Формирование российского централизованного государства 14в

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:13, контрольная работа

Описание работы

Формирование российского централизованного государства сопровождалось беспрецедентным в истории по масштабам и стремительности расширением границ. Россия освоила громадные пространства Евразии, потратив на это великие усилия. С 1462 по 1533 г. территория государства выросла в 6,5 раза - с 430 тыс. км2 до 2,8 млн. К концу ХVI в. она составляла 5,4 млн км2, что приблизительно было равно размерам всей остальной Европы.

Работа содержит 1 файл

истр..docx

— 43.62 Кб (Скачать)

Важнейшими  стали три идеи.

1. Идея  о преемственности власти московских  князей от князей владимирских  и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские  князья получили власть над  Русской землёй от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской  церкви - митрополит - сначала в Киеве,  потом во Владимире (1299 - 1328 гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и  Русской землёй владели киевские, владимирские, потом московские  князья. В этой идее подчёркивалась  также мысль о том, что источником  великокняжеской власти является  воля самого Господа. Великий  князь является наместником Господа  - Бога на земле. Господь - Бог  вручил великому князю Русскую  землю в управлению. Поэтому русский государь нёс личную ответственность перед Господом - Богом за то, как он управлял Русской землёй. Так как вручена самим Господом - Богом, то православный государь ни с кем не должен делиться своей властью (ответственностью). Любой отказ от власти является святотатством.

2. Идея  о родстве русских князей с  римскими императорами. В это  время появляется "Сказание о  князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В  одной содержалось утверждение,  что род русских князей связан  с царём "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул "Августа", т.е. "божественного". В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (Так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами). В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).

3. Идея  о Москве - как хранительнице истинной  христианской веры. Эта идея больше  известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была  сформулирована монахом псковского  Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришёл Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХУ в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.

Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом" стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвёртому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведём  итоги. Итак, к 80-м годам XV в., после присоединения Твери, Новгорода, в основном заканчивается процесс образования территории Русского централизованного государства. Формально самостоятельность ещё сохраняли Рязань и Псков, включенные в состав Русского государства в начале XVI в. Но фактически Псков и Рязанское княжество со второй половины XV в. находились в зависимости от Москвы. С Литовским княжеством шла борьба за Смоленск.

Образование единого Русского государства сопровождалось кодификацией феодального права  в масштабе всего государства. В 70—80-х годах XV в. московским правительством была проведена большая работа по пересмотру законодательных памятников, сложившихся в отдельных феодальных центрах (Новгородской и Псковской судных грамот и др.). Затем начались подготовительные работы к изданию Судебника 1497—1498 гг. как памятника классовой юстиции, в котором зафиксированы нормы феодального права, охраняющего привилегии господствующих классов. В 80-х годах XV в. подвергся пересмотру и перестройке формуляр договорных актов, определявших отношения удельных князей к великому князю московскому. Удельные князья после попытки возобновить в 1480 г. феодальную войну перешли на положение князей «служебных». Боярский вассалитет перешел в отношения подданства. Наконец, был изменен характер иммунитетных привилегий феодального землевладения в сторону централизации суда и управления. Реорганизация центрального аппарата власти, ограничение прав бояр-наместников (кормленщиков), первые опыты введения на местах дворянских органов управления типа губных учреждений подготовили последующие реформы XVI в. Образование Русского централизованного государства привело к существенным изменениям в вооруженных силах страны. После феодальной войны начало особенно развиваться в середине XV в. условное землевладение, а с 80-х годов XV в. постепенно складывается поместная система, обеспечившая экономическое положение дворянства.

Таким образом, с конца XV в. определились три основные линии внешней политики Русского централизованного государства:

1) борьба  с Польско-Литовским государством  за воссоединение исконных русских,  белорусских, украинских земель;

2) борьба  с Ливонским орденом и другими  прибалтийскими странами за свободный  доступ к побережью Балтийского  моря и включение в состав  Русского государства земель, оторванных  от него в результате агрессии  шведских и немецких феодалов;

3) борьба  с татарскими ханствами за  безопасность границ Русского  государства и возвращение насильственно  оторванных территорий.

Эти три  проблемы определяют содержание внешней  политики России на протяжении XVI—XVII вв. С конца XV в. и на протяжении XVI в. происходит укрепление Русского централизованного государства, сложившегося в форме феодальной монархии. Экономическими условиями этого процесса являлись дальнейшее развитие производительных сил, укрепление новой (поместной) формы собственности на землю, рост общественного разделения труда, расширение товарно-денежных отношений, рост городов, развитие товарного производства, обслуживавшего феодализм. XVII столетие является важным этапом в социально-экономической истории России, когда начавшееся слияние небольших местных рынков в один всероссийский рынок определило завершение политической централизации. Образование основного ядра государственной территории русской народности завершилось в первой половине XVI в. с ликвидацией независимости Псковской феодальной республики, Рязанского княжества и возвращением Смоленска. В XVI и XVII вв. происходит дальнейший рост Русского централизованного государства как многонационального, включение в его состав народов Поволжья, Прикамья, Сибири и т. д. Важным этапом в ликвидации пережитков феодальной раздробленности и укреплении аппарата власти Русского централизованного государства были 50—60-е годы XVI в., время внутренних реформ Ивана Грозного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Базилевич, К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века. – М.: Территория, 2001. – С.- 544
  2. Очерки истории СССР. Период феодализма. IX—XV вв., ч. 2 / Под. ред. Б.Д., Грекова. – М.: Академия наук СССР, 1953. – С. 813
  3. «Псковские летописи», вып. 2. / Под ред. А.Н., Насонова. – М.:    Академия наук СССР, 1955 – С.- 365
  4. Синицына, Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. /XV - XVI вв./- М.: Издательство "Индрик", 1998.
  5. Черепнин, Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. – М.: Социально-экономическая литература, 1960.

 

 

 

1 Очерки истории СССР. Период феодализма. IX—XV вв., ч. 2 / Под. ред. Б.Д., Грекова. – М.: Академия наук СССР, 1953. – С. 813

2 «Псковские летописи», вып. 2. / Под ред. А.Н., Насонова. – М.:    Академия наук СССР, 1955 – С.- 365

3 Базилевич, К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века. – М.: Территория, 2001. – С.- 544

 


Информация о работе Формирование российского централизованного государства 14в