Героизм народа в блокаду Ленинграда

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:17, реферат

Описание работы

Задачи данной работы: на конкретных примерах разобрать героический опыт жителей блокадного Ленинграда, изложить факты того периода, передать атмосферу, в которой жили ленинградцы, и найти ответ на вопрос «что помогло ленинградцам выдержать столь жестокую борьбу?». Из данных, приведенных в этом реферате, следует, что практически всё население города включилось в борьбу: около полумиллиона жителей работало на оборонных предприятиях, столько же было послано на фронт, еще четверть миллиона встали в ряды ополчения на защиту своего города. Отдельно в реферате затронута роль женщин, которые пытались наладить разрушенную инфраструктуру, помогали тушить бомбы и строить заграждения в то время, пока их мужья и отцы воевали на фронте.

Содержание

Введение ............................................................................................................... 3-4
Глава I. Общее состояние Ленинграда на период начала блокады.
1.1. Крупнейший центр - Ленинград .................................................................. 5-6
1.2. Первые действия .............................................................................................. 7
1.3. Голос гнева ........................................................................................................8
1.4. Промышленность ............................................................................................. 9
Глава II. Важнейшие события блокады в конкретных лицах. Прорыв.
2.1. Бессмертные подвиги ................................................................................. 10-12
2.2. Сила слабых ................................................................................................ 13-14
2.3. Испытания голодом и холодом ................................................................. 15-16
2.4. Трасса мужества ......................................................................................... 17-19
2.5. Прорыв и победа ......................................................................................... 20-21
Заключение ............................................................................................................ 22
Список литературы .............................................................................................. 23

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

С помощью выделенных горкомом партии людей 10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, ещё только на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней.

 

       Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

 

 

 


¹ См. Новиков Н.К., «Листки блокадного календаря». Ленинград: «Лениздат». 1988 г. – стр. 12.

      Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной "транспорт" жителей города - детские саночки. На них везли мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Работники коммунального хозяйства и здравоохранения, ежедневно объезжая улицы и переулки, подбирали трупы, заполняя ими кузова грузовых машин. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

 

      Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: "Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя".

      Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

      Вызовом врагу была работа 39 школы в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились". Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-"буржуйка" не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.¹

 

       А время шло. От мала до велика – все превозмогали голод. Трудились и жили крепкой надеждой на торжество правого дела. Не роптали на судьбу, а скромно, про себя каждый гордился тем, что он в тяжёлое время вместе со всеми борется за свой любимый город, за честь Родины. Несмотря на все невзгоды, независимо от того, насколько долог ещё может оказаться путь борьбы, святое чувство правого дела поднимало кузнеца, инженера, лесоруба, учёного на героические дела, это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекали других голодных и усталых людей, хотя у них самих подкашивались ноги и слышался в груди хрип. Только подлинные патриоты и сильные духом люди могли переносить такие лишения.

 

 

 

2.4. Трасса мужества.

 

       До войны в город по множеству железнодорожных линий и веток каждый день прибывала не одна тысяча вагонов с всякими грузами. По рекам и каналам шли в Ленинград пароходы и баржи - с дровами, углем, нефтью, мукой, крупой и многим другим. Линии передач несли электрическую энергию со станций, расположенных на Волхове, Свири, в верховьях Невы. Теперь все эти пути были перехвачены врагом. Огромный поток грузов сразу иссяк.

     

       Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но это была капля в море. Взять нужное число самолетов было негде. Решили создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. Враг стоял на южном и северном его берегах, но западное и восточное побережье оставались в наших руках. Значит, существовал и путь по воде - узкая полоса между вражескими армиями. Прежде этот путь мало использовался. Ладожское озеро суровое и бурное, судов, пригодных для плаванья по нему было немного. Баржи водили по каналам, в обход озера, но теперь и каналы попали в руки врага.

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов. Судов на Ладоге было крайне мало и поэтому они не смогли существенно помочь голодающему городу.

     

        Наступил ноябрь, Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов. Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание.

        Движение судов прекратилось, и начались перевозки. 20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом. Казалось, самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения.

 

        Но в начале и перевозки по озеру давали ничтожно мало в сравнении с тем, сколько было нужно. Сперва возили по два-три мешка муки на санях, потом пошли машины с кузовами, нагруженными на половину. Шоферы стали прицеплять к машинам сани на тросах, и сани тоже нагружали мукой. Вскоре можно было брать полный груз, и машины - вначале полуторки, затем трехтонные и даже пятитонные вышли на озеро: лед окреп.

 

 

       22 ноября колонна вернулась, оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза.

24 января вводятся  новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов,  служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов. 11 февраля паёк снова был увеличен. Рано утром 25 декабря, когда открылись булочные, горожане, стоявшие в очередях у их дверей, еще не знали о прибавке. Они получили её неожиданно. Многие женщины и дети плакали от радости. Еще 75 граммов хлеба, в общем - то крохотный кусочек, который легко сжать в кулаке. В блокадную пору он был бесценен. Он давал людям надежду на спасение от голодной смерти, на то, что их близкие, и они сами будут жить.

         Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но слишком велика была нужда в продовольствии, в горючем, в боеприпасах для фронта. Надо было возить больше, много больше, возить быстрее, много быстрее!

 

         К середине зимы "Ледовая дорога" была хорошо организованной автомагистралью, обеспечивавшей водителям уверенную езду на большой скорости. Трассу обслуживали 350 регулировщиков, в задачу которых входило рассредоточение машин, указание направления движения, наблюдение за сохранностью льда и другие обязанности. Эта работа требовала самоотверженности и мужества, так как её требовалось вести при любых условиях - лютых морозах, леденящих ветрах, пурге, обстрелах и налётах вражеской авиации. В помощь этой службе были оборудованы указатели с направлением движения, местонахождением заправочных станций, пунктов забора воды и техпомощи, питательных и обогревательных пунктов, картами - схемами на перекрёстках и поворотах.

        В дополнение к этому на дороге была организованна диспетчерская служба, обеспеченная телефонной связью.

        Все эти меры давали хорошую возможность регулировать поток автотранспорта на дороге и вполне надёжно обеспечивали нормальное движение автомашин по указанным маршрутам.

 

        Военно-автомобильная дорога имела надёжную оборону. Наземную охрану осуществлял специально сформированный отдельный стрелковый 384-й полк под командованием полковника А. Королёва. Противовоздушная оборона ледовой трассы осуществлялась зенитными средствами и истребительной авиацией. Героические защитники ледовой дороги своими самоотверженными действиями парализовали все попытки противника сорвать перевозки и нанесли ему значительные потери.

       Военно - автомобильная дорога Ленинградского фронта со всё возраставшей интенсивностью работала до последней возможности. За три недели до апреля 1942 года по ней было перевезено в Ленинград более 87 тыс.т грузов. В середине апреля в связи с повышением температуры воздуха толщина льда быстро уменьшилась, на его поверхности появилась вода, местами доходила до 0,5 м. Особенно опасным стали скрытые водой трещины. Но работники трассы стремились продлить работу дороги.

 

        С 16 по 21 апреля автомашины двигались по сплошной воде. 20 апреля провалилось под лёд около 80 машин. Вечером был издан приказ по войскам Ленинградского фронта о закрытии движения автотранспорта через Ладожское озеро с 12.00 до 22.00. С этого времени автомашины, и другие транспортные средства допускались на ледовую трассу только по специальным разовым пропускам, которые выдавались с разрешения начальника военно-автомобильной дороги генерала А.М. Шилова и начальника ледового участка, дороги капитана II ранга М.А. Нефёдова. Завершающим днём работы ледовой дороги было 23 апреля.

        Осуществлённые упорным трудом советского народа мероприятия на Ладожском озере сыграли исключительно важную роль в последующем разгроме фашистских войск под Ленинградом. Зимняя дорога была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй, только за первую блокадную зиму в город было доставлено 790 тысяч тонн грузов, включая 353 тысячи тонн продовольствия, эвакуировано из города 540 тысяч жителей и раненых бойцов. Дорога жизни сделала свое дело: помогла выжить ленинградцам в самые трудные месяцы блокады.

        Дорога от Ленинграда до Ладожского озера, где ежеминутно витала смерть и так ярко проявлялась доблесть многих тысяч людей, несомненно, стала живой страницей истории борьбы ленинградцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Прорыв и победа.

 

       Подготовка к операции по прорыву блокады проводилась в глубокой тайне.

Наступило 12 января 1943 года. В 9 утра над лесами, над широкой, крепко скованной льдом Невой, над всем передним краем господствовало тишина.

Десятки тысяч наших  воинов в полной готовности уже напряженно отсчитывали оставшиеся до атаки  минуты, но строжайшая военная тайна  не должна была быть нарушена ни необычным  единым звуком.

Гитлеровцы знали, что Ленинград готовится пробить блокаду. Они предугадывали, где именно мы дадим генеральный бой, - это им подсказывала сама географическая карта. День за днем воздвигали они все новые оборонительные сооружения на предполагаемом участке прорыва, стягивали сюда свои отборные части, еще и еще насыщали огневыми средствами узлы сопротивления, созданные за 16 месяцев блокады.

Но когда и с какими силами мы начнем прорыв - этого гитлеровцы не знали. И ожидавшийся целый  год наш удар все-таки оказался для  них неожиданным.

В 9.30 утра прокатился над  Невой неистовый гром орудий.

        Час настал!..

В начале декабря 1942 года советские войска окружили, а в  январе - начале февраля 1943 года разгромили главную группировку неприятеля, прорвали оборону немцев и перешли в наступление, отбросив врага на сотни километров на запад. Немецкие части оказали сильное сопротивление. После семидневных тяжёлых боёв враг был отброшен от южного берега Ладожского озера на 10 км. Усилиями советских воинов 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано!

       27 января 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

                                      Потери населения:

За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн  человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. Хотя людей хоронили практически на всех кладбищах города: Волковском, Красненьком и других. За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за все время войны.

                                     Звание города-героя:

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

                          

                             Ущерб культурным памятникам:

Информация о работе Героизм народа в блокаду Ленинграда