Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:17, курсовая работа
Цель данной темы – раскрыть причины образования военно-политического блока из трёх враждующих держав Англии, Франции и России и показать их влияние на развитие международных отношений.
Задачи:
изучить дипломатические отношения между Францией и Россией, послужившие в последствии основой военно-политического блока Антанты;
изучить взаимоотношения между Англией и Францией
изучить взаимоотношения между Англией и Россией, приведшие к завершению формирования Тройственного согласия.
Именно в этих целях германская дипломатия, поддерживаемая зависимой от правительства печатью, систематически, из года в год (в течение 1872-1875 годов) провоцировала инциденты и конфликты с Францией, поднимала невероятный шум по поводу первых шагов к реорганизации французской армии, накаляла предельно политическую атмосферу, подталкивала ход событий до грани войны.3
Наиболее опасной для Франции стала спровоцированная Германией военная тревога 1875 г. Из донесений германских послов в Париже фон Арнима, Гогенлое германское военное и политическое руководство было хорошо осведомлено о том, что Франция в военном отношении столь слаба, что ни о каких военных действиях помышлять не может.4 Тем не менее, придравшись к принятому в марте 1875 г. во Франции закону об увеличении состава полка с трёх до четырёх батальонов, германская печать, а вслед за ней и должностные лица подняли большой шум о якобы исходящей со стороны Франции угрозе.
Напуганное опасностью, французское правительство обратилось в Петербург за поддержкой. Как и в 1873 г., и в 1874 г. оно возлагало основные надежды на умеряющее воздействие России на Германию. Хотя русский царь и был связан с германским и австро-венгерским монархами «союзом трёх императоров», заключённым в 1873 г., интересы России не допускали дальнейшего усиления Германии, в особенности за счёт Франции. «Князь Горчаков в беседе с французским послом в Петербурге генералом Лефло 12 апреля 1875 г. вновь повторил свою известную, не раз произнесённую им формулу: «На все эти так называемые угрозы (он считал французские опасения несколько преувеличенными) может быть только один ответ – будьте сильными».5 Александр II, принявший французского посла через три дня, дал ему столь же успокоительные заверения: «Если бы Германия всё же начала компанию без причин или по ложному предлогу, то она оказалась бы перед лицом Европы в таком же положении как Бонапарт в 1870 г.»6 И он добавил: «Я надеюсь, что наши отношения будут такими же, как сегодня, – хорошими и сердечными… у наших обеих стран общие интересы…»7
В Берлине не могли не считаться с занятой Россией позицией. Развязывание конфликта с Францией было возможно только при условии нейтралитета России. Это означало, иными словами, что провоцировать войну с Францией можно только с разрешения России. Германская дипломатия пыталась в начале 1875 г. добиться сделки с Россией: получить свободу рук против Франции в обмен за поддержку русских претензий на Ближнем Востоке. Эта попытка не имела успеха.
С начала военной тревоги 1875 г. русское правительство оказало политическую и моральную поддержку Франции. Более того, оно сделало прямое представление Берлину, дав ясно понять, что не одобряет враждебных Франции акций. Поскольку одновременно с обращением к русскому правительству Франция предприняла демарш и в Лондоне, английское правительство со своей стороны так же высказалось против. В итоге германская дипломатия вынуждена была отступить.
Однако после провала 1875 г. политические и военные руководители кайзеровской Германии не оставили мыслей о повторении с лучшим результатом неудавшейся в 1875 г. попытки. В 1877 г. когда Россия глубоко увязла в восточный кризис, Бисмарк, считая сложившуюся обстановку благоприятной для своих планов, возобновил свои предложения России. Сущность этих предложений Д.А. Милютин, в то время военный министр, определил так: «Бисмарк сулил полную поддержку свою России в «восточном вопросе», не только дипломатическую, но и материальную, войском и деньгами, если только мы представим Германии беспрепятственно расправиться с Францией»8.
Россия на этот раз отвергла предложение Германии. Угроза агрессии Германии на этот раз была вновь предотвращена. Однако намечавшееся в
70-е гг. стремление Франции к сближению с Россией не было осуществлено. В силу ряда причин внешняя политика Франции отклонилась от ранее избранного курса.
С конца 70х – начала 80х
годов крупные французские
Во Франции в этот период идёт активное наращивание финансового капитала. Одновременно с развитием финансового капитала начинается интенсивная колониальная экспансия. Между этими двумя процессами существовала связь. В.И. Ленин на неё прямо указывал: « Не случайность, что во Франции как раз особо быстрое развитие финансового капитала, при ослаблении промышленного, вызвало с 80-х гг.XIX в. Обострение аннексионистской (колониальной) политики»10. Именно в конце XIX в Франция совершает самые крупные колониальные захваты и становится второй в мире, после Англии, обладательницей колониальной империи. В 1880 г. французские колониальные владения составляли: по площади – 0,7 млн. кв. миль, по населению – 7,5 млн. человек, в 1899г. их площадь составляла уже 3,7 млн. кв. миль, а население – 56,4 млн. человек 11.
В 1889 г. вынужденно ушёл в отставку Мак-Магон. Новым президентом избран республиканец Жюль Греви. Теперь республиканскому строю во Франции ничего не угрожало. Непосредственное руководство правительственным аппаратом оказалось в руках наиболее правой части умеренных республиканцев – так называемого «левого центра». Жюль Греви поручил им формирование нового кабинета. Это соответствовало и его собственным политическим взглядам. Формирование правительства было поручено самому консервативному и умеренному представителю умеренных республиканцев Генри Ваддингтону. В предшествующем кабинете Дюфора Ваддингтон был министром иностранных дел и прославился на этом посту именно тем, что во время Берлингского конгресса 1878 г., более всего старался установить дружбу с Бисмарком. Князь Орлов писал, что министр иностранных дел – «англичанин по рождению и вкусам и пруссак из страха»12.
Правительство Ваддингтона просуществовало лишь до декабря 1879г. Руководство новым кабинетом было поручено более гибкому политику Шарлю де Фрейсине. Следующим стало правительство Жюлля Ферри (сентябрь 1880- октябрь 1881г).
Салтыков-Щедрин, посетивший в эти годы Францию определи дух, господствующий в «республике республиканцев»: «…вместо проклятых вопросов, самая благожелательная колдунья мудрость!...Теперь у него (французского буржуа) своя собственная республика, республика спроса и предложения, республика накопления богатства и блестящих торговых балансов, республика в которой не будет ни «приключений»… ни горизонтов… Эта республика обеспечила ему всё… обеспечила сытость, покой и возможность собирать сокровища».13
Весною 1881 г. правительство Жюля Ферри, организовало военную экспедицию в Тунис. Договором о союзе и гарантиях 12 мая 1881г. Франция установила протекторат над Тунисом14.
Последовавшая за этим «договором» оккупация Туниса французскими войсками привела к восстанию туземных племён, заставивших французские войска втянуться в длительную войну. К тому же последствием оккупации Туниса было резкое обострение франко-итальянских отношений. Заключённый ещё в 1879г. союз между Германией и Австро-Венгрией, направленный против Франции и России, был теперь стараниями германской дипломатии расширен. Двойственный союз был превращён в Тройственный – к нему присоединилась Италия 20 мая 1882г.
Внешнеполитическое положение Франции заметно ухудшилось. В 1885 г. колониальная экспансия Франции велась сразу по нескольким направлениям и не очень удачно.
В результате двойственной политики
Франции отношения с Россией
охладились. Но после ухудшения
Германия Бисмарка охотно поддерживала Францию в её колониальных захватах. Эта политика обостряла колониальное соперничество Франции с Англией и Италией и усиливала международную изоляцию Франции. Когда же с падением правительства Ферри колониальная политика отошла на второй план, отношение Германии к Франции сразу же изменились. Германия вновь провоцировала Францию. В Конце 1886 г. из-за обострения англо-русских противоречий и трудностей, которые Россия испытывала на Балканах, создались благоприятные условия для разжигания Германией конфликта с Францией.
С января 1887 г. инспирированная германским канцлером печать начала яростную компанию против Франции. Военная тревога 1887 г. и связанный с нею острый европейский кризис вновь показали слабость международных позиций Франции. Франция сумела выйти из этого опасного для неё конфликта лишь благодаря позиции, занятой Россией; отказ России поддержать агрессивные замыслы Германии заставил Бисмарка отступить.15
В конце 80-х – начале 90-х
Франция возобновила
В условиях международной изоляции и возрастающей напряженности отношений с Германией усилия французской дипломатии были направлены на достижение максимально тесного сближения с Россией. С конца 80-х годов расширились и экономические связи двух стран, в частности финансовые. Русское правительство разместило на французском денежном рынке ряд крупных связей. Но сближение Франции и России определялось главным образом не мотивами экономического порядка, а прежде всего стратегическими соображениями.
Созданная Германией первая в Европе военно-политическая группировка держав – Тройственный союз - была направлена против Франции и России. Сближение этих двух стран было естественным ответом на создание агрессивного блока центральных держав. Установив дружеские отношения с Францией, оказывая ей поддержку, русское правительство до поры до времени отвергала стремления Франции к установлению формального союза между двумя странами. Но, когда в 1890г. Германия расторгла так называемый договор о «перестраховке» и отношения с ней и России, и Франции заметно ухудшились, когда в 1891г был вновь возобновлён Тройственный союз и получили широкое распространение слухи о присоединении к нему Англии, царское правительство дало ясно понять, что оно готово пойти на встречу французским предложениям.
13 июля 1891 г. в Кронштадт с официальным визитом пришла французская военная эскадра. Александр III лично приветствовал французскую эскадру и даже с почтением выслушал исполнение французского революционного гимна «Марсельезы». Во время визита в Кронштадт французской эскадры под командованием генерала Жерве состоялся обмен письмами между представителями обоих правительств (Н.К. Гирс и А. Рибо), положивший начало союзу двух государств.
Министр иностранных дел России Гирс написал письмо послу России в Париже Моренгейму 9 августа 1891года, в котором было сказано, что положение, создавшееся в Европе, в силу возобновления Тройственного союза и возможного присоединения к ним Великобритании, требовало выработать позицию, которая была бы целесообразна для наших правительств, которые, оставшись вне каких-либо союзов, тем не менее желают создать гарантии для сохранения мира16.
В письме были представлены следующие пункты:
1) В целях определения
и утверждения сердечного
2) В случае, если мир оказался бы действительно в опасности, и в особенности в том случае, если бы одна из двух сторон оказалась под угрозой нападения, обе стороны уславливаются договориться о мерах, немедленное и одновременное проведение которых окажется в случае наступления означенных событий настоятельным для обоих правительств.
Посол России в Париже Моренгейм написал письмо французскому министру иностранных дел Рибо 15 августа 1891 года. В нём говорилось, что русское правительство ждёт положительного ответа Франции на пункты, предложенные в письме Гирса. И о том, что эти два согласованные и установленные сообща пункты могут стать предметом доверительных и строго личных переговоров и обмена мнений в тот момент, в который это будет найдено своевременным тем или другим кабинетом, и там, где они сочтут для себя возможным приступить к ним в нужное время.17
Далее был разработан проект военной конвенции 5 августа 1892 года. Её текст гласил: «Одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:
1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать для нападения на Германию.
Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать для нападения на Германию. (Первоначальный французский проект: «Если Франция или Россия подвергнутся нападению со стороны Тройственного союза или одной Германии...»)
2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав, Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам. (Первоначальный французский проект: «В случае мобилизации сил Тройственного союза или одной Германии...»)
3. Действующие армии, которые
должны быть употреблены
4. Генеральные штабы обеих
стран будут все время
сноситься друг с другом,
чтобы подготовить и
облегчить проведение
Информация о работе Франко-русские отношения в конце XIX –начале XX вв