Формирование конституционно-правовых идей «разделение властей» и «народного суверенитета», первые опыты их реализации – Конституция СШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:48, доклад

Описание работы

Правильное понимание любого явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях оно возникло и как развивалось. Исторический подход необходим и для познания его сущности. Поэтому необходимо охарактеризовать социальные, политические и правовые воззрения тех идеологов американской революции, идейные истоки которых в той или иной степени нашли отражение в Декларации независимости Соединенных Штатов и Конституции США 1787 г.

Работа содержит 1 файл

Доклад Конституция США.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

  В результате «переходного периода» сложились  два главных теоретических подхода к организации всей системы построения органов государственной власти. Во- первых, сувереном является народ, а не институты власти, обладающие лишь теми полномочиями, которые делегировал им народ. Во-вторых, ни один из институтов власти не может быть единственным выразителем общей воли народа. Выразителем такой воли они могут быть только все вместе и в равной степени. Все ветви власти, таким образом, выражают волю народа по его уполномочию, в соответствии с присущими им функциями и в пределах, установленных писаной конституцией. 

  Анализ  текста Конституции США и его  многочисленных комментариев и толкований позволяет прийти к заключению, что  в нем речь идет не о классическом разделении властей. Власть как таковая  предполагается единой, разделяются, разграничиваются лишь властные полномочия. Единство власти выводится из концепции единого суверенитета, который теоретически пребывает в народе.

  Таким образом, следует  говорить не о трех властях, а о трех высших органах государственной  власти, наделенных относительно определенной предметной и функциональной компетенцией.

  Разграничение функциональной компетенции между  тремя ветвями власти осуществлено в конституции в весьма общих  чертах. Учредители конституции исходили из того, что сами понятия «исполнительная  власть» и «судебная власть» предполагают соответствующие им функциональные назначения — исполнение законов и осуществление правосудия. Что же касается предметов правового регулирования этих двух ветвей власти, то о них не сказано ни слова. Исключение конституция делает только для конгресса, которому вручаются законодательные полномочия, но который формально не получил от Основного закона статуса носителя законодательной власти.

  Система «сдержек и противовесов», положенная в основу организации и  функционирования центральных органов государственной власти США, покоится на следующих началах.

  Во-первых, все три власти имеют различные  источники их формирования. Носитель законодательной власти — конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, иными словами, избирательным корпусом. Сенат — легислатурами штатов. Носитель исполнительной власти — президент избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются народом. Что касается носителя судебной власти Верховного суда, то он формируется совместно президентом и сенатом.

  Во-вторых, все органы государственной  власти согласно конституции  имеют различные  сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года. У сената нет установленного срока полномочий, так как его состав обновляется каждые два года на одну треть путем перевыборов. Президент избирается сроком на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

  Установление  конституцией различных источников формирования и сроков полномочий для носителей законодательной, исполнительной и судебной властей должно было, по мысли учредителей Основного закона, привести к двум важным результатам: обеспечить соответствующие ветви власти определенной самостоятельностью по отношению друг к другу и предупредить одновременное обновление их состава).

  В третьих, авторы системы  «сдержек и противовесов»  ставили цель создать  такой механизм, в  рамках которого каждая из ветвей власти имела  бы возможность нейтрализовать узурпаторские тенденции другой. В соответствии с этой идеей конгресс получил право отклонять законопредложения президента (включая финансовые), которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших федеральных должностей поскольку в силу процедуры получения «совета и согласия» необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов верхней палаты, Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности до истечения срока его полномочий.

  Важнейшим конституционным средством воздействия  президента на конгресс является отлагательное  вето.

 Носитель  судебной власти — Верховный суд  формировался совместно президентом  и конгрессом. Члены Верховного суда назначаются президентом «по совету и с согласия сената», т. е. с одобрения двух третей присутствующих сенаторов при наличии кворума. Формально Верховный суд учреждался как высшая апелляционная инстанция и как суд первой инстанции по определенной категории дел. Фактически конституция содержала условия для наделения Верховного суда правом конституционного надзора, что позволяло ему ограничивать законодательную деятельность конгресса и нормоустанавливающую деятельность президента. Досрочное отстранение судей Верховного суда от должности могло быть осуществлено в соответствии с процедурой импичмента. 

 Созданная Конституцией 1787 г. государственная  система представляла собой конечный результат порою противоречивых политических и экономических тенденций, практического опыта и теорий.

  Даже  спустя полтора с лишним столетия критически мыслящие американские ученые, политики, юристы не могут дать однозначного ответа на вопрос о конечных результатах  системы «сдержек и противовесов»  — американской модели разделенных, но объединенных властей.

  Сочетание в системе «сдержек и противовесов»  таких противоречивых начал, как  разделенность и единство, при  котором формально независимые  ветви власти являлись одновременно интегральными частями единого федерального правительства, поражали воображение не только современников конституции, но и отдаленных потомков ее учредителей. 

Американский  опыт доказывает, что теория разделения властей отнюдь не плод досужей фантазии юристов; она итог многовекового  развития государственности неустанного поиска действенных механизмов, способных обуздывать наиболее вопиющие злоупотребления властью, когда она сосредотачивается в одном органе, становясь бесконтрольной и деспотичной.

Информация о работе Формирование конституционно-правовых идей «разделение властей» и «народного суверенитета», первые опыты их реализации – Конституция СШ