Геральдика как специальная историческая дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

Содержание

Истоки
Рождение гербов
Герольды
Формирование геральдики в Европе и России
Городские гербы Украины

Работа содержит 1 файл

геральдика.docx

— 47.37 Кб (Скачать)

Французское название геральдики - "blason" - происходит от немецкого "blasen" - "трубить в рог" и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и по требованию судей турнира описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире. От слова "blasen" происходит и французское "blasonner", немецкое "blasoniren", английское "blazon", испанское "blasonar" и русское слово "блазонировать" - то есть описывать герб. Герольды создали для описания гербов особый жаргон (и сегодня используемый специалистами по геральдике), основанный на старофранцузском и средневековой латыни, так как само рыцарство, как и многое с ним связанное - рыцарский кодекс, оружейные разработки, турниры и, наконец, геральдика - берёт начало из Франции, а точнее из империи Карла Великого (747-814), населённой франко-германскими племенами. Большая часть геральдической терминологии обозначается квазифранцузскими, устаревшими словами. В средние века французский язык использовался правящими классами в большинстве стран Западной Европы, так что правила геральдики должны были быть составлены на этом языке. Впрочем, некоторые геральдические термины настолько витиеваты, что кажутся нарочно разработанными для того, чтобы озадачить непосвящённых. О выработанных герольдами специальных терминах речь пойдёт ниже.

Предполагается, что русское  слово "герб" заимствовано из польского "herb" и встречается во многих славянских и германских наречиях (herb, erb, irb) в значении наследник или наследство. Славянское название этого опознавательного знака прямо указывает на его наследственный характер. Английский термин "coat of arms", обозначающий герб, произошёл от названия особого предмета одежды "surcoat" - полотняной или шёлковой накидки, предохраняющей доспехи рыцаря от солнца и дождя (слово "рыцарь" происходит от немецкого "ritter" - всадник).

Итак, гербы приобретают  всё большее значение в странах  Западной Европы. В Англии с XII века герольды пользуются почётом при дворе королей. Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день (это учреждение - "The College of Arms" - располагается в Лондоне на Queen Victoria Street). Во Франции Людовик VII (1120-1180) установил обязанности герольдов и повелел украсить геральдическими лилиями все королевские регалии. При французском короле Филиппе II Августе (1165-1223) герольдов начинают одевать в рыцарское платье с гербом владельца и возлагают на них некоторые обязанности на турнирах. Обязанности герольдов точно формулируются к середине XIV века. Звание герольда становиться почётным, в него возводят лишь после какой-либо битвы, турнира или церемонии. Для этого государь возливал на голову посвящаемого кубок вина (иногда воды) и давал ему имя города или крепости, связанных с церемонией посвящения, которое герольд сохранял до получения следующей высшей степени - звания оружейного короля (фр. "roi d'armes", нем. "Wappenkoenig"). Обязанности герольда делились на три главные группы: 1) на них возлагалось объявление войны, заключение мира, предложение сдачи крепости и тому подобное, а также счёт убитых и раненых во время битвы или турнира и оценка доблести рыцарей; 2) они обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях - на коронации или погребении государя, при возведении в рыцарское достоинство, торжественных приёмах и т.д.; 3) на них возлагались чисто геральдические обязанности - составление гербов и родословных.

 Труд герольдов оплачивался  очень хорошо, существовала традиция  не отпускать присланного герольда  без подарка, чтобы не проявить  неуважение к приславшему его  государю.

Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного "оружейного короля" и нескольких герольдов. Например, Франция в 1396 году делилась на восемнадцать таких марок. В Германии в XIV веке отдельные провинции также имели своих герольдов.

 Правда, с XVIII века герольды теряют своё средневековое значение, но не исчезают бесследно, и до сих пор используются на торжественных церемониях - коронациях, бракосочетаниях и т.п.

Спустя столетия после  возникновения гербов начинают появляться первые научные работы по геральдике и собственно гербовники, самым ранним из которых, по-видимому, является " Zuricher Wappenrolle", составленный в Цюрихе в 1320 году.

Во Франции Яков Бретекс в конце XIII века описывает турниры и гербы их участников. Но самым ранним трудом с изложением правил геральдики считается монография итальянского юриста Бартоло, чей "Tractatus de insigniis et armis" был опубликован в 1356 году.

 Берри, главный герольд Франции при дворе Карла VII (1403-1461), по заданию короля объехал всю страну, посещая замки, аббатства и кладбища, изучая изображения гербов и составляя родословные старинных знатных фамилий. На основе проведённых изысканий он составил труд "Le registre de noblesse". После него французские герольды начали вести регулярные генеалогические записи. Аналогичное задание получали от королей в период с Генриха VIII (1491-1547) до Джеймса II (1566-1625) английские герольды, осуществлявшие так называемые "геральдические визиты" - инспекционные поездки по стране с целью переписи знатных семейств, регистрации гербов и проверки их правомочности. Оказалось, что большинство старинных гербов, появившихся до 1500 года, было присвоено владельцами самовольно, а не пожаловано королём. Изобрести простой герб не составляло труда. Ситуация, в которой три не имеющих родственных связей между собою дворянина имели одинаковые гербы, не была редкостью, а лишь доказывала, что эти гербы приняты ими произвольно. Когда на этой почве между владельцами одинаковых гербов возникал спор, каждый апеллировал к королю как к последней инстанции. Примечательно, что когда спор разрешался, дворянин, вынужденный в результате отказаться от своего герба, утешался тем, что самостоятельно изобретал себе новый.

 Материалы, собранные  во время "геральдических визитов", легли в основу английской  генеалогии и геральдики.[1].

В России геральдика зародилась позже, чем в Западной Европе. Централизация  русского государства стимулировала формирование его символики в кон. XV в. (двуглавый орел был заимствован из герба Священной Римской империи как визуальная демонстрация претензий на императорский статус), во 2-й пол. XVI в. появились территориальные символы. Полноценные гербы возникли в кон. XVII - нач. XVIII в. под влиянием западной (преимущественно польской) культуры. Для развития территориальной геральдики большое значение имели военные реформы императора Петра I (от каждого полка требовалось иметь знамя с гербом того города, где он расквартирован) и реформы местного самоуправления в конце XVIII в., «Жалованная грамота городам» 1785 г. предписывала каждому городу иметь герб. Большинство городских гербов (более 500) появилось в 70-90-х гг. XVIII в. Частные гербы появились в России в кон. XVII в., в XVIII в. они либо составлялись дворянами самостоятельно для использования в быту (чаще всего для размещения на печатях), либо разрабатывались в специальном учреждении - Герольдмейстерской конторе (создана в 1722, с 1800 - Герольдия, в 1857 учреждено Гербовое отделение Департамента герольдии сената) и выдавались в жалованных грамотах на дворянство или титулы. В 1797-1917 гг. частные гербы кодифицировались в официциальном «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» (более 3100 гербов, 20 частей, из которых первые 10 изданы: СПб., [1799]-1840).

Гербоведение зародилось в России во 2-й трети XVIII в. под влиянием зарубежного практического и научного опыта. Научный статус дисциплины признан в середине XIX в. преимущественно в рамках археологии. Существенную роль в ее развитии сыграл труд А. Б. Лакиера «Русская геральдика» (СПб., 1854; 18552; М., 19903), в котором излагалась археологическая концепция геральдики, основывавшаяся на признании самобытности и древности русских гербов, а также на неоправданных попытках установить их связь с изображениями на древнерусских монетах и печатях. В начале XX в. были выдвинуты культурологическая концепция геральдики, рассматривавшая герб как часть истории культуры (Ю. В. Арсеньев), и источниковедческая концепция Г. (В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий), в рамках которой разрабатывались методы изучения гербов как источников и гербовая экспертиза. Началось преподавание геральдики в археологических институтах Москвы (Арсеньев, с 1907) и С.-Петербурга (Лукомский, с 1913). В 1913-1914 гг. в С.-Петербурге издавался журнал «Гербовед», посвященный преимущественно родовой геральдике (переизд.: Гербовед, 1913-1914. М., 2003). Были кодифицированы русские территориальные гербы (П. П. фон Винклер), опубликованы ценные источники (в т. ч. рисунки Титулярника 1672 г., Гербовник А. Т. Князева 1785 г., гербы лейб-кампанцев, «Малороссийский гербовник», составленный Лукомским и В. Л. Модзалевским, и др.); началось систематическое использование архивных материалов. В начале XX в. геральдика окончательно сформировалась в России как отрасль научного знания. После 1917 г. геральдика была признана идеологически вредной дисциплиной, развитие ее практически прекратилось, единственный центр исследований в 20-х - нач. 30-х гг. XX в.- Гербовый музей. Стремясь сохранить геральдику как сферу научной деятельности, Лукомский дал излишне широкое толкование понятий «герб» и «геральдика»: «Гербоведение или геральдика является одною из вспомогательных к истории дисциплин и имеет своим предметом изучение гербов, т. е. особых отличительных знаков, присвоенных государствам, отдельных частям их территорий и привилегированным сословиям, в последнем случае наследственно передаваемых в среде рода [3]», которое нашло поддержку в советских трудах 40-80-х гг. XX в., где высказывалась ошибочная точка зрения о древности русских территориальных гербов и выдвигалась идея о геральдике как о дисциплине, изучающей любые знаковые источники (печати, знамена, награды и др.). [2]

Большой интерес представляет истолкование В.К. Лукомским понятия «герб». Он рассматривал его очень расширительно, выделяя в качестве главного признака герба его значение присвоенного отличительного знака, для личных гербов носящего наследственный характер. Это определение позволяет считать гербами, например, различные родовые знаки. Оно шло в разрез с геральдической традицией того времени, определявшей герб, в первую очередь, как символическое изображение, составленное на основе определенных правил.

В.К. Лукомский уже тогда считал необходимым расширить рамки геральдики, сделав объектом ее изучения не только гербы в традиционном понимании, но и различные группы условных графических изображений.

В курсе лекций «Общая теория и история русской геральдики»  В.К. Лукомский рассматривал два больших вопроса: 1) «Теория и продукция русской официальной геральдики» с 1722 г. до начала ХХ в. и 2) «Русская геральдика в быту XVI – XX вв. (гербы на зданиях, надгробиях, портретах, оружии и других предметах…)». Собственно «русские гербы» В.К. Лукомский делил на: 1) государственный герб и гербы императорского дома; 2) дворянские гербы; 3) губернские, областные и городские гербы. Кроме того, он привлекал материалы о польской и западноевропейской геральдике по темам: «Польская геральдика в ее образах и быту», «Иностранная геральдика и ее герботворчество (образцы дипломов с XV века)» и «Геральдика Западной Европы в приложении ее в быту».

В.К. Лукомский подчеркивал тесную связь геральдики с самыми разнообразными отраслями знаний. В одной из первых работ он писал: «…вдумчивый исследователь старины, будут ли предметом его изучения печати или монеты, акты государственной важности или изящные экслибрисы, будет ли он обозревать архитектурные детали величественного дворца или задумается над урной надгробного памятника, увидит ли «чей-то» портрет, залюбуется ли нежным тканым ковром, хрустальным кубком или ювелирным подвеском…почти всюду заметит герб».

В.К. Лукомский обращал внимание на тесную связь геральдики и некоторых вспомогательных дисциплин. Как и многие геральдисты того времени, он усиленно занимался изучением генеалогии, считая ее своей непосредственной специальностью, наравне с геральдикой. По поводу сфрагистики В.К. Лукомский писал, что она «близко соприкасается с геральдикой особенно в перспективе моих интересов к ней». Интерес к сфрагистике объясняется широким применением гербового материала в печатях. В.К. Лукомский считал изображения на печатях «источником, питавшим русскую геральдику», подчеркивая, что до появления во второй половине XVIII в. гербов, созданных по польским образцам, у нас уже «существовали некоторые геральдические эмблемы в государственной печати и в печатях некоторых городов, однако они не имели тех определенных форм, которые давали бы право считать их гербами». Изучение монет В.К. Лукомский также связывал с геральдикой, поскольку «отражение тех же гербовых печатей мы находим и в изображении гербов на монетах».

Хотя В.К. Лукомский считал геральдику «вспомогательной к истории дисциплиной», но на конкретном материале не прослеживается использование им этой дисциплины в исторических исследованиях. К раскрытию значения герба как исторического источника он пришел уже в советский период своей деятельности.[3]

С 60-х гг. XX в. в СССР изучались преимущественно советская государственная символика и территориальные гербы.  В 90-х гг. XX в. геральдика в России начала активно развиваться: изучались ее теоретико-методологические, историографические и терминологические основы, резко возросло количество исследований, расширилась их тематика, в 1992 г. возобновлен журнал «Гербовед», созданы общественные организации (Всероссийское геральдическое общество и др.), расширилось преподавание Г. в высших учебных заведениях, изданы многочисленные учебные пособия. Произошла стратификация геральдического знания, выделились как самостоятельные направления изучение историографии и источниковедения; выполнен полный ретроспективный учет литературы XVIII-XX вв. Появились неизвестные ранее разновидности гербов: корпоративные, городских районов. Создана новая система, включающая государственную и территориальную геральдику, для регистрации которой в 1996 г. учрежден Государственный геральдический регистр РФ. Разработаны основы единой геральдической политики в РФ, руководимой с 1992 г. Государственной геральдической службой, преобразованной в 1994 г. в Государственную герольдию при Президенте РФ, а в 1999 г.- в Геральдический совет при Президенте РФ.[2]

Герб города – это официальная  эмблема, которая своими символическими образами отображает основные, самые  характерные черты города, его  героическое прошлое и современную  жизнь, яркие признаки нашей эпохи. Городскому гербу свойственны простота, лаконизм, доступность изобразительных средств и расшифровка символов.

Герб встречает гостей при въезде в город, украшает архитектурные сооружения, предметы праздничного оформления, его можно увидеть на разных товарах народного употребления, на наших промышленных изделиях, которые выпускаются в том или ином городе. Поэтому не случайно городской герб часто называют «визитной карточкой», «художественным паспортом», патриотической эмблемой города. Интересно, что в современных городских гербах эмблемы современности нередко причудливо переплетаются с символикой старых гербов.

А сколько интересного могут рассказать старые гербы украинских городов – настоящие исторические реликвии! Эмблемы, которые их образуют, возникли не случайно, они формировались веками, в них нашли яркое отображение героическое прошлое наших городов, история, нередко связана с выдающимися событиями, а также с легендами, старинными культами. Старые городские гербы красноречиво напоминают о том, что у наших городов есть не только настоящее, но и богатое прошлое, есть традиции, которые пережили века.

Украинская городская  геральдика в своем развитии прошла несколько этапов, каждый из которых  имел свою специфику.

Информация о работе Геральдика как специальная историческая дисциплина