Формирование российского централизованного государства 14в

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:13, контрольная работа

Описание работы

Формирование российского централизованного государства сопровождалось беспрецедентным в истории по масштабам и стремительности расширением границ. Россия освоила громадные пространства Евразии, потратив на это великие усилия. С 1462 по 1533 г. территория государства выросла в 6,5 раза - с 430 тыс. км2 до 2,8 млн. К концу ХVI в. она составляла 5,4 млн км2, что приблизительно было равно размерам всей остальной Европы.

Работа содержит 1 файл

истр..docx

— 43.62 Кб (Скачать)

Введение:

Формирование  российского централизованного  государства сопровождалось беспрецедентным  в истории по масштабам и стремительности  расширением границ. Россия освоила  громадные пространства Евразии, потратив на это великие усилия. С 1462 по 1533 г. территория государства выросла  в 6,5 раза - с 430 тыс. км2 до 2,8 млн. К концу  ХVI в. она составляла 5,4 млн км2, что приблизительно было равно размерам всей остальной Европы.

От своих  западных соседей российское государство  отличалось многонациональным составом. Его этническая структура была иной, нежели в киевский период. Государственная  территория Киевской Руси ограничивалась расселением восточнославянского  народа. Около двух десятков неславянских племен были тогда данниками Руси, но они непосредственно не входили  в состав государства. Некоторые  балтские и финно-угорские племена тесно слились с древнерусским населением, растворившись в нем окончательно.

Расширение  государственных границ в XVI в. осуществлялось преимущественно в восточном и юго-восточном направлениях с помощью военной силы и сопровождалось предварительной дипломатической подготовкой. Присоединение к России татарских ханств развертывалось по отлаженному сценарию. Сначала на престол возводился ставленник Москвы, который и готовил почву для окончательной передачи ей власти. Как только оппозиция оказывалась сильнее и отбирала власть, Москва осуществляла карательную экспедицию, которая и приводила к присоединению ханства к России. Примерно так вошли в состав государства Казанское и Астраханское ханства. Западное направление внешней политики на этом этапе не было для страны успешным. Ливонская война показала, что молодая Россия еще не подготовилась к борьбе с коалицией сильных западноевропейских государств.

Российское  государство испытывало тенденцию  к усилению самодержавия государей  и масштабной идеологизации управления. Русские государи опирались при этом не на города и их противоречия с феодалами, как в Западной Европе, а на военно-бюрократический аппарат и религиозное чувство народа. Углублению этой специфики власти и ее прочному закреплению в качестве политической традиции способствовало почти полувековое пребывание на престоле Ивана Грозного. Это яркий пример влияния неординарной личности на историю.

В XIV - XV вв. после феодальной раздробленности  на Руси наступает период формирования единого Российского государства. В отличие от Древней Руси с  центром в Киеве, ядром нового единого государства стала Северо - Восточная Русь.

Организатором объединения русских земель явилось  Московское княжество. Нашествие Батыя  разорило крупные города, способствовало оттоку населения в менее обжитые  районы, что привело к подъему "молодых" городов - Твери и  Москвы. Москву отличало выгодное географическое положение в центре русских земель. Она была защищена от внешних нападений  со всех сторон другими княжествами. Москва располагалась на перекрестке  торговых путей, связывавших русские  земли.

Первый  этап объединения (первая половина XIV в.) связан с деятельностью Московских князей Даниила Александровича (1276-1303) и Ивана Даниловича Калиты (1325-1340).

Второй  этап объединения (вторая половина XIV - первая половина XV вв.) связан с деятельностью  московского князя Дмитрия Ивановича  Донского (1359-1389), его сына Василия I (1389-1425) и внука Василия II Темного (1425-1462).

Третий  этап объединения (вторая половина XV - первая четверть XVI вв.), связанный с  деятельностью Великого князя Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533), завершил процесс создания единого  Русского государства.

Образование Российского централизованного  государства стало фактом большого международного значения. Россия заняла видное место среди европейских  государств. Возрос авторитет России среди западных и южных славян. В Москве находили убежище многие южнославянские патриоты и греки, подвергшиеся у себя на родине гонениям со стороны  турецких завоевателей. Российское государство  установило постоянные дипломатические  связи со многими странами Европы и Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Специфика становления Русского централизованного государства

В середине ХIII в. 1263 г. на северо-западе русских земель возникло новое государство - Великое княжество Литовское. В 1243 г. на востоке от русских земель возникло другое великое государство - Золотая орда.

А Русь в  это время переживала апогей феодальной раздробленности. И Литва стала  очень активно присоединять русские  земли. В конце ХIV в. в состав Литвы вошли территории Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, которая более активна осуществляла политику в отношении русских земель, стала проводить такие же действия и Золотая Орда.

Распавшаяся Русская земля оказалась между  двумя сильными государствами - Великим  княжеством Литовским и Золотой  Ордой. Два великих государства  стали соперничать за установление контроля над русскими землями. И  настал такой момент, что объединить русские земли могли как Литва, так и Золотая Орда. Тогда бы русские, что в Золотой Орде, что  в Великом княжестве Литовском  стали бы второстепенным, незначительным народом.

Но нашлись  на Руси две силы, которые смогли противостоять устремлениям как Литвы, так и Золотой Орды.

Первая - это Русская Православная церковь. В период покорения Руси Русская  церковь также подверглась страшному  разгрому. Но, будучи веротерпимыми, и  зная, какой силой обладает Церковь, монгольские ханы стали оказывать  ей поддержку. Церковь была освобождена  от налогов, за оскорбление Церкви по монгольским законам полагалась смерть. Первые 100 лет после монгольского нашествия Русь лежала в руинах, но Русская церковь расцвела. Большое  распространение получила монастырская жизнь. Только во второй половине ХIII в. в северных лесах возникло 200 монастырей. Русская Церковь стал тем сосудом, где хранился, пестовался, укреплялся, распространялся дух русского народа.

Церковь вначале поддерживала мирные отношения  с ханами Золотой Орды. Но в 1312 г. Орда перешла в ислам. После этого  ханы Орды стали проводить политику нетерпимости по отношению к православию. В частности, в Орде было казнено 70 царевичей чингизидов за исповедывание православия. После принятия католичества в 1387 г. политику нетерпимости по отношению к православию стала проводить и Литва. И тогда Русская Православная церковь стал поддерживать русских князей в их стремлении к независимости.

Вторая  сила - Воля русских князей. В ХIII в. Орда переживала лучшие времена. Силы были неравны, и русские князья вынуждены были раболепствовать. Но стремление русских князей к независимости никогда не было сломлено. Они всегда помнили, что они Рюриковичи, что их могучие предки создали великую Киевскую Русь. Образ великой Руси взывал к воскрешению.

2.Этапы образования Русского централизованного государства

Ещё в  ХII в. во Владимиро-Суздальском княжестве проявилась тенденция к объединению земель под властью одного князя. Со временем именно на владимирских князей население Руси стало смотреть как на защитников всей русской земли.

В конце  ХIII в. Орда вступила в затяжной кризис. Тогда активность русских князей усилилась. Она проявилась в собирании русских земель. Собирание русских земель завершилось созданием нового государства. Оно получило название "Московия", "Российское государство", научное название - "Русское централизованное государство".1

Образование Русского централизованного государства  проходило в несколько этапов:

Возвышение  Москвы - конец ХIII - начало ХIV вв.;  Москва - центр борьбы с монголо-татарами ( вторая половина ХIV - первая половина ХУ вв.);

Завершение  объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III - конец ХV - начало ХVI вв.

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII - начало XIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются  новые города Москва и Тверь.

Возвышение  Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.), когда его брат, тверской князь Ярослав, получил от татар  ярлык на Великое Владимирское княжение. В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступает в роли политического  центра и организатора борьбы против Литвы и татар. В 1304 г. Великим  князем Владимирским становится Михаил Ярославович, который первым принимает  титул Великого князя "Всея Руси" и пытается подчинить важнейшие  политические центры: Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало  возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского - Даниила (1276 - 1303 гг.). Старшим сыновьям Александр  Невский раздал почётные уделы, а  Даниилу, как младшему, в удел досталось  небольшое селение Москва с округой  на дальнем пограничье Владимиро-Суздальской  земли. Перспективы занять великокняжеский  престол у Даниила не было, поэтому  он занялся хозяйством - отстраивал Москву, заводил ремёсла, развивал земледелие. Случилось так, что за три года территория владения Даниила увеличилась  в три раза: в 1300 г. он отнял у  рязанского князя Коломну, в 1302 г. бездетный  переяславский князь завещал ему свой удел. Москва стала княжеством. В правление Даниила Московское княжество стало самым сильным, а Даниил, благодаря своей созидательной политике, самым авторитетным князем на всём Северо-Востоке. Даниил Московский стал также основателем московской княжеской династии. В Москве Даниил выстроил монастырь, назвал его в честь своего небесного покровителя Даниловским. По сложившейся на Руси традиции, почувствовав приближение конца, Даниил принял монашество и был упокоен в Даниловском монастыре. В настоящее время Свято-Данилов монастырь играет значительную роль в жизни православных и является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

После Даниила  в Москве стал править его сын  Юрий (1303 - 1325 гг.). Великим князем Владимирским в это время был Михаил Ярославич  Тверской. Владимирским престолом он владел "по правде" - древнему праву  наследования, установленному ещё Ярославом  Мудрым в ХI в. Михаил Тверской был похож на былинного богатыря: сильный, храбрый, верный слову, благородный. Он пользовался полным расположением хана. Реальная власть на Руси ушла из рук потомков А. Невского.

У Юрия Даниловича - внука Александра Невского - не было никаких прав на первый престол на Руси. Но у него было одно из самых  сильных княжеств на Руси - Московское. И Юрий Данилович вступил с  тверским князем в борьбу за владимирский престол.

Началось  долгое и упорное противоборство за титул великого князя на Руси между потомками Александра Невского - Даниловичами - и потомками младшего брата Невского Ярослава - Ярославичами, между московскими князьями и  тверскими. В конечном итоге победителями в этой борьбе стали московские князья. Почему это стало возможным?

К этому  времени московские князья уже полвека  были вассалами монгольских ханов. Ханы жёстко контролировали деятельность русских князей, используя хитрость, подкупы, предательство. Со временем русские  князья стали перенимать у монгольских ханов стереотипы поведения. И более "способными" учениками монголов оказались московские князья.

Юрий  Московский женился на родной сестре хана. Не желая усиления одного князя, хан ярлык на Великое княжение предоставил и своему родственнику Юрию. Не желая столкновений с Москвой, Михаил Ярославич Тверской отказался  от великого княжения в пользу Юрия Даниловича. Но московское войско постоянно  подвергало разорению земли Тверского  княжества. Во время одного из таких  столкновений тверичами была захвачена в плен жена Юрия княгиня Агафья (Кончака). В плену она умерла.

Юрий  Данилович и Михаил Ярославич  были вызваны в Орду. В Орде тверской князь был обвинён в неуплате дани, гибели сестры хана и убит. Ярлык  на Великое княжение был передан  московскому князю.

В 1325 г. в  ставке хана Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Ярославича Дмитрием. Дмитрий по приказу хана был казнён, но ярлык на Великое  княжение был передан следующему сыну Михаила Ярославича - Александру Михайловичу. Вместе с Александром  Михайловичем в Тверь был послан татарский отряд Чолкана для сбора дани.

А в Москве после смерти Юрия стал править его  брат Иван Данилович по прозвищу Калита, Иван I (1325 - 1340). В 1327 г. в Твери произошло восстание против татарского отряда, в ходе которого Чолкан был убит. Иван Калита пошёл на тверичей с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Больше  московские князья ярлык на великое  княжение не выпустят из своих рук.

Калита добился сбора дани на Руси вместо монголов. У него появилась возможность утаивать часть дани и использовать её для укрепления Московского княжества. Собирая дань, Калита стал регулярно объезжать русские земли и постепенно складывать союз русских князей. Хитрый, мудрый, осторожный Калита старался поддерживать самые тесные связи с Ордой: исправно платил дань, регулярно ездил в Орду со щедрыми подарками ханам, их жёнам, детям. Щедрыми подарками Калита в Орде расположил к себе всех. Ханши с нетерпением ждали его приезда: Калита всегда привозил серебро. В Орде. Калита постоянно что - то просил: ярлыки на отдельные города, целые княжения, головы своих противников. И Калита неизменно получал в Орде то, что хотел.

Благодаря расчётливой политике Ивана Калиты Московское княжество постоянно расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских набегов.

Иван  Калита стремился к тому, чтобы Москва, а не Владимир стала религиозным центром. Для главы Русской церкви - митрополита - выстроил удобные палаты. Митрополит Пётр любил подолгу гостить в Москве: Калита радушно принимал его, делал Церкви щедрые подарки. Митрополит Пётр предсказал, что если Калита выстроит в Москве собор во славу Богородицы, как во Владимире, и упокоит его в нём, то Москва станет истинной столицей. Иван Калита выстроил в Москве Успенский собор (как во Владимире) и упокоил в нём главу Русской церкви. Для русских это было Божьим знамением, знаком избранничества Москвы. Следующий митрополит - Феогност - окончательно перебрался из Владимира в Москву. Это было большим достижением Ивана Калиты.2

Информация о работе Формирование российского централизованного государства 14в