Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:48, доклад
Правильное понимание любого явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях оно возникло и как развивалось. Исторический подход необходим и для познания его сущности. Поэтому необходимо охарактеризовать социальные, политические и правовые воззрения тех идеологов американской революции, идейные истоки которых в той или иной степени нашли отражение в Декларации независимости Соединенных Штатов и Конституции США 1787 г.
В
результате «переходного периода» сложились
два главных теоретических
Анализ текста Конституции США и его многочисленных комментариев и толкований позволяет прийти к заключению, что в нем речь идет не о классическом разделении властей. Власть как таковая предполагается единой, разделяются, разграничиваются лишь властные полномочия. Единство власти выводится из концепции единого суверенитета, который теоретически пребывает в народе.
Таким образом, следует говорить не о трех властях, а о трех высших органах государственной власти, наделенных относительно определенной предметной и функциональной компетенцией.
Разграничение функциональной компетенции между тремя ветвями власти осуществлено в конституции в весьма общих чертах. Учредители конституции исходили из того, что сами понятия «исполнительная власть» и «судебная власть» предполагают соответствующие им функциональные назначения — исполнение законов и осуществление правосудия. Что же касается предметов правового регулирования этих двух ветвей власти, то о них не сказано ни слова. Исключение конституция делает только для конгресса, которому вручаются законодательные полномочия, но который формально не получил от Основного закона статуса носителя законодательной власти.
Система «сдержек и противовесов», положенная в основу организации и функционирования центральных органов государственной власти США, покоится на следующих началах.
Во-первых, все три власти имеют различные источники их формирования. Носитель законодательной власти — конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, иными словами, избирательным корпусом. Сенат — легислатурами штатов. Носитель исполнительной власти — президент избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются народом. Что касается носителя судебной власти Верховного суда, то он формируется совместно президентом и сенатом.
Во-вторых, все органы государственной власти согласно конституции имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года. У сената нет установленного срока полномочий, так как его состав обновляется каждые два года на одну треть путем перевыборов. Президент избирается сроком на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.
Установление конституцией различных источников формирования и сроков полномочий для носителей законодательной, исполнительной и судебной властей должно было, по мысли учредителей Основного закона, привести к двум важным результатам: обеспечить соответствующие ветви власти определенной самостоятельностью по отношению друг к другу и предупредить одновременное обновление их состава).
В третьих, авторы системы «сдержек и противовесов» ставили цель создать такой механизм, в рамках которого каждая из ветвей власти имела бы возможность нейтрализовать узурпаторские тенденции другой. В соответствии с этой идеей конгресс получил право отклонять законопредложения президента (включая финансовые), которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших федеральных должностей поскольку в силу процедуры получения «совета и согласия» необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов верхней палаты, Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности до истечения срока его полномочий.
Важнейшим
конституционным средством
Носитель
судебной власти — Верховный суд
формировался совместно президентом
и конгрессом. Члены Верховного суда назначаются
президентом «по совету и с согласия сената»,
т. е. с одобрения двух третей присутствующих
сенаторов при наличии кворума. Формально
Верховный суд учреждался как высшая апелляционная
инстанция и как суд первой инстанции
по определенной категории дел. Фактически
конституция содержала условия для наделения
Верховного суда правом конституционного
надзора, что позволяло ему ограничивать
законодательную деятельность конгресса
и нормоустанавливающую деятельность
президента. Досрочное отстранение судей
Верховного суда от должности могло быть
осуществлено в соответствии с процедурой
импичмента.
Созданная Конституцией 1787 г. государственная система представляла собой конечный результат порою противоречивых политических и экономических тенденций, практического опыта и теорий.
Даже спустя полтора с лишним столетия критически мыслящие американские ученые, политики, юристы не могут дать однозначного ответа на вопрос о конечных результатах системы «сдержек и противовесов» — американской модели разделенных, но объединенных властей.
Сочетание
в системе «сдержек и противовесов»
таких противоречивых начал, как
разделенность и единство, при
котором формально независимые
ветви власти являлись одновременно
интегральными частями единого федерального
правительства, поражали воображение
не только современников конституции,
но и отдаленных потомков ее учредителей.
Американский опыт доказывает, что теория разделения властей отнюдь не плод досужей фантазии юристов; она итог многовекового развития государственности неустанного поиска действенных механизмов, способных обуздывать наиболее вопиющие злоупотребления властью, когда она сосредотачивается в одном органе, становясь бесконтрольной и деспотичной.