Формирование конституционно-правовых идей «разделение властей» и «народного суверенитета», первые опыты их реализации – Конституция СШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:48, доклад

Описание работы

Правильное понимание любого явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях оно возникло и как развивалось. Исторический подход необходим и для познания его сущности. Поэтому необходимо охарактеризовать социальные, политические и правовые воззрения тех идеологов американской революции, идейные истоки которых в той или иной степени нашли отражение в Декларации независимости Соединенных Штатов и Конституции США 1787 г.

Работа содержит 1 файл

Доклад Конституция США.doc

— 163.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и  науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная  юридическая академия

имени О.Е. Кутафина» 

Институт  магистратуры

Программа: Правовое сопровождении бизнеса (бизнес-юрист) 
 
 
 
 
 

Доклад  по дисциплине «История и методология  юридической науки» 

Тема: Формирование конституционно-правовых идей «разделение  властей» и «народного суверенитета», первые опыты их реализации – Конституция  США 1787 года. 
 
 

Выполнил

Студент магистратуры:

Ильченко  Анна Сергеевна

Преподаватель:

к.ю.н. Назаренко  Наталья Ивановна 
 
 
 
 

Москва

2011

    Формирование  конституционно-правовых идей «разделение  властей» и «народного суверенитета», первые опыты их реализации – Конституция США 1787 года. 

    Правильное  понимание любого явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях оно возникло и как развивалось. Исторический подход необходим и для познания его сущности. Поэтому необходимо охарактеризовать социальные, политические и правовые воззрения тех идеологов американской революции, идейные истоки которых в той или иной степени нашли отражение в Декларации независимости Соединенных Штатов и Конституции США 1787 г.

    Выдающийся  американский просветитель-демократ Бенджамин Франклин (1706 - 1790 гг.), развивая свою концепцию внутреннего суверенитета американских колоний Англии, выдвинул теоретическое обоснование - доктрину федеральной организации Британской империи. Доктрина сама по себе имела в то время очевидный демократический характер и ее можно рассматривать как призыв к буржуазно-демократической реформе имперской организации Британии. Б. Франклин отстаивал идею полного равенства всех частей империи, их внутреннего суверенитета, разделяемого органами колоний с английским королем; он впервые назвал североамериканские колонии государствами, уточнив при этом, что ни одно из них не является составной частью Великобритании.

    Говоря  о политико-правовых воззрениях Томаса Джефферсона (1743 - 1826 гг.), следует упомянуть о тех чертах его просветительской идеи, которые раскрывают не столько ее цельность, сколько противоречивость. Так, явно идеализируя буржуазную республику, Т. Джефферсон делает вывод, что право народа на революционное свержение правительства, провозглашенное в Декларации независимости, на американской почве уже исчерпало себя. Выступая в пользу постепенного освобождения рабов, Т. Джефферсон считал необходимой в дальнейшем экспатриацию негров из США. Отмеченные черты воззрений Джефферсона не отменяют, конечно, общей оценки его как выдающегося представителя буржуазной демократии.

    Старания  американского народа выразил Т. Пэйн (1737 - 1809 гг.), который доказывал  необходимость полного и немедленного разрыва с Англией, провозглашения каждой колонии самостоятельной республикой и развивал идею естественного равенства людей в правах; с государственной независимостью он связывал надежду на демократическое правление и процветание народа. 

    В 1776 г. в Северной Каролине, Виргинии и других колониях была провозглашена  независимость. Колонии объявили себя республиками-штатами, а 1 июля 1776 г. законодательное собрание Виргинии приняло так называемую Виргинскую декларацию прав, которая явилась первой декларацией в истории американского народа. Виргинская декларация охватывала весь круг идей, обосновывавших отделение от Англии и образование демократической республики. Более последовательная, чем принятая вскоре Декларация независимости, она говорила о защите «жизни, свободы и собственности».

Одна  из великих идей этого документа состояла в идее гражданского равенства. В начале Декларации говорилось: «Мы считаем следующие истины самоочевидными: что все люди созданы равными, что создатель наделил их определенными неотъемлемыми правами, что ими являются право на жизнь, свобода и стремление к счастью». Идеологи американской буржуазной революции Т. Джефферсон, Б.Франклин и Т. Пейн верили, что эти принципы станут неотъемлемыми от американской государственности.

     В 1776 г. Принимается Декларация независимости, философские положения которой содержали всего триста слов, действительно представлялась манифестом основных свобод, поднимала на войну, вызывала во всем мире среди прогрессивной части населения горячие симпатии к американской революции. В ней был сформулирован новый по тем временам принцип суверенитета народа, ибо «отцы-основатели» полагали, что лучшая форма государства - это республика. В Декларации заявлялось, что правительства создаются для обеспечения перечисленных в ней естественных прав и, если длительное время их нарушают, должны свергаться. Народ учреждает ту форму правления, которая представляется «наиболее пригодной для обеспечения его безопасности и счастья».

     После принятия Декларации независимости: каждый из штатов приступил к разработке и утверждению своей конституции. Это вытекало из решений II Конгресса.

В 1775 - 1778 гг. во всех 13 штатах были приняты конституции, открывавшиеся заявлениями, подобными  заявлениям Декларации независимости. Почти повсеместно были приняты  билли о правах, провозглашавшие  свободу слова, совести, собраний, неприкосновенность личности и т. д. Конституции объявляли упраздненными привилегии земельной аристократии, запрещали взыскивать ренту и ликвидировали другие пережитки феодализма. Политическая власть сосредоточилась в руках буржуазии и плантаторов.

     А уже к середине 1777 г., т. е. через  год после подписания Декларации независимости, все американские колонии  стали самоуправляющимися на основе принятых в них конституций. Конституции  провозглашали суверенитет народа, что ни в коей степени, однако, не означало подлинной передачи власти в руки народа.

Соединенные Штаты составляли в этот период не союзное государство, а союз государств, центральное правительство которого не имело достаточно властных полномочий. Высший орган конфедерации -- однопалатный конгресс фактически не обладал правом вмешиваться во внутренние дела штатов. Решение любых вопросов, входивших в компетенцию конгресса, предусматривало согласие не менее 9 из 13 штатов. По существу за штатами сохранялась полная самостоятельность в таких делах, как введение налогов и пошлин, содержание армии и флота.

     Между штатами зачастую возникали конфликты, в частности при определении  границ. Суды принимали решения, противоречившие  одно другому. Законодательные органы некоторых штатов ввели таможенные законы, наносившие ущерб их более слабым соседям. Девять штатов создали свои собственные армии, а некоторые завели флот. Дж. Вашингтон писал в те дни, что связь между штатами держится на «веревке из песка», а престиж общих союзных органов упал очень низко.

     Правящие классы, буржуазия и крупные землевладельцы, стремясь использовать плоды победы в войне с Англией только в своих интересах, открыто встали на путь репрессий против простого народа. Положение рабочих и фермеров в условиях экономической разрухи и антинародной политики эксплуататорских классов было чрезвычайно тяжелым. Недовольство захватило широкие слои населения, в том числе и армию. Борьба бедноты принимала все более острый характер.

     Угроза  народных восстаний также явилась  причиной, побудившей буржуазию и плантаторов-рабовладельцев создать сильный, централизованный государственный механизм, установить твердую власть, которая была бы в состоящий эффективно охранять интересы эксплуататоров.

     Таким образом, в основе перехода от конфедерации к федерации лежали следующие причины: необходимость преодоления политической и экономической разобщенности между штатами, создания сильных центральных органов власти и управления при максимальном отстранении широких народных масс от участия в политической жизни страны, повышение авторитета страны на международной арене. 

     События, происшедшие в Америке после 1776 года, так же как и история правительства  Британии, заставили «отцов основателей» усомниться, способно ли народное согласие само по себе быть достаточным гарантом свободы. Народное правительство может оказаться слишком слабым, чтобы предотвратить внутренние беспорядки. Народное большинство может, с другой стороны, обладать склонностью к тирании. Фактически тирания большинства, по утверждению Д. Мэдисона, грозит даже более серьезными неприятностями, чем власть меньшинства. Сталкиваясь с волей большинства, личность не может рассчитывать на помощь общественного мнения или на возможность народного бунта. Следовательно, возникает довольно сложная проблема: как создать правительство, достаточно сильное для того, чтобы управлять государством, но не слишком сильное, чтобы не подавлять свободу граждан. Делегаты совещания в Филадельфии (май 1787 года) считали, что «демократия» в том виде, как ее понимали раньше – то есть власть толпы, обнаруживается, например, в ходе восстания Б. Шейса, – не могла привести к решению проблемы. С другой стороны, аристократия – власть меньшинства – тоже не была выходом из положения, поскольку меньшинство так же можно испортить властью, как и большинство. Д. Мэдисон считал, что свободу нельзя защитить только разработкой конституции, которая ограничивала бы полномочия правительства.

     Сразу после того, как конституционное  совещание было созвано и Джордж Вашингтон был избран его председателем, делегация Вирджинии представила всеобъемлющий план, в значительной степени разработанный Мэдисоном, с целью учреждения абсолютно нового национального правительства. Этот план в короткое время стал основным предметом обсуждения на совещании.

     Соглашаясь  рассмотреть «план Вирджиния», участники совещания изменили его основную задачу. Они отказались от пересмотра статей Конфедеративного договора в пользу создания истинно национального правительства. «План Вирджинии» призывал к созданию прочного национального государства, организованного по принципу существования трех независимых ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Они должны основываться на двух ключевых принципах: общенациональная законодательная власть может принимать решения по всем вопросам, по которым не полномочны действовать отдельные штаты, например, налагать вето на любой или все законы штатов; по крайней мере одна из законодательных палат должна избираться прямым общенародным голосованием.   

     В одной из своих самых известных  статей в защиту Конституции Джеймс Мэдисон так объяснял деликатность проблемы разделения властей:

«При  создании правительства, которое должно управлять одними людьми посредством  других людей, основная трудность состоит  в том, что вы должны, во-первых, дать возможность правительству контролировать управляемых, а во-вторых, вменить ему в обязанность осуществлять самоконтроль». Мэдисон большую часть 1786 г. посвятил изучению литературы, присланной ему Томасом Джефферсоном, а затем отправился в Париж в надежде найти существующий образец, на который можно было бы опираться при создании американской республики. Он пришел к выводу, что такого образца не существует. История показала, что конфедерации были слишком слабы, чтобы управлять государством, и находились под постоянной угрозой уничтожения из-за внутренних разногласий, а более сильные формы управления были слишком могущественны и имели возможность подавлять свободу граждан.

     Д. Мэдисон,  Т. Джефферсон, Д. Вашингтон много потрудились над практическим  претворением теории разделения властей. Все они пришли к выводу, что из этой конструкции должны следовать: срочность полномочий должностных лиц; несовместимость депутатского мандата  с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль над законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; ответственность высших должностных лиц всех ветвей власти перед верховным представительным органом; независимость судейского корпуса.

    Творцы  конституции явно опасались тирании со стороны большинства, которое передало бы бразды правления в руки правящего меньшинства, как это часто случалось в европейских странах. Поэтому и самой главной и весомой причиной обращения к разделению властей была возможность предотвращения с ее помощью узурпации власти одной из ветвей и установления диктаторского режима. 

    В период, непосредственно предшествующий созыву Филадельфийского конвента 1787 г., американское политическое сознание характеризуется такими чертами, которые  наложили неизгладимый отпечаток на всю деятельность Конвента. Совершенно четко и определенно выразилась неудовлетворенность как опытом государственного строительства в штатах, так и междуштатными конфедеративными отношениями. Поиски более совершенных и удобных для правящего класса систем организации власти для отдельных штатов и для той единой республики, которая должна была их объединить, велись в направлении создания чисто американского, приспособленного к местным условиям варианта разделения властей. От собственно британской концепции верховенства законодательной власти американцы отказались полностью. В воздухе носилась идея о равномерном распределении всех полномочий государственной власти между «тремя ветвями правительства». Доминирующим настроением было обуздание узурпаторских амбиций законодательной ветви власти. Об этом писали и говорили наиболее выдающиеся политические мыслители Америки того времени — Д. Мэдисон, А. Гамильтон и др.

Информация о работе Формирование конституционно-правовых идей «разделение властей» и «народного суверенитета», первые опыты их реализации – Конституция СШ