Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:06, реферат
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.
Истоки
Рождение гербов
Герольды
Формирование геральдики в Европе и России
Городские гербы Украины
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
"ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ :
Геральдика как специальная историческая дисциплина
Выполнила студентка ЦПО
Биливиненко С. Н.
Запорожье 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Изобретение и использование
всякого рода знаков и символов свойственно
человеку. Обычай избрания для себя
или для своего рода и племени
особого отличительного знака имеет
очень глубокие корни и распространен
повсюду в мире. Он происходит из
родового строя и особого
Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие "его род". Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).
Предметом изучения геральдики являются гербы, объектом - обширный круг письменных и вещественных памятников, на которых они изображались. Основные источники гербоведения: гербовые столбцы, гербовники, грамоты на дворянство и титулы, законы, миниатюры рукописей, печати, монеты, знамена, оружие, надгробия, предметы быта и др. В гербоведении выделяются: теория геральдики (изучает наиболее общие закономерности дисциплины, ее предмет, объект и структуру, функции и принципы классификации гербов, методы их изучения, терминологию и т. п.), история геральдики (изучает развитие геральдических систем, деятельность учреждений и организаций в области геральдики, геральдическое искусство и т. п.), источниковедение геральдики (изучает геральдические источники, разрабатывает методы их анализа), историография геральдики (изучает развитие геральдической мысли), археография геральдики (изучает публикации геральдических памятников и разрабатывает методы их издания), библиография геральдики (занимается текущим и ретроспективным учетом геральдической литературы), формальная геральдика (разрабатывает научно обоснованные методы составления и описания (блазонирования) гербов; устаревшее наименование - теоретическая геральдика). [2]
Прообразы гербов - различные
символические изображения, помещаемые
на военные доспехи, знамена, перстни
и личные вещи - применялись еще
в древности. В произведениях
Гомера, Вергилия, Плиния и других античных
авторов встречаются
Древние германцы раскрашивали
свои щиты в разные цвета. Римские
легионеры имели на щитах эмблемы,
по которым можно было определить
их принадлежность к определенной когорте.
Особыми изображениями
Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду, но собственно геральдика как особая форма символики возникла в процессе развития феодального строя в Западной Европе.
Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).
Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство - французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число львов трудно определить из-за положения, в каком нарисован щит). Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб.
Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.[1]
В XIV-XV вв. геральдика достигла периода расцвета, имела высокий статус в системе социальных и культурных ценностей, широко использовалась в повседневной жизни. Началась ее правовая регламентация (XIV в.), появились первые геральдические трактаты, способствовавшие выработке особой терминологии описания гербов, а в отдельных странах - специальные геральдические учреждения (герольдии), определявшие геральдическую политику.
Падение социальной и политической роли дворянства, вытеснение гербов другими эмблемами (монограммами, вензелями и т. д.) привели к кризису геральдики, особенно заметному с середины XVIII в. Во время Французской революции 1789-1799 гг. (19 июня 1790) гербы были отменены и запрещены как дворянская привилегия, многие источники и изображения уничтожены. Наполеон Бонапарт в 1808 г. восстановил гербы во Франции и попытался создать новую систему, согласно которой в каждый герб вводилось поле с указанием на социальное положение владельца; это правило распространялось также на иерархов Церкви. Несмотря на трудности, постепенно геральдика из Европы распространилась (особенно интенсивно с XVIII в.) по Америке, Африке, Азии, Океании, став глобальным явлением.
С середины XVI в. в Европе предпринимались попытки осмыслить геральдический материал, но они не имели научного характера и привели к мелочной, надуманной регламентации правил герботворчества. Основателем западного гербоведения стал французский проповедник и ученый К. Ф. Менестрие (1631-1705), попытавшийся отделить вымысел от достоверных сведений. В XVIII в. было введено преподавание геральдики в университетах (впервые в 1706 в Берлине). В XIX в. массово публиковались геральдические источники, начался выпуск периодических изданий (Der Herold (Германия) с 1869; Archives héraldiques suisses (Швейцария) с 1887), появились научные общества. В XX в. возникли международные организации (Международная геральдическая академия (Франция), Международный институт генеалогии и геральдики (Испания) и др.), с 1928 г. регулярно проводились Международные конгрессы по геральдике и генеалогии. Геральдика активно развивалась во 2-й пол. XX в., геральдическое знание было интегрировано в процесс изучения исторического прошлого, приоритетной стала проблема расшифровки смысла геральдики как характерной черты средневековой цивилизации, применялись новые методы (вплоть до математических), развивались междисциплинарные связи, возросло количество исследований и число периодических изданий. Одновременно продолжается создание новых гербов, которые в настоящее время доступны для каждого. [2]
Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику".
Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай), или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением.
Предшественниками герольдов
были представители нескольких
родственных профессий, чьи
Глашатаи или парламентёры
использовались ещё в древних
армиях, как используются и ныне
- для переговоров с противником,
Менестрелями (франц. menestrel, от средневекового латинского ministerialis) называются средневековые певцы и поэты. Во всяком случае такой смысл этот термин приобрёл во Франции и Англии в конце средних веков. Первоначально во всех феодальных государствах министериалами назывались лица, состоявшие на службе у сеньора и исполнявшие при нём какую-либо специальную обязанность (ministerium). Среди них были и поэты-певцы, в отличие от своих странствующих собратьев по ремеслу постоянно находившиеся при дворе или высокопоставленном лице. Во Франции в XII веке менестрелями иногда назывались служащие короля вообще, а иногда - его придворные поэты и певцы. Функция придворных менестрелей состояла в воспевании и прославлении подвигов своих господ-феодалов. А отсюда недалеко уже и до функции распорядителей придворных церемоний и, в частности, рыцарских турниров. Вполне вероятно, что странствующие менестрели, чьё искусство было востребовано при дворах европейских феодалов, накопили опыт в распознавании гербов, постоянно их окружавших. Древнейшим из известных поэтов-герольдов был Конрад Вюрцбургский, живший в XIII веке. О функциях ветеранов, по роду своей деятельности имевших непосредственное отношение к гербам, уже было сказано.
Не исключено, что представители всех трёх профессий назывались в определённый исторический момент одним общим термином - герольды. Так или иначе, но распространение рыцарских турниров способствовало появлению особых официальных лиц, которые должны были провозглашать открытие турнира, разрабатывать и соблюдать церемониал его проведения, а также объявлять все поединки и имена их участников. Это требовало специальных знаний - герольд должен был хорошо знать генеалогию благородных семейств, чьи представители принимали участие в боях, и уметь распознавать гербы рыцарей, съехавшихся на турнир. Так постепенно профессия герольдов приобретает сугубо геральдический характер, а на турнирах рождается собственно геральдика.
Информация о работе Геральдика как специальная историческая дисциплина