Гетто в Беларусии

Автор: Neko Yume, 14 Ноября 2010 в 11:31, доклад

Описание работы

На территории Белоруссии в границах на 22 июня 1941 г. нацисты создали более 250 гетто в 4 зонах оккупации: под контролем военной администрации; округе «Белосток» (в составе рейха); а также в генеральных округах «Белоруссия» и «Вольшь-Подолия» в составе соответственно рейхскомиссариатов «Остланд» и «Украина».

Работа содержит 1 файл

ГЕТТО В БЕЛАРУСИ.docx

— 39.54 Кб (Скачать)

ГЕТТО В БЕЛАРУСИ 

На территории Белоруссии в границах на 22 июня 1941 г. нацисты  создали более 250 гетто в 4 зонах  оккупации: под контролем военной  администрации; округе «Белосток» (в составе рейха); а также в генеральных округах «Белоруссия» и «Вольшь-Подолия» в составе соответственно рейхскомиссариатов «Остланд» и «Украина». 

По подсчетам Е. С. Розенблата, только в Западной Белоруссии было организовано 211 гетто, в том числе — 153 в современных границах Республики Беларусь73. В округе «Белосток» находилось около 110 гетто (в бывшей Белостокской области и на территории современной Гродненской области). 

Среди них самым  многочисленным было гетто в Белостоке (свыше 50 000 узников), созданное по приказу военного коменданта города от 26 июля 1941 г. И просуще-ствовавшее до августа 1943 г. Его площадь занимала четверть города. Гетто было огорожено высоким дощатым забором с колючей проволокой74. 

В Гродно в ноябре 1941 г. около 20 000 евреев оказались в  двух гетто. Одно из них действовало  по март 1943 г. 

На территории Белоруссии, включенной в рейхскомиссариат «Украина», оказалось, по данным Е.С. Розенблата, не менее 45 гетто. Самые крупные из них были в Пинске и Бресте. Темпы создания гетто в этом регионе были различны. В небольших и средних по численности еврейского населения они возникли в первые месяцы и даже недели окупа-ции. В Бресте гетто было создано позднее — 16 декабря 1941 г. В этот период здесь было зарегистрировано 18 000 узников (по другим данным - 27 000 человек). Оно просущес-твовало ровно 10 месяцев. 

Свыше 25 000 евреев Пинска оказались на оккупированной территории. Только 1 мая 1942г. 18 644 из них были переселены в «закрытое» гетто — одно из последних по времени создания не только в Западной Белоруссии, но и  в рейхскомиссариате «Украина» в целом. 

В отличие от территории Украины, в зоне военной администрации (Витебская, Могилевская, большая часть  Гомельской, восточные районы Минской  и некоторые районы Полесской области) гетто были довольно многочисленными. По данным, приведенным в книге Э. Г. Иоффе, их насчитывалось 43. 

В течение лета - начале осени 1941 г. гетто в Центральной  и Восточной Белоруссии интенсивно создавались айнзатцгруппой «В». В небольших населенных пунктах они служили в основном целям концентрации еврейского населения для его уничтожения и переселения части узников в более крупные гетто. 

В отлете коменданта вермахта в Белоруссии за октябрь—ноябрь 1941 г. говорилось: 

«Проводится сбор евреев сельской местности в гетто населенных пунктов средней величины». 

Ликвидация гетто  проходила здесь более быстрыми темпами, чем в России и Украине. В основном они были ликвидированы  уже к концу 1941 г. Так, гетто Витебска было создано в конце июля 1941 г. (после принудительного переселения  всех евреев на правый берег Двины). В источниках и литературе приведены  разные данные о численности его  узников: от З —4 тысяч (в отчетах айнзатцгрупп) до 20 тысяч (документы ЧГК). 

Уже в первые дни оккупации (до переселения в гетто) в Витебске был создан юденрат и проведена регистрация евреев. В начале сентября витебское гетто стало «закрытым». Его жителей разместили в Доме (клубе) металлистов и прилегающих к нему полусгнивших строениях. Гетто было обнесено забором из колючей проволоки. Узкий проход к реке также был обнесен проволокой. В гетто привозили евреев из окрестных деревень. Оно было ликвидировано 8—10 октября 1941 г. под предлогом «опасности эпидемии». Члены еврейского комитета (проживавшие вне гетто), врачи и ремесленники были уничтожены в конце 1941 г. 

Гетто в Орше было организовано в сентябре (около 3000 узников) и ликвидировано в конце ноября 1941 г. Несколько месяцев провели  в четырех гетто 4000 евреев Гомеля, расстрелянных 3—4 ноября 1941 г. 

На территории рейхскомиссариата «Остланд» оказалось около 70 гетто, учтенных в историографии. Первое гетто в Белоруссии было создано в Минске распоряжением полевого коменданта от 19 июля 1941 г. На переселение отводилось пять дней, но фактически оно продолжалось до начала августа. Это было самое крупное по численности (более 80 000 узников) гетто в пределах «старой» советской границы. Число узников значительно превосходило и все остальные гетто нет6лыс6;рейхскомиссариата «Остланд», но и других зон оккупации. Лишь львовское гетто насчитывало большее число узников. Отметим, что эти два гетто входят в число наиболее крупных мест принудительного содержания евреев Европы. 

Минское гетто просуществовало  около 27 месяцев, что также было уникально  для гетто на территории СССР в  пределах «старой» границы. В столице  Белоруссии оказалось значительное количество беженцев из западных областей республики, которые не смогли эвакуироваться. С ноября 1941 г. около 7 тысяч евреев рейха (Германии, Австрии, Чехословакии) оказались узниками отведенного  им на территории гетто особого района —«зондергетто» (всего же через минское гетто прошло около 20 000 евреев рейха, большинство из которых уничтожалось вскоре после прибытия)." 

Таким образом в одном гетто оказались представители трех разных групп еврейского населения, каждая со своим родным языком (русским, идишем и немецким), культурой и мировоззрением. Отметим, что большая часть советских евреев Минска в значительной мере утратила традиционную еврейскую ментальность (за исключением представителей старшего поколения). В то же время беженцы из Западной Белоруссии были более инициативны и предприимчивы, что явилось важным фактором выживания в гетто. Среди евреев рейха было немало ценных специалистов, а также людей, способных выполнять тяжелую физическую работу с высокой производительностью труда. Знание языка и контакты с немецким административным персоналом разного уровня давали им определенный шанс на спасение. Психологический и моральный климат взаимоотношений этих разных социальных групп узников и их борьба за выживание сопоставимы с различиями между местными и депортированными узниками Транснистрии. 

Гетто было организовано на территории площадью около двух квадратных километров, занимая около 40 улиц и переулков в западной части города, где находились преимущественно  одноэтажные деревянные строения87. Узники гетто, в первую очередь, использовались вермахтом на различных вспомогательных  и ремонтных работах. Гражданская  администрация генерального округа «Белоруссия» также стремилась максимально  использовать труд еврейских специалистов и ремесленников. На территории гетто  создавались различные производства. Одновременно шло постоянное сокращение его населения в ходе регулярных «акций», а также вследствие эпидемий и высокой смертности от голода и  болезней. Отмстим, что несколько  тысяч узников сумели бежать к  партизанам или скрывались у местного населения. 

В результате уже  через год численность советских  евреев в этом гетто сократилась  более чем в десять раз и  составляла к августу 1942 г. примерно 6,5 тысячи человек. Численность евреев рейха превышала тогда 2100 человек. 

Во многом история  минского гетто сходна с историей львовского: нехватка продовольствия, жилья, угроза эпидемий давала возможность  оккупантам периодически «избавляться»  не только от «бесполезной» с их точки зрения части узников,, но даже, и вполне трудоспособного населения (при сокращении территории, гетто  методом истребления жителей  определенных улиц и кварталов). Однако экономические интересы оккупантов и личная позиция влиятельного гауляйтера Белоруссии В. Кубе (о ней мы расскажем ниже) позволили длительный период сохранять это гетто. 

Некоторые гетто  в генеральном округе «Белоруссия» просуществовали довольно долго. В  Барановичах, где гетто существовало более двух лет (до 17 декабря 1943 г.), в  момент его организации находилось 15 000 узников. 

Тенденция концентрации еврейского населения в средних  и крупных городах"наблюдалась ив западных областях Белоруссии (как и Украины). Обычно переселялись отдельные семьи, не превышающие нескольких дёсятков человек. Однако это распоряжение касалось иногда и еврейских общин численностью не менее нескольких сот человек. Так, в Западной Белоруссии оккупанты предприняли уникальную попытку создать еврейский город («Judenstadt») в Пружанах. Сюда было переселено свыше 6,5 тысячи евреев из 14 населенных пунктов (включая 4,5 тысячи из Белостока). Весной 1942 г. в гетто Новогрудка переселили пять с половиной тысяч человек, а в гетто Глубокое были направлены евреи из 42 городов, местечек и деревень. 

Для западных районов  Белоруссии (вошедших в рейхскомиссариат «Украина») было характерно создание на первом этапе иного варианта изоляции: формально гетто не создавалось, но еврейское население (после регистрации и соответствующего обозначения, а также создания еврейских советов) интенсивно использовалось на принудительных работах, подвергалось коллективным контрибуциям и, главное, фактически было лишено свободы передвижения (запрет передвигаться вне рабочих колонн, появляться в определенных кварталах и даже покидать свои дома). Такая ситуация сохранялась (за некоторым исключением) до конца 1941 — начала 1942 г., когда план и темпы «окончательного решения» еще находились в стадии обсуждения. 

Для этого периода  характерно, как и в дистрикте  «Галиция», переселение трудоспособных узников в крупные гетто из более мелких. В отличие от зоны под контролем военной администрации, это делалось не с целью ликвидации еврейского населения, а в целях использования их профессиональных возможностей. 

Минское гетто 

Ужасы геноцида, гетто  и лагерей смерти

для евреев невозможно описать словами. 

Минское гетто было одним из самых крупных в Европе, а на оккупированной территории СССР занимало второе место по количеству узников после Львовского, которое  насчитывало 136 тысяч человек. На нескольких улицах, обтянутых колючей проволокой, находилось вначале 80 тысяч, а потом  более 100 тысяч узников. 

Есть основания  считать, что в годы войны в  Минске было три гетто. 

Первое ("большое") гетто существовало с августа 1941 по 21 - 23 октября 1943 года (39 улиц и переулков  в районе Юбилейной площади). 

Второе ("малое") гетто находилось в районе завода им. Молотова (теперь завода им. Ленина) с 1941-го до конца июня 1944 года. 

Третье - это "зондергетто" (часть гетто по ул. Сухой и Обувной). Здесь были помещены тысячи евреев, депортированных нацистами из семи стран Западной, Центральной и Восточной Европы. "Зондергетто" существовало с ноября 1941-го по сентябрь 1943 года. 

Многие люди были обескуражены огромными людскими потерями в первые дни войны. Они высказывали гнев в адрес партийного руководства страны. Вот слова очевидца и участника событий тех дней. "Они предали нас!... Как последние трусы, как дезертиры, они сбежали от нас. Они даже не предупредили нас. Они приказали нам копать траншеи, противотанковые рвы, и мы послушно исполняли их указания. Сами же они сбежали. Их грузовики были загружены не людьми, а их же добром…" - [71]. 

Люди хорошо помнили  совсем недавние идеалистические соглашения между Советским Союзом и гитлеровской Германией после подписания пакта  Молотова-Рибентропа 23 августа 1939 г. В памяти выразительно отложились издевательские замечания Молотова на счет антифашистских борцов, которых он называл "наивными антифашистами". И именно Молотов расценил немецкий национал-социализм как "дело вкуса". Евреи в гетто не могли не удивляться: как это случилось, что за неделю до нападения Гитлера, 14 июня 1941 г, в официальном коммюнике Телеграфного Агенства Советского Союза (ТАСС) категорически отрицалось, что Германия имеет какие-нибудь намерения напасть на СССР. 

"На одном собрании  на вопрос о возможно скором  начале войны П.К. Пономаренко,  в то время Первый секретарь  компартии Белоруссии, с раздражением  отвечал: "Нам нужно только 24 часа, чтобы поднять на ноги весь  Советский Союз". Однако, не только  через 24 часа, но и через 3 дня  и три ночи толпы вооруженных  и безоружных мужчин и женщин  убегали на своих двоих, со  всех сил стараясь догнать  и обойти немцев, войска и авиация  которых уже давно опередили  их" - [71]. 

Решение о создании концлагеря смерти было принято 19 июля 1941 года - через три недели после  захвата Минска вермахтом. В этот день в Минске состоялось совещание  командующего тылом группы армий "Центр" генерала Шенкендорфа и высшего начальника СС и полиции генерального округа "Белоруссия" бригаденфюрера СС Ценнера, на котором рассматривались вопросы взаимодействия и уничтожения евреев. Именно 19 июля 1941 года комендант полевой полиции Минска подписал распоряжение полевой комендатуры о создании гетто, которое было обнародовано на следующий день - 20 июля 1941 года. 

Информация о работе Гетто в Беларусии