Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:44, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена уроженцам Чувашии, которые сражались за Родину в Великой Отечественной войне, являлись военачальниками и были удостоены звания Героя Советского Союза. Этими великими людьми мы должны гордиться, их было не так уж и много. Я расскажу о 16 героях. Все они – уроженцы Чувашии, военачальники и Герои Советского союза. Самым большим количеством таких героев может гордиться Алатырский район, здесь родились 3 человека-героя и военачальника. По два героя приходится на Порецкий, Яльчикский и Моргаушский районы. По одному уроженцу приходится на Канашский, Чебоксарский, Козловский, Шемуршинский, Ядринский, Урмарский, районы. И в городе Чебоксары родился известнейший военачальник, Герой Советского Союза Боголюбов Александр Николаевич. Среди уроженцев Чувашии были чуваши, русские и представители других национальностей. Среди этих 16 героев чувашами были 7 человек, русскими – 7, также был и представитель мордовской национальности, известен и один татарин, родившийся в Козловском районе. Все герои служили в разных видах войск: инженерные, ВВС, стрелковые, танковые и другие. Большинство из них отдавали долг родной стране в ВВС и танковых войсках.
[Бомбардировал] скопления войск противника в районе Новгорода, Старая Русса, район Лужно, Чудово, Демянск, Великое Село. Во время бомбометания по г. Новгород 18 ноября 1941 г. прямым попаданием бомбы в здание было уничтожено 138 фашистских офицеров, за что командующим ВВС СЗФ объявлена благодарность экипажу. За успешное бомбометание по скоплению войск в пункте Демянск экипажу объявлена благодарность командующим наземными войсками СЗФ.
Отлично владея техникой пилотирования в ночных условиях, тов. Орлов задания командования выполняет честно и мужественно, не проявляя растерянности и трусости | сред интенсивной защитой объектов ЗА, ЗП и прожекторами, умело маневрируя, точно выводит самолет па цель.
За время Отечественной войны с 22 июня 1941 г. топ. Орлов сделал всего 92 ночных боевых вылета...
Тов.
Орлов продолжает и сейчас выполнять поставленные,
перед ним задачи командования ВВС СЗФ.
Тов. Орлов достоин представления к правительственной
награде — присвоения звания Героя Советского
Союза».41
После войны Орлов продолжал службу в Советской Армии. В 1945 году участвовал в войне с Японией. В 1958 году уволился в запас в воинском звании полковника. Работал контрольным мастером на электроаппаратном заводе. Избирался депутатом Верховного Совета Чувашской АССР. Полковник в отставке Федот Орлов активно участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи, в борьбе за мир, он частый и желанный гость в учебных заведениях, в рабочих общежитиях. Пример его жизни воспитывает в юношах и девушках идеи советского патриотизма, социалистического интернационализма и дружбы народов, готовность отдать все силы Родине, партии и народу.
Ему присвоено почетное звание заслуженного работника культуры Чувашской АССР. Награжден различными орденами, медалями, грамотами. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.42 Умер Федот Никитич Орлов 13 февраля 1988 года в Чебоксарах.
Орлов Ф.Н. – еще один великий человек и герой не только своего времени, но и герой будущего, потому что живы в памяти людей его подвиги, значит жива и память о нем.
Не забудет страна и Кочетова Александра Васильевича – Героя Советского Союза, летчика-истребителя. Родился Кочетов А.В. в 1919 году в городе Алатыре Чувашской АССР в семье рабочего. По национальности русский. В Советской Армии с 1938 года. В 1938 году окончил Алатырскый аэроклуб. Затем учился в Энгельсском военном авиационном училище. В Великой Отечественной войне с первых дней, ушел добровольцем. Командовал авиаэскадрильей. Совершил более 450 боевых вылетов, в которых лично сбил 34 вражеских самолета и 8 — в группе.43
Северный Кавказ и Кубань, Крым и Белоруссия, Прибалтика, Польша, Берлин – вехи в боевой деятельности отважного летчика, и с каждым вылетом повышалось его мастерство, укреплялось мужество, закалялся характер командира звена, эскадрильи. В наградном листе отмечались его качества: отличный летчик-истребитель, в воздушных боях смел, дерзок, решителен, храбр. Отлично владеет радиосвязью и руководит группой, воздушный бой проводит тактически грамотно и с большим мастерством.
Навсегда Кочетову запомнились жаркие схватки в небе Кубани, в районе Мысхако (Малая Земля).
Звено Кочетова вылетело на прикрытие линии фронта. На подходе командир сразу сбил «юнкерс». Тут же вела бой группа С. Маковского. Кочетов видел, как сошлись в лобовой атаке самолет Спартака и вражеский истребитель. Целым и невредимым вышел из нее наш «як». По пошли в атаку «мессера», стремясь добить его. Кочетов догнал одного,, дал очередь. Из «мессера» выползли струи дыма. Так он и прикрывал Маковского до своего аэродрома. Вскоре Спартак совершил подвиг, таранив самолет противника.
В июне сорок третьего Л. В. Кочетов встретил в воздухе 4 МЕ-109. В неравном бою, умело маневрируя, он сбил одного из них и вернулся невредимым.
Всего за время боев на Кубани советские летчики уничтожили более 1100 самолетов, одержав победу в борьбе за господство в воздухе. На счету А. В. Кочетова много уничтоженной боевой техники и живой силы противника.44
Звание Героя Советского Союза А. В. Кочетову присвоено 13 апреля 1914 года. Награжден также многими орденами и медалями. Вот слова из наградного листа на Кочетова А.В., лейтенанта, командира звена 43-го истребительно-авиационного полка 278-й истребительной авиационной дивизии:
«В Отечественной войне против немецких захватчиков участвует с 22 июня 1941 г. на Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Кавказском фронтах в должности пилота и командира звена. Смелый, энергичный, волевой летчик. До прибытия в полк в воздушных боях имеет лично сбитых 6 самолетов противника и один самолет в групповом бою.
За отличное выполнение боевого задания командования на Юго-Западном и Сталинградском фронтах награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Когда тов. Кочетов прибыл на Северо-Кавказский фронт, в боях за Советскую Кубань показал образцы мужества и отваги. В короткое время с 3 мая по 8 мая 1943 г. в воздушных боях лично сбил 4 самолета противника Me-109. 7 мая 1943 г. тов. Кочетов получил боевое задание на прикрытие своих наземных частей в районе Нижнебаканская, был атакован четырьмя Me-109. Ведя неравный бой с противником до израсходования горючего, тов. Кочетов отходил в район Краснодара, сбив при этом один Me-109, и умелым маневром сумел выйти из боя невредимым».45
После войны до июня 1947 года служил на командных должностях в авиационных частях.
Минули боевые годы. Заслуженные летчик-истребитель вернулся к мирному труду. Работал в Алатыре, руководил в Чебоксарах стрелковым спортивным клубом ДОСААФ.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР. Имя Кочетова А.В. занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.46 Умер Кочетов Александр Васильевич 31 января 1994 года.
Кочетов А.В. не только великий герой войны, нашей страны, но и деятель военно-патриотического воспитания молодежи.
Еще одним Героем Советского Союза, уроженцем Чувашии является Казаков Анатолий Семенович, летчик-штурмовщик. Казаков Анатолий Семенович родился в 1923 году о поселке Урмары Урмарского района Чувашской АССР. По национальности чуваш. После окончания 8-го класса А. С. Казаков переезжает вЧебоксары. Здесь учебу в школе сочетает с учебой в аэроклубе. В 1940 году призван в Советскую Армию и направлен в военную авиационную школу летчиков. Здесь застала его Великая Отечественная война.
Боевой путь летчика-фронтовика начался в жестоких боях с врагом на Курской дуге летом 1943 года. Молодой летчик с первых боевых вылетов проявил инициативу, выдержку, неколебимую уверенность в победе, то есть, все те качества, которые столь необходимы летчику-штурмовщику.
...16 ноября 1944 года, будучи ведомым в шестерке штурмовиков, Казаков был атакован шестнадцатью «Фокке-Вульфамн-190». Ведущий перестроил боевой порядок в оборонительный крут. В ходе неравного воздушного боя машина Казакова получила серьезное повреждение, но осталась в строю. Отбив вес атаки противника, группа без потерь вернулась на свой аэродром. Казаков отлично произвел посадку на поврежденной машине.47
Свыше тридцати боевых вылетов совершил и боях код Будапештом старший лейтенант Анатолий Казаков. О летном мастерстве Анатолия Казакова на фронтах Великой Отечественной войны в представлении командования части в Президиум Верховного Совета СССР читаем: «За время боевых действий полка старший лейтенант Казаков водил группы штурмовиков, но 4 — 12 самолетов, и не имел ни одного случая удара по своим войскам, не имел и фактов неточного выхода па цель. Звено, руководимое Казаковым, не имело ни одной боевой потери. Летный состав звена произвел 570 боевых вылетов. Казаков лично уничтожил и вывел из строя: 19 танков, 2 бронемашины, 83 автомашины, 6 повозки с разным грузом, подавил огонь 6 орудий 23 пулеметных точек, 4 склада с боеприпасами, 2 склада с горючим, разбил 8 вагонов и 2 паровоза и уничтожил до 360 солдат и офицеров противника. В групповые воздушных боях сбил два Юнкерса-87».
За 150 произведенных успешных боевых вылетов за отличную штурмовку техники и живой силы протии пика, за умелое руководство в воздушных боях своей группой и проявленные при этом мужество, самоотверженность и героизм Анатолий удостоин правительственной награды — звания Героя Советского Союза.
Летчик-коммунист Анатолий Семенович Казаков начал войну в январе 1943 года сержантом, командиром штурмовика. Закончил ее в звании капитана, в должности командира эскадрильи.
Отгремели орудийные залпы Великой Отечественной войны, и прославленный летчик-штурмовик по состоянию здоровья ушел в запас.48 В это время он весь свой фронтовой опыт отдавал молодому поколению, подготовке новых летчиков.
Таким образом, Казаков, как и Кочетов после войны ответственно подходил к воспитанию молодежи, учил ее своему делу, воспитывал в духе патриотизма.
Не менее известен и Герой Советского Союза, летчик Васильев Борис Михайлович. Родился он в 1913 году в деревне Лебедкино Ядринского района в бедной крестьянской семье. По национальности чуваш. Борис окончил Ядринскую восьмилетнюю школу. Школа зажгла в мальчишке огонек душевной неугомонности, научила любить Родину и быть преданным ей до конца жизни.
Восемнадцатилетний Борис Васильев заведует сельской начальной школой, работает секретарем комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Он участвовал в классовой битве в период коллективизации.
В мире не было спокойно. В Германии к власти прорвались фашисты, они готовились к войне. Вожак сельской молодежи Борис Васильев, читая газеты, чутьем улавливал приближение беды и твердо решил учиться военному делу. В 1935 году, окончив подготовительные курсы, Васильев поступает в Казанский авиационный институт, одновременно учится в аэроклубе. Впервые берет в свои руки штурвал учебного самолета и с радостью ощущает, что не боится высоты. Чудесная машина, набирая скорость, послушна и податлива...
Борис был одним из тех комсомольцев тридцатых годов, которые смело шли навстречу приближающейся военной грозе.
В 1937 году, оставив третий курс института, он добровольно уходит в ряды Советской Армии, поступает в Борисоглебскую школу военных летчиков И в 1939 году успешно ее заканчивает.
В части, куда он прибыл для прохождения службы, в молодом командире командование сразу подметило общественно-партийный накал, умение руководить коллективом. Его назначают помощником комиссара части по комсомольской работе. Через год Борис Михайлович становится комиссаром авиационной эскадрильи.
Началась война...
На этом трудном посту особенно проявились его способности быть продолжателем боевых традиций военных комиссаров гражданской войны. На войне он словом и делом выковывал волевые, сильные, целеустремленные патриотические характеры.
В боевой жизни его близким другом стал командир эскадрильи капитан Фарад Фаткуллин, в прошлом рабочий казанской фабрики «Светоч», за время службы I армии в совершенстве овладевший командирскими навыками и летным мастерством.
Командир и комиссар, оба отменные летчики-истребители, летали на самолетах И-153 во главе эскадрильи, сбивали вражеские самолеты, штурмовали наземные войска, личным примером увлекали за собой коллектив летчиков. Чаше они летали на разных высотах, «этажеркой», каждый возглавлял группу истребителей.49
Вот отрывки из наградного листа Бориса Михайловича.
«...8 сентября 1941 года тов. Васильев во главе звена в районе переправы через Днепр у Ломовки прямым попаданием бомбы взорвал бензосклад. Во время налета огнем противника был изрешечен самолет Васильева, в котором было 6 пробоин. Искусным маневром, правильно спланировав свой самолет, тов. Васильев прилетел на аэродром...
13 сентября, вылетев на задание... двумя прямыми попаданиями бомб разрушил переправу в двух местах...
14 сентября тов. Васильев во главе эскадрильи вылетел на штурм аэродрома противника у станции Верховцы. В результате прямых попаданий бомб уничтожено 7 самолетов противника...
19 сентября, вылетев на штурмовку переправы у Ломовки, самолет тов. Васильева был обстрелян зенитной артиллерией противника. Снарядом пробит бак самолета. Тов. Васильев, действуя мужественно и стойко, привел самолет с пробитым баком на свою территорию и сделал посадку...»
На этом наградном листке приписано: «Достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
В декабре 1941 года эскадрилья была преобразована в авиационный истребительный полк, командиром которого стал теперь Герой Советского Союза майор Фаткуллин, комиссаром был назначен его боевой друг, получивший звание Героя в одном с ним Указе Президиума Верховного Совета СССР, батальонный комиссар Борис Михайлович Васильев. Летом 1942 года истребительный авиационный полк под Сталинградом наносит ощутимые удары по врагу, увеличивая боевой счет. Но враг был еще силен, наступал. В июле 1942 года, в одном из сражений, в неравном бою геройской смертью погиб любимец полка майор Фаткуллин. Командиром 92 истребительного полка становится Борис Михайлович Васильев.50