Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:17, реферат
Задачи данной работы: на конкретных примерах разобрать героический опыт жителей блокадного Ленинграда, изложить факты того периода, передать атмосферу, в которой жили ленинградцы, и найти ответ на вопрос «что помогло ленинградцам выдержать столь жестокую борьбу?». Из данных, приведенных в этом реферате, следует, что практически всё население города включилось в борьбу: около полумиллиона жителей работало на оборонных предприятиях, столько же было послано на фронт, еще четверть миллиона встали в ряды ополчения на защиту своего города. Отдельно в реферате затронута роль женщин, которые пытались наладить разрушенную инфраструктуру, помогали тушить бомбы и строить заграждения в то время, пока их мужья и отцы воевали на фронте.
Введение ............................................................................................................... 3-4
Глава I. Общее состояние Ленинграда на период начала блокады.
1.1. Крупнейший центр - Ленинград .................................................................. 5-6
1.2. Первые действия .............................................................................................. 7
1.3. Голос гнева ........................................................................................................8
1.4. Промышленность ............................................................................................. 9
Глава II. Важнейшие события блокады в конкретных лицах. Прорыв.
2.1. Бессмертные подвиги ................................................................................. 10-12
2.2. Сила слабых ................................................................................................ 13-14
2.3. Испытания голодом и холодом ................................................................. 15-16
2.4. Трасса мужества ......................................................................................... 17-19
2.5. Прорыв и победа ......................................................................................... 20-21
Заключение ............................................................................................................ 22
Список литературы .............................................................................................. 23
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РЕФЕРАТ
Тема: «Героизм народа в блокаду Ленинграда».
2011
Содержание:
Введение ..............................
Глава I. Общее состояние Ленинграда на период начала блокады.
1.1. Крупнейший центр - Ленинград ..............................
1.2. Первые действия ..............................
1.3. Голос гнева ..............................
1.4. Промышленность ..............................
Глава II. Важнейшие события блокады в конкретных лицах. Прорыв.
2.1. Бессмертные подвиги ..............................
2.2. Сила слабых ..............................
2.3. Испытания голодом и холодом ..............................
2.4. Трасса мужества ..............................
2.5. Прорыв и победа ..............................
Заключение ..............................
Список литературы ..............................
Введение.
Эта работа затрагивает восемьсот семьдесят два дня Великой Отечественной Войны, которые вошли в историю, как блокада Ленинграда – подвиг тысяч людей, ежедневно рисковавших своими жизнями ради лучшего будущего. В кольце фашистских войск ленинградцы смогли выстоять и победить.
Популяризация героического прошлого нашего народа и его самоотверженной борьбы с фашизмом, восстановление этого в памяти людей – это главные цели моей работы. Задачи данной работы: на конкретных примерах разобрать героический опыт жителей блокадного Ленинграда, изложить факты того периода, передать атмосферу, в которой жили ленинградцы, и найти ответ на вопрос «что помогло ленинградцам выдержать столь жестокую борьбу?». Из данных, приведенных в этом реферате, следует, что практически всё население города включилось в борьбу: около полумиллиона жителей работало на оборонных предприятиях, столько же было послано на фронт, еще четверть миллиона встали в ряды ополчения на защиту своего города. Отдельно в реферате затронута роль женщин, которые пытались наладить разрушенную инфраструктуру, помогали тушить бомбы и строить заграждения в то время, пока их мужья и отцы воевали на фронте.
В реферате освещена роль небезызвестной «Дороги Жизни» - узкий участок в районе Ладожского озера, свободный от окружения фашистами. Именно через эту брешь в кольце оккупантов осуществлялось снабжение блокадного города, и сохранение этого «ручейка жизни» достойно отдельного рассмотрения, как один из важнейших подвигов защитников Ленинграда.
Методы, которые я использовала для написания реферата: сравнительный, статистический, исторический, аналитический и обобщение.
Тема, выбранная мной, не теряет актуальности и сегодня. Героизм, самопожертвование, бескорыстие – вот те слова, которые можно в полной мере соотнести с блокадой Ленинграда, и которые, увы, так редко встречаются в лексиконе современного поколения. Глядя на подрастающее поколение, можно с уверенностью и болью сказать, что подвиг героев забыт, забыто то упорство, с которым многонациональный народ Советского Союза бился за каждый сантиметр своей земли. Таким образом, я хочу помочь лучше понять ту обстановку, в которой жили, боролись и умирали защитники осаждённого города.
Данную тему реферата я выбрала потому, что эта тема близка мне, моей семье – это тема о моём родном Отечестве. Мой прадед, Юровских Федор Георгиевич, был непосредственным участником Великой Отечественной войны, он воевал в 14 бригаде, в 534 истребительно-противотанковом полке. Слушая его рассказы о тяжёлых временах в годы СССР, я понимала, что, чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем острее желание больше рассказать о суровых и героических днях, о людях, которые, несмотря ни на что, в исключительно тяжёлых и крайне напряженных оборонительных сражениях выстояли, а затем, взяв стратегическую инициативу в свои руки, перешли в контрнаступление и сокрушили гитлеровскую армию.
Источниками материала для исследования послужили монографии и труды по истории России: Шумилова Н.Д. В дни блокады, Павлова Д.В. Ленинград в Блокаде, Жукова Г.К. и Василевского А.М. 1418 дней войны.
Для представления фотоматериалов я использовала интернет-ресурсы, предложенные в списке использованной литературы.
ГЛАВА I. Общее состояние Ленинграда
на период начала блокады.
1.1. Крупнейший центр – Ленинград.
1418 дней Великой Отечественной войны – это не только важнейшая составная часть Второй мировой войны, но и крупнейшее военное столкновение всех времён. Ни одно из них не втянуло непосредственно в ожесточённые сражения такое огромное количество людей, не сопровождалось такими гигантскими человеческими и материальными потерями.
Великая Отечественная война была самой тяжёлой и жестокой из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной. Однако она была не только драматическим, но и героическим периодом истории советского народа. История войны полна фактов мужества и самоотверженности миллионов советских людей, беззаветно защищавших свою социалистическую Родину.
И чем дальше мы от того тревожного и героического времени, тем величественнее кажутся их подвиги, тем полнее осознаётся значимость свершенного.
Таким образом, навязанная нашему народу кровопролитная война явилась суровым испытанием прочности основ советского социалистического общества, его экономических и морально-политических сил, проверкой его военной организации. Это была смертельная схватка двух сторон: социализма и капитализма, и двух идеологий: коммунистической и буржуазной.
Одним из ярких представителей героизма народа является такое событие, как блокада Ленинграда. Разрабатывая план нападения на Советский Союз, немецко-фашистские агрессоры одной из ближайших задач, которая входила в план «Барбаросса», ставили захват Ленинграда. Название Барбаросса определяет характер войны, как жестокой, истребительной и разрушительной. Она так и задумывалась на самом деле.
Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и непрерывной бомбежки воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет в заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города."
Ленинград носит имя великого вождя – Владимира Ильича Ленина, этот город один из крупнейших политических, экономических, научных и культурных центров страны. Это один из красивейших городов мира. За революционные, боевые и трудовые заслуги Ленинград награждён двумя орденами В. И. Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почётное звание "Город - герой" и вручена медаль "Золотая Звезда".
Накануне войны Ленинград был крупнейшим индустриальным, научным и культурным центром нашей страны. На своих предприятиях он давал промышленных изделий намного больше, чем вся промышленность царской России. Около 20% всех производимых машин делали ленинградские заводы, выпуская станки, оборудование, технику, приборы. Большой удельный вес занимало производство легкой промышленности. Город был крупнейшим культурным и научным центром с массой театров, музеев, кинотеатров, библиотек, научно-исследовательских институтов. Самым ценным капиталом города был его передовой рабочий класс, роль которого высоко ценил Ленин. Исходя из всего этого, Ленинград представлял собой большую ценность в глазах Гитлера.
1.2. Первые действия.
Захватив большую часть стран Европы, ступив на земли СССР и заняв множество городов и поселений Советского Союза, к августу 1941 года гитлеровские войска быстрыми темпами приближались к Ленинграду.
По призывам партии и правительства ленинградцы в короткий срок сформировали 10 дивизий народного ополчения для отражения атак немцев и строительства дополнительных оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду, где ежедневно работало до 500 тысяч человек.
23 июня городской комитет партии провёл совещание руководящих работников города. Речь шла о решении таких первоочередных задач, как
- мобилизация военнообязанных и транспорта.
- привлечение населения на
- укрепление противовоздушной обороны.
- перестройка работы
- усиление всей политической
деятельности партийных
- эвакуация промышленности, культурных учреждений, научных институтов.
- руководство и развёртывание
всей агитационно-массовой и
Быстрые и решительные меры, принятые командованием, позволили в самый критический момент укрепить наши позиции. Стремительные атаки немцев, их чрезмерные усилия пробраться вперёд ни к чему не привели, однако 8-10августа, собрав значительные силы войск и авиации, им удалось-таки прорвать нашу оборону и продвинуться на Ленинград.
В городе процесс эвакуации и работы производств шёл крайне замедленно. Это показывало, что было некоторое непонимание народа в масштабности событий и величине надвигающейся опасности. На основе директивы Центрального комитета партии и Советского правительства комиссия обкома и горкома определила главные задачи пропаганды и агитации.
1.3. Голос гнева.
Германские войска вплотную подошли к стенам Лениграда и окружили город – это была блокада.
Утром 21 августа внимание населения города было приковано к опубликованному обращению Военного совета фронта, горкома партии и Ленинградского совета депутатов, трудящихся к народу. Обращение было кратким, выразительным, отражало подлинную обстановку и настроение людей. Суть обращения состояла в призыве защищать свой город, свои семьи, свою честь и свободу, выполнять священный долг советских патриотов, быть беспощадными в борьбе с трусами и мужественно встретить врага, дав ему сокрушительный отпор.
В то время главными целями правительство считало глубоко разъяснить причины возникновения и ход развития второй мировой войны, характер и особенности Великой Отечественной войны, раскрыть сущность фашизма и воспитывать у людей жгучую ненависть к врагу. Устные и печатные выступления пропагандистов и агитаторов должны пробуждать у советских людей патриотизм, национальную гордость, проявление стойкости, организованности, широкой личной инициативы и бдительности. К агитационной работе привлекались преподаватели вузов и техникумов, учителя, работники литературы и искусств. Они выступали на предприятиях, в воинских частях, на агитпунктах и на вокзалах. Боевые лозунги, листовки, плакаты, призывные статьи, сотни брошюр, газеты, выступления по радио, кинохроники – работа политорганизаторов способствовала укреплению морально-политического единства населения в условиях трудных испытаний.
Воззвания поднимали из глубин человеческих душ новый прилив сил, ярости и гнева к врагу, подавляя тревогу и горечь на сердце от известия, что фашистам удалось подойти так близко к Ленинграду. Мужчины, женщины, подростки овладели решимостью, во что бы то ни стало отстоять город, с гордостью выполняли все приказы руководства и спешили к тому месту работы, куда их посылали. Одни направлялись в ряды народного ополчения, партизанские отряды (минировали дороги, взрывали мосты, в результатах их действий немецкая армия несла большие потери), на строительство оборонительных рубежей, в госпитали ухаживать за ранеными, другие – на фабрики и заводы производить больше оружия, обеспечивать солдат обмундированием. Никто не оставался в стороне. Каждый житель города горел огнём ненависти к захватчикам. Общая воля трехмиллионного населения создавала несокрушительную силу. Солдаты и население были готовы к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград, но если всё же неприятелю и удалось бы ворваться в город, то и на этот случай был детально разработан план уничтожения войск противника. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы на воздух, груды камня и железа обрушились бы на головы вражеских солдат, Гражданское население, не говоря уже о солдатах и матросах, было подготовлено к уличным боям. Идея борьбы за каждый дом не была актом самопожертвования, а ставила целью уничтожение вражеской армии.