Москву. Близкий
друг отца, известный профессор-кардиолог
Яков Гилериевич Этингер и его жена Ревекка
Константиновна Викторова предложили
мне поселиться у них, и я с благодарностью
согласился. В 1947 году Яков Гилериевич
выразил желание усыновить меня, и я в
знак глубокой признательности и уважения
к нему сменил отчество и фамилию и отныне
стал Яковом Яковлевичем Этингером. Спустя
несколько лет и няня переехала в Москву.
Но моих приемных
родителей и меня ожидали тяжкие
испытания. В начале 50-х годов
в связи с подготовкой "дела
врачей" мы все были арестованы органами
МГБ СССР, а приемный отец после
долгих пыток и издевательств скончался
2 марта 1951 года в Лефортовской тюрьме.
Родной отец стал
жертвой гитлеризма, а приемный -
сталинизма. Оба погибли в застенках
тоталитарных режимов, исповедовавших
воинствующий антисемитизм. В самих
этих фактах отразилась трагическая
судьба евреев XX века.
О гибели минских
евреев стыдливо умалчивала советская
печать. Даже такие массовые издания
как "Белорусская советская
Так, лишь спустя несколько
десятилетий, жители Белоруссии, большинство
из которых не имело даже представления
о гетто, стали постепенно узнавать
о масштабе гибели десятков тысяч
людей - граждан Белоруссии - вносивших
на протяжении столетий свой вклад
в развитие экономики, науки и
культуры Белоруссии.
Сердца тех, кому удалось пережить фашизм, обливаются кровью при воспоминании о трагически погибших узниках гетто. Вот почему они проклинают тех высокопоставленных негодяев, которые и сегодня, спустя 60 лет, утверждают, что нельзя было судить военных преступников, виновных в гибели десятков миллионов людей. "Международная Еврейская Газета" неоднократно разоблачала эти чудовищные утверждения, постоянно рассказывая о страшных преступлениях нацизма.
[pic]
На фото: профессор Л.Я.Ситерман в минском гетто. Фото из архива Яд ва-Шема.