Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:20, реферат
Планируя нападение на СССР, верховное командование вооруженными силами Германии намечало провести в отношении советской страны не только самую крупную военно-стратегическую операцию, но и наиболее широкомасштабную в истории мировых войн экономическую экспансию. Беларусь в годы Великой Отечественной войны, как показывают документы, представляла собой уникальный военно-экономический феномен, сущность которого определялась нацистской экономической политикой и преступной практикой «ведения хозяйства» на оккупированных белорусских землях в 1941—1944 гг.
Германская экономическая политика на оккупированной территории Беларуси (1941—1944 гг.)
Новиков Сергей Евгеньевич — заведующий кафедрой истории и белорусоведения Минского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук, доцент
Планируя нападение
на СССР, верховное командование вооруженными
силами Германии намечало провести в
отношении советской страны не только
самую крупную военно-
Беларусь в военно-
Военно-экономические расчеты восточной кампании проводились «Штабом по руководству экономикой «Восток» (Wi Fue Stab Ost), находившемся в подчинении уполномоченного по четырехлетнему плану рейхсмаршала Г. Геринга и другими государственными учреждениями рейха. Планируя операцию по захвату «лебенсраума на востоке», военно-экономическое руководство Третьего рейха исходило из указаний Гитлера о «немедленном и полном использовании» восточных территорий в интересах рейха, в «первую очередь при получении продовольствия и нефти». Первоочередной задачей должно было стать продовольственное обеспечение «всех вооруженных сил Германии за счет России» (СССР. — С. Н.).
В начале мая 1941 г. на
совещании членов штаба «Ольденбург»
с участием государственных секретарей
правительства Германии были определены
основные методы для достижения поставленных
военно-экономических целей: «если
мы сумеем выкачать из страны все, что
нам необходимо, то десятки миллионов
человек будут обречены на голод»2.
Беларусь виделась в первоначальных
военно-экономических расчетах рейха
как источник сельскохозяйственной
продукции и технических
Следуя директивам, в основу разработки «программы снабжения войск из ресурсов страны» необходимо было положить метод не повышения урожайности, а снижения внутреннего потребления местного населения. Именно такой расчет создатели документа брали на вооружение, когда искали наиболее рациональный путь для получения излишков продовольствия и фуража, необходимых Германии в ходе военной операции на востоке, обрекая тем самым на голод миллионы людей.
Как следовало из
специальной инструкции — «12 заповедей
поведения немцев на востоке и
их обращения с русскими», — принятой
1 июня 1941 г., непосредственными
Основным программным документом, определявшим важнейшие цели и задачи по экономической эксплуатации «лебенсраума на востоке» являлись «Директивы по ведению хозяйства на новых занятых восточных территориях (Зеленая папка)», известные в советской историографии как «Зеленая папка» Г. Геринга4. Принятые 16 июня 1941 г., т. е. за неделю до нападения на Советский Союз, директивы предназначались для ориентации военного руководства и всех хозяйственных служб; имели силу в районах, которые будут находиться под управлением как военной, так и гражданской администрации. Документом определялось значение экономического потенциала Беларуси: с ее территории военно-хозяйственные службы рассчитывали получать запасы крупного рогатого скота, ячменя, лошадей, древесины и пр., а также использовать рабочую силу, военнопленных, привлекать местное население для выполнения разных заготовительных заданий.
Имеющиеся документы
позволяют установить: директивные
указания и распоряжения, изложенные
в «Зеленой папке», постоянно изменялись
и дополнялись, но сохраняли свою
практическую значимость до окончания
восточной кампании. После провала
«блицкрига» берлинские стратеги вынуждены
были вносить существенные коррективы
в оккупационную политику на востоке,
в том числе и в практику
«ведения хозяйства». С этого времени
в основу работы германских хозяйственных
органов и служб легли «общие
принципы экономической политики на
новых восточных территориях»5. В
соответствии с внесенными изменениями
высшим законом дальнейшего ведения
войны руководство рейха
Среди других директивных
документов, в соответствии с которыми
осуществлялась германская экономическая
политика на оккупированной территории
Беларуси, входившей в сферу деятельности
т. н. гражданской администрации, особое
место занимала «Коричневая папка»,
или «Директивы по ведению хозяйства»6,
до последнего времени практически
не известные отечественному читателю.
Подготовленные осенью 1941 г., но вступившие
в силу только с апреля 1942 г., директивы
касались сферы гражданского управления
на территории рейхскомиссариатов «Остланд»
и «Украина», куда в течение лета
— осени 1941 г. были включены другие
части (западная, центральная и южная)
оккупированной территории Беларуси.
Отсюда планировалось постоянно
получать такие виды сельхозпродукции,
как картофель, рожь, лен, коноплю, шерсть,
а также материалы
На оккупированной
территории Беларуси исполнителями
«директив по ведению хозяйства»
являлись разные хозяйственные службы,
принимавшие соответствующие
Таким образом, уже
в ходе подготовки и проведения военной
агрессии против СССР руководством нацистской
Германии были разработаны директивные
документы, соединявшие в себе, с
одной стороны, военно-стратегические
и военно-экономические
Германский аппарат
«ведения хозяйства», грабежа и эксплуатации
оккупированной территории Беларуси.
C первых дней германской военной агрессии
против СССР вступали в силу «Директивы
по ведению хозяйства на новых
занятых восточных территориях (Зеленая
папка)», которые по распоряжению начальника
штаба верховного командования вермахта
В. Кейтеля должны были «выполняться
всеми воинскими частями (подчеркнуто
в документе. — С. Н.)»8. В соответствии
с директивным документом, главнокомандованию
армий и военно-хозяйственным
службам других частей вермахта надлежало
принять все меры к немедленному
и полному использованию
Фактически через три недели после начала операции «Барбаросса» территория Беларуси с ее оставшимся экономическим потенциалом и людскими ресурсами оказалась главным объектом для целого ряда военно-хозяйственных органов, среди которых: 3 хозяйственных отделов (IV Wi) при главнокомандующих (AOK) армиями; 7 хозяйственных групп (Gruppe IV Wi) при полевых комендатурах, а также 4 хозяйственных команд (Wi Kdos) с тремя филиалами при хозяйственной инспекции «Центр» (Wi In Mitte). Штаб последней размещался в Ново-Борисове почти до конца 1943 г., обеспечивая ее функционирование в тылу группы армий «Центр»9.
Следуя директивным указаниям, хозяйственная инспекция с подчиненными ей службами группы армий «Центр», были обязаны оперативно наладить продовольственное снабжение воинских частей вермахта, общее количество которого только на этой территории в конце лета 1941 г. превышало 1,5 млн чел. Основной «исполнительной силой по использованию страны», как указывалось в директивах, становились хозяйственные команды. Наряду с решением главной задачи по продовольственному обеспечению они отвечали за использование рабочей силы, восстановление промышленности, заготовку сырья и обработку материалов, ведение лесного хозяйства и деревообработку, организацию банковского дела и торговли. Каждая команда состояла из отделов и подотделов, созданных с целью обеспечения как частей вермахта, так и других подразделений, в т. ч. частей войск СС и полиции.
Деятельность хозяйственной
инспекции «Центр» начинается с
12 июля 1941 г. — даты издания особого
распоряжения № 1. Занятая к тому
времени территория Беларуси входила
в сферу действий хозяйственных
команд «Белгард» (Минск), «Хиршберг» (Витебск),
«Бунцлав» (Бобруйск), «Швейдниц» (Орша),
которые предназначались в
Первой хозяйственной командой, с июля 1941 г. начавшей выполнять «директивы по ведению хозяйства» на оккупированной территории Беларуси, была команда «Белгард — Минск» («Belgard — Minsk»). Общая численность групп «руководства», «вооружений» и «хозяйства» составляла 32 служащих, тогда как в самую большую группу «сельское хозяйство» входило 128 чел. К началу осени 1941 г. почти половина Беларуси на восток от Борисова (т. н. тыловой район) стала зоной деятельности трех хозяйственных команд, которые наряду с командой «Belgard» занимались поставками продовольствия с территории двух заготовительных округов — «Варшава» и «Центр» (Днепр) с опорными пунктами в Варшаве, Орше и Смоленске.
После разгрома под
Москвой, когда потерпела крах стратегия
«молниеносной войны», военно-экономическое
руководство Третьего рейха вносит
«принципиальные» изменения в экономическую
политику в отношении всех восточных
территорий, где с этого времени
«главным является производство (выделено
мной. — С. Н.) продовольствия и добыча
сырья»11. Начиная с 1942 г. восточная
часть Беларуси (восточнее Борисова.
— С. Н.) оказывается в сфере
прямых интересов 14 исполнительных военно-хозяйственных
субъектов экономической
По итогам переписи
(1 июля 1942 г.), на территории экономической
инспекции «Центр» (территория восточной
части Беларуси и западной от Орла
части России. — С. Н.) общее число
занятых в сферах промышленности,
лесного хозяйства и
Следуя документальным материалам, можно констатировать: с первых дней операции «Барбаросса» территория Беларуси являлась объектом действий армейских хозяйственных отделов, хозяйственных команд и их филиалов, а также заготовительных служб, хозяйственных отделов главного квартирмейстера, охранных дивизий и полевых комендатур. По оценке советских исследователей М. М. Загорулько и А. Ф. Юденкова, на временно оккупированной территории СССР была установлена «целая система» экономического порабощения13. Если восточная часть территории Беларуси общей площадью около 110 тыс. км2 находилась под контролем 9 хозяйственных команд и 5 филиалов, то на остальных (западной, центральной и южной) частях Беларуси, территория которой в течение августа-октября 1941 г. оказалась под управлением гражданской администрации, начали свою работу более 20 хозяйственных отделов или т. н. рефератов.
Имеющиеся материалы
позволяют определить количественный
и качественный состав главных исполнительных
органов гражданской