Германская экспансия политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:20, реферат

Описание работы

Планируя нападение на СССР, верховное командование вооруженными силами Германии намечало провести в отношении советской страны не только самую крупную военно-стратегическую операцию, но и наиболее широкомасштабную в истории мировых войн экономическую экспансию. Беларусь в годы Великой Отечественной войны, как показывают документы, представляла собой уникальный военно-экономический феномен, сущность которого определялась нацистской экономической политикой и преступной практикой «ведения хозяйства» на оккупированных белорусских землях в 1941—1944 гг.

Работа содержит 1 файл

Германская экономическая политика на оккупированной территории Беларуси.docx

— 37.86 Кб (Скачать)

Германская экономическая  политика на оккупированной территории Беларуси (1941—1944 гг.)

Новиков Сергей Евгеньевич — заведующий кафедрой истории и  белорусоведения Минского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук, доцент

Планируя нападение  на СССР, верховное командование вооруженными силами Германии намечало провести в  отношении советской страны не только самую крупную военно-стратегическую операцию, но и наиболее широкомасштабную в истории мировых войн экономическую  экспансию. Беларусь в годы Великой  Отечественной войны, как показывают документы, представляла собой уникальный военно-экономический феномен, сущность которого определялась нацистской экономической  политикой и преступной практикой  «ведения хозяйства» на оккупированных белорусских землях в 1941—1944 гг.

Беларусь в военно-экономических  расчетах Третьего рейха. В ходе подготовки военной операции «Барбаросса» («Barbarossa») руководство нацистской Германии рассматривало  экономический потенциал СССР в  качестве одного из главных военно-стратегических объектов. О возможности его максимально  полного использования с целью  усиления экономики Третьего рейха  свидетельствует ряд директивных  документов, особое место среди которых  занимает директива о создании специальной  экономической организации «Ольденбург» («Oldenburg») со штабом особого назначения «Восток» (Wi Stab Ost — c июня 1941 г.)1.

Военно-экономические  расчеты восточной кампании проводились  «Штабом по руководству экономикой «Восток» (Wi Fue Stab Ost), находившемся в  подчинении уполномоченного по четырехлетнему плану рейхсмаршала Г. Геринга и  другими государственными учреждениями рейха. Планируя операцию по захвату  «лебенсраума на востоке», военно-экономическое  руководство Третьего рейха исходило из указаний Гитлера о «немедленном и полном использовании» восточных  территорий в интересах рейха, в  «первую очередь при получении  продовольствия и нефти». Первоочередной задачей должно было стать продовольственное  обеспечение «всех вооруженных  сил Германии за счет России» (СССР. — С. Н.).

В начале мая 1941 г. на совещании членов штаба «Ольденбург» с участием государственных секретарей правительства Германии были определены основные методы для достижения поставленных военно-экономических целей: «если  мы сумеем выкачать из страны все, что  нам необходимо, то десятки миллионов  человек будут обречены на голод»2. Беларусь виделась в первоначальных военно-экономических расчетах рейха  как источник сельскохозяйственной продукции и технических культур. Конкретные задачи по использованию  ресурсов определялись «Общими политико-экономическими директивами для экономической  организации «Восток» 23 мая 1941 г.: с  белорусской территории, входившей  в «лесную зону», планировалось  получать «значительные мясные запасы»3. При этом территория Беларуси должна была быть отделенной от черноземной  зоны СССР, где имелись излишки  продуктов. Возможная нехватка продуктов  питания в этой полосе не означала их обязательную поставку из черноземных  районов или из самой Германии, поскольку разработчики директив видели в качестве главной задачи только продовольственное обеспечение  вермахта.

Следуя директивам, в основу разработки «программы снабжения  войск из ресурсов страны» необходимо было положить метод не повышения  урожайности, а снижения внутреннего  потребления местного населения. Именно такой расчет создатели документа  брали на вооружение, когда искали наиболее рациональный путь для получения  излишков продовольствия и фуража, необходимых Германии в ходе военной  операции на востоке, обрекая тем  самым на голод миллионы людей.

Как следовало из специальной инструкции — «12 заповедей  поведения немцев на востоке и  их обращения с русскими», — принятой 1 июня 1941 г., непосредственными исполнителями  принятых директив должны были стать  «сельскохозяйственные фюреры» (управляющие. — С. Н.): нацистское руководство  предоставляло им полную свободу  выбора средств в ходе продовольственного обеспечения вермахта.

Основным программным  документом, определявшим важнейшие  цели и задачи по экономической эксплуатации «лебенсраума на востоке» являлись «Директивы по ведению хозяйства на новых  занятых восточных территориях (Зеленая  папка)», известные в советской  историографии как «Зеленая папка» Г. Геринга4. Принятые 16 июня 1941 г., т. е. за неделю до нападения на Советский Союз, директивы предназначались для ориентации военного руководства и всех хозяйственных служб; имели силу в районах, которые будут находиться под управлением как военной, так и гражданской администрации. Документом определялось значение экономического потенциала Беларуси: с ее территории военно-хозяйственные службы рассчитывали получать запасы крупного рогатого скота, ячменя, лошадей, древесины и пр., а также использовать рабочую силу, военнопленных, привлекать местное население для выполнения разных заготовительных заданий.

Имеющиеся документы  позволяют установить: директивные  указания и распоряжения, изложенные в «Зеленой папке», постоянно изменялись и дополнялись, но сохраняли свою практическую значимость до окончания  восточной кампании. После провала  «блицкрига» берлинские стратеги вынуждены  были вносить существенные коррективы в оккупационную политику на востоке, в том числе и в практику «ведения хозяйства». С этого времени  в основу работы германских хозяйственных  органов и служб легли «общие принципы экономической политики на новых восточных территориях»5. В  соответствии с внесенными изменениями  высшим законом дальнейшего ведения  войны руководство рейха объявляло  «потребности военной экономики», в  число которых наряду с сельским хозяйством включалось восстановление промышленного производства, но прежде всего — использование людских  ресурсов из захваченной территории СССР.

Среди других директивных  документов, в соответствии с которыми осуществлялась германская экономическая  политика на оккупированной территории Беларуси, входившей в сферу деятельности т. н. гражданской администрации, особое место занимала «Коричневая папка», или «Директивы по ведению хозяйства»6, до последнего времени практически  не известные отечественному читателю. Подготовленные осенью 1941 г., но вступившие в силу только с апреля 1942 г., директивы  касались сферы гражданского управления на территории рейхскомиссариатов «Остланд»  и «Украина», куда в течение лета — осени 1941 г. были включены другие части (западная, центральная и южная) оккупированной территории Беларуси. Отсюда планировалось постоянно  получать такие виды сельхозпродукции, как картофель, рожь, лен, коноплю, шерсть, а также материалы деревообработки. К тому же в сферу деятельности гражданской администрации входили  вопросы общего ведения хозяйства, в том числе планирования и хозяйственного обновления производства, организации переработки сельскохозяйственного сырья, поставок продукции для вермахта, использования местной рабочей силы.

На оккупированной территории Беларуси исполнителями  «директив по ведению хозяйства» являлись разные хозяйственные службы, принимавшие соответствующие приказы, распоряжения, планы и т. п., нацеленные: частично на «восстановление экономики  в генеральном округе Беларусь», выполнение «первого экономического плана  для Беларуси», обеспечение «тотальной мобилизации промышленности Беларуси», а также «введение нового аграрного  порядка», «повышения рационализации производства и результативности труда»7.

Таким образом, уже  в ходе подготовки и проведения военной  агрессии против СССР руководством нацистской Германии были разработаны директивные  документы, соединявшие в себе, с  одной стороны, военно-стратегические и военно-экономические расчеты, а с другой — методы преступной идеологии войны на уничтожение  мирного населения на восточных  территориях. Имеющиеся материалы  позволяют прийти к выводу: Беларусь с ее хозяйственными и людским  ресурсами оказалась в военно-экономических  расчетах Третьего рейха и оставалась одним из объектов экономической  эксплуатации для целого ряда германских оккупационных служб, команд и отделов  до освобождения летом 1944 г.

Германский аппарат  «ведения хозяйства», грабежа и эксплуатации оккупированной территории Беларуси. C первых дней германской военной агрессии против СССР вступали в силу «Директивы по ведению хозяйства на новых  занятых восточных территориях (Зеленая  папка)», которые по распоряжению начальника штаба верховного командования вермахта В. Кейтеля должны были «выполняться всеми воинскими частями (подчеркнуто  в документе. — С. Н.)»8. В соответствии с директивным документом, главнокомандованию армий и военно-хозяйственным  службам других частей вермахта надлежало  принять все меры к немедленному и полному использованию занятой  восточной территории.

Фактически через  три недели после начала операции «Барбаросса» территория Беларуси с  ее оставшимся экономическим потенциалом  и людскими ресурсами оказалась  главным объектом для целого ряда военно-хозяйственных органов, среди  которых: 3 хозяйственных отделов (IV Wi) при главнокомандующих (AOK) армиями; 7 хозяйственных групп (Gruppe IV Wi) при полевых комендатурах, а также 4 хозяйственных команд (Wi Kdos) с тремя филиалами при хозяйственной инспекции «Центр» (Wi In Mitte). Штаб последней размещался в Ново-Борисове почти до конца 1943 г., обеспечивая ее функционирование в тылу группы армий «Центр»9.

Следуя директивным  указаниям, хозяйственная инспекция  с подчиненными ей службами группы армий «Центр», были обязаны оперативно наладить продовольственное снабжение  воинских частей вермахта, общее количество которого только на этой территории в  конце лета 1941 г. превышало 1,5 млн  чел. Основной «исполнительной силой  по использованию страны», как указывалось  в директивах, становились хозяйственные  команды. Наряду с решением главной  задачи по продовольственному обеспечению  они отвечали за использование рабочей  силы, восстановление промышленности, заготовку сырья и обработку  материалов, ведение лесного хозяйства  и деревообработку, организацию  банковского дела и торговли. Каждая команда состояла из отделов и  подотделов, созданных с целью  обеспечения как частей вермахта, так и других подразделений, в  т. ч. частей войск СС и полиции.

Деятельность хозяйственной  инспекции «Центр» начинается с 12 июля 1941 г. — даты издания особого  распоряжения № 1. Занятая к тому времени территория Беларуси входила  в сферу действий хозяйственных  команд «Белгард» (Минск), «Хиршберг» (Витебск), «Бунцлав» (Бобруйск), «Швейдниц» (Орша), которые предназначались в дальнейшем для выполнения своих функций  на российской территории с учетом своих названий: «Хиршберг — Москва» (Hirschberg — Moskau), «Бунцлав — Тула» (Bunzlau — Tula) и «Швейдниц — Горький» (Schweidniz — Gorkij). Количественный состав команд колебался от 200—300 до 600 служащих. Большинство  из них входило в состав групп  «сельское хозяйство», непосредственно  отвечавших за продовольственное обеспечение  вермахта. К примеру, на территории хозяйственных команд «Орша», «Бобруйск» и «Витебск» этим занималась почти  половина от общего состава хозяйственной  инспекции «Центр»10.

Первой хозяйственной  командой, с июля 1941 г. начавшей выполнять  «директивы по ведению хозяйства» на оккупированной территории Беларуси, была команда «Белгард — Минск» («Belgard — Minsk»). Общая численность групп «руководства», «вооружений» и «хозяйства» составляла 32 служащих, тогда как в самую большую группу «сельское хозяйство» входило 128 чел. К началу осени 1941 г. почти половина Беларуси на восток от Борисова (т. н. тыловой район) стала зоной деятельности трех хозяйственных команд, которые наряду с командой «Belgard» занимались поставками продовольствия с территории двух заготовительных округов — «Варшава» и «Центр» (Днепр) с опорными пунктами в Варшаве, Орше и Смоленске.

После разгрома под  Москвой, когда потерпела крах стратегия  «молниеносной войны», военно-экономическое  руководство Третьего рейха вносит «принципиальные» изменения в экономическую  политику в отношении всех восточных  территорий, где с этого времени  «главным является производство (выделено мной. — С. Н.) продовольствия и добыча сырья»11. Начиная с 1942 г. восточная  часть Беларуси (восточнее Борисова. — С. Н.) оказывается в сфере  прямых интересов 14 исполнительных военно-хозяйственных  субъектов экономической инспекции  «Центр».

По итогам переписи (1 июля 1942 г.), на территории экономической  инспекции «Центр» (территория восточной  части Беларуси и западной от Орла части России. — С. Н.) общее число  занятых в сферах промышленности, лесного хозяйства и деревообработки, в организации Тодта, на железной дороге и на транспорте, в ремесленном  производстве и других отраслях, временно восстановленных на оккупированной территории, составляло более 500 тыс. чел., или 1/5 часть от всех тех, кто был  занят в сельском хозяйстве в 1942/1943 хозяйственном году. При этом почти две трети общей численности  местной рабочей силы, занятой  на территории экономической инспекции  «Центр», выполняло «директивы по ведению  хозяйства» на территории Беларуси12.

Следуя документальным материалам, можно констатировать: с первых дней операции «Барбаросса» территория Беларуси являлась объектом действий армейских хозяйственных  отделов, хозяйственных команд и  их филиалов, а также заготовительных  служб, хозяйственных отделов главного квартирмейстера, охранных дивизий  и полевых комендатур. По оценке советских исследователей М. М. Загорулько и А. Ф. Юденкова, на временно оккупированной территории СССР была установлена «целая система» экономического порабощения13. Если восточная часть территории Беларуси общей площадью около 110 тыс. км2 находилась под контролем 9 хозяйственных команд и 5 филиалов, то на остальных (западной, центральной и южной) частях Беларуси, территория которой в течение августа-октября 1941 г. оказалась под управлением гражданской администрации, начали свою работу более 20 хозяйственных отделов или т. н. рефератов.

Имеющиеся материалы  позволяют определить количественный и качественный состав главных исполнительных органов гражданской администрации  — хозяйственных отделов: основные силы концентрировались в отделах  «сельское хозяйство и продовольствие»  гебитскомиссариатов, а также в  окружных, уездных и районных земельных  управлениях. На местном уровне главной  опорой гражданских хозяйственных  структур были, — как отмечает белорусский  историк А. А. Факторович, — сельские, волостные и районные управы как  низовые исполнительные звенья в  управлении каждым из гебитскомиссариатов14.

Информация о работе Германская экспансия политики