Формирование единого российского государства в 14-15 в.в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В 14-15 в.в. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности. Московские князья Юрий Данилович (княжил в 1303-1325г.г.) и Иван Калита (княжил в 1325-1340 г.г.) получили от ханов ярлыки на княжение, которое с этого времени прочно удерживалось московскими князьями.
При Иване Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву, и она стала политическим и духовным центром тогдашней Руси.
Во второй половине 14 в. Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига. Московское ополчение составляло основное ядро русских войск, разгромивших под руководством Димитрия Донского (княжил в 1359-1389гг) на Куликовом поле (1380) монголо-татарские полчища Мамая.

Содержание

Введение. 3
1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства 5
2. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении Российского государства 11
3. Формирование централизованного российского государства 15
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Приложение 22

Работа содержит 1 файл

москва 14-15 век.doc КОРОТКО.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, вследствие целого ряда исторических причин в становлении государственности  Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Отношения вассалитета, утвердившиеся в Киевской Руси до татаро-монгольского ига, уступают отношениям подданничества.

     Уже во времена правления Ивана III в  русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны — от высшего боярства до последнего смерда — были подданными царя, его холопами. Отношения подданства ввела в закон Белозерская уставная грамота 1488 года. По этой грамоте все сословия были уравнены перед лицом государственной власти.

     Экономической основой подданнических отношений  явилось преобладание государственной  собственности на землю. В России, отмечал В.О.Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него — это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков — дворян под неограниченной властью царя-самодержца.

     Политика  опричнины проводилась с крайней  жестокостью. Выселения, конфискация  собственности сопровождалось кровавым террором, обвинениями в заговоре против царя. Наиболее сильные погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове. Недаром слова «опричнина» и «опричник» стали нарицательными и употреблялись как образное выражение грубого произвола.            

     В результате опричнины общество подчинилось  неограниченной власти единоличного правителя — Московского царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как дань традиции, но стала более управляемой. Ликвидированы экономически независимые от власти собственники. которые могли послужить основой формирования гражданского общества.                                               

     Помимо  государственной собственности  в Московском царстве была довольно широко распространена корпоративная, то есть коллективная собственность. Коллективными  собственниками были церковь и монастыри. Коллективной собственностью на землю и угодья обладали свободные крестьяне-общинники (черносошные). Таким образом, в русском государстве практически отсутствовал институт частной собственности, который в Западной Европе послужил основой принципа разделения властей, создания Системы парламентаризма.                                         

     Тем не менее, российскую государственность  нельзя в полной мере относить к  восточному деспотизму. В ней в  течение длительного времени  функционировали такие органы общественного представительства как Боярская Дума, земское самоуправление и Земские соборы.                                                 

     Боярская  Дума как совещательный орган  управления существовала еще в Киевской Руси. Тогда она не являлась частью государственного аппарата. С образованием единого централизованного государства Боярская Дума превращается в высший государственный орган страны. В состав Боярской Думы помимо государя входили бывшие удельные князья и их бояре. В ее руках практически сосредоточиваются наиболее важные властные функции. Боярская Дума является законодательным органом государства. Без ее «приговоров» законодательные акты не могли вступать в силу. Ей принадлежала законотворческая инициатива в принятии новых «уставов», налогов и знаменитых Судебников (1497,1550 г.г.), являвшихся сводами юридических норм и законов, действовавших на всей территории единого государства. Одновременно Боярская дума была и высшим исполнительным органом. Она осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии и земельным делам.

     Еще в конце XV в. возникла Оружейная палата — арсенал русского государства. Более четверти века заведовал ею талантливый дипломат и тонкий знаток искусства Б.И.Хитрово.

     На  рубеже ХV-ХVI в.в. в городах появились  так называемые городские приказчики — своего рода военные коменданты, назначаемые великим князем из числа  местных дворян. Городские приказчики ведали строительством и ремонтом городских укреплений, дорог и мостов, обеспечением перевозок военного провианта, производством пороха, хранением боеприпасов, оружия и продовольствия для войска. В задачу городовых приказчиков входило также проведение уездного сбора городского и крестьянского ополчений.

     Для создания единообразной системы  управления и суда на всей территории государства в 1497 г. был издан  Судебник — первый свод действующих  законов, нечто среднее между  уголовным кодексом и конституцией.

     В XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили, и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом – так называемое пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село» одним сроком в году — неделей до Юрьева дня (26 ноября по старому стилю) и неделей после него.

     Хотя  прямого указа о введении крепостного  права нет, факт его установления письменно подтверждает правило Юрьева дня в Судебнике 1497 г. Условием перехода была уплата пожилого — компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук. Старожилы-крестьяне (не менее 4-х лет прожившие у землевладельца) и новоприходцы платили по-разному. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было отдать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

          Со второй половины 15 в. Москва стала столицей образовавшегося Русского централизованного государства.

     В связи с этим неизмеримо выросло  ее политическое , культурное и экономическое  значение. С этого времени все  важнейшие события в жизни  русского народа связаны с Москвой.

       В 14-15 вв. Москва становится культурным  центром всего русского народа. В Москве возникли общерусские  летописные своды, развивавшие  идею единства Русского государства,  создался цикл повестей о Мамаевом  побоище (Куликовской битве), в  том числе поэма «Задонщина».

     Московская  архитектура, живопись и прикладное искусство достигли высокого уровня, положив начало так называемой московской школе. Крупнейшим московским художником конца 14 – 1-й трети 15 вв. был Андрей Рублев.

      Величайший  иконописец отечественного средневековья Феофан Грек творил в 14 веке.

        Для творчества Феофана Грека  характерны эмоционально-драматическая  трактовка образов, динамичная  композиция, сдержанный колорит,  пластичность изображений, подчеркнутая  смелым и точным наложением  световых бликов.

     Писатели  того времени называют Москву «царствующим градом».

 

     Список  используемой литературы: 

  1. Канторович  И. В. Из истории Москвы. М.: Слово.-2005.                
  1. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А.«История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, Русское слово, 2002 год.
  1. Ключевский В.О., Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. - М.: Мысль, 2005.
  1. Лютых А.А, Скобелкин О.В. Тонких В.А. История России.  Воронеж, 1993.
  1. Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001.
  1. Милюков Л.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т.2. Ч. 1. М.: Историческая литература. 2000.
  1. Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., Приор. 2000.
  1. Соловьев С.М., Об истории Древней России (Сост., авт. предисл. и примеч. А.И. Самсонов). – 2-е изд.- М.:   Просвещение, 1993.
  1. Тихомиров М. Н.  Древняя Москва 12 – 15 вв.  М.: Московия.1992 .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение.

     Правители средневековой Руси 

Начало  образования Руси Московской

Иоанн I Данилович Калита 
(1328 - 1340)
Получил ярлык на великое княжение от хана. Собирал Русь под московским княжеством. Скупал города и земли. Сделал Москву церковной столицей.
Симеон Иоаннович Гордый 
(1340 - 1353)
Назван великим  князем всея Руси. На Руси установил  мир и покой. Был дружен с Ордой.
Иоанн II Кроткий 
(1353 - 1359)
Получил ярлык  на великое княжение от хана. Исполнял волю бояр московских и митрополита.
Дмитрий Константинович 
(1359 - 1363)
Получил ярлык  на великое княжение от хана. Пытался  подчинить Москву Суздалю, но был  смещён Дмитрием Донским.
Дмитрий Иоаннович Донской 
(1369 - 1389)
Занял престол  без ханского ярлыка (ярлык получил  позднее). Воевал с Тверью, Рязанью, Литвой. Разбил татар на Куликовом  поле. Положил начало освобождению Руси от татарского ига. Установил порядок  престонаследия от отца к сыну.
Василий I Димитриевич 
(1389 - 1425)
Продолжал дело собирания Руси покупкой ярлыков  у хана. Перенёс Владимирскую икону  Божьей Матери в Москву. Отказался  платить дань ханам. Отбивал нашествия  татар. Оборонял Московскую Русь от Литовской, заключил мир.
Василий II Васильевич Тёмный 
(1425 - 1462)
Утвердил новый  порядок престолонаследия от отца к  сыну. Уничтожил все уделы, кроме  Твери, Новгорода, Вереи и Пскова.
НАЧАЛО  САМОДЕРЖАВИЯ
Иоанн III Васильевич 
(1462 - 1505)
Продолжил дело собирания Руси: подчинил Москве Новгород, Тверь, Верею, часть Рязани. В княжение Иоанна III: свергнуто татарское иго; принят Судебник; утверждён герб России с двуглавым орлом; стал использоваться титул царя; заложены основы самодержавия;

Информация о работе Формирование единого российского государства в 14-15 в.в.